Напоминание

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста


Автор: Фомина Людмила Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 68 "Солнышко"
Населённый пункт: Кемеровская область г Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 68»

Фомина Л.И

.

г. Прокопьевск, Кемеровская область

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей

младшего дошкольного возраста

Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным

румянцем восходящего солнца.

В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»

С таких слов каждый день

начинаются занятия в группе. Мы желаем с детьми друг другу

доброго утра, дарим друг другу улыбки, хорошее настроение.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые,

должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он

растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду?

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как

чистейший

ключ,

бьющий

из

недр

земли,

к

которому

припадают

поколения,

наполняясь

живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.

И

звучат

из

поколение

в

поколения

колыбельные

песни,

сказы,

потешки,

пословицы

и

поговорки.

Овладение

родным

языком

является

одним

из

самых

важных

приобретений

ребенка

в

дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.

Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании,

как общая основа воспитания и обучения детей.

Проблема

речи

детей

дошкольного

возраста

средствами

малых

форм

фольклора

на

сегодняшний день очень актуальна.

Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического,

нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.

Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении

многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому,

выразительному слову, любовь к родному языку.

Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности

детей работу надо проводить как на занятии, так и в свободное время.

В разные режимные моменты использовать фольклорные произведения. Во время умывания -

потешку «Водичка-водичка...»;

Во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;

Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...»

Петь своим малышам колыбельные песни, которые они не только слушают но запоминают, и

сами могли петь своим куклам «дочкам»

Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что

содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям.

Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.

Пословицы

и

поговорки

называют

жемчужинами

народного

творчества.

Они

оказывают

воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Пословицы и поговорки использовать в процессе повседневного общения с детьми.

- Подбадриваем робкого: «Смелость города берет»

- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда

отговорки»;

- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»

- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»

- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»

Широко использовать

загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности

детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая

загадки для работы с детьми, учитывать их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их

небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается:

загадки

о

предметах,

домашних

животных,

о

некоторых

предметах

домашнего

обихода.

Например, во время наблюдения за рыбками предложить следующую загадку:

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой

С камнями и песком на дне

И рыбкой золотой

Малышам предлагаються загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего

вида (цвет, форма, величина), отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос

животного, повадки, чем питается)

Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные

критерии при отборе загадок для малышей.

Большую радость приносят детям игрушки. Куклы в национальных русских костюмах

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, надо научить детей играть в

русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», научить детей

плести венки; научить водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и

физические.

Познакомить

детей

с

русскими

народными

инструментами:

гармошка,

балалайка,

дудка,

свистулька.

Интерес

к

прошлому,

закономерно

возникающий

на

определенном

этапе

развития

человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть

общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть

будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без

будущего.

Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию

русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники