Напоминание

"Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Султанова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: г.Усолье–Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение театрализованных игр в развитии детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность – кладовая для решения многих педагогических

задач.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского

творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит

свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую выдумку,

впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и

действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что

видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, позволяют быть

самостоятельными, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать

игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности,

логически связанные с сюжетом игры, ее правилами, т.е пользуются у детей

успехом и тем самым, создают для ребёнка ситуацию успеха, так как работа

маленького актёра, режиссёра, декоратора не остаётся без внимания, поощрения.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и

научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их

читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.

Педагогическая установка направлена в первую очередь на развитие мышления

превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но

они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему,

интересы их ограниченны, игры однообразные.

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного

возраста проводить коллективные развивающие и специальные театрализованные

игры, создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и

скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Театрализованная деятельность дает возможность развивать способности каждого

ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные умения,

эмоционально-волевую сферу.

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его

жизненный опыт яркими художественными впечатлениями дать необходимые

знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления

в различных видах деятельности, поэтому так важно с самого раннего детства

приобщать ребенка к музыке, живописи, литературе, театру.

Театральная деятельность развивает ребенка целостно: эмоционально и

интеллектуально, духовно и физически. Совершенствует артистические навыки,

побуждает их к созданию новых образов, развивает и воспитывает

положительные качества личности, способствует коррекции негативных

проявлений, так же развивает: ощущения, чувства и эмоции, воображение,

фантазию, внимание, память, волю.

Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения

жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя

в самых различных видах деятельности в жизни. Причем роли иногда резко

отличаются от нашего характера. Константин Сергеевич Станиславский писал:

«Все, конечно, знают наше актерское свойство: некрасивый хочет быть на сцене

красавцем, низкий – высоким, неуклюжий – ловким. Актеры часто ищут на сцене

того, что им не дано в жизни». Также и дети. Роль может раскрыть в ребенке то,

что в нем скрыто.

Театральная постановка – продукт совместной деятельности, который требует

концентрации сил каждого участника. Каждый участник совместного

театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его

усилий зависит общий успех.

Особое внимание следует уделять театрализации сказок. В сказках персонажи

делятся на отрицательных и положительных героев. Сказки служат для детей

первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это

настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует

положительные черты характера и навыки общественного поведения.

Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием,

формировать у них адекватное поведение. Для этого целесообразно проводить

различные театрализованные этюды и упражнения, подобрать дидактические

игры и литературный материал.

Для развития двигательной активности и координирования моторики существуют

различные гимнастические упражнения и подвижные игры, а так же упражнения

для пальчиковой гимнастики.

Для развития творческого воображения используются сказки без начала и конца,

этюды с незавершенным действием. Или сценки с отсутствием действующих лиц.

Также для работы над мимикой используются упражнения с элементами

пантомимы.

Работая с детьми, мы целенаправленно используем кукольный театр в своей

практике. Ставим вместе с детьми разные сценки, разыгрываем ситуации. Дети по

своему желанию участвуют в кукольных постановках, и используют театральный

уголок в самостоятельной деятельности – в игре. С большим удовольствие и с

интересом дети придумывают новые сказки.

Обычно в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них, в силу

своих психологических особенностей боятся принимать участие в театральной

деятельности, страх быть осмеянным сверстниками, боязнь и не желание

получить отрицательную оценку за свою деятельность. Так и на занятиях, кто то

тянет руку и не может дождаться, когда его спросят, а кто то сидит тихо, и

переживает, а если его спросить то чаще всего молчит.

Встала проблема: как помочь детям поверить в себя, не бояться выступать, брать

на себя роли?.

Выдающийся русский психолог Лев Семенович Выготский писал: «Не следует

забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что

ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то,

что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его

воплощение» (книга « Воображение и творчество в детском возрасте»).

Н.Ф. Сорокина в своей книге «Играем в кукольный театр» рассматривает

несколько ситуаций и предлагает варианты побуждения детей в общую

театральную игру. Она предлагает сделать с детьми игрушки из бумаги для

настольного театра и использовать эти игрушки в постановке. Предложить детям

роль, например, без слов.

Т.Н. Караманенко и Ю.Г. Караманенко в книге «кукольный театр –

дошкольникам» рекомендуют начинать с маленьких и легких, знакомых сцен,

разговаривать знакомыми и любимыми игрушками, простых в обращении.

Для решение этой проблемы важно поговорить с родителями детей,

заинтересовать их и привлечь, можно предложить из дома принесли оду из его

любимых игрушек, с которой по началу будет работать ребенок.

В дальнейшем с застенчивыми детьми можно подготовить демонстрацию

пальчиковой гимнастики для других детей: «Дом и ворота» В. Цвынтарного,

«Мизинчик» Л.П. Савиной и др. Взрослый говорит слова, ребенок показывает

движения, а ребята все повторяют.

Затем совместно с другими детьми показать сценку по любому маленькому

стихотворению (например И. Жукова «Киска»), где взрослый говорит слова, а

дети показывают движение игрушкой. Можно подготовить ряд потешек.

Можно предложить еще вариант, каждый ребенок выбирает себе любую игрушку,

и уже не ребенок здоровается, а «зайчик», или «лисичка», и ему уже намного

легче, потому что все внимание концентрируется на игрушке, а не на самом

ребенке и есть возможность справиться с волнением и страхом и выполнить

задание.

Этот приём можно использовать на любом занятии, при чтении стихов, при

ответах на вопросы, помочь ребёнку побороть страх.

Любое переживание сопровождается напряжением какой-либо группы мышц и

при помощи некоторых упражнений, игр можно ослабить мышечное и

эмоциональное напряжение (артикуляция, гимнастика, психогимнастика,

музыкальные игры, упражнения на расслабление мышц).

Игры-драматизации, где складываются благоприятные условия для формирования

личности ребенка, его нравственных черт характера. Например эгоистичный

драчливый мальчик, вовлеченный в игру-драматизацию, причем он получал роли,

противоположные его темпераменту, он был то храбрым петушком, защищающим

зайчика от лисы, то колобком, веселым и добрым. И поощряется его правильное

изображение. Ребенок изменился: стал менее задиристым, более терпимее

относиться к товарищам.

В процессе прослушивания сказок и обыгрывания их, дети учатся сочувствовать

героям сказки. Например, в сказке «Курочка ряба», дети мимикой показывали, как

дед и баба были растроены по поводу утери яичка. Вживаясь в роль, они учились

сочувсвовать горю не только героям сказки, но и обыкновенным окружающим.

Вместе с персонажами сказки, дети негодуют и радуются, борятся со злом,

утверждают добро.

. Детям предлагается для начала исследовать предмет. Обратите внимание на

форму и представьте на что похож этот предмет. Задача детей изобразить молча

этот предмет в действии, а наша задача догадаться что это. (Например, ложка,

помещать, поесть). Нужно донести информацию с помощью жестов- это одна из

составляющих проявления эмоций. Следующая составляющая – мимика. Теперь

обратим внимание на изображение пиктограммы здесь чётко обозначены

признаки того или иного настроения (положение бровей, уголков рта, глаз). Детям

это помогает научиться определять эмоции, выражать их на своём лице. Чем мы

сейчас и займёмся. Вспомните известную сказку про царицу, которая любуется в

зеркало и разговаривает с ним «Свет мой - зеркальце, скажи да всю правду

доложи, я ль на свете всех милее и румяней, и белее? ». Представьте, что это

зеркало. И детям нужно глядя в него произнести эти слова с интонацией и

мимикой соответствующей тому, что изображено на пиктограмме. А остальные

должны определим эмоциональное состояние ребенка.

Очень важно на занятиях для детей создавать ситуацию успеха, даже если ребёнок

не совсем точен в своих действиях, он должен чувствовать свою нужность и

значимость.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические

функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал,

но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию,

творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать

себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты

прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам

художественно-эстетической деятельности.

Список литературы:

1.

Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.

2.

Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие

для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.

3.

Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д:

изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.

4.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников

дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.

5.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду:

Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.:

Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу

«Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. - 128 с.

6.

Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу... - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 160 с.

7.

Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет /

под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники