Автор: Черноградская Айталина Анатольевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: МБОУ КХСОШ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), с.Крест–Хальджай
Наименование материала: доклад
Тема: "Варианты использования ИКТ на уроках цветоводства"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя
Советского Союза Ф.М.Охлопкова»
Доклад на тему:
Варианты использования ИКТ
на уроках цветоводства
Автор: Черноградская
Айталина Анатольевна
2018г.
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Новые
информационные технологии стали перспективным средством работы с детьми.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
- сделать урок современным, то есть наглядным, красочным;
- приблизить урок к мировоззрению ребенка, который больше слушает и слышит,
чем читает и говорит;
- осуществлять переход от простых заданий к более сложным;
-эмоционально
и
образно
подать
материал,
упростить
восприятие
учениками
сложных тем.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать
удовольствие от увлекательного процесса познания, погружаться в яркий красочный мир.
Информационно–коммуникационные
технологии
на
уроках
цветоводства
могут
применяться на всех типах уроков и на всех его этапах, так как смена разных видов
деятельности
привлекает
внимание
учащихся
к
предмету
изучения
и
сохраняет
устойчивый интерес, корректирует внимание, память, пространственное представление и
мышление, создает атмосферу успешности
На
уроке,
как
правило,
практикуется
выступление
учителя
с
использованием
компьютера, проектора, звуковых колонок. В зависимости от выступления учитель может
включать
в
свою
презентацию
текстовые
или
графические
фрагменты,
анимацию,
видеофильмы, а также музыкальное сопровождение. Презентация может быть построена
таким
образом,
чтобы
наиболее
оптимально
решать
поставленные
на
уроке
задачи:
образовательные, развивающие, коррекционные, воспитательные.
Для
решения
обучающей
задачи
на
уроке
используется
презентация,
делающая
рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не
просто рассказывать, но и вести беседу, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя
учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать
предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать. Беседа
активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся,
имеет
большую
воспитательную
силу,
является
хорошим
коррекционным
и
диагностическим средством.
Эксперты
уже
давно
заметили
по
результатам
многочисленных
экспериментов
отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал
материал
и
способностью
вспомнить
(восстановить)
этот
материал
в
памяти.
Если
учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала,
оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии
(через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины. А если вовлечь
учащегося в активное действие в процессе изучения, то доля усвоенного может составить
75%.
Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном
слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории
учащихся.
Сформировать
глубокие
познавательные
интересы
к
предмету
у
всех
учащихся
невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на уроке цветоводства
было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом
перерастет в глубокий и стойкий интерес.
В
этом
плане
особое
место
принадлежит
такому
эффектному
педагогическому
средству,
как
занимательность.
Оно
состоит
в
том,
что
учитель,
используя
свойства
предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и,
воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к
учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний,
способностей и интересов. Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии
обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе
по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.
Занимательный
материал
должен
соответствовать
возрастным
особенностям
учащихся,
уровню
их
интеллектуального
развития,
Для
учеников
элементом
занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса
– они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы
снять
усталость
Элемент
занимательности
позволяет
активизировать
мыслительную
деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ране
изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке «Красивоцветущие растения»
предварительный
показ
декоративных
растений
подготовил
учащихся
к
восприятию
характерных
особенностей
азалии,
китайской
разы.
Эмоциональные
переживания
вызывают
приемы
удивления.
Для
создания
эмоциональных
ситуаций
в
ходе
уроков
большое
значение
имеет
художественность,
яркость,
эмоциональность
речи
учителя.
Однако,
элементы
занимательности
на
уроке,
усиленные
звуком,
графикой,
видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного
сильнее, чем слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание
узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию
изучения данного предмета.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (рассказ-задача, конкурс на
быстрое отыскание ошибок, игры-упражнения) создает положительный эмоциональный
фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и
даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с
помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым
способом
окрашивают
материал,
делают
процесс
овладения
знаниями
более
привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на
уроке весьма подвижны. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении
и повторении учебного материала.
Исходя
из
вышесказанного,
можно
сделать
следующий
вывод:
использование
презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстрации во взаимосвязи с
другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их
познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты
не
доступны
непосредственному
наблюдению,
а
слово
учителя
оказывается
недостаточным,
чтобы
дать
представление
об
изучаемом
объекте
или
явлении.
Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения,
заставляет
учащихся
пройти
через
все
этапы
мышления,
использовать
различные
мыслительные операции.
По
сравнению
с
традиционной
формой
ведения
урока,
заставляющей
учителя
постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает
большое
количество
времени,
которое
можно
употребить
для
дополнительного
объяснения материала.
Презентации
могут
быть
использованы
при
объяснении
нового
материала,
при
повторении
пройденного
материала
и
при
организации
текущего
контроля
знаний.
Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть
включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы. Вопрос
к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются
учителем по ходу презентации. Подобные презентации – опросы могут быть рассчитаны
на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный
опрос.
Несомненно,
использование
медиапрезентаций
оптимизируют
деятельность
учителя,
упрощают
подготовку
преподавателя
к
уроку
в
будущем.
Возможность
распечатать
необходимые
слайды
решает
проблему
тиражирования
дидактического
раздаточного материала к уроку.
Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды
деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.
Таким
образом,
информационные
технологии,
применяющиеся
методически
грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к
повышению эффективности обучения.