Автор: Купряшова Оксана Ивановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ"Школа №72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Технология
Тема: "Развитие двигательных качеств методом круговой тренировки".
Раздел: среднее образование
Технология
« Развитие двигательных
качеств методом круговой
тренировки »
Учитель физической
культуры
Купряшова О.И.
Содержательная часть
Физическое
воспитание
одно
из
важнейших
направлений
деятельности школы.
Целью физического воспитания является содействие всестороннему
гармоничному развитию личности.
Основные задачи физического воспитания в школе:
укрепление
здоровья,
содействие
нормальному
физическому
развитию;
формирование
специальных
знаний,
умений
и
навыков,
обеспечивающих успешное выполнение задач в процессе обучения;
всестороннее развитие физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости, координации движений;
приобретение
учащимися
необходимых
знаний
по
основам
теории, методики и организации физического воспитания.
Анализируя
педагогическую
научно-методическую
литературу
в
выборе
технологии
развития
физических
способностей
школьников
на
уроках физической культуры я исходила из того, что:
1.
Организм
представляет
целостную
систему
и
отвечает
различными проявлениями на воздействие внешней среды, в том
числе и физические нагрузки, как единое целое.
2.
Соревновательная деятельность школьников заключается в сдаче
контрольных
нормативов,
которые
выявляют
уровень
развития
физических
способностей
(силы,
быстроты,
скоростно-силовых
качеств, ловкости и выносливости).
3.
Дозирование
физических
нагрузок
при
целенаправленном
развитии физических способностей должно основываться на учёте
морфо-функциональных
особенностей
организма
школьника
и
сдвигов,
происходящих
в
нём
при
выполнении
физических
упражнений.
За основу в работе по развитию двигательных качеств была взята
круговая тренировка.
Воспитание
Образование
Повышение
функциональных
возможностей
Круговая тренировка
техническая
физическая
Морально-
волевая
теоретическая
Методы сопряжённых воздействий
Игровой, соревновательный
однонаправленные
двухкомпонентные
интегральные
соревнования
Учёт морфо – функциональных способностей организма
Круговая
тренировка
способствует
решению
воспитательных,
образовательных
задач
и
повышению
функциональных
возможностей
организма.
В физическом воспитании круговая тренировка даёт возможность
самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества,
совершенствовать отдельные умения и навыки.
В этом процессе одна из важнейших задач преподавания должна
заключаться, с одной стороны, в моделировании специальных комплексов
и выработке алгоритмического предписания для их выполнения, а с другой
–
умении
организовать
и
управлять
самостоятельной
деятельностью
учащихся на уроках физического воспитания.
Под
алгоритмическим
предписанием
понимается
выполнение
конкретных
упражнений,
определённым
образом
подобранных
и
сконцентрированных в заданном временном интервале, обеспечивающих
необходимое
воздействие,
а
следовательно,
быстрое
развитие
двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени.
Необходимые требования, предъявляемые при разработке
комплексов
физической
подготовки,
выполняемых
методом
круговой
тренировки:
1.
Определить
перспективную
цель
формирования
двигательных
качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.
2.
Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с
учебной
программой,
её
конкретным
учебным
материалом,
учтя
наличие
спортивного
оборудования
и
инвентаря,
имеющегося
в
школе.
3.
Ознакомить
учащихся
с
методикой
организации
и
проведения
круговой тренировки. Вначале без учёта количества выполняемых
упражнений. Затем с определением максимального теста (МТ)
и
индивидуальной
нагрузки.
При
выявлении
индивидуального
МТ
каждое
упражнение
комплекса
учащиеся
выполняют
в
течение
обусловленного времени (работают 20 – 30 секунд, отдыхают 30 –
40 секунд), стараясь проделать его максимальное (для себя) число
раз.
После
определения
МТ
для
каждого
устанавливают
индивидуальную нагрузку: половину МТ (
2
МТ
) или четверть (
4
МТ
)
в
зависимости
от
подготовленности.
Весь
комплекс
выполняют
(один круг) за строго обусловленное время, каждое упражнение
повторяют в индивидуальной нагрузке (установленное число раз).
По мере приспособления к дозируемой нагрузке число повторений
увеличивают:
1
2
МТ
;
2
2
МТ
и т.д. При длительном выполнении
комплексов увеличивают и количество кругов прохождения всех
станций.
4.
Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную
часть урока и в зависимости от его задач, связанных с обучением,
занимать в ней соответствующее место.
5.
Определить объём работы и отдыха на станциях при выполнении
упражнений
с
учётом
возрастных
и
половых
особенностей
учащихся.
6.
Строго
соблюдать
определённую
последовательность
при
выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а
также
интервал
между
кругами
при
повторном
прохождении
комплекса.
7.
Создать станционные плакаты, запрограммировав их текстовую и
графическую
информацию,
определив
способ
её
размещения
и
хранения.
Для
индивидуального
дифференцирования
нагрузки
я
предлагаю
следующую модель станционного задания, принципиальное построение
которой заключается в следующем:
во-первых,
в
подборе
оптимального
соотношения
зрительной
и
текстовой
информации
об
упражнениях
и
методике их выполнения;
во-вторых, в станционное задание включают 1 – 3 схожих
упражнения, объединённых в блок трёхступенчатого задания;
в-третьих, степень трудности упражнений в станционном
задании должна возрастать от I к III варианту; по мере освоения
этих упражнений учащиеся переходят от простого варианта к
более сложному, не увеличивая количества повторений;
в-четвёртых, основанием для повышения нагрузки в таком
станционном
задании
будут
подбор
более
сложного
способа
в ы п ол н е н и я
д а н н о го
у п р а ж н е н и я ,
и с п о л ь з о в а н и е
дополнительного веса и увеличение отягощений, увеличение
амплитуды, расстояния и скорости движения.
Такой
подход
даёт
возможность
идти
по
пути
как
увеличения
объёма, так и повышения нагрузки за счёт перехода от одной ступени к
другой, более сложной по степени трудоёмкости выполнения упражнения в
комплексе круговой тренировки.
Таким
образом,
при
удачно
подобранном
комплексе
нет
необходимости
на
уроках
физической
культуры
каждый
ра з
перестраиваться в организационном плане при смене различных классов
по возрасту или полу, что экономит в конечном счёте рабочее время.
Модель станционного задания:
Для развития силы.
1.
И.П. – стойка ноги врозь, руки внизу, удерживают диск от штанги.
(масса 5 – 10 кг). Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
2.
То же, но с грифом штанги (масса 15 – 20 кг).
3.
То же, но со штангой (масса 25-30 кг).
Для развития быстроты движения.
1.
И.П. – высокий старт. Челночный бег с ускорением на отрезке 10 м
3 – 4 раза.
2.
То же, но повторить 4 – 5 раз на отрезке 15 м.
3.
То же, но повторить 5 – 6 раз на отрезке 20 м.
Для скоростно – силовой подготовки.
1.
И.П. – стоя на расстоянии 10 – 15 м от гимнастического коня
(козла) с разбега наскок в упор присев на коня (козла). Соскок
прогнувшись.
2.
То же, но опорный прыжок ноги врозь.
3.
То же, но опорный прыжок, согнув ноги.
Для развития координации, ловкости.
1.
И.П. – стойка ноги врозь, в руках баскетбольный мяч. Вращение
мяча вокруг туловища в правую и левую стороны.
2.
То же, но продвигаясь вперёд и назад.
3.
То же, но вращая мяч вокруг туловища и под поднятой ногой на
месте и продвигаясь вперёд и назад.
Для развития гибкости.
1.
И.П.
– вис стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись за
рейку над головой. Отведение туловища вперёд с прогибанием в
грудном отделе позвоночника. Вдох – перед началом прогибания,
выдох – при возвращении в исходной положение.
2.
То же, но из полуприседа.
3.
То же, но из виса присев.
Для развития выносливости.
1.
И.П. – лёжа на спине, хват сверху руками за низко висящую
пристенную перекладину. Сгибание и разгибание рук в висе лёжа,
касаясь подбородком перекладины.
2.
То же, но из виса стоя.
3.
То же, но из виса.
Итак, круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической
культуры, представляет собой целостную организационно-методическую
форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному
способу выполнения упражнений.
Круговая тренировка может проводиться несколькими методами –
непрерывно и с интервалами, в процессе которых каждое из упражнений
ученик выполняет многократно.
Суть
непрерывного
метода заключается
в
том,
что
ученик
передвигается по заданному кругу, выполняя определённые упражнения
или
задания,
позволяющие
избирательно
воздействовать
на
различные
системы жизнедеятельности организма, мышцы и т.д. Главной целью при
использовании этого метода является достижение заранее определённого
эффекта
или
реакций
основных
систем
человека,
обеспечивающих
высокую
работоспособность
в
конкретных
условиях
спортивной
деятельности.
Упражнение
выполняется
одно
за
другим,
а
отдых
предусматривается только после окончания всего круга, а может и вообще
отсутствовать.
При
применении
этого
метода
я
придерживаюсь
следующих
рекомендаций:
1.
нагрузку
можно
начинать
на
уровне
50%
от
максимально
возможной
для
каждого
ученика.
Повышение
нагрузки
необходимо
осуществлять
путём
увеличения
количества
упражнений, времени их выполнения, скорости, а также путём
укорочения времени отдыха между кругами;
2.
оптимальное количество упражнений находится в границах 6 – 12,
продолжительностью
до
1
минуты,
выполняемых
в
быстром
темпе.
Упражнения
необходимо
подбирать
в
соответствии
с
возможностями занимающихся, а их содержание может оставаться
постоянным;
3.
в
каждом
занятии
целесообразно
использовать
трёхкратное
преодоление
кругов.
После
выполнения
6
–
12
упражнений
необходимо отдыхать в течение 3 – 5 минут.
Интервальный метод круговой тренировки заключается в подборе
упражнений,
воздействующих
на
разные
группы
мышц
или
системы
жизнедеятельности организма и выполнении этих упражнений на каждой
из
«станций».
Упражнения
я
подбираю
таким
образом,
чтобы
они
соответствовали целям и задачам подготовки занимающихся на каждом
этапе.
В использовании этого метода необходимо помнить о следующем:
1.
тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в
ходе
занятий
–
от
50
–
60%
до
максимальной
на
каждой
из
«станций».
Повышать
нагрузку
можно
за
счёт
увеличения
количества упражнений на каждой «станции» или интенсивности
при их выполнении.
2.
оптимальное
количество
«станций»
от
6
до
10,
длительность
каждого упражнения до 1 минуты. Темп выполнения для каждого
ученика
необходимо
равномерно
повышать.
Упражнения
подбирать
в
соответствии
с
индивидуальными
возможностями
занимающихся.
3.
начинать
тренировку
целесообразно
с
2
–
3
повторений
упражнений,
постепенно
увеличивая
количество
повторений
и
скорость выполнения.
4.
после выполнения упражнений, перед переходом на очередную
«станцию» необходимо отдыхать строго регламентируемое время.
Примерный тематический план
№
п/п
Наименование разделов
Всего
часов
Теория
практика
1
1.1
1.2
Раздел 1 Теория
Основы личной гигиены,
труда, отдыха
Самоконтроль на уроках и
самостоятельных занятиях
2
1
1
2
2.1
2.1.1
2.1.2
2.1.3
2.1.4
2.1.5
Раздел 2 Практика
Лёгкая атлетика
Бег на короткие дистанции
Бег на средние дистанции
Бег на длинные дистанции
Метание малого мяча, гранаты
Прыжки
66
24
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
Гимнастика
Строевые упражнения на
месте и в движении
Общеразвивающие
упражнения
Акробатические упражнения
Упражнения на перекладине
Упражнения на равновесие
14
2.3
2.3.1
2.3.2
Лыжная подготовка
Техника передвижения на
лыжах
Подъёмы, спуски, повороты
14
2.4
2.4.1
2.4.2
2.4.3
Спортивные игры
Баскетбол
Футбол
Волейбол
14
Содержание технологии
Раздел 1. Теория.
Тема 1.1. Основы личной гигиены, труда и отдыха.
Гигиенические требования, предъявляемые к одежде и обуви при
занятиях
физической
культурой.
Гигиена
ротовой
полости.
Значение
гигиенических процедур в здоровом образе жизни.
Тема 1.2. Самоконтроль на уроках и самостоятельных занятиях.
Способы
и
места
определения
частоты
сердечных
сокращений
(Ч.С.С.).
Основные
симптомы
переутомления..
Восстановительные
мероприятия при переутомлениях.
Раздел 2. Практика.
Тема 2.1. Лёгкая атлетика.
2.1.1. Бег на короткие дистанции.
Техника низкого старта. Техника стартового разгона. Техника бега на
дистанции и финиширования. «Передача эстафеты».
Специальные беговые упражнения (С.Б.У.):
а) бег с высоким подниманием бедра;
б) бег с захлестыванием голени;
в) семенящий бег;
г) бег на прямых ногах;
д) легкоатлетическое «колесо»;
е) челночный бег 5х10 м; 10х10 м.
2.1.2. Бег на средние дистанции.
Техника
высокого
старта.
Техника
бега
по
повороту.
Финишный
рывок. Распределение сил по дистанции.
2.1.3. Бег на длинные дистанции.
Техника и тактика бега на длинные дистанции. Методы развития
выносливости:
Повторный
–
дистанция
600
–
800
м,
пауза
отдыха
между
повторениями ½ от времени прохождения дистанции, Ч.С.С. до 150
уд/мин.
Интервальный – дистанция 200 – 400 м, пауза отдыха между
повторениями 1:1 от времени прохождения дистанции, Ч.С.С. до
180 уд/мин.
Равномерный – бег 25 – 40 минут в среднем темпе, Ч.С.С. 14- -
150 уд/мин.
Переменный
- бег с ускорением (1 минута медленно + 15
секунд ускоренно; 1 минута медленно + 30 секунд ускоренно).
Длительность
ускорения
зависит
от
подготовленно сти
занимающихся.
Соревновательный
–
пробегание
дистанции
1,
2,
3
км
за
наименьшее время.
2.1.4. Метание малого мяча, гранаты.
Техника разбега. Техника скрестного шага и финального усилия.
2.1.5. Прыжки.
Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». Техника
отталкивания. Техника приземления. Подбор разбега.
Техника прыжка в высоту с разбега способом «першагивания».
Комплекс специальных прыжковых упражнений (С.П.У.):
а) прыжки с ноги на ногу;
б) прыжки из глубокого приседа;
в) прыжки вперёд колени к груди;
г) прыжки ноги в стороны вперёд, руки в стороны вперёд ввоздухе
коснуться;
д) многоскоки;
е) тройной, пятерной и т.д.;
ж) многоскоки на правой;
з) многоскоки на левой;
и) то же в парах.
Комплекс круговой тренировки:
1)
Прыжки с места с двух ног в обруч.
2)
Сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамейку.
3)
Тройной прыжок.
4)
Кувырок вперёд (2 кувырка).
5)
Бросок набивного мяча из-за головы в прыжке.
6)
Сгибание ног в висе на гимнастической стенке.
7)
Прыжки со скалкой.
8)
Подтягивание на перекладине.
9)
Наклон вперёд.
Тема 2.2. Гимнастика.
2.2.1. Строевые упражнения на месте и в движении.
Повороты в движении направо, налево, кругом. Перестроение из
колонны по одному в колонны по 2, 3 и 4 в движении.
2.2.2. Общеразвивающие упражнения. (ОРУ).
Комплексы ОРУ без предмета, со скалкой, гимнастической палкой,
скамейкой, в парах.
2.2.3. Акробатические упражнения.
Юноши. Из упора присев стойка на голове, руках. Длинный кувырок.
Переворот вперёд. Переворот в сторону. Кувырок назад через стойку на
кистях.
Девушки. Равновесие. Выпад вперёд, кувырок вперёд в группировке,
кувырок назад. Мост из положения стоя – встать. Из стойки на лопатках
перекат назад в полушпагат.
2.2.4. Упражнения на перекладине (юноши).
Подъём переворотом из виса на высокой перекладине. Оборот махом
назад.
Размахивание,
соскок
махом
назад.
Подтягивание
из
виса
хват
сверху. Подъём в упор силой.
2.2.5. Упражнения на равновесие (девушки).
Сед углом на бревне. Соскок с колена мазом назад. Прыжки толчком
двумя со сменой ног. Соскок прогнувшись.
Комплекс круговой тренировки.
1.
Прыжки с двух ног через гимнастическую скамейку. На каждую
скамейку 5 прыжков.
2.
Кувырок вперёд, для старшеклассников длинный кувырок – 2.
3.
Сгибание, разгибание рук в упоре лёжа.
4.
«Мост» из положения лёжа, для старшеклассников через стойку
на руках с помощью.
5.
Передача мяча от груди двумя руками против часовой стрелки,
мяч у каждого участника упражнения.
6.
Прыжок через козла.
7.
Прыжки со скалкой – 50 раз.
8.
Подтягивание на перекладине – 5 раз.
9.
Прыжок через коня, способом согнув ноги.
10.Сгибание ног в висе на гимнастической стенке.
Тема 2.3 Лыжная подготовка.
2.3.1.
Попеременный
двухшажный
ход.
Одновременный
двухшажный
ход.
Переход
с
одного
хода
на
другой.
Одновременный
одношажный
ход.
Одновременный
Безшажный
ход.
Попеременный
четырёхшажный ход. Коньковый ход. Прохождение дистанции от 5 – 7 до
10 км с переменной скоростью.
2.3.2. Подъёмы, спуски, повороты, торможения.
Подъём «ёлочкой», уступом. Спуски с торможением. Торможение
«плугом», «полуплугом», соскальзыванием.
Тема 2.4 .Спортивные игры.
2.4.1. Баскетбол.
Передачи мяча в движении. Ведение мяча правой и левой рукой в
различных стойках. Броски по кольцу в прыжке. Ловля мяча после отскока
от щита. Передача одной в движении. Тактические действия в защите, в
нападении. Учебная игра.
2.4.2. Футбол.
Удары по мячу ногой, головой. Ведение мяча. Остановки. Отбор
мяча.
Вбрасывание
мяча.
Тактика
игры:
индивидуальные,
групповые,
комбинированные действия. Учебная игра.
2.4.3. Волейбол.
Стойка.
Передвижения.
Прыжки.
Подача
мяча.
Верхняя
передача
мяча. Нижняя передача мяча. Нападающий удар. Учебная игра.
Комплекс круговой тренировки.
1.
Ведение баскетбольного мяча правой с передачей от груди двумя
руками.
2.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа 15 секунд, поднимание
туловища из положения лёжа 15 секунд.
3.
Верхняя передача в волейболе.
4.
Прыжки с двух ног через гимнастическую скамейку.
5.
Ведение баскетбольного мяча спиной вперёд.
6.
Прыжки со скалкой.
7.
Бросок в кольцо + подбор.
8.
Подтягивание на перекладине.
9.
Передача мяча от груди двумя руками. Мяч у каждого участника.
Выводы:
1.
Сравнительный
анализ
результатов
педагогического
тестирования показал эффективность программы развития
двигательных
качеств,
используя
метод
круговой
тренировки.
2.
Для достижения высокого уровня развития силы, быстроты,
скоростно-силовых способностей, ловкости, выносливости
школьников
и
повышения
плотности,
интенсивности
и
эмоциональности
уроков
физической
культуры
наиболее
эффективной
оказалась
программы
развития
физических
качеств методом круговой тренировки.