Напоминание

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР


Автор: Слепцова Анисия Григорьевна
Должность: Инструктор по физической культуре в ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №43 "Улыбка"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Слепцова А. Г.

Инструктор по физической культуре с первой квалификационной категорией.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №43 «Улыбка» г. Якутск

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКИХ

НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Аннотация

В статье исследуются выявление роли якутских национальных подвижных

игр в развитии физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Выявить

уровень

физической

подготовленности

воспитанников;

доказать

влияние национальных подвижных игр на развитие физических качеств детей;

разработать современный спортивный инвентарь для национальных подвижных

игр в ДОО; распространить опыт работы коллегам и родителям.

Ключевые

слова: физические

качества,

значение

национальных

подвижных игр в развитии физических качеств детей старшего дошкольного

возраста.

Дошкольное

детство

-

период

в

жизни

человека,

когда

формируется

здоровье, осуществляется развитие личности. В настоящее время дети часто

испытывают

«Двигательный

дефицит»,

то

есть

количество

движений,

проводимых

ими

в

течение

дня,

ниже

возрастной

нормы,

в

результате

задерживается

возрастное

развитие

быстроты, ловкости

(координации

движений), выносливости, гибкости и силы. Современные дети мало играют в

подвижные игры из - за привязанности телевизору, к компьютерным играм,

телефонам.

Для

развития

физического

качества

и

двигательной

активности

дошкольников, мы решили использовать национальные подвижные игры в НОД

и в секции «Обугэ оонньуута».

Проблема

состоит

в

том,

что

не

все

дошкольные

образовательные

учреждения

имеют

физкультурные

залы,

или

большие

помещения

для

двигательной активности детей, наряду с этим они не обеспечены специально

разработанными атрибутами для национальных подвижных игр по возрасту. По

республике не выпускаются стандартные атрибуты для ДОО.

Совместно с родителями нами были изготовлены спортивные атрибуты

для

национальных

игр

для

двигательной

деятельности

детей

дошкольного

возраста.

Подвижные

национальные

игры

в

большей

степени

способствуют

воспитанию

физических

качеств:

быстроты,

ловкости,

силы,

выносливости,

гибкости,

и

немало

важно,

что

эти

физические

качества

развиваются

в

комплексе.

Таким

образом,

используя

национальные

подвижные

игры

в

НОД

и

секциях, можно достичь высоких спортивных результатов физических качеств:

сила,

быстрота,

выносливость,

ловкость

и

гибкость.

И

немало

важно,

эти

физические качества надо развивать в комплексе.

Для доказательства исследования о значении национальных подвижных

игр в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста был

проведен констатирующий эксперимент. В этих целях нами обследованы дети

старшего возраста.

Эксперимент проходил в течение сентября 2016 г. по февраль 2017г. на

базе

МБДОУ

ДС

43

«Улыбка»

г.

Якутска.

Количество

детей

в

экспериментальной группе – 15 человек, в контрольной – также 15 человек.

На

констатирующем

этапе

применялись

диагностические

тесты

из

норматив

по

физическому

воспитанию

для

дошкольников

«Кэнчээри»

для

определение уровня развития физических качеств детей.

Критериями определения двигательных качеств детей явились следующие

проявления:

- определение уровня сформированности выносливости;

- определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств;

-

отражающая

точность

оценивания,

отмеривания

и

воспроизведения

задаваемых параметров движения, и согласование тела и его частей.

1. Тест на определение выносливости.

Цель: определить уровень выносливости при выполнении челночного бега3

x 10 м.

Предварительная работа. На беговой дорожке выделяют 10-метровый

отрезок: на старте – кубики (или два мешочка с песком весом 200 г), на финише

— скамейка или стул. Для младшей группы дистанция не более 5 м.

Методика обследования.

Дети бегут 3 раза по 10 м, начиная со старта,

берут кубик, бегут к скамейке, кладут на неё, бегут обратно, берут второй кубик

и

снова

бегут

к

скамейке. Количественный

показатель: время

сек.),

затраченное на выполнение задания.

Итоги первого теста приведены ниже (см. таблицу 1).

Таблица 1

Результаты диагностики определения уровня выносливости

при выполнении челночного бега3 x 10 м. до формирующего

эксперимента.

Уровни

Показатели

экспериментальная группа

контрольная группа

количество

%

количество

%

высокий

0

0

0

0

средний

5

33,3

6

40

низкий

10

66,7

9

60

По итогам диагностики по первому тесту в экспериментальной группе

выявлен следующий уровень детей: высокий уровень – 0 %; средний уровень –

33,3 %; низкий уровень – 66,7%. В контрольной группе показатели похожи, но

несколько выше: высокий уровень – 0 %; средний уровень – 40%; низкий

уровень – 60%.

В диаграмме 1 для наглядности представлены данные сравнительного

анализа

результатов

определения

уровня

выносливости

при

выполнении

челночного бега3 x 10 м.

Диаграмма 1

Диаграмма итогов диагностики определения уровня выносливости

при выполнении челночного бега3 x 10 м. у детей

на констатирующем этапе

По

данным

таблицы

1

и

диаграммы

1

видно,

что

только

у

детей

экспериментальной

группы способность реагированию ниже, по сравнению с

контрольной группой, на 6,7%: низкий уровень данного физического качества

показали 66,7% испытуемых экспериментальной группы.

2. Изучение скоростно-силовых качеств.

Цель: определить уровень скоростно-силовых качеств. Метание мешочка с

песком на дальность (200 г.) детей старшего дошкольного возраста.

Предварительная

работа.

На

спортивной

площадке

мелом

(или

флажками) размечают дорожку (каждый метр на дистанции 10-20 м). Готовят

три мешочка с песком весом 200 г, мел.

Методика обследования.

В данной части констатирующего эксперимента

ребенку

необходимо

было (из

и.п.:

стоя,

одна

нога

впереди,

другая

на

расстоянии шага, рука с мешочком за головой) произвести три броска каждой

рукой. ВНИМАНИЕ! Нельзя отводить локоть в сторону! Осуществляет замер

после

каждого

броска,

и

лучший

результат

заносит

в

протокол.

В

нем

фиксируются количественные и качественные показатели. Итоги этой методики

показаны в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики уровня скоростно-силовых качеств. Метание

мешочка с песком на дальность (200 г.) детей старшего дошкольного

возраста до формирующего эксперимента

Уровни

Показатели

экспериментальная группа

контрольная группа

количество

%

количество

%

высокий

0

0

0

0

средний

6

40

7

46,7

низкий

9

60

8

53,3

Результаты

2

серии

в экспериментальной

группе показали:

6

детей

обладают средним

уровнем (40 %); 9 детей не справились с заданием при

выполнении заданий взрослого (60 %).

В диаграмме 2 для наглядности представлены данные сравнительного

анализа результатов второго теста.

Диаграмма 2

Диаграмма итогов диагностики уровня скоростно-силовых качеств при

метание мешочка с песком на дальность (200 г.) у детей на

констатирующем этапе

В контрольной группе по 2 тесту показатели почти такие же: высокий

уровень – 0 %; средний уровень – 46,7%; низкий уровень – 53,3%.

По данным таблицы 2 и диаграммы 2 видно, что в экспериментальной

группе уровень скоростно-силовых качеств немного ниже, чем в контрольной

группе, - на 6,7%.

На основании данных констатирующего эксперимента, направленного на

изучение физических

качеств

дошкольников, сделаны следующие выводы.

1. Анализ развития физических качеств старших

дошкольников, всех его

компонентов должен проводиться заведующей, методистом, воспитателем по

физической культуре, воспитателем группы совместно с ме -

дицинскими

работниками

на

основании

комплексной

оценки

двигательной

активности детей.

2. У обследованных старших

дошкольников экспериментальной группы

низкий

уровень выносливости движений как важного физического качества

показали 66,7% детей.

3.

60%

детей

экспериментальной

группы

показали

низкий

уровень

способности к ловкости и двигательной самостоятельности.

Экспериментальная

работа,

направленная

на

развитие

физических

способностей детей старшего дошкольного возраста, выявила положительное

влияние национальных подвижных игр на данный процесс в ДОУ.

Цель контрольного этапа: изучение эффективности содержания, методов

работы по развитию физических качеств детей через национальные подвижные

игры.

На контрольном этапе были использованы те же диагностические тесты,

которые были использованы нами в ходе констатирующего эксперимента.

По итогам диагностики по первой методике выявлена динамика уровня

выносливости у детей (табл. 3).

Таблица 3

Динамика развития выносливости детей старших дошкольников после

формирующего эксперимента

Уровни

Показатели

экспериментальная группа

контрольная группа

количество

%

количество

%

высокий

5

33,3

0

0

средний

10

66,7

7

46,7

низкий

0

0

8

53,3

Для

получения

более

точного

представления

о

развитии

физических

качеств у одних и тех же детей нами была проанализирована динамика уровня

их развития посредством диаграмм. В диаграмме 3 показаны итоги сравнения

показателей.

Диаграмма 3

Динамика развития выносливости у детей экспериментальной группы в

результате применения народных игр

Таким

образом,

на

контрольном

этапе

выявлены

следующие

уровни

показателей физических качеств. При оценке выносливости обнаружено, что у

детей экспериментальной группы значительно улучшился, высокому уровню

можно отнести результаты 5 детей, что равняется 33,3 %. Среднему уровню

показателей

относятся

результаты

10

детей,

т.е.

