программа наставничества МБДОУ ДС №79 "Голосистое горлышко"
Автор: Лаишевцева Марина Николаевна Должность: заместитель заведующего Учебное заведение: МБДОУ ДС №79 Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область Наименование материала: методическая разработка Тема: программа наставничества МБДОУ ДС №79 "Голосистое горлышко" Раздел: дошкольное образование
УТВЕРЖДЕНО:
на педагогическом совете №1 от 29.08.13г.
Приказ №167 от 30.08.13 г.
Заведующий МБДОУ ДС №79
__________Н.Г.Слисаренко
ПРОГРАММА
наставничества в МБДОУ ДС № 79
«Голосистое горлышко»
г. Нижневартовск
1
Содержание
Введение
3
1.
Анализ ситуации в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко»
4
2.
Система работы с молодыми специалистами в МБДОУ ДС №
79 «Голосистое горлышко»
5
3.
План работы с молодыми специалистами
7
Заключение
10
Введение
В
современных
условиях реформирования
национальной
системы
образования особое
значение
приобретает
тот
факт,
что
молодой
педагог
2
должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него
условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь
заслуживает
самого
пристального
внимания,
в
ней
отражена
жизненная
необходимость
начинающего
педагога
получить
поддержку опытного
профессионала,
кото р ы й
с п о с о бе н
п р ед л ож и т ь практическую
и
теоретическую помощь на рабочем месте.
Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто
испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии
дошкольников,
методик
дошкольного
воспитания,
освоению
ими
новых
педагогических технологий.
Если
вовремя
не
помочь
и
не
подержать молодого
педагога в
такой
ситуации,
а
просто
“отпустить
в
свободное
плавание”,
то
после
первых
недель душевного подъёма и эйфории, неминуемо начнутся конфликты: у
него
могут
появиться
сомнения
в
собственной
состоятельности,
как
в
профессиональной, так и в личностной.
Особенностью
труда
начинающих
педагогов
является
то,
что
они
с
первого
дня
работы
имеют
те
же
самые
обязанности
и
несут
ту
же
ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и
коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Когда мы говорим о наставничестве , мы имеем в виду одну из форм
передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий
педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным
руководством педагога-мастера.
В
нашем
понимании наставник -
руководитель,
опытный
педагог,
знающий
специалист,
содействующий
овладению
профессиональными
знаниями
молодого
или
начинающего
специалиста,
а
также
росту
его
общественной активности.
1.
Анализ ситуации в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко»
В
нашем
образовательном
учреждении
мы
выделили
две
категории
педагогов,
которым
наставник
может
оказать
помощь
во
вхождении
в
профессию:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
3
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без
опыта работы (по профилю) или без специального образования
В 2014 году в нашу организацию был принят 1 молодой специалист и 2
педагога без опыта работы по профилю.
В коллективе возникла необходимость осуществления адресного подхода
к педагогам, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения
их скорейшего профессионального роста.
В нашем педагогическом коллективе используется системный подход по
повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что
позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду,
избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную
коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность
и
начать
формирование
собственной
профессиональной
траектории.
К
каждому
молодому
педагогу
прикреплен
наставник,
создан
Совет
наставников, избран председатель Совета.
Советом наставников были определены цель и основные задачи работы с
молодым педагогом.
Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого
специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному
вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1.
Обеспечить
наиболее
лёгкую
адаптацию
молодых
специалистов
в
коллективе. В процессе адаптации поддержать педагога эмоционально,
укрепить веру педагога в себя.
2.
Использовать
эффективные
формы
повышения
профессиональной
компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов,
обеспечить
информационное
пространство
для
самостоятельного
овладения профессиональными знаниями.
3.
Совместно планировать работу с молодым педагогом
2. Система работы с молодыми специалистами в МБДОУ ДС №79
«Голосистое горлышко»
Содержание и формы работы мы определяем в зависимости от
индивидуальных
особенностей
молодого
или
начинающего
специалиста,
4
уровня
его
подготовленности
к
профессиональной
деятельности,
от
особенностей
системы
воспитательно-образовательной
работы
ОУ,
от
насущных и актуальных вопросов и проблем, требующих помощи в решении.
Выбор формы работыс молодым специалистом начинаем с вводного
анкетирования
и
собеседования,
где
педагог
указал
свои
трудности,
проблемы в работе. По итогам анкетирования и собеседований определяем
совместный план работы начинающего педагога с наставником.
Чтобы
взаимодействие
с
молодыми
специалистами
было
конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не
должен
постоянно
поучать
молодого
и
неопытного
коллегу
или
только
демонстрировать свой собственный опыт.
Наставничество
–
это
по стоянный
диа лог,
м е ж л и ч н о с т н а я
коммуникация,
следовательно,
наставник,
прежде
всего,
должен
быть
терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он
должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и
ролевые
игры,
работу
в
"малых
группах",
анализ
с и туа ц и й ,
самоактуализацию
и
пр.,
развивающие
деловую
коммуникацию,
личное
лидерство,
способности
принимать
решения,
умение
аргументировано
формулировать.
Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или
начинающим
специалистом
закрепляется
несколько
наставников,
и
индивидуальным.
В
нашем
опыте
работы
используется
индивидуальная
форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся
опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной
компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в
себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов
деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного,
конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально
важных качеств на основе "Я – концепции".
Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три
этапа:
1 й этап – адаптационный.
