Напоминание

«Система организации оценки и контроля сформированности УУД по предмету «Английский язык»»


Автор: Заплетаева Ирина Наелевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г. Лениногорск Республика Татарстан
Наименование материала: мастер–класс
Тема: «Система организации оценки и контроля сформированности УУД по предмету «Английский язык»»
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс на секции учителей АЯ

в рамках августовского совещания работников образования в 2018 году

«Система организации оценки и контроля сформированности УУД

по предмету «Английский язык»»

Заплетаева Ирина Наелевна

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №7» г. Лениногорска «ЛМР» РТ

Слайд №1

Цель: оказание теоретической и практической помощи в овладении современными подходами к

системе оценки достижений планируемых результатов общего образования.

Задачи:

анализ существующей системы оценивания и осмысление новой системы требований к оценке

итогов образовательной деятельности обучающихся;

анализ

особенностей

оценки

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов

образования;

осмысление

путей

обновления

системы

внутришкольного

мониторинга

образовательных

достижений обучающихся.

Good morning, dear colleagues! I’m very glad to see you. First of all, let me congratulate you on the

beginning of a new academic year. I wish you a healthy, a success, thankful pupils and tolerant parents. If

anybody does not know me, let me introduce you myself. I’m Irina. My pupils and their parents usually call

me Mz Zapletaeva. If you don’t mind we’ll discuss in English a little and then in Russian. You can use any

of these languages to express your ideas. I express my sincere hope for your effective work in cooperation

with me.

Слайд №2

I'll start with a little mission \task. Look at the screen. You can see 2 definitions, Read them. Would you

mind reading them in loud? Thank you very much.

1. a process of establishing compliance with a standard or norm

2. a method of fixing the evaluation result

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я выражаю искреннюю надежду на вашу плодотворную работу в сотрудничестве со мной.

Начну я с небольшого задания. Посмотрите на экран. Перед вами 2 определения:

1.

процесс установления соответствия эталону или норме

2.

способ фиксации результата оценки

Как вы считаете, какое из этих определений подходит к оценке, а какое к отметке?

Which definition is suitable for evaluation\ assessment, and what to mark\grade?

Оценка – это процесс установления соответствия эталону, норме (индивидуальной, статистической,

культурной).

Отметка - способ фиксации результата оценки.

So as you see we are going to discuss an assessment system\ a system of assessment. (in light of the GEF

requirements. Federal State educational standard –ФГОС)

Мотивация

I invite you to be my students today. Tell me, please, how well you know each other. Not really well. Great.

Let’s see what you think about yourself and what people think about you. My first task. Take a piece of

paper.

Слайд №3

Draw your hand. Well done! Write 3 positive qualities which characterize you. You may write them in

Russian if you want. It doesn’t matter what language you use. You’ve got 15 seconds.

Я предлагаю вам побыть в роли моих учеников. Скажите насколько хорошо вы знаете друг друга? Не

очень, замечательно. Мое первое задание. Возьмите лист бумаги.

А) Обведите свою ладошку и напишите 3 положительных качества, присущих вам.

Обведите ладошку на обратной стороне бумаги и передайте соседу. Соседи, напишите качества,

которые присущи тому, чья это ладошка. После завершения работы сравните, есть ли соответствия?

Are you ready? Thank you very much.

Now work in pairs. Turn over your piece of paper. Слайд №4

Circle the palm of your hand again on the back of the paper and pass it to your partner. Now, please,

write 3 positive qualities a person, whose palm it is. You’ve got 15 seconds. Are you ready? Return the

drawings and compare you and your partner’s answers. Are there matches?

Thank you. Do you think you objectively evaluate your qualities? What new have you learned about

yourself? Don’t be embarrassed. Let’s discuss in Russian.

Обсуждение: Как вы думаете, вы объективно оценили свои качества? Что нового вы узнали о

себе?

Акцент при обсуждении делается на то, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя

воспринимаем, и в том, как видят нас другие, окружающие люди.

Какой сделаем вывод?

What conclusion can we do? We can say that we have learned something new

about ourselves and how other people see us.

Вывод: можно сказать, что мы узнали что-то новое о себе, а также как видят нас другие люди.

Б) А сейчас из этого листочка сделайте самолетик, покажите мне его… Я оцениваю вашу работу на

3 с минусом…

Слайд №5 Make an airplane using your piece of paper where you drew your palms. Show it to me…

Thank you. You mark is bad. Я оцениваю вашу работу на 3 с минусом…

-Довольны ли Вы полученной оценкой? Почему?

Are you satisfied with the assessment? Why?

You are dissatisfied with your mark, because you tried to do everything, invested all your efforts in your

work. Do you agree with me?

Let’s discuss some questions in Russian.

Рефлексия:

Как вы считаете, почему у Вас была такая реакция на эту отметку?

Как часто вы сталкиваетесь с такой ситуацией?

И каким образом вы из нее выходите?

Нужно ли оценивание в учебном процессе? Что вы оцениваете на уроке?

Вывод: многие не довольны той отметкой, которую получили, потому что посчитали, что им

необъективно поставили отметку, и нет комментариев, за что им поставили такую отметку. Во время

оценивания вы увидели себя со стороны, и это вероятно помогло понять, что что-то необходимо

поменять в системе оценивания, так как мы часто сталкиваемся с такой ситуацией.

В) А сейчас, коллеги, работаем в парах. На предложенных вам листах нарисуйте зайца, оцените его

сами по 6-бальной шкале; поменяйтесь друг с другом и оцените зайца соседа. Что у вас получилось?

Слайд №6

Work in pairs again. On your sheets of paper, draw a rabbit \hare. You’ve got 40 seconds. Assess your rabbit

yourself, using a six-point system. Then exchange your drawings with your partner and do the same. What

can you see? Are your marks the same?

Well done! Now, rate of the rabbit according to the following criteria.

А теперь оцените этого зайца по следующим критериям:

Наполненность листа

Полный лист

3 балла

Заполнен на половину

листа

2 балла

Заполнен на треть

листа

1 балл

Количество частей

тела

Нарисовано более 5

частей тела

3 балла

Нарисовано 3-4 части

тела

2 балла

Нарисовано 1-2 части

тела

1 балл

Рефлексия:

Итак, коллеги, какую работу сейчас мы проделали? (Мы оценивали)

Какие виды оценивания были применены? (Самооценка, взаимооценка, оценка по критериям)

So what did we do? We’ve assessed. What types of assessment have been applied? - Self-assessment, peer

assessment, a criterial assessment. Thank you. Let’s discuss in Russian some questions.

1.

Насколько отличались оценки и почему? (При самооценке мы были критичны, оценка была

низкая…)

2.

Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?

3.

Какой из оценок вы остались довольны и почему?

Вывод:

Вначале вы оценили себя, взаимооценили друг друга, а потом оценили свои работы по

критериям. Мы увидели, что оценки отличаются друг от друга, так как при самооценивании были

критичны и поставили низкую оценку. И наиболее объективной оценкой была та, что выполнялась в

соответствии с критериями. Легче всего было оценить по критериям.

Слайд №7

Согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился

обучающийся,

насколько

он

продвинулся

к

цели,

что

нового

узнал.

То

есть

учитель,

всегда

остававшийся

контролёром, должен

поделиться

с

учеником

инструментами

оценивания,

раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность

воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

А что же входит в оценочную деятельность учителя, работающего по ФГОС?

-

Оценивание является постоянным процессом.

-

Оценивание может быть только критериальным.

-

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их

формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

-

По ФГОС система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в

контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Поэтому, на мой взгляд, на любом уроке необходимо продумать такие задания, которые бы включали

в себя самооценку и взаимооценку. (которые должны в свою очередь в последствии иметь

кретериальный характер).

Сложность

заключается

еще

в

том,

что

у

нас

должен

быть

у

самих

выстроен

такой

кретериальный инструментарий.

Особенностями системы оценки являются:

комплексный

подход

к

оценке

результатов

образования

(оценка

предметных,

метапредметных

и

личностных

результатов

общего

образования);

Как

учителя

предметники, работающие в конкретной области, мы можем оценить только предметные

результаты, а комплексная работа оценивает метапредметные результаты учащихся, но

наши задания, например, которые мы разрабатываем для итоговых контрольных работ в

рамках промежуточной аттестации, могут быть подобраны таким образом, что могут

быть

направлены

на

оценивание

метапредметных

результатов:

регулятивных,

познавательных и коммуникативных.

необходим

также

уровневый

подход

к

разработке

такого

инструментария;

т.е

при

составлении работ мы должны разработать так задания, чтобы в них присутствовал

базовый уровень, повышенный и высокий. В спецификаторе за 9 класс предлагается 2 уровня

сложности: базовый и повышенный (1 и 2 уровень), но не превышающий уровня А2 (по

общеевропейской шкале), поэтому мы можем ориентироваться на данный спецификатор.

Можно

сказать,

что

наиболее

сложными

для

учащихся

являются

задания

по

аудированию

и

говорению, таким образом, их можно отнести к категории –высокого или повышенного уровня,

письмо к повышенному уровню, а лексико-грамматические задания, чтение, и ряд упражнений на

речевые клише и обороты – к базовому уровню.

ФГОС требует от нас оценивать не только текущий результат, но и уметь оценивать динамику

образовательных достижений обучающихся. Здесь можно предложить систему где на уровне каждого

педагога

проводится

работа

по

фиксации

результатов

по

изученным

модулям

по

каждому

обучающемуся.

Например: 4 класс

Ф,И.О.

учащегося

Тест1

К.р.1

Тест2

К.р.2

Тест3

К.р.3

Тест4

К.р.4

Итоговая

контрольная

работа

1

2

% качества

% успеваемости

Также ФГОС диктует нам необходимость использования накопительной системы оценивания

(портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.

Главным, на мой взгляд, должно быть и различие оценки (словесной характеристики любых

действий)

и

отметки

(знака

за

решение

учебной

задачи

(учебно-практической

или

учебно-

познавательной). Отметка в свою очередь должна быть кретериальной. Критерии оценивания и

алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.

См. брошюра к мастер-классу (рекомендации к системе оценки английского языка)

Итак, что может оценить учитель на уроке? В рамках своего предмета -предметные УУД.

Метапредметные оцениваются только в комплексных диагностических работах. Личностные

УУД только через наблюдение или анкетирование и т.д.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники