Напоминание

"Варианты использования ИКТ на уроках цветоводства"


Автор: Черноградская Айталина Анатольевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: МБОУ КХСОШ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), с.Крест–Хальджай
Наименование материала: доклад
Тема: "Варианты использования ИКТ на уроках цветоводства"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя

Советского Союза Ф.М.Охлопкова»

Доклад на тему:

Варианты использования ИКТ

на уроках цветоводства

Автор: Черноградская

Айталина Анатольевна

2018г.

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Новые

информационные технологии стали перспективным средством работы с детьми.

Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:

- сделать урок современным, то есть наглядным, красочным;

- приблизить урок к мировоззрению ребенка, который больше слушает и слышит,

чем читает и говорит;

- осуществлять переход от простых заданий к более сложным;

-эмоционально

и

образно

подать

материал,

упростить

восприятие

учениками

сложных тем.

Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать

удовольствие от увлекательного процесса познания, погружаться в яркий красочный мир.

Информационно–коммуникационные

технологии

на

уроках

цветоводства

могут

применяться на всех типах уроков и на всех его этапах, так как смена разных видов

деятельности

привлекает

внимание

учащихся

к

предмету

изучения

и

сохраняет

устойчивый интерес, корректирует внимание, память, пространственное представление и

мышление, создает атмосферу успешности

На

уроке,

как

правило,

практикуется

выступление

учителя

с

использованием

компьютера, проектора, звуковых колонок. В зависимости от выступления учитель может

включать

в

свою

презентацию

текстовые

или

графические

фрагменты,

анимацию,

видеофильмы, а также музыкальное сопровождение. Презентация может быть построена

таким

образом,

чтобы

наиболее

оптимально

решать

поставленные

на

уроке

задачи:

образовательные, развивающие, коррекционные, воспитательные.

Для

решения

обучающей

задачи

на

уроке

используется

презентация,

делающая

рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не

просто рассказывать, но и вести беседу, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя

учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать

предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать. Беседа

активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся,

имеет

большую

воспитательную

силу,

является

хорошим

коррекционным

и

диагностическим средством.

Эксперты

уже

давно

заметили

по

результатам

многочисленных

экспериментов

отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал

материал

и

способностью

вспомнить

(восстановить)

этот

материал

в

памяти.

Если

учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала,

оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии

(через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины. А если вовлечь

учащегося в активное действие в процессе изучения, то доля усвоенного может составить

75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном

слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории

учащихся.

Сформировать

глубокие

познавательные

интересы

к

предмету

у

всех

учащихся

невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на уроке цветоводства

было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом

перерастет в глубокий и стойкий интерес.

В

этом

плане

особое

место

принадлежит

такому

эффектному

педагогическому

средству,

как

занимательность.

Оно

состоит

в

том,

что

учитель,

используя

свойства

предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и,

воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к

учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний,

способностей и интересов. Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии

обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе

по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Занимательный

материал

должен

соответствовать

возрастным

особенностям

учащихся,

уровню

их

интеллектуального

развития,

Для

учеников

элементом

занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса

– они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы

снять

усталость

Элемент

занимательности

позволяет

активизировать

мыслительную

деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ране

изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке «Красивоцветущие растения»

предварительный

показ

декоративных

растений

подготовил

учащихся

к

восприятию

характерных

особенностей

азалии,

китайской

разы.

Эмоциональные

переживания

вызывают

приемы

удивления.

Для

создания

эмоциональных

ситуаций

в

ходе

уроков

большое

значение

имеет

художественность,

яркость,

эмоциональность

речи

учителя.

Однако,

элементы

занимательности

на

уроке,

усиленные

звуком,

графикой,

видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного

сильнее, чем слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание

узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию

изучения данного предмета.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (рассказ-задача, конкурс на

быстрое отыскание ошибок, игры-упражнения) создает положительный эмоциональный

фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и

даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с

помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым

способом

окрашивают

материал,

делают

процесс

овладения

знаниями

более

привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на

уроке весьма подвижны. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении

и повторении учебного материала.

Исходя

из

вышесказанного,

можно

сделать

следующий

вывод:

использование

презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстрации во взаимосвязи с

другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их

познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты

не

доступны

непосредственному

наблюдению,

а

слово

учителя

оказывается

недостаточным,

чтобы

дать

представление

об

изучаемом

объекте

или

явлении.

Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения,

заставляет

учащихся

пройти

через

все

этапы

мышления,

использовать

различные

мыслительные операции.

По

сравнению

с

традиционной

формой

ведения

урока,

заставляющей

учителя

постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает

большое

количество

времени,

которое

можно

употребить

для

дополнительного

объяснения материала.

Презентации

могут

быть

использованы

при

объяснении

нового

материала,

при

повторении

пройденного

материала

и

при

организации

текущего

контроля

знаний.

Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть

включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы. Вопрос

к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются

учителем по ходу презентации. Подобные презентации – опросы могут быть рассчитаны

на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный

опрос.

Несомненно,

использование

медиапрезентаций

оптимизируют

деятельность

учителя,

упрощают

подготовку

преподавателя

к

уроку

в

будущем.

Возможность

распечатать

необходимые

слайды

решает

проблему

тиражирования

дидактического

раздаточного материала к уроку.

Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды

деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

Таким

образом,

информационные

технологии,

применяющиеся

методически

грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к

повышению эффективности обучения.



В раздел образования