Автор: Кулешова Елена Вячеславовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №105
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Адаптированная основная общеобразовательная программа
Тема: Адаптированная основная общеобразовательная программа по математике для 5 – 9 классов
Раздел: среднее образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
Реабилитационно-образовательный центр №105
Утверждаю
Директор ГБОУ РОЦ №105
___________ Л.В.Дмитриева
от «___»___________20____г
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № ______
от «___»____________20____г
Адаптированные рабочие программы
по МАТЕМАТИКЕ
5 – 9 классы
Учитель:
Е.В.Кулешова
М А Т Е М А Т И К А
Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
- дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и
геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую
деятельность;
- для повышения общего развития и коррекции недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств;
-развивать речь учащихся, обогащая её математической терминологией;
- в о с п и т ы в ат ь
у
у ч а щ и хс я
ц е л е н а п р а в л е н н о с т ь ,
т е р п е л и в о с т ь ,
целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и
самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и
доводить начатое дело до завершения.
Обучение
математике
носит
предметно-практическую
направленность,
тесно
связано
с
жизнью
и
профессионально-
трудовой
подготовкой
учащихся,
другими
учебными предметами.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике в 5 классе
На изучение данного предмета отводится 5 часов в неделю. Один час в неделю
выделяется на изучение геометрического материала.
Основой
для
реализации
данного
плана
являются
Программы
специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией
В..Воронковой (Сборник № 1), г. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»,
2012 г.
С
целью
овладения
программным
материалом
курса
используется
учебник
М.Н.Перовой,
Г.М.Капустиной
«Математика»
(учебник
для
5
класса
специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида), г.Москва, «Просвещение»,
2012 г.
По учебному плану на курс математики отводится 164 часа.
I триместр - 56 часов;
II триместр - 51 час;
III триместр - 57 часов.
Контрольные работы проводятся после изучения больших тем, в конце каждой четверти, в
конце года.
Содержание программы:
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами
устных вычислений. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1 000. Получение круглых сотен в пределах 1 000,
сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков,
единиц, их сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни,
десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20,
200; 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на
калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен; знак =.
Сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во
сколько раз больше (меньше)?» (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков,
единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т),
соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц.
Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1 год), соотношение: 1 год = 365, 366 сут.
Високосный год.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами
длины, стоимости устно ( 55 см + 19 см; 55 см + 45 см; 1 м – 45 см; 8 м 55 см + 3 м 19 см; 8
м 55 см + 19 см; 4 м 55 см + 3 м; 8 м + 19 см; 8 м + 4 м 45 см).
Римские цифры. Обозначение чисел I – XII.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 устно и письменно, их проверка.
Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 * 2; 400 *
2; 420 * 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без
перехода через разряд (24 * 2; 243 * 2; 48 : 4; 488 : 4 и т.п.) устно.
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с
переходом через разряд письменно, их проверка.
Получение одной, нескольких долей предмета, числа.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с
одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой.
Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные, неправильные.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с вопросами:
«На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?». Составные задачи,
решаемые в 2-3 арифметических действия.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны.
Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение
треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.
Масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 100.
Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
М.Н.Перова,
Г.М.Капустина,
«Математика»
(учебник
для
5
класса
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII
вида),
г.
Мо сква,
«Просвещение», 2012г.;
Т.В. Алышевой «Математика» (учебник для 5 класса специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида), г.Москва, «Просвещение», 2011 г.;
О.А.
Бибина
«Изучение
геометрического
материала
в
5-6
классах
специальной
(коррекционной)
общеобразовательной
школы VIII вида»,
методическое пособие,
Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005г.;
М.Н.Перова, И.М. Яковлева «Рабочая тетрадь 5 класс». Пособие для специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва
«Просвещение», 2008.
В.Н. Куликова. Тестовые задания по математике. Самара: современные
образовательные технологии, 2009.
Ф.Р. Залялетдинова «Нетрадиционные уроки математики в коррекционной школе: 5-9
классы». - М.: ВАКО, 2007.
№
Программный материал
Речевой материал
Кол-во
часов
I триместр (45 часов)
1
Чтение чисел, порядковый счет, счет равными
числовыми группами. Таблица разрядов.
нумерация
1
2
Состав числа. Сравнение чисел.
нумерация
1
3
Преобразование чисел, полученных при измерении
длины, массы, стоимости.
Масса
миллиметр,
килограмм, грамм
1
4
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100
без перехода через разряд.
1
5
Умножение и деление чисел в пределах 100.
делимое
2
6
Нахождение неизвестного слагаемого.
Слагаемое сумма
1
7
Нахождение неизвестного уменьшаемого.
Уменьшаемое
вычитаемое
1
8
Нахождение неизвестного вычитаемого.
вычитаемое
1
9
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с
переходом через разряд.
2
10
Контрольная работа.
1
11
Работа над ошибками.
1
12
Решение составных задач.
1
13
Нумерация чисел в пределах 1 000. Получение
круглых сотен в пределах 1 000.
тысяча
1
14
Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и
числовыми группами по 2, 20, 200; 5, 50, 500; по 25,
250 устно и с записью чисел.
2
15
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
трехзначное
1
16
Определение количества разрядных единиц и общего
количества сотен, десятков, единиц в числе.
трехзначное
1
17
Получение трехзначных чисел из сотен, десятков,
единиц, их сотен и десятков, из сотен и единиц.
1
18
Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки,
единицы. Изображение трехзначных чисел на
калькуляторе.
калькулятор
1
19
Округление чисел до десятков, сотен; знак =.
приблизительно
2
20
Римские цифры. Обозначение чисел I – XII.
