Автор: Крюкова Валентина Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с Кротовка
Населённый пункт: с. Кротовка
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание лидерских качеств"
Раздел: среднее образование
Воспитание лидерских качеств.
Крюкова В.В
Социально ориентированная деятельность учащихся в сельской школе
многогранна
как
по
содержанию,
так
и
по
формам
[3].
Развитие
самостоятельности
учащихся
в
этой
деятельности
происходит
многоаспектно:
приобретение
опыта,
самоактуализация
роли,
оценка
результативности, перспективность саморазвития (Е.И.Тихомирова). А самое
главное, развивает качества лидера.
Обратимся к терминологии. Самостоятельность – это умение лично,
адекватно, реально не только оценивать ситуацию, но и ставить задачи, и
достигать
цели.
Социология
–
(лат. soci (etas)
–
общество,
греч. Logos –
понятие, учение) – наука о законах развития общества. В отличие от таких
общественных наук, как политэкономия, юридические науки, демография,
этнография и др., которые изучают отдельные стороны жизни общества,
социология исследует общество во взаимосвязи этих сторон, как целостный,
развивающийся социальный организм.
Социально
–
ориентированная
деятельность
–
это
деятельность,
целенаправленная,
ориентированная
на
социологические
исследования,
которые
являются
важным
средством
изучения
различных
общественных
явлений.
Отличительная
черта
–
действенность.
В
процессе
эта
действенность
учитывает
и
изучает
социальные
изменения,
предвидит
их,
анализирует
и
дает
результат
–
готовый продукт необходимый обществу.
На
августовской
конференции
работники
образования
Самарской
области обсуждали вопросы здоровья, горячего питания, удовлетворенности
родителей организацией учебы и развитие ученического самоуправления, как
средства развития самостоятельности учащихся.
Президентом Д.А.Медведевым, отметил в интервью ректор Самарского
государственного
университета
И.А.Носков,
в
рамках
национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа» поставлено пять задач, но
главная
ее
цель
–
во спитать
успешного,
во стребованного
и
конкурентоспособного гражданина России. От культуры процесса к культуре
результата [4]. Таким может быть выпускник, реализовавший себя через
социально- ориентированную деятельность и не на бумаге, на деле имея
реальный продукт своей деятельности.
Управляя
собой,
в
первую
очередь,
организуя
внеклассную
и
внеучебную
деятельность,
учащиеся
делают
жизнь
в
школе
не
только
интересной,
запоминающейся,
но
и
стимулируют
одноклассников
на
положительное отношение к учебному процессу. Ставя целью организовать
досуг себе и окружающим, ребенок планирует свою работу на день, что
необходимо для продолжения учебы вне школы и дальнейшей работе, чем в
малой степени владеют взрослые люди.
Лучшая награда – отличный результат, главная цель – приближенность
социальных проектов к реальной жизни общества в целом и села в частности.
Начинается учебный год с выборов в школьное самоуправление, школьную
Республику «Единство». Определяются списки кандидатов, проводится их
регистрация
в
избиркоме;
организуется
предвыборная
компания
с
доверенными лицами, с пресс - конференции, круглые столы, рекламные
ролики;
голосование,
подсчет
голосов.
Все
как
у
взрослых,
а
далее
-
реализация программ и самоуправление школьным процессом на равных с
педагогическим коллективом.
В
течение
года
наша
Республика
«Единство»
проходит
все
этапы
развития
и
управления
государством.
Работают
министерства,
контролирующие
учебный
процесс,
чистоту,
порядок
в
Республике,
Министерство культуры – отвечающее за досуг учащихся и их духовное
развитие, работает Министерство физической культуры, спорта и здоровья,
шефской помощи.
В
каждом
классе,
как
в
добрые,
старые
времена
между
детьми
распределены
обязанности,
но
теперь
дети
на
равных
с
классным
руководителем
они
предлагают,
разрабатывают,
реализует,
а
классный
руководитель помогает, советует, как старший наставник, как лучше, быстрее
и качественнее достичь результата. Дети строят жизнь в маленькой школьной
стране,
их «корабль детства» из реки школьной
жизни поплывет в море
житейских
проблем,
и
здесь
пригодится
накопленный
в
школе
опыт
самостоятельной деятельности.
Вне школы учащиеся реализуют проекты социального характера. В
частности,
акция
«Чистые
берега»
стала
традицией
в
жизни
учащихся.
Весенние и осенние выходы к реке Кутулук для очистки берегов от мусора не
только делают село чище, но, обустраивая пляжи, дети дают возможность
жителям
провести
свободное
время
с
пользой
для
здоровья.
«Весенняя
неделя добра» - акция, которая позволяет всем реализовать свои скрытые
желания
и
возможности
–
сбор
вещей
и
концерт
для
детей
СРЦН
«Солнечный»; сбор игрушек, школьных принадлежностей, вещей и т.д. для
малоимущих; уборка придомовых территорий, помещений, мытье окон и др.
для ветеранов войны, престарелых, инвалидов и нуждающихся, уборка улиц
села. Привлечение родителей к организации своего досуга - «Женсовет»,
«Лига отцов», казачество – идея ребят, это их желание.
Ребенок
самостоятельный,
имеющий
свою
точку
зрения
на
мир,
осознающий
сущность
и
значимость
своего
Я,
сможет
реализовать
свои
знания, умения, навыки и противостоять негативному в социальной среде. К
этому
мы
стремимся,
включая
в
процесс
обучения
социально
ориентированную деятельность как средство развития самостоятельности,
включаясь в исследовательский процесс.
Развитие самостоятельности учащихся в социально ориентированной
деятельности сельской школы происходит в том случае, если её результаты
помогают преодолевать жизненные барьеры, развивают целеустремленность,
веру в будущее, которое придется строить самим.
Литература:
1.
Гвоздев С. Новая модель. Самарская область определяет стандарты
школьного
обучения//Волжская
коммуна:
Образование.-
№314.-
29
августа 2009.- с. 1-2
2.
Краткий словарь по Философии/ Под ред. И.В.Блауберга, П.В.Копнина,
И.К.Пантина.-М., 1966.- с. 278 – 280
3.
Кадырова С.Х., Тихомирова Е.И. инновационное развитие сельской
школы: Учебное пособие. – Самара, СГПУ, 2009.- 186 С.
4.
Носков И. «Важно усилить гражданское воспитание школьников»//
Волжская коммуна.- №314.- 29 августа 2009.- с.5