Напоминание

"Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности.»


Автор: Моргачева Мария Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №19 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности.»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему «Элементы актерского мастерства в педагогической

деятельности.»

В настоящие время тенденции развития образования, возросшие

профессиональные требования к личности педагога усилили потребность в

формировании творческой индивидуальности, реализации творческих

способностей, развития его индивидуального стиля деятельности.

Идея использования достижений театральной педагогики в подготовке

педагога разработана в трудах П.П. Блонского, А.С. Макаренко,

Ю.П. Азарова, Г. Лозанова, И.А. Зязюна, Н.Н. Тарасевич.

Свой вклад в понимание роли и значения элементов актерского

мастерства в деятельности педагога внесли Ю.П. Азаров, В.М. Букатов,

П.М. Ершов, Ю.Л. Львова, В.Ф. Моргун. Е.А. Ямбург и др.

Педагогическое искусство часто называют театром одного актера.

Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его

законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз:

воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом

этапе важную роль играют именно театрально –выразительные способности

педагога. Педагогу как творческой личности необходимо развивать

педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический

артистизм.

В научной литературе даны теоретические основы артистизма, выделены

его специфические признаки:

Т.Ф. Ефремова

считает,

что артистизм

-

это

художественная

одаренность,

выдающиеся

творческие

способности,

высокое

творческое

мастерство, виртуозность; особое изящество манер, грациозность.

О.С. Булатова утверждает, что артистизм - способность не только

красиво,

впечатляюще,

убедительно

что-то

передать,

но

и

передать,

эмоционально воздействуя на воспитанника.

Каждое

занятие

это

своеобразная

педагогическая

пьеса,

в

которой

преподаватель выступает как:

- автор сценария (выстраивает драматургию отношений),

- режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника

действия в воспитательном процессе),

- актер (сам играет свою роль на основе точного научно – педагогического

замысла),

- импровизатор (учитывает новые реально возникающие педагогические

ситуации).

Важная составляющая педагогического таланта, которая роднит его с

талантом

актера

это

потребность

в

самовыражении.

Кроме

этого,

мастерство педагога реализуется через целый ряд элементов, задающих

сходство

его

профессиональной

деятельности

с

профессиональной

деятельностью актера.

Первый элемент – наличие сверхзадачи. Сверхзадача для актера – это

неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в

решении творческих задач. И для педагога, и для актера сверхзадача есть

тот источник энергии, который определяет его поведение. Сила подсознания

может быть очень большой, если идея овладевает человеком полностью (что

то

сделать,

иметь,

найти).

Тогда

«вдруг»

создаются

благоприятные

условия,

находятся

средства,

помощники,

счастливо

складываются

обстоятельства. Педагог на работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из

направленности личности (делать людей лучше). В основе формирования и

выражения сверхзадачи лежат:

Мировоззрение педагога, его жизненная позиция и собственный

образ жизни;

Ранее

накопленный

опыт

(теоретические

знания,

результаты

рефлексии);

Способность

к

самовыражению,

естественность

поведения,

отсутствие боязни допустить ошибку;

Проникновение в систему мотивов учащихся, чувство эмпатии;

Эмоциональные переживания педагога.

Второй элемент – физический и психологический тренинг. Это означает

способность

регулировать

свое

самочувствие,

управлять

им.

Умение

активизировать себя или расслабляться в зависимости от ситуации, быстро

восстанавливаться после физических и эмоциональных нагрузок достигается

специальными

упражнениями

и

тренировками.

Психологический

тренинг

помогает настроиться на занятие, на взаимодействие с учащимися с учетом

их характера.

Третий

элемент

-

умение

завоевать

аудиторию

и

управлять

ею.

Сочетание голоса, слов, взгляда, жеста, ритмики всегда индивидуально.

Четвертый элемент – правда жизни. В творчестве нельзя допускать

ничего ложного, фальшивого, приблизительного.

Пятый

элемент

способность

перевоплотиться

в

образ

учащегося,

чувствовать, переживать, эмоционально воздействовать.

Итак, артистизм

представляет

собой

проявление

духовно

богатого

внутреннего

мира

личности.

Он

формируется

в

процессе

духовно-

практического

освоения

человеком

определенных

видов

творческой

деятельности

с

целью

удовлетворения

потребности

в

профессиональном

самосовершенствовании и самообразовании.

В.А. Бахвалов определяет следующие компоненты артистизма:

Эрудиция. Для детей педагог - открыватель мира. Эту роль он может

выполнить

лишь

в

том

случае,

если

является

высокообразованным

человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и

действительности.

Педагог-артист

живет

любознательностью,

познанием «тайн», удивлением, чувством нового, сомнением. Эрудиция

необходима ему до чрезвычайности

Обаяние -

способность

овладевать

вниманием,

чувствами,

умом,

воображением, волей другого. Необходим синтез обаяния и духовности.

Именно

в

ней

проявляется

внутренняя

красота

человека,

его

самобытность, соучастие в жизни окружающих, мудрость реакции на

действительность.

Самобытность. У

педагога

яркое

определенное

«Я».

Являясь

неординарной и самобытной личностью, он всегда находит верные

психологические и методические решения различных педагогических

ситуаций. Включая их в содержание урока, дает личностную оценку

излагаемым событиям.

Импровизация. Общение

с

воспитанниками

-

творчество.

Педагог-

артист всегда импровизатор. Ибо импровизация — это артистическое и

режиссерское

мастерство

педагога.

Е. Вахтангов

утверждал

о

том,

чтобы

наладить

отношения

режиссёра

и

актёра,

соответственно

-

педагога

и

воспитанника

-

необходимо

начинать

урок

с

самого

интересного.

Самое

лучшее

действие

-

совместное

действие.

Известный зарубежный учёный Гордон Крег говорил: «... ключом к

объяснению поведения человека является скромность и импровизация»

Образность

речи. Образная

речь

строга,

научна,

увлекательна,

свободная от учебно-канцелярских оборотов, искажений литературного

языка. Эта речь эмоциональна и индивидуальна.

Главная выразительная сторона голоса – интонация. На образность

речи

учителя

особенно

влияет

приятно

звучащий

голос,

его

мелодичность,

многообразие

в

нем

характерных

красок

и

богатых

оттенков. Во всем этом проявляется и выражается весь духовный мир

педагога, его душевность, самобытность и артистизм.

Пластика. Педагог

-

артист

умеет,

и

«ступить»,

и

«молвить».

Он

наделен

личностной,

персональной

запоминаемостью,

пластикой

поведения. Пластика - это язык телодвижений, его выразительность и

умение им владеть.

Итак, артистизм - это личностное качество педагога, которому присущи

эстетические черты стиля жизни и деятельности. Это черты людей, творчески

насыщенных и любящих свою профессию.

Творческий характер педагогической деятельности, является важнейшей

ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие

педагогических

ситуаций,

их

неоднозначность

требуют

вариативных

подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

В

заключении

можно

отметить,

что

творчество

это

одно

из

составляющих

внутренней

опосредующей

формы

любого

а кт а

профессиональной деятельности педагога.

Артистизм представляет собой проявление духовно богатого внутреннего

мира личности. Он формируется в процессе духовно-практического освоения

человеком

определенных

видов

творческой

деятельности

с

целью

удовлетворения потребности в профессиональном самосовершенствовании и

самообразовании.

По

мнению

С.Д. Якушевой

педагогическое

мастерство

искусство

обучения

и

воспитания,

доступное

каждому

преподавателю

и

мастеру

производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования.

Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной

работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и

способности.

Педагогическое

искусство

зачастую

называют

театром

одного

актера.

Поэтому использование средств театральной педагогики открывает большие

возможности для развития артистизма, а владение элементами актерского и

режисс ерского

мастерства

являет ся

необходимым

с р е д с т в о м

профессиональной деятельности педагога.

Список литературы:

1.Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. М.: Издательский

центр «Академия», 1999. – 160с.

2.Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. М.: Издательский

центр «Академия», 2001. - 240с.

3.Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества.

М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.

4.Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой

индивидуальности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Тюмень, 1998. -

197c.

5.Волков Л.А., Цукасова Л.В. Театральная педагогика: Принципы. Заповеди.

Советы / Ред. С.В. Цукасов; предисл. В. И. Михеева; вступ. ст.

А.С. Тимофеевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЛКИ, 2007. - 187с.

6.Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Художественная

литература, 1938. – 576 с.

7. Театральные проблемы теоретической и практической апробации системы

педагогического воздействия / под ред. П. В. Кулешова. – Тамбов: изд-во

Тамбов. гос. ун-та, 1996. − 142 с.

8. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр.

и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники