Автор: Медведев Павел Юрьевич
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Дракинская СОШ"
Населённый пункт: село Дракино
Наименование материала: статья
Тема: "Активные методы обучения учащихся по истории и обществознанию в условиях ФГОС."
Раздел: среднее образование
Активные методы обучения учащихся по истории и
обществознанию в условиях ФГОС.
Активные методы обучения– методы, стимулирующие познавательную
деятельность обучающихся, характеризуются высоким уровнем активности
учащихся.
В настоящее время возрастает роль активных форм и методов обучения.
Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать граждан с
критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию,
дебаты.
Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения
следует строить на научной основе, рассматривая обучение как
целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества
учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением,
знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон
усвоения: воспринять — осмыслить — запомнить — применить — проверить
результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно
разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны:
восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание —
запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются,
углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и
проверки на практике.
Причиной низкого качества знаний учащихся по истории является главным
образом нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке
деятельность учащихся сводится лишь к восприятию излагаемых учителем
готовых знаний и не остается времени на осмысление, запоминание,
применение и проверку результатов. И наоборот: новаторами и передовиками
в школе становятся именно те учителя, которые учебный процесс строят в
соответствии с этим законом.
Психологи убеждают, что познавательная активность школьника — качество
не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может
прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей,
семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно
влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке,
успеваемость и настроение самого школьника. Поэтому у одного и того же
ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в
зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет
активизировать класс.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих
активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности
учащихся в процессе освоения учебного материала.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения:
1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая
игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный
урок и другие.).
2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные
занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные,
проектные занятия, творческие мастерские и др.)
3. Использование игровых форм.
4. Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).
5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации
и др.).
6. Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные,
парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
7. Использование дидактических средств (тесты, терминологические
кроссворды и др.).
8. Внедрение развивающих дидактических приемов - речевых оборотов типа
«Хочу спросить …», - «Для меня сегодняшний урок …», - «Я бы сделал так
…», «Я думаю, что …» ит.д.; - художественное изображение с помощью схем,
символов, рисунков и Интерактивные методы обучения (репродуктивный,
частично-поисковый, творческий и др.).
10.Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных,
социальных и др.).
11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие,
деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте и
др.). 12. Деятельностный подход в обучении.
Следовательно, активными методами обучения следует называть те, которые
максимально повышают уровень познавательной активности школьников,
побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся
класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно
слушают — думая, наблюдают — думая, читают — думая, выполняют
практические задания — думая. Подчеркиваю: в условиях среднего всеобуча
активными методами можно считать только те, которые побуждают к
активному, старательному учению именно всех учащихся классного
коллектива, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных,
ленивых.