Напоминание

"Умелые ручки"


Автор: Орадченко Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №86 "Брусничка"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Умелые ручки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 86 «Брусничка»
Проект

по развитию мелкой моторики пальцев рук

у детей с ТНР

«Умелые ручки»
Авторы проекта: Орадченко Наталья Юрьевна Таутиева Наталья Юрьевна Тигина Тамара Леонидовна НОРИЛЬСК, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как сделать так, чтоб мир для ребенка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным? В качестве основных, приоритетных направлений решения задач всестороннего развития ребенка – дошкольника современной педагогической наукой сегодня приняты:  личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком,  принятие и поддержка его индивидуальности,  развитие его творческих способностей,  формирование социально уверенного поведения. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, но у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Ребята, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления . Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, мало понятна, недостаточная речевая активность. Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Сопоставляя все вышеперечисленное и результаты диагностики развития детей группы, мы определились в направлении работы: выполняя задачи Комплексной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и дополнительной коррекционной программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» (Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина), необходимо особое внимание уделять формированию навыков устной речи через развитие мелкой моторики рук. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет
огромную роль в развитии речи детей. Для этого необходимо выстроить работу творчески и интересно. В группе предполагается создать условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, оригами, бисероплетение и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Это нас и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию мелкой моторики, приобщая детей к декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению искусство народное: народ создает вещи, сохраняет их красоту и опыт их создания передает наследникам. Декоративно- прикладное искусство – это раздел искусства, посвящённый созданию художественных изделий. Его произведениями являются различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда и всякого рода украшения. Изучив возможности и интересы родителей, мы пришли к выводу, что они владеют различными технологиями декоративно-прикладного искусства (вышивка, бисероплетение, вязание, тестопластика), обладают развитым, богатым воображением, заинтересованы в работе с детьми, проявляют активность в посещениях всевозможных городских выставок, мастер-классов. Такое понимание, творческий потенциал родителей вдохновили нас на создание проекта «Город Мастеров», который включает специально организованные занятия по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование), самостоятельную продуктивную деятельность детей, совместную работу с родителями. Результатом работы в этом направлении станут традиционные выставки в группе, ДОУ (Приложение 1,2). Проект раскрывает задачи и содержание работы по развитию мелкой моторики рук посредством приобщения детей к декоративно-прикладному искусству. Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с искусством в разных видах деятельности (например, занятия интегрированного характера; экскурсии; участия детей в выставках МБДОУ и мероприятиях города; кружковая работа; совместная творческая деятельность с родителями).
Нельзя сказать, что мы особо выделяем приоритет какой-либо форме работы с детьми. Ее выбор зависит от интереса детей к предлагаемой деятельности, их индивидуальных и возрастных особенностей, творческих способностей и занятости родителей, а также материальной базы для занятий. Формы организации продуктивной деятельности ребенка такие как  посещение выставок,  фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия,  самостоятельная творческая деятельность,  совместная деятельность детей и родителей,  организация выставок детского творчества совместно с родителями, предполагают активное использование взаимодействия ребенка с объектами рукотворного мира, а также применение современных технических средств обучения и новых информационных технологий, направленных на расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью. Проект направлен на всестороннее развитие дошкольника:  познавательное (формирование представления о рукотворном мире)  перцептивно-эмоциональное (формирование положительного отношения к искусству)  практическое (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия) Время занятия как в специально организованной, так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.
ХОД ПРОЕКТА.
Цель проекта: Развитие речи у детей с ТНР через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения ребенка к декоративно-прикладному искусству и организацию совместного творчества детей и родителей. Задачи проекта:  создать условия для ситуативно-делового, личностно-организационного общения на основе общего дела ребенка и родителя.  формировать представления об искусстве как виде творческой деятельности людей;  расширять знания о видах искусства: декоративно-прикладном (гжельская, хохломская, городецкая, жостовская роспись; керамические изделия; народные игрушки), изобразительном, литературе, музыке, театре.
 развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности;  воспитывать интерес к искусству родного края;  способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения.  создать педагогические условия для развития речи у детей с ОНР через укрепление мелкой моторики пальцев рук путем приобщения ребенка к декоративно-прикладному искусству посредством взаимодействия всех специалистов детского сада;  развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности; Основные принципы реализации проекта 1.
Принцип доступности
- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, экскурсии, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности. 2.
Принцип гуманизации
- предполагает индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка. 3.
Принцип деятельности
- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности. 4.
Принцип интеграции
- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении. 5.
Принцип системности
- решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ, города и семьи. 6.
Принцип преемственности
- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития. 7.
Принцип регионализма
- использование объектов культуры, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографичсеких особенностей. Участниками проекта являются дети МБДОУ «Детский сад № 86 «Брусничка», воспитатели, родители, сотрудники музея, Талнахской детской школы искусств, библиотеки, Арктического заповедника.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Этапы Сроки Мероприятия Организационный Сентябрь 2014 - декабрь 2014 1. Выбор темы проекта и его разработка. 2. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме. 3. Подбор методического материала по заявленной теме. 4. Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР и приобщения ребенка к декоративно-прикладному искусству. 5. Организация кружковой работы «Бисерные фантазии» 6. Разработка перспективного плана работы кружка «Бисерные фантазии» 7. Разработка конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев 8. Разработка анкет для родителей по определению творческого интереса 9. Разработка проекта совместной деятельности детей и родителей «Город Мастеров». 10. Организация выставочного уголка творческого проекта «Город Мастеров» 11. Разработка консультаций для родителей. 12. Заключение договоров МБДОУ с ТДШИ, музеем. Диагностический Сентябрь 2014 -октябрь 2014 1. Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей 2. Отследить уровень развития у детей по конструированию и ручному труду. 3. Составить характеристику уровня развития детей по аппликации. 4. Охарактеризовать уровень развития детей по лепке. 5.Анкетирование родителей с целью выявления творческого интереса Практический Октябрь 2014 - май 2015 1. Реализация планов работы кружка «Бисерные фантазии» с детьми старшей и подготовительной логопедической группы. 2. Составление сборника конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев, развлечений 3. Разработка образцов продуктивной деятельности для работы с детьми 4. Разработка консультативного материала, занятий для родителей 5. Организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей группы 5. Организация для родителей практико-ориентированных занятий в целях заинтересованности к совместной продуктивной деятельности с детьми 6. Организация и совместное проведение (художник-прикладник Гуськова Г.Н.) мастер-класса для родителей и детей по бисероплетению и ознакомлению с жизнью и бытом народов Севера и его культуре
Обобщающий Сентябрь2015 - декабрь 2015 1. Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями. 2. Анализ эффективности работы системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей с ТНР и приобщения ребенка к декоративно - прикладному искусству. 3. Разработка методических рекомендаций. 4. Подготовка презентационного буклета, фотоальбомов, отражающих содержание работы с детьми. 5. Составление сборника детских сказок и историй. 6. Систематизация конспектов занятий продуктивной деятельности по развитию мелкой моторики. 7. Составление картотеки игр и упражнений на развитие: мелкой моторики пальцев рук, слухового внимания, связной диалогической и монологической речи, речевого дыхания, укрепления артикуляционного аппарата, основных психический процессов (памяти, внимания, воображения). 8. Описание опыта работы «Шкатулка полезных слов» как эффективное средство обогащения словарного запаса. 9. Разработка и описание сюжетно-ролевой игры «Я экскурсовод». 10. Составление и оформление книги-альбома «Бисерные фантазии». 11. Разработка и подборка материала для изготовления совместных работ детей и родителей. Составление альманаха по декоративно-прикладному искусству. Внедренческо- презентативный Январь- август 2016 1. Презентация системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей с ТНР и приобщения ребенка к декоративно-прикладному искусству. 2. Разработка и проведение мастер-класса «Методика и проведение развивающих речевых игр» для воспитателей массовых групп ДОУ. 3. Участие в проведении семинара-практикума «Организация развивающей речевой среды ДОУ» для учителей- логопедов и воспитателей групп с нарушением речи. 4. Составление и оформление буклета по теме «Рученьки сильнее, головушка - мудрее» (подборка авторских игр по развитию моторики пальцев рук). 5. Фотоматериалы результативности проектной деятельности. Обобщение опыта работы и составление методических рекомендаций «Система по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей». Практическая значимость:
 совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентаций  возникнет интерес детей к декоративно-прикладному искусству и искусству родного края  укрепление мелкой моторики будет способствовать развитию речи детей  для расширения знаний об искусстве наладится сотрудничество с социальными институтами города: музеем, Талнахской детской школой искусств, библиотекой, Арктическим заповедником  будет разработан информационно-методический материал для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики и ручной умелости).
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл занятий с детьми, кружковую работу, создание творческих групп (совместно с родителями), взаимодействие со специалистами ДОУ и социальными институтами города. Реализуя Комплексную программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и дополнительную коррекционную программу «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина), работа с детьми по развитию мелкой моторики осуществляется через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности и подбирая под лексические темы логопедических и других занятий. Большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразная и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным. Тесное сотрудничество со специалистами МБДОУ (учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель) по развитию мелкой моторики пальцев рук улучшит качество результатов нашей работы. Специфика работы в нашей группе предполагает тесное сотрудничество с учителем- логопедом. На логопедических занятиях, во время индивидуальной работы с детьми, на занятиях логоритмики, во время проведения коррекционного часа воспитателями, учитель-логопед активно пропагандирует, выполняет вместе с детьми, контролирует, анализирует тематические упражнения и задания по развитию мелкой моторики. Преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов позволит добиться положительных результатов.
Большое развивающее значение имеют занятия ритмикой и логопедической ритмикой. Овладевая хорошим чувством ритма, дети быстро овладевают двигательными навыками и умениями. Развивая чувство ритма, мы тем самым улучшим координацию движений, точность, скорость двигательной реакции. Занятия ритмикой и логоритмикой служат целью нормализации двигательных функций и речи, объединяют как работу по развитию моторики, так и психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия. Психогимнастика и упражнения на релаксацию, специальные игры с психологом снижают психическое напряжение у детей, развивают психомоторные качества, внимание, память, мышление, помогают детям адаптироваться в определенных ситуациях. На физкультурных занятиях развиваем общую моторику и координацию движений, а также используем упражнения для коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Занятия проводятся с проговариванием стихотворных текстов. Разученные упражнения общего характера включаются в различные виды деятельности. Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Особенно ярко ребята проявляют свои эмоционально-речевые возможности, когда погружаются в мир театра. Одинаково успешно они становятся артистами как теневого, так и пальчикового, настольного и кукольного театров. Гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает напряжение. Дети учатся говорить, общаться, играть. (Приложение 3). Развивая мелкую моторику в рамках проекта, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к декоративно- прикладному искусству, опираясь на интересы ребенка и семьи. «Город Мастеров» состоит из разных артелей: «Самоделкин», «Мастерица», «Лесовичок», «Рукодельница», «Маленький скульптор», «Очумелые ручки», «Бисерные фантазии», в которых дети и родители учатся тестопластике, бисероплетению, изготовлению поделок из бумаги, природного, бросового материала, лепке, аппликации. (Приложение 4) Используя разнообразный материал по детскому творчеству, мы всесторонне развиваем способности малыша. Новые интересные идеи приходятся по душе не только детям, но и самим взрослым, приобщая их к декоративно-прикладному искусству.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА В 2014-2015 ГОДУ

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Мы уже видим качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта (Приложение 5). Родители активно поддержали интерес ребят и стали участниками совместных работ. Каждая семья талантлива по-своему. Умелые руки, фантазия детей и взрослых пополняли выставки работами разной направленности декоративно- прикладного искусства в рамках группы и МБДОУ. Так появилпсь «Умелые ручки». Мастера же нашего «города» стали смело и достойно представлять свои работы на городских мероприятиях: «Дорога в Завтра», «Северный олень», «Моя дорогая мама». Они не только участвуют, но и побеждают. Победителями стали: - Уляницкая Аня – I место (городской конкурс рисунков «Моя дорогая мама») - Овчинников Семен – I место (городской конкурс рисунков «Открытка для прадеда») - Кузьминых Кирилл – I место, кубок победителя в номинации «Гран-при» (корпоративный конкурс ОАО «ГМК «Норильский никель» «Дорога в Завтра»). Нам повезло, что на пути реализации проекта, мы общались и работали с такими активными, отзывчивыми, терпеливыми и талантливыми родителями. Благодарим всех коллег, администрацию МБДОУ и наших родителей за сотрудничество. ЛИТЕРАТУРА
1. А. А. Мелик-Патаев. Развитие эстетического отношения к миру как основа педагогики искусства.М.,1988. 2. А. С. Хворостов. Декоративно- прикладное искусство в начальной школе. Просвещение. М., 1988. 3. Антакова–Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук // Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД. М., 1974. 4. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000. 5. Бирюкова А. А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987. 6. Верясова Т. В. Раз, два, три, четыре, пять – будем в школу мы играть. Екатеринбург, 1998. 7. Вольнова Л. Н. Движение – мысль – слово. Пермь, 1999. 8. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова. М: Просвещение, 1968. 9. Г. С. Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Гуманитарный издательский центр. М., 2002. 10. Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 1997. 11. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у детей // Дефектология. 1999. №3. С.37 –42. 12. Е. И. Коротеева. Искусство и ты. Просвещение. Тверь,1997, 2002. 13. И. Белова. Художественное творчество. Дети и взрослые. Ленинград,1990. 14. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973. 15. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1979. 16. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротреннинг. Спб: «М и М», 1998. 17. Лопухина И. Стихи и упражнения для развития ребенка. Спб: Дельта, 2000. 18. Лурия А. Р. О генезе произвольных движений // Вопросы психологии. 1957. №2. 19. Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000. 20. Н. Вершнина, О. Горбова. Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. -2004.-№6. 21. Планирование и методика проведения занятий по конструированию и ручному труду в игре. //Дошкольное воспитание. -1989.-№9,12-19. 22. Планирование и методика проведения занятий по конструированию и ручному труду в игре. //Дошкольное воспитание. -1990.-№1. 23. С. С. Константинова. История декоративно- прикладного искусства. Феникс. -2004.
24. Синицына Е. Умные пальчики. М: Лист, 1999. 25. Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Просвещение. М., 1991. 26. Тестопластика. //Научно- популярный журнал «Народное творчество». -2006.-№5. 27. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. Спб: Акцигент, 1997. 28. Филимоновская игрушка. //Научно- популярный журнал «Народное творчество». -2006.-№1. 29. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. Спб: Детство - Пресс, 1999. 30. Х. Чаварра. Ручная лепка. Астрель АСТ. М., 2003. 31. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб: Лань, 1996. 32. Э. К. Гульянц, И. Я. Базин. Что можно сделать из природного материала. Просвещение. -1983. Приложение 1
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
УМЕЛЫЕ РУЧКИ ВЫСТАВКИ Совместная работа с родителями Самостоятельна я деятельность работы детей Спец. организованные занятия
Приложение 2

РАЗНОВИДНОСТИ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ

ЗАНЯТИЙ ПО ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приложение 3 ЗАНЯТИ Я
АППЛИКАЦИЯ

КОНСТРУИРОВАНИЕ

РУЧНОЙ ТРУД

РИСОВАНИЕ

ЛЕПКА
 ПЛАСТИЛИН  ТЕСТОПЛАСТИКА  ГЛИНА  ТКАНЬ  МЕХ  БУСЫ  ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА  ОРИГАМИ  КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ  БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ  ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ  БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ДО НАЧАЛА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Приложение 4
РАЗВИТИЕ

МОТОРИКИ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ

ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВАЯ

ГИМНАСТИКА

ПАЛЬЧИКОВЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ

ТЕАТР

ЗАНЯТИЯ

СОТРУДНИ

ЧЕСТВО

СО

СПЕЦИАЛ

ИСТАМИ

ТЕНЕВОЙ

ПАЛЬЧИКОВЫЙ

КУКОЛЬНЫЙ

НАСТОЛЬНЫЙ

АППЛИКАЦИЯ

ЛЕПКА

КОНСТРУИРОВ

АНИЕ

РУЧНОЙ ТРУД

РИСОВАНИЕ

ЛОГОПЕД
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ПСИХОЛОГ
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ

ТЕСТОПЛАСТИКА

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

ПОДЕЛКИ

ИЗ

БУМАГИ

ПРИРОДНЫЙ

МАТЕРИАЛ

БРОСОВЫЙ

МАТЕРИАЛ

РЕБЕНОК

АППЛИКАЦИЯ

ЛЕПКА

МАСТЕРИЦА

БИСЕРНЫЕ

ФАНТАЗИИ

САМОДЕЛКИ

Н

МАЛЕНЬКИЙ

СКУЛЬПТОР

РУКОДЕЛЬН

ИЦА

ЛЕСОВИЧОК

ОЧУМЕЛЫЕ

РУЧКИ

СОТРУДНИЧЕСТВО СО

СПЕЦИАЛИСТАМИ

СТРУКТУРА ПРОЕКТА «ГОРОД МАСТЕРОВ»

ТЕАТР

ЗАНЯТИЯ

Приложение 5
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК И

ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2014-2015 гг.

Результаты диагностики мелкой моторики пальцев рук и продуктивной деятельности воспитанников доказывают важность, необходимость и актуальность проекта: низкий уровень снизился на 34% и составил 2%, средний уровень вырос на 12% и составил 56%, высокий уровень вырос на 22% и составил 42%. Анализируя результаты диагностики можно констатировать тот факт, что во время реализации проекта «Умелые ручки», развитие мелкой моторики пальцев рук и интерес детей к продуктивной деятельности многократно улучшили навыки и умения детей, позволили почувствовать себя настоящими творцами, изобретателями, фантазерами.


В раздел образования