Автор: Моргачева Мария Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №19 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности.»
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему «Элементы актерского мастерства в педагогической
деятельности.»
В настоящие время тенденции развития образования, возросшие
профессиональные требования к личности педагога усилили потребность в
формировании творческой индивидуальности, реализации творческих
способностей, развития его индивидуального стиля деятельности.
Идея использования достижений театральной педагогики в подготовке
педагога разработана в трудах П.П. Блонского, А.С. Макаренко,
Ю.П. Азарова, Г. Лозанова, И.А. Зязюна, Н.Н. Тарасевич.
Свой вклад в понимание роли и значения элементов актерского
мастерства в деятельности педагога внесли Ю.П. Азаров, В.М. Букатов,
П.М. Ершов, Ю.Л. Львова, В.Ф. Моргун. Е.А. Ямбург и др.
Педагогическое искусство часто называют театром одного актера.
Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его
законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз:
воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом
этапе важную роль играют именно театрально –выразительные способности
педагога. Педагогу как творческой личности необходимо развивать
педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический
артистизм.
В научной литературе даны теоретические основы артистизма, выделены
его специфические признаки:
Т.Ф. Ефремова
считает,
что артистизм
-
это
художественная
одаренность,
выдающиеся
творческие
способности,
высокое
творческое
мастерство, виртуозность; особое изящество манер, грациозность.
О.С. Булатова утверждает, что артистизм - способность не только
красиво,
впечатляюще,
убедительно
что-то
передать,
но
и
передать,
эмоционально воздействуя на воспитанника.
Каждое
занятие
–
это
своеобразная
педагогическая
пьеса,
в
которой
преподаватель выступает как:
- автор сценария (выстраивает драматургию отношений),
- режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника
действия в воспитательном процессе),
- актер (сам играет свою роль на основе точного научно – педагогического
замысла),
- импровизатор (учитывает новые реально возникающие педагогические
ситуации).
Важная составляющая педагогического таланта, которая роднит его с
талантом
актера
–
это
потребность
в
самовыражении.
Кроме
этого,
мастерство педагога реализуется через целый ряд элементов, задающих
сходство
его
профессиональной
деятельности
с
профессиональной
деятельностью актера.
Первый элемент – наличие сверхзадачи. Сверхзадача для актера – это
неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в
решении творческих задач. И для педагога, и для актера сверхзадача есть
тот источник энергии, который определяет его поведение. Сила подсознания
может быть очень большой, если идея овладевает человеком полностью (что
–
то
сделать,
иметь,
найти).
Тогда
«вдруг»
создаются
благоприятные
условия,
находятся
средства,
помощники,
счастливо
складываются
обстоятельства. Педагог на работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из
направленности личности (делать людей лучше). В основе формирования и
выражения сверхзадачи лежат:
Мировоззрение педагога, его жизненная позиция и собственный
образ жизни;
Ранее
накопленный
опыт
(теоретические
знания,
результаты
рефлексии);
Способность
к
самовыражению,
естественность
поведения,
отсутствие боязни допустить ошибку;
Проникновение в систему мотивов учащихся, чувство эмпатии;
Эмоциональные переживания педагога.
Второй элемент – физический и психологический тренинг. Это означает
способность
регулировать
свое
самочувствие,
управлять
им.
Умение
активизировать себя или расслабляться в зависимости от ситуации, быстро
восстанавливаться после физических и эмоциональных нагрузок достигается
специальными
упражнениями
и
тренировками.
Психологический
тренинг
помогает настроиться на занятие, на взаимодействие с учащимися с учетом
их характера.
Третий
элемент
-
умение
завоевать
аудиторию
и
управлять
ею.
Сочетание голоса, слов, взгляда, жеста, ритмики всегда индивидуально.
Четвертый элемент – правда жизни. В творчестве нельзя допускать
ничего ложного, фальшивого, приблизительного.
Пятый
элемент
–
способность
перевоплотиться
в
образ
учащегося,
чувствовать, переживать, эмоционально воздействовать.
Итак, артистизм
представляет
собой
проявление
духовно
богатого
внутреннего
мира
личности.
Он
формируется
в
процессе
духовно-
практического
освоения
человеком
определенных
видов
творческой
деятельности
с
целью
удовлетворения
потребности
в
профессиональном
самосовершенствовании и самообразовании.