Наставник
определяет
круг
обязанностей
и
полномочий
молодого
специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы
выработать программу адаптации.
2 й этап – основной (проектировочный).
5
Наставник
разрабатывает
и
реализует
программу
адаптации,
осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога,
помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3 й этап – контрольнооценочный.
Наставник
проверяет
уровень
профессиональной
компетентности
молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих
функциональных обязанностей.
Работа с молодыми педагогами строится с учетом основных аспектов:
Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета
педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.
Разработаны индивидуальные
планы
профессионального
становления для каждого педагога:
педагогическое самообразование и самовоспитание;
участие в работе методического объединения;
участие в жизни детского сада.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с
учётом следующих факторов :
уровень базового образования;
индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль,
предпочитаемые способы усвоения информации и т.п.
уровень профессиональных потребностей педагога.
В формировании системы наставничества мы определяем такие
основные принципы:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Морально-психологическая контактируемость наставника и подшефного.
3. Личная примерность наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Согласованность содержания работы наставника по профессиональному
становлению подшефного.
7.
Направленность
плановой
деятельности
наставника
на
воспитание
и
профессиональное становление подшефного.
3
План работы с молодыми специалистами
Советом наставников разработан план работы, который утвержден на педагогическом совете:
Тема
Рассматриваемые вопросы
сроки
6
Знакомство с молодым
воспитателем. Изучение
нормативно-правовой
базы. Ведение
документации.
Изучение "Закона об образовании",
документов Министерства
образования, локальных актов ОУ,
Составление календарно-
тематического планирования.
Диагностика умений и навыков
молодого специалиста. Заполнение
информационной карточки листа
молодого педагога
Сентябрь
Разработка
индивидуального плана
профессионального
становления
Педагогическое самообразование,
участие в мероприятиях "Неделя
успеха", работе методического
объединения, занятия молодого
педагога.
Сентябрь
Эмоциональная
стрессоустойчивость
молодого воспитателя.
Функция общения на
занятии
Дискуссия на тему: "Трудная ситуация
на занятии и ваш выход из неё".
Анализ педагогических ситуаций.
Анализ различных стилей
педагогического общения
(авторитарный, либерально-
попустительский, демократический).
Преимущества демократического
стиля общения. Структура
педагогических воздействий
(организующее, оценивающее,
дисциплинирующее).
Октябрь
Как провести эффективно
занятие. Секреты
мастерства
Педагог – наставник делится опытом,
речь идет об общих вопросах
методики проведения уроков,
наставник совместно с молодым
педагогом готовят планы занятий,
проговаривают каждый этап и элемент
занятий, затем педагог проводит его в
присутствии педагога - наставника,
после занятий идёт детальная
проработка достигнутого,
реализованного, возникающих
проблем, интересных решений,
выстраивание линий поведения на
ноябрь
7
будущее
Имидж педагога.
Материалы по вопросам
педагогической этики, риторики,
культуры и т.д.
Сентябрь
Педагогическая ситуация.
Советы "бывалого".
Октябрь
Копилка интересных
занятий.
Разработка или описание интересных
занятий силами самим молодым
специалистом.
Самообразование
воспитателя
Выбор методической
темы. Предлагаю примерные темы по
самообразованию, проводим анализ
того, как спланировать работу над
методической темой на год
В течение
года
Как написать обобщение
педагогического опыта
Выбор методической темы, технология
описания опыта
Апрель
Аттестация.
Требования к
квалификации
Изучение нормативных документов по
аттестации педагогических
работников.
Папка достижения педагога
Ноябрь-
декабрь
Март- апрель
Методическая выставка
достижений молодого
воспитателя.
Уровень профессионализма молодого
воспитателя – систематизация
наработок профессиональной
деятельности.
Конец
учебного года
Диагностика
воспитанников
Методика проведения обследования
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами
работы
(беседы,
консультации,
посещения
и
обсуждения
занятий) имеют
новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги,
творческие
лаборатории,
деловые
игры,
диспуты,
конкурсы,
круглые
столы совместно
с
родителями,
"мозговые
штурмы",
разработка
и презентация моделей занятий с детьми.
Наставники-педагоги,
помогли
молодым
коллегам
создать
папку
достижений
педагога
на
сайте
нашего
детского
сада,
куда
вносятся
педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные
8
занятия,
мероприятия.
Это
дает
возможность
увидеть
динамику
в
профессиональном
становлении
молодого
педагога
в
проце сс е
наставнической деятельности.
Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ (в коллективе
более 50% педагогов-стажистов) и преимущества наставничества как формы
профессиональной
адаптации
и
повышения
квалификации,
отдаём
значительное
предпочтение
такому
методу,
как
проведение
конкурса
«Воспитатель года» на базе МАДОУ.
Именно
эта
работа
ускоряет
процесс
вхождения
начинающего
воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Педагог чувствует
себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.
Заключение
Таким
образом,
планомерная
работа
в
области
наставничества
практически помогает молодому или начинающему специалисту войти в
должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте, а
9
наставнику передать опыт и реализовать свой творческий профессиональный
потенциал.
В
коллективе,
где
опора
на
положительные
качества
воспитателя
сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции,
дух
высокой
ответственности,
товарищеской
взаимопомощи,
творческой
инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит
в педагогический коллектив.
Положительные результаты наставничества были отмечены и самими
начинающими специалистами в отчете на итоговом педагогическом совете
нашего образовательного учреждения.
.
10
11