Автор: Фомина Людмила Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 68 "Солнышко"
Населённый пункт: Кемеровская область г Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 68»
Фомина Л.И
.
г. Прокопьевск, Кемеровская область
Роль народного творчества в развитии и воспитании детей
младшего дошкольного возраста
Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным
румянцем восходящего солнца.
В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»
С таких слов каждый день
начинаются занятия в группе. Мы желаем с детьми друг другу
доброго утра, дарим друг другу улыбки, хорошее настроение.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые,
должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он
растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
А что может духовно обогатить среду?
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как
чистейший
ключ,
бьющий
из
недр
земли,
к
которому
припадают
поколения,
наполняясь
живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.
И
звучат
из
поколение
в
поколения
колыбельные
песни,
сказы,
потешки,
пословицы
и
поговорки.
Овладение
родным
языком
является
одним
из
самых
важных
приобретений
ребенка
в
дошкольном детстве.
Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.
Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании,
как общая основа воспитания и обучения детей.
Проблема
речи
детей
дошкольного
возраста
средствами
малых
форм
фольклора
на
сегодняшний день очень актуальна.
Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического,
нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении
многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому,
выразительному слову, любовь к родному языку.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности
детей работу надо проводить как на занятии, так и в свободное время.
В разные режимные моменты использовать фольклорные произведения. Во время умывания -
потешку «Водичка-водичка...»;
Во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;
Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...»
Петь своим малышам колыбельные песни, которые они не только слушают но запоминают, и
сами могли петь своим куклам «дочкам»
Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что
содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям.
Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.
Пословицы
и
поговорки
называют
жемчужинами
народного
творчества.
Они
оказывают
воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Пословицы и поговорки использовать в процессе повседневного общения с детьми.
- Подбадриваем робкого: «Смелость города берет»
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда
отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»
Широко использовать
загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности
детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая
загадки для работы с детьми, учитывать их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их
небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается:
загадки
о
предметах,
домашних
животных,
о
некоторых
предметах
домашнего
обихода.
Например, во время наблюдения за рыбками предложить следующую загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой
С камнями и песком на дне
И рыбкой золотой
Малышам предлагаються загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего
вида (цвет, форма, величина), отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос
животного, повадки, чем питается)
Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные
критерии при отборе загадок для малышей.
Большую радость приносят детям игрушки. Куклы в национальных русских костюмах
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, надо научить детей играть в
русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», научить детей
плести венки; научить водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и
физические.
Познакомить
детей
с
русскими
народными
инструментами:
гармошка,
балалайка,
дудка,
свистулька.
Интерес
к
прошлому,
закономерно
возникающий
на
определенном
этапе
развития
человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть
общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть
будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без
будущего.
Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию
русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.