Напоминание

Девиантное поведение


Автор: Азеддин Марина Маргазыевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат 18»
Населённый пункт: город Кисловодск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Девиантное поведение
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Особенности девиантного

поведения детей

Учитель: Азеддин М.М.

2018

Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, которое не

соответствует общепринятым или официально установленным социальным

нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим

законам, правилам, традициям и социальным установкам.

Девиантное

поведение

и

личность,

его

проявляющая,

вызывают

негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может

иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том

числе уголовного наказания. Прежде всего, санкции выполняют функцию

предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут

приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности -

навешивание

на

нее

ярлыка.

Например,

хорошо

известны

трудности

реадаптации

человека,

отбывшего

срок

наказания

и

вернувшегося

в

«нормальную» жизнь.

Особенностью

отклоняющегося

поведения

является

то,

что

оно

наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это

может

быть

дестабилизация

существующего

порядка,

причинение

морального

и

материального

ущерба,

физическое

насилие

и

причинение

боли,

ухудшение

здоровья.

В

крайних

своих

проявлениях

девиантное

поведение

представляет

непосредственную

угрозу

для

жизни,

например

суицидальное

поведение,

насильственные

преступления,

употребление

«тяжелых» наркотиков.

Таким образом, отклоняющееся поведение является разрушительным: в

зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным.

Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать

как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Так, если ребенок

семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на

сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как

отклоняющегося будет недостаточно корректным.

Напротив,

систематическое

осознанное

воровство

денег

подростком

будет являться одной из форм отклоняющегося поведения.

Данное

правило

имеет

исключения.

Например,

даже

однократная

суицидальная

попытка

представляет

серьезную

опасность

и

может

расцениваться как отклоняющееся поведение личности.

При

этом

поведение

не

должно

быть

следствием

нестандартной

ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома),

следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти

близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны

(например, при наличии реальной угрозы для жизни).

Особенностью

отклоняющегося

поведения

является

то,

что

оно

рассматривается

в

пределах

медицинской

нормы.

Оно

не

должно

отождествляться

с

психическими

заболеваниями

или

патологическими

состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического

расстройства имеет место патологическое поведение психически больного

человека.

Патологическое

поведение

отклоняется

от

медицинских

норм,

требует

первостепенного

медицинского

вмешательства

и

изучается

психиатрией

как,

например,

девиантное

поведение

психически

больных.

Патологическое

поведение

подразумевает,

что

под

воздействием

болезненного состояния способность личности осознавать и контролировать

свои действия существенно снижается.

В то же время, при определенных условиях отклоняющееся поведение

может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может

перерасти

в

системное

заболевание

-

алкоголизм,

наркоманию.

Таким

образом,

личность

с

отклоняющимся

поведением

может

занимать

любое

место на психопатологической оси «здоровье - предболезнь - болезнь».

Особенностью

отклоняющегося

поведения

является

и

то,

что

оно

сопровождается

различными

проявлениями

социальной

дезадаптации.

Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но

закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации.

Состояние

дезадаптации,

в

свою

очередь,

может

быть

самостоятельной

причиной отклоняющегося поведения личности.

В качестве признака отклоняющегося поведения можно отметить его

выраженное

индивидуальное

и

возрастно-половое

сво еобразие.

Отклоняющееся поведение, прежде всего, отражает внешнее бытие личности

в социуме. Оно может быть чрезвычайно разнообразным «изнутри». Одни и

те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных

людей в разном возрасте.

Следует

заметить,

что

термин

«отклоняющееся

поведение»

может

применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле – после 9 лет. Ранее

5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка

просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых.

Только к 9- 10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности

самостоятельно следовать социальным нормам. Если же поведение ребенка

младше

5

лет

существенно

отклоняется

от

возрастной

нормы,

то

его

целесообразно

рассматривать

как

одно

из

проявлений

незрелости,

невротических реакций или нарушений психического развития.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение

отклоняющегося

(девиантного)

поведения

- это

устойчивое

поведение

личности,

отклоняющееся

от

наиболее

важных

социальных

норм,

причиняющее

реальный

ущерб

обществу

или

самой

личности,

а

также

сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

В

свете

основных

педагогических

задач

воспитания

и

обучения

учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как

школьной, так и социальной дезадаптации.

В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями,

как

неуспеваемость,

нарушения

взаимоотношений

со

сверстниками,

эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.

Это дисциплинарные нарушения, прогуливание уроков, гиперактивное

поведение,

агрессивное

поведение,

оппозиционное

поведение,

курение,

хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной – социальной дезадаптации в школьном

возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ

(летучие

растворители,

алкоголь,

наркотики),

сексуальные

девиации,

проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время

наблюдается

появление

относительно

новых

форм

отклоняющегося

поведения

школьников,

связанных

с

зависимостью

от

криминальных

сериалов, компьютерных игр или религиозных сект.

Еще более запутан вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем

и дошкольном возрасте. Можно ли вообще говорить о девиантном поведении

на

этом

«несамостоятельном»

этапе

развития

личности?

Тем

не

менее

педагоги и родители довольно часто сталкиваются с такими негативными

поведенческими проявлениями у маленьких детей, как вредные привычки

(сосание пальца, кусание ногтей), отказ от еды, непослушание, агрессивное

поведение, мастурбация, гиперактивное поведение.

К сожалению, в обществе преобладает отношение к отклоняющемуся

поведению как к нездоровому. Сталкиваясь с его выраженными формами,

люди

стараются

прежде

всего

получить

медицинский

диагноз

и

соответствующую ему медикаментозную помощь.

В

научной

литературе

по

вопросам

девиантного

поведения

также

господствует

клинический

подход

как

наиболее

разработанный

и

более

привычный.

В

то

же

время

известно,

что

воздействовать

на

поведение

личности целесообразно психологически – воздействуя на саму личность.

Очевидно, что специалист должен четко дифференцировать два ведущих

подхода

к

проблеме

классификации

поведенческих

отклонений

психологический и клинический.

Выделим три основные группы отклоняющегося поведения:

- антисоциальное (делинквентное) поведение,

- асоциальное (аморальное) поведение,

- аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное

(делинквентное)

поведение

-

это

поведение,

противоречащее

правовым

нормам,

угрожающее

социальному

порядку

и

благополучию

окружающих

людей.

Оно

включает

любые

действия

или

бездействия, запрещенные законодательством.

У

подростков

(от

13

лет)

преобладают

следующие

виды

делинквентного

поведения:

хулиганство,

кражи,

грабежи,

вандализм,

физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12

лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к

младшим

детям

или

сверстникам,

жестокое

обращение

с

животными,

воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения

морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию

межличностных

отношений.

Оно

может

проявляться

как

агрессивное

поведение,

сексуальные

девиации,

(беспорядочные

половые

связи,

проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность

в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома,

бродяжничество,

школьные

прогулы

или

отказ

от

обучения,

ложь,

агрессивное

поведение,

промискуитет

(беспорядочные

половые

связи),

граффити

(настенные

рисунки

и

надписи

непристойного

характера),

субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные

прогулы,

агрессивное

поведение,

злословие,

ложь,

во р о вс т во ,

вымогательство (попрошайничество).

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно

более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и

времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение - это поведение,

отклоняющееся

от

медицинских

и

психологических

норм,

угрожающее

целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в

современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное

поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление

психоактивными

веществами),

фанатическое

поведение

(например,

вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение,

виктимное

поведение

(поведение

жертвы),

деятельность

с

выраженным

риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение

скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим

формам)

в

подростковом

возрасте

является

его

опосредованность

групповыми

ценностями.

Группа,

в

которую

включен

подросток,

может

порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение,

самопорезы,

компьютерную

зависимость,

пищевые

аддикции,

реже

-

суицидальное поведение.

В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом

для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

Выделение

отдельных

видов

отклоняющегося

поведения

и

их

систематизация

по

схожим

признакам

являются

условными.

В

реальной

жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый

конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально

окрашенным и неповторимым.

В основе же всех отклонений детского и подросткового поведения

лежит

неразвитость

социально-культурных

потребностей,

бедность

духовного

мира,

отчуждение.

Но

молодежная

девиация

есть

слепок

с

социальных отношений в обществе.

С.А.

Беличева

подчеркивает,

что

асоциальное

поведение

несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается

как

результат

социопатогенеза,

идущего

под

влиянием

различных

целенаправленных

(организованных)

и

стихийных

(неорганизованных)

воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. Поскольку разработка

практических

мер

по

предупреждению

отклоняющегося

поведения

среди

несовершеннолетних также требует учета психобиологических, социально-

психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих

различные

отклонения,

необходим

системный

подход

в

изучении

отклоняющегося поведения детей и подростков, который выявляет иерархию

и взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов.

Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка

оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение

изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе.

Возможно,

что

отчуждение

подростков

от

школы

происходит

вследствие

нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны

педагогов,

равнодушия

учителей,

у

которых

отсутствуют

элементарные

знания

о

причинах

и

формах

проявления

педагогической

запущенности.

Низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а

затем

интегрироваться

в

классе,

неудовлетворенная

потребность

самоутвердиться

в

рамках

школы

ведут

к

тому,

что

подросток

начинает

активный

поиск

других

сообществ,

где

он

мог

бы

компенсировать

личностные неудачи.

Подросток,

стремясь

найти

уважение

и

признание

сво ей

независимости,

тяготеет

к

участию

в

спортивных,

музыкальных,

других

академических или неформальных группах. Неформальная субкультура не

есть

нечто

особенное.

Она

впитывает

в

себя

многие

характеристики

традиционной

подростковой

«уличной»

субкультуры,

являясь

и

группой

социальной инициативы, и клубом по интересам, фан-клубом, карнавально-

демонстративным движением хиппи и панков, и подростковой бандой.

У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые

складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, и

часто

представляют

собой

микросреду,

отрицательно

влияющую

на

подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к

взрослым

формам

поведения:

ранний

сексуальный

опыт,

групповое

употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в подростковых группах,

«кодекс чести» которых опирается на доминирование групповых норм над

общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка.

Принадлежность

к

девиантной

группе

дает

подростку

новые

способы

самоутверждения,

позволяет

максимизировать

свое

«Я»

уже

не

за

счет

социально-положительных,

в

которых

он

оказался

банкротом,

а

за

счет

социально-отрицательных черт и действий.

Ученые

единодушно

отмечают

огромное

влияние

на

формирование

отклоняющегося

поведения

детей

и

подростков

семьи

и

семейных

отношений.

Безнадзорность,

попустительство

со

стороны

родителей,

ослабление

социального

контроля

являются

внешними

условиями,

допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит

во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Современные

исследования

показывают

сложность

отношений

подростка к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое

выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи,

неодобрении

родителями

его

друзей,

что

является

фактором

риска

возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним

из пусковых механизмов делинквентности.

Таким

образом,

к

девиантному

поведению

прибегает

отклоненная

социумом

личность;

слабые

связи

«семья-ребенок»,

«школа-ребенок»

способствуют

ориентации

молодежи

на

группы

сверстников,

которые

являются преимущественно источником девиантных норм.

Девиантная реакция возникает у подростка, когда в семье конфликтная

обстановка, и направлена против родителей, которые, по мнению подростка,

виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков

в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или

отношениями близких. Причиной протеста могут быть конфликты между

родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или

болезненное

для

его

самолюбия

наказание,

запрещение

чего-либо,

что

значимо для подростка.

Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии

настоящего

периода

в

жизни

общества.

Подростки

остро

переживают

социальное

расслоение,

невозможность

для

многих

получить

желаемое

образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в

течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Отвержение

базовых

социальных

ценностей

является

первопричиной

девиантного

поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в

асоциальном

поведении

и

может

сопровождаться

правонарушениями,

побегами,

заболеваниями

по

наркологическому

признаку,

серьезными

нервно-психическими расстройствами.

Литература

1.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

2.

Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 1984. т.5

Трудное детство.

3.

Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - ., 1990.

4.

Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс.

1988. № 5.

5.

Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 1991.

6.

Ковалев

А.Г.,

Мясищев

В.Н.

Темперамент

и

характер//

Психология

индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.

7.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. –

М., 1979.

8.

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

9.

Коэн

А.

Содержание

делинквентной

субкультуры

//

Социология

преступности. - М., 1966

10.

Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 1981.

11.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – Л.,1983.

12.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

13.

Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. –

М., 1997.

14.

Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под

ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.

15.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1999.

16.

Тагирова

Г.С.

Психолого-педагогическая

коррекционная

работа

с

трудными подростками. - ., 2003.

17.

Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.

18.

Хорни К.Невротическая личность нашего времени. - М.,1993.

19.

Шихирев

П.Н.

Жить

без

алкоголя?

Социально-психологические

проблемы пьянства и алкоголизма. - М, 1988.



В раздел образования