римская
1
21
Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр
одной.
Купюра, монета
1
22
Единицы измерения длины: 1 м = 1 000 мм, 1 км =
1 000 м.
километр
миллиметр
1
23
Единицы измерения массы: грамм, тонна (1 г, 1 т),
соотношения 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц.
Масса,
грамм, тонна
2
24
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении одной, двумя мерами длины, стоимости
( 55 см + 19 см; 55 см + 45 см; 1 м – 45 см; 8 м 55 см +
3 м 19 см; 8 м 55 см + 19 см; 4 м 55 см + 3 м; 8 м + 19
см; 8 м + 4 м 45 см).
сантиметр
миллиметр
километр, грамм
2
25
Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.
2
26
Контрольный устный счет за 1 триместр.
1
27
Работа над ошибками.
1
28
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в
пределах 1 000, их проверка.
2
29
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000, их
проверка.
слагаемое
вычитаемое
2
30
Контрольная работа за 1 триместр.
разностное
1
31
Работа над ошибками.
кратное
1
32
Сложение и вычитание чисел с переходом через
2
разряд в пределах 1000.
33
Сложение и вычитание чисел с переходом через
разряд десятков.
2
34
Повторение пройденного материала.
1
Геометрический материал (11 ч )
1
Линия, отрезок, луч.
отрезок, луч
1
2
Вычерчивание отрезков заданной величины, их
измерение. Латинский алфавит.
отрезок
1
3
Углы.
угол
2
4
Многоугольники.
многоугольник
2
5
Построение прямоугольника, квадрата. Их элементы,
свойства.
прямоугольник
1
6
Построение окружности.
окружность
2
7
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
периметр
2
II триместр. (40 часов)
1
Простые арифметические задачи на разностное
сравнение чисел.
1
2
Простые арифметические задачи на кратное
сравнение чисел.
1
3
Сложение чисел с двумя переходами через разряд
единиц и десятков.
2
4
Вычитание чисел с двумя переходами через разряд
единиц и десятков.
2
5
Сложение и вычитание чисел с двумя переходами
через разряд единиц и десятков.
2
6
Сложение чисел с переходом через разряд.
уменьшаемое
вычитаемое
1
7
Вычитание чисел из 1 000.
уменьшаемое
1
8
Вычитание чисел с переходом через разряд.
1
9
Нахождение одной, нескольких долей предмета,
2
числа.
10
Обыкновенные дроби. Образование дробей,
числитель, знаменатель дроби.
числитель
знаменатель
3
11
Сравнение долей, дробей с одинаковыми
знаменателями.
знаменатель
2
12
Сравнение долей, дробей с одинаковыми
числителями.
числитель
1
13
Количество долей в одной целой. Сравнение
обыкновенных дробей с единицей.
числитель
знаменатель
2
14
Виды дробей.
правильные
неправильные
2
15
Умножение чисел 10 и 100.Умножение и деление на
10 и 100.
2
16
Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
3
17
Преобразования чисел, полученных при измерении
стоимости, длины, массы:
-замена крупных мер мелкими ;
-замена мелких мер крупными.
километр
килограмм
грамм
4
18
Единицы
измерения
времени:
год
(1
год ) ,
соотношение: 1 год = 365, 366 сут. Високосный год.
високосный
2
19
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен
на однозначное число (40 * 2; 400 * 2; 420 * 2; 40 : 2;
300 : 3; 480 : 4; 450 : 5).
2
20
Умножение и деление двузначных чисел без перехода
через разряд (24 * 2; 48 : 4 и т.п.).
2
21
Умножение
и
деление
трехзначных
чисел
без
перехода через разряд (243 * 2; 488 : 4 и т.п.).
2
Геометрический материал (11 ч )
1
Треугольник. Стороны треугольника, основание,
боковые стороны.
треугольник
2
2
Различение треугольников по видам углов.
треугольник
прямоугольный
тупоугольный
остроугольный
2
3
Различение треугольников по длинам сторон.
равносторонний
разносторонний
равнобедренный
2
4
Построение треугольников.
2
5
Построение треугольников по трем данным сторонам
с помощью циркуля и линейки.
циркуль
3
III триместр (57 часов)
1
Преобразования чисел, полученных при измерении
стоимости, длины, массы:
-замена крупных мер мелкими ;
-замена мелких мер крупными.
километр
килограмм
грамм
4
2
Единицы
измерения
времени:
год
(1
год ) ,
соотношение: 1 год = 365, 366 сут. Високосный год.
високосный
1
3
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен
на однозначное число (40 * 2; 400 * 2; 420 * 2; 40 : 2;
300 : 3; 480 : 4; 450 : 5).
2
4
Умножение и деление двузначных чисел без перехода
через разряд (24 * 2; 48 : 4 и т.п.).
2
5
Умножение
и
деление
трехзначных
чисел
без
перехода через разряд (243 * 2; 488 : 4 и т.п.).
2
6
Решение задач и сложных примеров на умножение и
деление.
2
7
Проверка умножения и деления.
2
8
Контрольная работа.
1
9
Работа над ошибками.
1
10
Письменное умножение двузначных и трехзначных
чисел на однозначное число с переходом через разряд.
3
11
Умножение
и
деление
двузначных
и
трехзначных
чисел на однозначное число.
3
12
Нумерация чисел в пределах 1 000. Таблица разрядов
и классов.
нумерация
1
13
Присчитывание и отсчитывание разрядными
единицами и равными числовыми группами.
1
14
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100.
1
15
Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении.
2
16
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000.
2
17
Письменное сложение и вычитание чисел в пределах
1 000, их проверка.