66,7%.

Низкий

уровень

не

зарегистрирован.

В

контрольной

группе

детей

отмечается

незначительная

динамика

показателей

среднего

и

низкого

уровня.

Улучшение

развития

наблюдалось

только у двух детей.

На контрольном этапе детей с низким уровнем не осталось, тогда, как на

констатирующем этапе этот показатель низкого уровня в данной группе детей -

66,7%. В этом видна польза национальных подвижных игр.

Итоги 2 контрольного теста (табл. 4).

Таблица 4

Динамика развития способности скоростно-силовых качеств детей

старшего дошкольного возраста после формирующего этапа

Уровни

Показатели

Экспериментальная группа

контрольная группа

Количество

%

количество

%

Высокий

6

40

0

0

Средний

9

60

8

53,3

Низкий

0

0

7

46,7

По

таблице

4

хорошо

видно,

что

у

экспериментальной

группы

на контрольном

этапе

также

выявлена

положительная

динамика

ловкости

у детей: высокий уровень – 40%, средний уровень – 60%, низкий уровень – 0%

У испытуемых детей, благодаря проведению национальных подвижных

игр,

отмечена

значительная

положительная

динамика

развития

моторной

ловкости и способности к равновесию движений. Следует отметить, что в конце

эксперимента обнаружены существенные, статистически достоверные различия.

У

всех

детей

появился

устойчивый

интерес

к спортивным

упражнениям

и

играм.

Они

овладели

элементами

техники

всех

видов

жизненно

важных

движений; научились самостоятельно пользоваться приобретенными навыками

в различных сложных ситуациях. К концу эксперимента большинство детей

были способны ставить цель и выбирать способы для ее решения, прилагая при

этом волевые усилия — выдержку, решительность, настойчивость и смелость.

Выводы

1.

В

процессе

экспериментальной

работы

по

развитию

физических

способностей

детей

через

национальные

подвижные

игры

выявлено,

что

старший дошкольный возраст является решающим в формировании данных

физических качеств. Ведь именно до 7 лет человек проходит важный путь

физического развития.

2.

Именно

в

период

старшего

дошкольного

возраста

идет

интенсивное

развитие органов, становление функциональных физических систем организма,

закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к

себе

и

окружающим.

Важно

на

этом

этапе

сформировать

у

детей

базу

практических навыков в овладении физических качеств. В этом большую роль

могут

сыграть

национальные

подвижные

игры

как

эффективное

средство

воспитания и развития детей.

3.

Работа

по

развитию

физических

способностей

детей

старшего

дошкольного

возраста

средствами

якутских

национальных

подвижных

игр

учитывает

проведение

систематической

планомерной

работы

по

разным

направлениям.

4. Проведенная работа с использованием национальных подвижных игр

положительно сказалась на всем физическом развитии и

содержании двигательной деятельности детей с разным уровнем физического

развития, на их поведении и эмоциональном состоянии.

Список использованной литературы

1.

От рождения до школы. Основная образовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой. – 3-е изд., испр. и под. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. –

368с.

2.

Программно-нормативные документы по физическому воспитанию

для дошкольных образовательных учреждений /М-во образования Респ.

Саха (Якутия), Упр. Физ. воспитания и спорта; Сост.: В.П. Васильева, О.А.

Уржумцева, А.В. Анахина, А.Н. Матвеева, Л.И. Павлова. Под ред. С.И.

Захарова.- Якутск: 2002.-84с.

3.

Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики.

– Якутск: Ситим, 1995.-55с.

4.

А ш м а р и н ,

Б . А .

Т е о р и я

и

м е т о д и к а

ф и з и ч е с к о г о

воспитания. / Б.А. Ашмарин. - М. : ФиС, 2000.

5.

Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии. / Н.А. Бернштейн. - М.:

«ФиС», 2001. - 186с.

6.

Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М. :

Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.

7.

В а в и л о в а ,

Е . Н .

Р а з в и в а й т е

у

д о ш ко л ь н и ко в

с и л у,

выносливость / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 2008. – 175 с.

8.

Волков,

М.В. К проблеме развития двигательных способностей

//Теория и практика физической культуры / М.В. Волков.– 2000.- №5-6. 41

с.

9.

Григорьева А.А. Якутские национальные игры. Учебн. пособие. –

Якутск: ЯГУ, 1990.-62с.

10.

Федоров А.С. Обугулэрбит оонньуулара.-Якутскай: Кинигэ изд-

вота, 1992-48с.

11.

Ядрехинская Л.С., Васильева Л.П. Педагогические условия

социальной адаптации ребенка саха в русскоязычном детском

саду//Нородное образование Якутии.-2005.-32.-С. 138-141.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники