Напоминание

ВЫДЕЛЕНИЕ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «STATE⁄SOCIETY» В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ


Автор: Рыдуха Валерия Андреевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Иркутский Государственный Университет
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: Научная статья
Тема: ВЫДЕЛЕНИЕ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «STATE⁄SOCIETY» В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Раздел: полное образование





Назад




ВЫДЕЛЕНИЕ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «STATE/SOCIETY» В СОВРЕМЕННОМ

АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Статья

посвящена

проблеме выделения

и

описания

тематической

группы «state/society» в современном английском языке. Рассматриваются

основные типы упражнений, используемые при обучении рассматриваемой

тематической группы, а также разрабатываются методические рекомендации

по

обучению

данной

лексики,

входящей

в

состав

тематической

группы

«state/society».

Ключевые

слова:

лексика

тематической

группы «state/society»,

лексико-семантическая

группа,

методические

рекомендации

по

обучению

лексике «state/society», обучение лексики, методика преподавания.

Лексические

навыки

являются

неотъемлемой

составляющей

формирования

лексической

компетенции

у

школьников

на

уроках

английского языка.

Именно лексические навыки, их формирование, развитие

и

совершенствование

при

обучении

иностранному

языку,

являются

предпосылкой для развития речевых умений.

Лексика представляет собой строительный материал нашей речи, то

есть является ее содержательной стороной. Лексика, или совокупность слов и

сходных с ними по функциям соединений, согласно многим исследователям, -

это система или, как утверждает А.А. Леонтьев, системой систем [5].

Способность

автоматически

и

самостоятельно

осуществлять

ряд

действий и операций, связанных с соотнесением лексической единицы с

другими лексическими единицами и с извлечением слова из долговременной

памяти, представляет собой лексический навык [3]. Таким образом, цель

обучения

лексической

стороне

речи

заключается

в

формировании

продуктивного (обусловливающего развитие умений говорения и письма) и

рецептивного (как условия осуществления рецептивных видов деятельности:

чтения и аудирования) лексических навыков .

Важно

отметить,

что

новые

слова,

предлагаемые

учащимся

для

изучения,

как

правило,

объединены

одной

тематической

группой,

объединяемой понятия, которые обозначаются словами, и при этом связаны

общей темой [1].

В данной статье рассматривается тематическая группа «state/society», в

которой все слова в своей семантической структуре имеют обязательное

наличие семы «people in general, considered in relation to the laws, organizations

etc that make it possible for them to live together», «a politically organized body of

people usually occupying a definite territory».

Лексикографический анализ проводился с опорой на словари Longman

Dictionary

of

Contemporary

English и

Merriam-Webster

Online

dictionary. В

результате,

нами

было

отобрано

141

основная

лексическая

единица,

составляющая

тематическую

группу

существительных,

обозначающих

государство/общество.

Затем

был

проведен

анализ

дефиниций,

который

позволил

нам

в

соответствии с наличием в слове необходимой семы определить его в нашу

тематическую

группу.

Таким

образом,

в

словаре Longman

Dictionary

of

Contemporary

English

мы

обнаружили

23

лексические

единицы,

обозначающие

государство/общество,

а

в

словаре Merriam-Webster Online

Dictionary нами было отобрано 22 лексические единицы, которые обозначают

государство/общество.

Выделив

тематическую

группу «state/society»,

обозначающую

государство/общество в английском языке, мы разбили её на 4 подгруппы:

1.

Government (правительство), в которую входят 8 лексических единиц:

Country,

Capital,

Territory,

Socialism,

Capitalism,

Democracy,

Police,

Militia.

2.

Nation

(народ),

состоящую

из

3-х

лексических

единиц:

People,

Population, Nation.

3.

Politics

(политика)

, которая

состоит

из

1 0 лексических

единиц:

Government,

Republic,

Parliament,

Party,

Trade

union,

Congress,

Conference, Dictatorship, Junta, Monarchy.

4.

State

(общественное

положение),

которую

составляет

всего

одна

лексическая единица Class.

Самой многочисленной подгруппой явилась подгруппа Politics. В эту

подгруппу вошли 10 лексических единиц, обозначающих политику. Самые

малочисленные

подгруппы – State,

и Nation.

В

них

вошли

по

1

и

3

лексические единицы, обозначающих тематическую группу «state/society» в

английском языке, соответственно.

Поскольку основная цель обучения иностранному языку заключается в

развитии

устных

и

письменных

форм

общения,

то

формирование

лексической

компетенции

при

обучении

иностранному

языку

в

плане

семантической

точности,

синонимического

богатства,

и

уместности

использования изученной лексики - это важная основа реализации данной

цели.

Одним

из

важнейших

направлений

словарной

работы

на

уроках

является активизация лексики. Именно поэтому задачей учителя является

осуществление

помощи

обучающимся

овладеть

сочетаемостью

и

сферой

применения пассивных слов таким образом, чтобы перевести их в активный

словарный запас.

Именно поэтому тема развития лексического навыка у учащихся и

разработка

упражнений,

способствующих

развитию

лексического

навыка,

представляют

особую

актуальность

в

сфере

методики

преподавания

иностранных языков.

В нашем исследовании были разработаны упражнения, направленные

на развитие лексического навыка у учащихся, на примере изучения тем

«Politics» и «Society» в школьном курсе английского языка, которые, в свою

очередь, имеют свою систему понятий и представляют немалую трудность в

школьной программе VI—XI классов. Особую трудность представляет собой

усвоение

учащимися

тематической

группы

«State/society».

Ситуацию

осложняет

то,

что

в

курсе

английского

языка

тематическая

группа

«State/society»

изучается

только

при

углубленном

изучении

английского

языка, что может быть предусмотрено не всеми школами.

Как нам кажется, изучение лексики данной тематической

группы

можно посвятить при изучении

темы «Crime and Community» в учебно-

методическом комплексе К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П.

Мильруд, В. Эванс 7 класс. Поскольку рассматриваемая тематическая группа

имеет

в

своем

составе

лексические

единицы,

которые

образованы

в

результате

аффиксации,

то

наиболее

удачным

является

введение

правил

словообразования в процессе изучения данной лексики. Так, при изучении

темы «Political System of the USA» в 7 классе можно использовать следующие

типы упражнениий:

1)

Запоминание слова, его семантики вместе с его произносительной и

грамматической формой:

Упражнение 1. Use the given words in the correct form:

1.

The colonies in America won the War of ________________(depend).

2.

They needed one strong national ______________(govern).

3.

The states sent their _____________(represent) to Philadelphia.

4.

There are 100___________( senate) in the Senate.

5.

A ________(senate) term is 6 years.

6.

The Supreme court is made up of 9 ___________(judge).

7.

The Vice President helps the president to make __________(decide).

8.

The 13

th

amendment ended _______(slave).

9.

The Bill of rights guarantees people important rights and ______(free).

10. American Constitution was ___________(write) 200 years ago.

Упражнение 2. Match the following words to the correct

categories

country, democracy, people, class, congress, population, trade union, militia, nation,

republic,

parliament,

party,

capital,

territory,

socialism,

capitalism,

democracy,

conference

Government_________________________________________________

Politics____________________________________________________

State_____________________________________________________

Nation____________________________________________________

2)

Формирование сочетаний слов смыслового характера:

Упражнение 3. Match the words and their definitions:

The Congress is

one of the houses in the US Congress

Government is

the system in which a country is ruled by a king or queen

Monarchy is

the organization, machinery, or agency through which a political unit

exercises authority and performs functions and which is usually

classified according to the distribution of power within it.

Country is

a group of people trained as soldiers, who are not part of the permanent

army.

Militia is

an area of land that is controlled by its own government, president, king

etc.

Class is

an organization, usually in a particular trade or profession, that

represents workers, especially in meetings with employers.

Trade union is

a group sharing the same economic or social status.

По нашему мнению, применение таких заданий будет способствовать

расширению научного кругозора школьников, развитию из познавательных

способностей, формированию общекультурных и предметных компетенций.

Помимо

использования

исследуемого

материала

на

уроках

английского

языка,

тематическая

группа

«State/society»

может

стать

дополнительным

средством изучения истории, географии, мировой художественной культуры.

Список литературы

1.

Васильев

Л.

М.

Современная

лингвистическая

семантика

/

Л.

М.

Васильев. – М.: Высшая школа, 1990. – 176 с.

2.

Виноградов В. В. Лексикология и лексикография / В. В. Виноградов. – М.:

Наука, 1977. – 250 с.

3.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам /

Н.Д. Гальскова // Учебное пособие. – М.: Акти-глосса, 2000.

4.

Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе:

учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. – М.:

Высшая школа, 1982. – 373с.

5.

Леонтьев

Леонтьев,

А.А.

Некоторые

аспекты

обучения

иностранному

языку/ А.А. Леонтьев. – М.:МГУ, 1970.

6.

Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /

Г.В. Рогова, Т.Е. Сахарова, Ф.М. Рабинович. – М.: Просвещение, 1991. –

89 с.

7.

Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы / А. А. Уфимцева.

М.: Изд. АН СССР, 1962. – 287 с.



В раздел образования