Автор: Боль Анна Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: конспект занятий для детей старшей группы
Тема: "День птиц"
Раздел: дошкольное образование
Утверждаю ____________
старший воспитатель
Симагина О
Конспект
Занятие « День птиц »
Воспитатель
II квалификационной
категории
Боль А.В.
2009 год
Программное содержание:
Познакомить детей с традициями народного праздника: днем птиц. Развивать умение
слышать в классическом произведении голос жаворонка, творчество у детей. Воспитывать
интерес к традициям славянских народов , трудолюбие , аккуратность.
Материал:
Магнитофон, аудиокассета с записью «Песни жаворонка» из «Детского альбома» П.И.
Чайковского .
Воспитатель:
Фартук, косынка, противень, одноразовый нож, бумажные салфетки, тесто в миске,
тарелка с изюмом, разделочная доска.
Дети:
Фартук, косынка, бумажные салфетки, кусочек теста, разделочная доска, тарелка с
изюмом на каждый стол, одноразовые ножи.
Предшествующая работа:
1.
Беседа «Птицы».
2.
Беседа «Перелетные птицы».
3.
Разучивание хороводной игры «Жаворонок».
4.
Рассматривание иллюстраций из альбом «Наши пернатые друзья».
5.
Экскурсия в группу №7, посещение «Музея птиц».
6.
Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц ( соловья, дятла, ласточки, синицы,
цапли)
Ход занятия:
Воспитатель:
-На прошлой неделе , ребята , мы познакомились с вами с перелетной птицей –
жаворонком и прослушали его чудесное пение. На что похоже пение жаворонка?
Дети:
-На звон колокольчика
Воспитатель:
-А сейчас, мы послушаем как изобразил песнь жаворонка русский композитор
П.И.Чайковский . (дети прослушивают запись)
Воспитатель:
-В старину существовало поверье: 22 марта, в день птиц прилетают из теплых стран
перелетные птицы и первые из них – жаворонок. И тому , кто первый увидит жаворонка и
услышит его пение, дарили бутылку птиц. В этот день, чтобы скорее пришла весна
выкликивали «заклички», например:
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную!
* * *
Жаворонки, жавороночки, летите,
Весну на крыльях несите
* * *
Жаворонки, прилетайте к нам
Тут кисели толкут,
Блины пекут
Воспитатель:
-Ребята, давайте заучим одну «закличку»(заучивают).
- В этот день пекли из теста жаворонков, чтобы в доме поселились счастье и весна! И
сегодня мы с вами тоже будем печь жаворонков. Ребята, пройдемте к моему столу , где
лежит тесто. Работать нужно только чистыми руками. У меня они чистые , я их мыла перед
началом занятия и нечего не трогала. Теперь одеваю фартук и косынку. Как вы думаете
для чего ?
Дети:
- Чтобы волосы не падали в тесто и одежда была чистой.
Воспитатель:
- Посмотрите какое у меня тесто: густое или жидкое?
Дети:
- Густое.
Воспитатель:
-Правильно, и очень пластичное. На что оно похоже?
Дети:
-На пластилин.
Воспитатель:
-Доску я посыпаю мукой , чтобы тесто не прилипало. Теперь беру тесто, катаю шарик и
сплющиваю из него лепешку. Затем, ножом надрезаю лепешку с четырех сторон, но не
прорезая до конца. Одна четвертинка будет хвостом нашего жаворонка, рядом с ним –
правое и левое крыло, которые мы надрезаем ножом в двух трех местах, изображая
перышки. Из последней четверти делаем голову жаворонка: берем уголочки и соединяем
их посередине, глаза – из изюма. Фигурка жаворонка готова и я укладываю ее на
противень с маслом. Руки после работы я вытерла бумажной салфеткой. А сейчас
поставим свои стульчики к столам и пройдем в умывальную мыть руки.(дети моют руки и
возвращаются к своим столам)
Воспитатель:
-Ребята, наденьте фартуки и косынки, а я вам помогу.(дети одеваются) Кто оделся
приступайте к работе. Кто закончит – своего готового жаворонка укладывает на противень.
-Дети, подойдите к противню и посмотрите на свои работы. Что мы делали сегодня ?
Дети:
-Жаворонков из теста.
Воспитатель:
- все вы молодцы, очень хорошо потрудились! А сейчас мы с вами отнесем все это на
кухню, чтобы испечь, а затем, мы попробуем наших «жаворонков» сами и на прогулке
раскрошим печенье в кормушки нашим пернатым друзьям, чтобы они на своих крыльях
принесли нам весну .