В.А. Бахвалов определяет следующие компоненты артистизма:
Эрудиция. Для детей педагог - открыватель мира. Эту роль он может
выполнить
лишь
в
том
случае,
если
является
высокообразованным
человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и
действительности.
Педагог-артист
живет
любознательностью,
познанием «тайн», удивлением, чувством нового, сомнением. Эрудиция
необходима ему до чрезвычайности
Обаяние -
способность
овладевать
вниманием,
чувствами,
умом,
воображением, волей другого. Необходим синтез обаяния и духовности.
Именно
в
ней
проявляется
внутренняя
красота
человека,
его
самобытность, соучастие в жизни окружающих, мудрость реакции на
действительность.
Самобытность. У
педагога
яркое
определенное
«Я».
Являясь
неординарной и самобытной личностью, он всегда находит верные
психологические и методические решения различных педагогических
ситуаций. Включая их в содержание урока, дает личностную оценку
излагаемым событиям.
Импровизация. Общение
с
воспитанниками
-
творчество.
Педагог-
артист всегда импровизатор. Ибо импровизация — это артистическое и
режиссерское
мастерство
педагога.
Е. Вахтангов
утверждал
о
том,
чтобы
наладить
отношения
режиссёра
и
актёра,
соответственно
-
педагога
и
воспитанника
-
необходимо
начинать
урок
с
самого
интересного.
Самое
лучшее
действие
-
совместное
действие.
Известный зарубежный учёный Гордон Крег говорил: «... ключом к
объяснению поведения человека является скромность и импровизация»
Образность
речи. Образная
речь
строга,
научна,
увлекательна,
свободная от учебно-канцелярских оборотов, искажений литературного
языка. Эта речь эмоциональна и индивидуальна.
Главная выразительная сторона голоса – интонация. На образность
речи
учителя
особенно
влияет
приятно
звучащий
голос,
его
мелодичность,
многообразие
в
нем
характерных
красок
и
богатых
оттенков. Во всем этом проявляется и выражается весь духовный мир
педагога, его душевность, самобытность и артистизм.
Пластика. Педагог
-
артист
умеет,
и
«ступить»,
и
«молвить».
Он
наделен
личностной,
персональной
запоминаемостью,
пластикой
поведения. Пластика - это язык телодвижений, его выразительность и
умение им владеть.
Итак, артистизм - это личностное качество педагога, которому присущи
эстетические черты стиля жизни и деятельности. Это черты людей, творчески
насыщенных и любящих свою профессию.
Творческий характер педагогической деятельности, является важнейшей
ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие
педагогических
ситуаций,
их
неоднозначность
требуют
вариативных
подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.
В
заключении
можно
отметить,
что
творчество
–
это
одно
из
составляющих
внутренней
опосредующей
формы
любого
а кт а
профессиональной деятельности педагога.
Артистизм представляет собой проявление духовно богатого внутреннего
мира личности. Он формируется в процессе духовно-практического освоения
человеком
определенных
видов
творческой
деятельности
с
целью
удовлетворения потребности в профессиональном самосовершенствовании и
самообразовании.
По
мнению
С.Д. Якушевой
педагогическое
мастерство
–
искусство
обучения
и
воспитания,
доступное
каждому
преподавателю
и
мастеру
производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования.
Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной
работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и
способности.
Педагогическое
искусство
зачастую
называют
театром
одного
актера.
Поэтому использование средств театральной педагогики открывает большие
возможности для развития артистизма, а владение элементами актерского и
режисс ерского
мастерства
являет ся
необходимым
с р е д с т в о м
профессиональной деятельности педагога.
Список литературы:
1.Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. М.: Издательский
центр «Академия», 1999. – 160с.
2.Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. М.: Издательский
центр «Академия», 2001. - 240с.
3.Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества.
М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.
4.Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой
индивидуальности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Тюмень, 1998. -
197c.
5.Волков Л.А., Цукасова Л.В. Театральная педагогика: Принципы. Заповеди.
Советы / Ред. С.В. Цукасов; предисл. В. И. Михеева; вступ. ст.
А.С. Тимофеевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЛКИ, 2007. - 187с.
6.Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Художественная
литература, 1938. – 576 с.
7. Театральные проблемы теоретической и практической апробации системы
педагогического воздействия / под ред. П. В. Кулешова. – Тамбов: изд-во
Тамбов. гос. ун-та, 1996. − 142 с.
8. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр.
и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.