2
18
Нахождение неизвестных компонентов сложения и
вычитания.
2
19
Решение примеров и задач с числами, полученными
при измерении времени.
1
20
Контрольная работа.
1
21
Работа над ошибками.
1
22
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен,
двузначных и трехзначных чисел на однозначное
число.
1
23
Письменное умножение чисел на однозначное число с
переходом через разряд.
3
24
Письменное деление чисел на однозначное число с
переходом через разряд.
3
25
Простые арифметические задачи на нахождение части
числа.
2
26
Решение примеров со скобками и без скобок.
1
27
Все действия с целыми числами.
3
Геометрический материал (12 ч )
1
Виды линий. Длина ломаной линии.
ломаная
1
2
Многоугольники. Периметр многоугольника.
периметр
1
3
Треугольник. Стороны треугольника: основание,
боковые стороны.
треугольник
1
4
Классификация треугольников по видам углов.
прямоугольный
тупоугольный
остроугольный
1
5
Классификация треугольников по длинам сторон.
равносторонний
разносторонний
равнобедренный
1
6
Построение треугольников по трем данным сторонам
с помощью циркуля и линейки.
равносторонний
разносторонний
равнобедренный
1
7
Круг, окружность. Линии в круге: радиус, диаметр,
хорда. Обозначение R и D.
радиус
диаметр
хорда
1
8
Масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 100.
масштаб
1
9
Круг, окружность. Их построение, сходство и различие.
1
10
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда.
радиус
диаметр
хорда
1
Основные требования к знаниям и
умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-класс единиц, разряды в классе единиц;
-десятичный состав чисел в пределах 1 000;
-единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
-римские цифры;
-дроби, их виды;
-виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 устно (все случаи);
-читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000;
- считать, присчитывая различные разрядные единицы в пределах 1 000;
-выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1 000;
-выполнять устно ( без перехода через разряд) и письменно ( с переходом через
разряд) сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с последующей
проверкой;
-выполнять умножение чисел 10, 100; деление на 10, 100 без остатка и с
остатком;
-выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости,
длины, массы в пределах 1 000;
-умножать и делить на однозначное число (письменно);
-получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
-решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше
(меньше)?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого; составные задачи в три арифметических действия;
-уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
-различать радиус и диаметр;
-вычислять периметр многоугольника.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике в 6 классе
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из
основных учебных предметов.
Программа
определяет
оптимальный
объем
знаний
и
умений
по
математике,
который доступен большинству учащихся 6 класса.
По учебному плану в 6 классе на математику отводится 164 часов в год, 5 часов в
неделю:
I триместр – 56 часов;
II триместр –51 часов;
III триместр – 57 часов.
Контрольные работы проводятся после изучения больших тем, в конце четверти, в конце
года.
Содержание программы
-Нумерация
чисел
в
пределах
1000000
(получение
чисел
из
разрядных
слагаемых,
разложение чисел на разрядные слагаемые, изображение чисел на счетах, калькуляторе,
разряды и классы чисел до 1000000), сравнение многозначных чисел.
-Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч. Числа простые и составные.
-Устное и письменное сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число,
круглые десятки чисел в пределах 10000. Проверка арифметических действий.
-Обозначение римскими цифрами чисел XIII – XX.
-Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы,
времени.
-Обыкновенные
дроби
и
смешанные
числа,
их
сравнение,
преобразования,
основное
свойство дроби. Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел с одинаковыми
знаменателями.
-Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа.
-Простые и составные задачи на встречное движение двух тел.
-Взаимное
положение
прямых
на
плоскости
(перпендикулярные,
параллельные)
и
в
пространстве. Уровень, отвес.
-Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
-Геометрические тела – куб, брус, их элементы.
-Масштаб: 1:1000, 1:10000, 2:1, 10:1, 100:1.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-десятичный состав чисел в пределах 1000000;
-разряды и классы;
-основное свойство обыкновенных дробей;
-зависимость между расстоянием, скоростью и временем;
-различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
-свойства граней и ребер куба и бруса.
Учащиеся должны уметь:
-устно складывать и вычитать круглые числа;
-читать,
записывать
под
диктовку,
набирать
на
калькуляторе,
сравнивать
числа
в
пределах 1000000;
-чертить
нумерационную
таблицу,
вписывать
в
нее
числа;
сравнивать;
записывать
числа, внесенные в таблицу, вне ее;
-округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000;
-складывать, вычитать, умножать, делить на однозначное число и круглые десятки в
пределах 10000, выполнять деление с остатком;
-выполнять проверку арифметических действий;
-выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
стоимости, длины, массы;
-сравнивать смешанные числа;
-заменять
мелкие
доли
крупными,
неправильные
дроби
целыми
и
смешанными
числами;
-складывать и вычитать обыкновенные дроби (и смешанные числа) с одинаковыми
знаменателями;
-решать простые задачи на соотношении: расстояние, скорость, время; на нахождение
дроби от числа, на кратное сравнение чисел; решать и составлять составные задачи на
встречное движение двух тел;
-чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии;
-чертить высоту в треугольнике;
-выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.
Учебно-методическое обеспечение
1) учебная литература:
-Г.М.Капустина,
М.Н.Перова
«Математика»
(учебник
для
6
класса
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2005г.;
2) научно-методическая литература:
-Ф.Р.Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» 5-9 класс,
М. ВАКО, 2007;
-Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» Пособие для учителя,
М.: Просвещение, 1989;
-В.Н.Куликова «Тестовые задания по математике», Самара, Современные образовательные
технологии, 2009;
-интернет-ресурсы;
Календарно-тематическое планирование
№
Программный материал
Кол-во
часов
I триместр (45 часов)
1
Повторение нумерации в пределах 1000.
1
2
Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах
1000.
2
3
Нахождение неизвестного числа.
2
4
Умножение и деление в пределах 1000.
2
5
Нумерация чисел в пределах 1000000
3
6
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч.
2
7
Присчитывание и отсчитывание чисел.
1
8
Получение чисел из разрядных слагаемых.
2
9
Разложение чисел на разрядные слагаемые.
2
10
Изображение чисел на счетах, на калькуляторе.
1
11
Определение количества разрядных единиц в числе.
2
12
Контрольная работа
1
13
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000000.
2
14
Простые и составные числа.
1
15
Округление чисел до единиц тысяч.
2
16
Обозначение римскими цифрами чисел XIII – XX.
2
17
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.
Деление с остатком.
3
18
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах
10000. Проверка сложения и вычитания.
2
19
Контрольная работа. Работа над ошибками.
2
20
Нахождение неизвестного числа.
2
21
Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в
пределах 10000.
2
22
Преобразование чисел, полученных при измерении.
2
23
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
2
24
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение.
2
25
Основное свойство обыкновенных дробей.
2
26
Преобразование дробей.
2
27
Нахождение дроби от числа.
2
28
Нахождение нескольких частей от числа.
2
Геометрический материал (11 часов)
1
Геометрические фигуры и тела (повторение).
3
2
Взаимное положение прямых на плоскости.
2
3
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
3
4
Взаимное положение прямых на плоскости.
3
II триместр (51 час)
1
Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в
пределах 10000.
2
2
Преобразование чисел, полученных при измерении.
2
3
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
2
4
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение.
2
5
Основное свойство обыкновенных дробей.
2
6
Преобразование дробей.
2
7
Нахождение дроби от числа.
2
8
Нахождение нескольких частей от числа.
2
9
Контрольная работа. Работа над ошибками.
2
10
Умножение на однозначное число в пределах 1000.
2
11
Контрольный устный счет. Работа над ошибками.
2
12
Проверка умножения.
2
13
Решение примеров и задач на умножение на однозначное число.
2
14
Задачи на нахождение части от числа.
4
15
Задачи на кратное сравнение чисел.
2
16
Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние
(путь).
2
17
Решение задач на равномерное прямолинейное движение.
3
18
Решение задач на встречное движение.
6
19
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями.
6
20
Контрольная работа. Работа над ошибками.
2
Геометрический материал (11 часов)
1
Построение параллельных прямых.
2
2
Взаимное положение прямых на плоскости.
3
3
Взаимное положение прямых в пространстве.
1
4
Уровень, отвес.
1
5
Куб, его элементы.
1
6
Свойства элементов куба.
1
7
Брус, его элементы.
1
8
Свойства элементов бруса.
1
III триместр (45 часов)
1
Сложение
и
вычитание
смешанных
чисел
с
одинаковыми
знаменателями. Решение задач со смешанными числами.
2
2
Повторение. Десятичная система записи чисел.
1
3
Сравнение чисел.
2
4
Округление чисел.
2
5
Сложение и вычитание чисел в пределах 10000.
4
6
Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.
3
7
Контрольная работа
1
8
Умножение и деление на однозначное число.
4
9
Умножение и деление на круглые десятки.
2
10
Решение задач и примеров на совместные действия.
3
11
Порядок действий. Скобки.
2
12
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
2
13
Решение задач с числами, полученными при измерении.
2
14
Решение задач на движение.
4
15
Контрольная работа. Работа над ошибками
2
16
Действия с обыкновенными дробями.
1
Геометрический материал (12 часа)
1
Куб. Свойства элементов куба.
2
2
Брус. Свойства элементов бруса.
2
3
Масштаб.
2
4
Взаимное положение прямых на плоскости.
2
5
Взаимное положение прямых в пространстве.
2
6
Высота треугольника.
2
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- десятичный состав чисел в пределах 1000000;
- разряды и классы;
- основное свойство обыкновенных дробей;
- зависимость между расстоянием, скоростью и временем;
- различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
- свойства граней и рёбер куба и бруса.
Учащиеся должны уметь:
- устно складывать и вычитать круглые числа;
- читать, записывать под диктовку, откладывать на счётах, калькуляторе, сравнивать
(больше, меньше) числа в пределах 1000000;
- чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы;
вписывать в неё числа; сравнивать; записывать числа, внесённые в таблицу, вне её;
- округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000;
- складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа
в пределах 10000, выполнять деление с остатком;
- выполнять проверку арифметических действий;
- выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя
мерами стоимости, длины и массы;
- сравнивать смешанные числа;
- заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми и смешанными числами;
- складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
- решать простые задачи на прохождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение
чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;
- чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые, на заданном расстоянии;
- чертить высоту в треугольнике;
- выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике
для 7-го класса
Рабочая программа специального коррекционного обучения по математике для 7
класса разработана на основе:
программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:
Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. под редакцией доктора педагогических
наук
В.В.Воронковой,
Москва
«Просвещение»,
2010
и
ориентирована
на
учебник
«Математика» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида под ред. Т. В Алышевой. Москва «Просвещение», 2011.
Программа рассчитана на 164 часов в год, (5 часов в неделю), в том числе
количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ. Математика в
коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.
По учебному плану в 7 классе на математику отводится 164 часов в год, 5 часов в
неделю:
I триместр – 56 часов;
II триместр – 51 час;
III триместр – 57 час.
Программное содержание
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1 000
000, устно, с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов. Письменное
сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число, круглые десятки,
двузначное
число,
деление
с
остатком
чисел
в
пределах
1
000
000.
Проверка
арифметических
действий.
Сложение
и
вычитание
чисел
с
помощью
калькулятора.
Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами
времени. Умножение и деление на однозначное число круглые десятки, двузначное число
чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы.
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание дробей
с разными знаменателями.
Десятичные
дроби.
Запись
без
знаменателя,
чтение,
запись
под
диктовку.
Сравнение десятичных долей и дробей. Выражение дробей в более крупных (мелких),
одинаковых долях. Место десятичных дробей в нумерационной таблице. Запись чисел,
полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы в виде
десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными
знаменателями.
Простые
арифметические
задачи
на
определение
продолжительности,
начала и конца события; на нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на
прямое и
обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном
направлениях двух тел.
Параллелограмм,
ромб.
Свойства
элементов.
Высота
параллелограмма
(ромба).
Построение параллелограмма (ромба).
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры, ось, центр симметрии.
Предметы,
геометрические
фигуры
симметрично
расположенные
относительно
оси,
центра
симметрии,
построение
геометрических
фигур
относительно
оси
и
центра
симметрии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
— числовой ряд в пределах 1 000 000;
—алгоритмы
арифметических
действий
с
многозначными
числами;
числами,
полученными
при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
— элементы десятичной дроби;
— место десятичных дробей в нумерационной таблице;
— симметричные предметы, геометрические фигуры;
— виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник,
квадрат, свойства сторон, углов, приемы построения.
Учащиеся должны уметь:
— умножать и делить числа в пределах 1 000 000 на двузначное число;
— складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (обыкновенные и десятичные);
— выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами
времени;
— решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;
— решать составные задачи в три-четыре арифметических действия;
— вычислять периметр многоугольника;
— находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы
симметрично
относительно оси, центра симметрии, строить симметричные фигуры.
Учебно-методический комплект:
1. Программы 5-9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией
доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2011
2. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
под ред. Перовой, Москва «Просвещение»,2011
3. Учебник «Математика» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под ред. Т.В.Алышевой, Москва «Просвещение», 2011 год.
4. Рабочая тетрадь «Математика» для 7 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под ред. Т.В.Алышевой, Москва «Просвещение»,
2010 год.
5. Печатные пособия (наглядные средства – таблицы)
6. Раздаточный материал для практических и лабораторных работ
7. Модели геометрических плоских и пространственных фигур;
8. Технические средства обучения (компьютер
Тематическое планирование по математике в 7 классе
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
Математика
1
Повторение
8
2
Сложение и вычитание многозначных чисел
12
3
Умножение и деление на однозначное число и круглые десятки
46
4
Умножение на двузначное число
14
5
Умножение и деление чисел на круглые десятки
10
6
Обыкновенные дроби
16
7
Десятичные дроби
24
Итого по математике
130
Геометрия
8
Линия. Угол. Окружность.
9
9
Треугольник.
4
10
Четырехугольник
9
11
Симметрия
4
12
Куб. Брус.
8
Итого по геометрии
34
Всего суммарно часов
164
Перечень обязательных контрольных работ
Контрольная работа по теме «Письменное сложение и вычитание чисел в пределах
1000000.»
Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел на
однозначное число».
Контрольная работа по теме « умножение и деление на 10, 100, 1000».
Контрольная работа по теме «Преобразование чисел, полученных при измерении».
Контрольная работа по теме « умножение и деление на 10, 100, 1000»
Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное число».
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на двузначное число».
Контрольная работа по теме «Приведение обыкновенных дробей к общему
знаменателю».
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с
разными знаменателями».
Контрольная работа по теме «Десятичные дроби».
Контрольная работа по теме «Меры времени».
Итоговая контрольная работа
Календарно-тематическое планирование
Планирование
составлено
на
основе
программы
для
5-9
классов
специальных
(коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,
2010
и
ориентирована
на
учебник
«Математика»
для
7
класса
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Т. В Алышевой. Москва
«Просвещение», 2011.
№
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
Дата
Форма
организации
Учебных
Виды контроля
занятий
1
Повторение
8
урок
Устный опрос,
проверочные
работы, контрольные
работы,
тесты,
решение заданий
тесты,
задания с
занимательными
вопросами
2
Сложение и
вычитание
многозначных чисел
12
урок
3
Умножение и деление
на однозначное число
и круглые десятки
46
урок
4
Умножение на
двузначное число
14
урок
5
Умножение и деление
чисел на круглые
десятки
10
урок
6
Обыкновенные дроби
16
урок
7
Десятичные дроби
24
урок
Итого часов
130
№
уро
ка
Тема урока
Кол-во
Часов
Дата
I триместр
Повторение (8 часов)
1
Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел.
1
2
Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел
1
3
Повторение. Умножение и деление натуральных чисел.
1
4
Повторение. Умножение и деление натуральных чисел.
1
5
Нумерация чисел в пределах 1000
1
6
Нумерация чисел в пределах 10000
1
7
Нумерация чисел в пределах 100000
1
8
Нумерация чисел в пределах 1000000
1
Сложение и вычитание многозначных чисел (12 часов)
1
Числа, полученные при измерении величин.
1
2
Сложение чисел, полученных при измерении времени
1
3
Вычитание чисел, полученных при измерении времени
1
4
Сложение чисел, полученных при измерении массы.
1
5
Вычитание чисел, полученных при измерении массы
1
6
Сложение чисел, полученных при измерении длины.
1
7
Сложение чисел, полученных при измерении длины.
1
8
Вычитание чисел, полученных при измерении длины
1
9
Устное сложение и вычитание многозначных чисел.
1
10
Подготовка к контрольной работе.
1
11
Контрольная
работа
по
теме
«Сложение
и
вычитание
многозначных чисел в пределах 100000».
1
12
Работа над ошибками.
1
Умножение и деление на однозначное число и круглые десятки (46 часов)
1
Устное умножение на однозначное число.
1
2
Устное деление на однозначное число.
1
3
Устное умножение и деление на однозначное число.
1
4
Устное умножение и деление на однозначное число.
1
5
Письменное умножение на однозначное число.
1
6
Письменное деление на однозначное число.
1
7
Письменное умножение и деление на однозначное число.
1
8
Деление с остатком.
1
9
Деление с остатком на двузначное число
1
10
Деление с остатком на двузначное число
1
11
Умножение и деление на 10, 100, 1 000.
1
12
Деление с остатком на 10, 100, 1000.
1
13
Преобразование чисел, полученных при измерении.
1
14
Преобразование чисел, полученных при измерении.
1
15
Контрольная
работа
№2
по
теме
«Умножение
и
деление
многозначных чисел на однозначное число».
1
16
Работа над ошибками.
1
17
Сложение чисел, полученных при измерении
1
18
Сложение чисел, полученных при измерении
1
19
Вычитание чисел, полученных при измерении
1
20
Вычитание чисел, полученных при измерении
1
21
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
1
22
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
1
23
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на
однозначное число.
1
24
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на
10, 100, 1 000.
1
25
Умножение на круглые десятки.
1
II триместр
26
Деление на круглые десятки.
1
27
Умножение и деление на круглые десятки.
1
28
Умножение и деление на круглые десятки.
1
29
Решение заданий на нахождение части числа
1
30
Деление на10.100. 1000 с остатком
1
31
Деление на10.100. 1000 с остатком
1
32
Совершенствовать умения и навыки при деление на10.100.
1000 с остатком
1
33
Решение заданий на нахождение части числа
1
34
Контрольная работа №3 «Умножение и деление числа на 10,
100, 1000»
1
35
Работа над ошибками
1
36
Деление с остатком на однозначное число
1
37
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
1
38
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на
однозначное число.
1
39
Деление с остатком на однозначное число
1
40
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
1
41
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на
однозначное число.
1
42
Деление с остатком на однозначное число
1
43
Контрольная
работа
№4
«Преобразование
чис ел ,
полученных при измерении»
1
44
Работа над ошибками
1
45
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на
однозначное число.
1
46
Деление с остатком на однозначное число
1
III триместр
1
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
1
2
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
1
3
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на
однозначное число.
1
4
Контрольная работа №5 «Умножение и деление на 10, 100,
1000»
1
5
Работа над ошибками
1
Умножение на двузначное число (14 часов)
1
Умножение на двузначное число.
1
2
Деление на двузначное число.
1
3
Умножение и деление на двузначное число.
1
4
Умножение на двузначное число.
1
5
Деление на двузначное число.
1
6
Умножение и деление на двузначное число.
1
7
Деление с остатком на двузначное число.
1
8
Умножение
чисел,
полученных
при
измерении,
на
двузначное число.
1
9
Деление чисел, полученных при измерении, на двузначное
число.
1
10
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на
двузначное число.
1
11
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на
двузначное число.
1
12
Подготовка к контрольной работе.
1
13
Контрольная работа №6 «Умножение на двузначное число»
1
14
Работа над ошибками
1
Умножение и деление чисел на круглые десятки (10 часов)
1
Умножение чисел на круглые десятки
1
2
Деление чисел на круглые десятки
1
3
Умножение и деление чисел на круглые десятки
1
4
Умножение и деление чисел на круглые десятки
1
5
Подготовка к контрольной работе.
1
6
Контрольная работа №7 «Деление на двузначное число»
1
7
Работа над ошибками
1
8
Деление чисел на круглые десятки с остатком
1
9
Контрольная работа №8 «Умножение и деление на
двузначное число»
1
10
Работа над ошибками
1
Обыкновенные дроби (16 часов)
1
Обыкновенные дроби
1
2
Обыкновенные дроби
1
3
Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями
1
4
Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями
1
5
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями
1
6
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями
1
7
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю
1
8
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю
1
9
Решение заданий на приведение обыкновенных дробей к
общему знаменателю
1
10
Контрольная работа №9 «Приведение обыкновенных дробей
к общему знаменателю»
1
11
Работа над ошибками
1
12
Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями
1
13
Вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями
1
14
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными
знаменателями
1
15
Контрольная работа №10 «Сложение и вычитание
обыкновенных дробей с разными знаменателями»
1
16
Работа над ошибками
1
Календарно-тематическое планирование (геометрия)
Всего 164 часов, в том числе:
- математика - 130 часов (5 часов в неделю);
- геометрия – 34 часа (1 час в неделю).
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
I триместр
Линия. Угол. Окружность (11 часов)
1
Геометрические фигуры
1
2
Отрезки и прямые
1
3
Построение отрезков
1
4
Угол. Виды углов
1
5
Угол. Измерение углов
1
6
Окружность
1
7
Параметры окружности
1
8
Контрольная работа №1 «Линия. Угол. Окружность»
1
9
Работа над ошибками
1
10
Треугольник
1
11
Треугольник. Виды треугольников
1
II триместр (11 часов)
1
Построение треугольника
1
2
Периметр треугольника
1
3
Четырехугольники
1
4
Виды четырехугольников
1
5
Параллелограмм
1
6
Построение параллелограмма
1
7
Построение параллелограмма
1
8
Построение ромба
1
9
Построение квадрата
1
10
Контрольная работа №2 «Треугольники,
четырехугольники»
1
11
Работа над ошибками
1
III триместр (12 часов)
1
Симметрия. Симметричные предметы.
1
2
Симметрия прямоугольников
1
3
Симметрия прямоугольников
1
4
Задачи на построение симметричных фигур
1
5
Куб
1
6
Параметры куба
1
7
Брус.
1
8
Параметры бруса
1
9
Задачи на построение куба и бруса
1
10
Масштаб
1
11
Контрольная работа №3 «Куб. Брус»
1
12
Работа над ошибками
1
Пояснительная записка к рабочей программе по математике в 8 классе
По учебному плану в 8-м классе на курс математики отводится 5 часов в неделю, 164 часа
в год.
I триместр – 56 часов;
II триместр – 51 час;
III триместр – 57 часов.
Контрольные работы проводятся после изучения больших тем, в конце четверти, в конце
года.
Содержание программы:
- присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2000, 20000, 5, 50, 500, 50000, 25, 250,
2500, 25000 в пределах 1000000, устно, с использованием счётов.
- письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя
единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях.
- замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.
- умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей (в том числе при измерении
одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях) на
однозначные, двузначные целые числа.
- простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или
десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел.
- составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего
количества за единицу.
- градус. Обозначение: 1 градус. Градусное измерение углов. Величина острого, тупого,
развёрнутого, полного угла. Транспортир, построение и измерение углов с помощью
транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.
- построение треугольника по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла,
заключённого между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к
ней.
- площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади: 1кв.мм., 1 кв. см., 1 кв. дм., 1 кв.
км., их соотношения.
- единицы измерения земельных площадей: 1га, 1а, их соотношения.
- измерение и вычитание площади прямоугольника. Числа, полученные при измерении
одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в десятичных дробях.
- длина окружности, сектор, сегмент. Площадь круга.
- линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
- построение точки, отрезка, треугольника, четырёхугольника, окружности симметричных
данным относительно оси, центра симметрии.
Учебно-методическое обеспечение
1) учебная литература:
-В.В.Эк
«Математика»
(учебник
для
8
класса
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2005г.;
2) научно-методическая литература:
-Ф.Р.Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» 5-9 класс,
М. ВАКО, 2007;
-Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» Пособие для учителя,
М.: Просвещение, 1989;
-В.Н.Куликова «Тестовые задания по математике», Самара, Современные образовательные
технологии, 2009;
-интернет-ресурсы;
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Программный материал
Кол-во
часов
I триместр (45ч.)
1
Устная и письменная нумерация в пределах 100000
1
2
Сложение и вычитание целых чисел
1
3
Сложение и вычитание десятичных дробей
1
4
Умножение и деление целого числа и десятичной дроби на
однозначное число
3
5
Административная контрольная работа. Работа над ошибками.
2
6
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на
однозначное число
2
7
Сложение умножения и деления обратным действием
1
8
Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100
2
9
Умножение и деление десятичных дробей на 1000
2
10
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на круглые
десятки, сотни
2
11
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на десятки,
сотни, тысячи
3
12
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на круглые
десятки, сотни, тысячи
2
13
Контрольная работа. Работа над ошибками
2
14
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на
двузначное число без перехода через разряд
1
15
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на
двузначное число с переходом через разряд
1
16
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на
двузначное число
1
17
Умножение именованных чисел, записанных в виде десятичной
дроби, на двузначное число
1
18
Деление именованных чисел, записанных в виде десятичной дроби,
на двузначное число
1
19
Составление и решение задач на умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей на двузначное число
1
20
Проверка умножения и деления целых чисел и десятичных дробей
обратным действием
1
21
Уменьшение и увеличение в несколько раз
1
22
Контрольная работа за четверть. Работа над ошибками
2
23
Нахождение одной и нескольких долей числа
1
24
Запись обыкновенных дробей в виде десятичных
1
25
Округление до указанного разряда
1
ГЕОМЕТРИЯ(11 часов)
1
Геометрические фигуры
1
2
Построение прямоугольников из квадрата
1
3
Окружность. Построение линии окружности
2
4
Транспортир. Построение угла с помощью транспортира
1
5
Сумма углов треугольника. Смежные углы
1
6
Геометрические тела (куб, шар, параллелограмм)
1
7
Симметрия. Оси симметрии
2
8
Построение отрезка, треугольника, квадрата
2
II ТРИМЕСТР (40 ч.)
1
Повторение. Действия с десятичными дробями
1
2
Обыкновенные дроби. Величина и сравнение обыкновенных дробей.
Сокращение обыкновенных дробей
2
3
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями
2
4
Контрольная работа. Работа над ошибками
2
5
Общий знаменатель двух или более дробей
2
6
Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями
2
7
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
2
8
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
2
9
Нахождение дроби от числа
1
10
Нахождение числа по одной его доли
1
11
Площадь. Единицы площади (понятие)
2
12
Вычисление площади прямоугольника
1
13
Соотношение различных единиц площади
2
14
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
2
15
Контрольный устный счёт
1
16
Сложение чисел, полученных при измерении площади
1
17
Контрольная работа за триместр. Работа над ошибками
2
18
Повторение и закрепление пройденного материала
2
19
Обыкновенные дроби. Преобразование дробей
2
20
Замена смешанного числа неправильной дробью
1
21
Умножение дроби на целое число
1
22
Деление дроби на целое число
1
23
Умножение и деление дроби на целое число
2
24
Умножение смешанного числа на целое число
2
ГЕОМЕТРИЯ
1
Углы. Построение углов
1
2
Треугольники. Построение по трём сторонам
1
3
Построение треугольника по стороне и двум углам
1
4
Все случаи построения треугольников
1
5
Периметр треугольника
1
6
Ломаная линия
1
7
Замкнутые и незамкнутые ломаные линии
1
8
Длина ломаной линии
1
9
Построение треугольника по трём сторонам
1
10
Вычисление периметра и площади фигур
1
11
Симметричные фигуры
1
III ТРИМЕСТР (45 часов)
1
Деление смешанного числа на целое число
2
2
Умножение и деление смешанного числа на целое число
2
3
Числа, полученные при измерении
2
4
Замена целых чисел десятичными дробями
2
5
Замена знаменателя десятичной дроби (увеличение, уменьшение)
2
6
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей
2
7
Нахождение неизвестного слагаемого
2
8
Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого
2
9
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
1
10
Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000
2
11
Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000
2
12
Нахождение части от числа
2
13
Умножение и деление чисел на однозначное число
2
14
Умножение и деление десятичной дроби на однозначное число
2
15
Умножение и деление чисел, полученных при измерении
2
16
Замена чисел, полученных при измерении десятичными дробями
1
17
Числа, полученные при измерении площади
1
18
Умножение и деление чисел, полученных при измерении
1
19
Вычисление площади фигур
1
20
Решение задач на нахождение площади
1
21
Меры земельных площадей
1
22
Действия с числами, полученными при измерении площади
2
23
Контрольный устный счёт
1
24
Умножение и деление чисел, полученных при измерении площади
2
25
Контрольная работа за триместр. Работа над ошибками
1
26
Решение задач на вычисление площади
1
27
Контрольная работа за год. Работа над ошибками
1
28
Арифметические действия с целыми и дробными числами
1
29
Повторение и закрепление пройденного материала
1
ГЕОМЕТРИЯ (11 ч.)
1
Геометрические фигуры, симметричные относительно центра
симметрии
2
2
Построение треугольника, прямоугольника и квадрата по площади
1
3
Ломаная линия. Длина ломаной линии
1
4
Меры земельных площадей
1
5
Геометрические тела
1
6
Куб. Развёртка куба
2
7
Прямоугольный параллелепипед
1
8
Пирамида. Конус
2
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- величину 1 градус;
- размеры прямого, острого, тупого, развёрнутого, полного, смежных углов, сумму углов
треугольника;
- элементы транспортира;
- единицы измерения площади, их соотношения;
- формулы длины, окружности, площади круга.
Учащиеся должны знать:
- присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах
1000000;
- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное
целое число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;
- находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;
- находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
- строить и измерять углы с помощью транспортира;
- строить треугольники по заданным длинам и величине углов;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
- вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
- строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра симметрии.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике в 9 классе
По учебному плану в 9-м классе на курс математики отводится 4 часа в неделю, 129 часов
в год.
I триместр – 44 часа;
II триместр – 40 часов;
III триместр – 45 часов.
Контрольные работы проводятся после изучения больших тем, в конце четверти, в конце
года.
Содержание программы
- умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трёхзначное число
(лёгкие случаи).
- процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью;
- замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные
(периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями
другого вида.
- простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.
- геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус (полный и
усечённый), пирамида.
- развёртка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной
поверхности.
- объём. Обозначение: V. Единицы измерения объёма: 1 куб.мм, 1 куб.см, 1 куб. дм, 1 куб.
м, 1 куб. км. Соотношения: 1куб.дм=1000 куб.см, 1куб.м= 1000 куб.дм, 1 куб. м=1000000
куб.см.
- измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).
- числа, получаемые при измерении и вычислении объёма (рассматриваются случаи, когда
крупная единица объёма содержит 1000 мелких).
- развёртка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный
треугольник, четырёхугольник, шестиугольник). Шар, сечения шара, радиус, диамерт.
Учебно-методическое обеспечение
1) учебная литература:
-А.П.Антропов, А.Ю.Ходот, Т.Г.Ходот «Математика» (учебник для 9 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2008г.;
2) научно-методическая литература:
-Ф.Р.Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» 5-9 класс,
М. ВАКО, 2007;
-Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» Пособие для учителя,
М.: Просвещение, 1989;
-интернет-ресурсы;
I ТРИМЕСТР (44 ч.)
№
п/п
Программный материал
Кол-во
часов
1
Нумерация в пределах 100000. Разряды, классы, счет ед.
1
2
Письменная нумерация в пределах 100000.
1
3
Виды линий (прямая, ломанная, кривая).
1
4
Письменная нумерация в пределах 100000.
2
5
Сравнение дробей.
1
6
Окружность, круг, линии в круге.
1
7
Сложение и вычитание целых чисел.
2
8
Сложение и вычитание десятичных дробей.
1
9
Взаимное положение прямых на плоскости.
1
10
Сложение и вычитание десятичных дробей.
1
11
Нахождение неизвестных компонентов +,-
1
12
Контрольная работа. Работа над ошибками.
2
13
Углы. Виды углов.
1
14
Умножение именованных чисел на однозначное число.
2
15
Деление именованных чисел на однозначное число.
1
16
Многоугольники. Элементы многоугольника.
1
17
Деление именованных чисел на однозначное число.
1
18
Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000.
1
19
Увеличение и уменьшение в несколько раз.
1
20
Треугольники: классификация, построение.
1
21
Умножение и деление именованных чисел на однозначное
число.
3
22
Четырехугольник (S).
1
23
Контрольный устный счет за 1 триместр.
1
24
Все действия с целыми числами.
2
25
Периметр многоугольников.
1
26
Контрольная работа за 1 триместр. Работа над ошибками
2
27
Меры площади.
1
28
Объем геометрических фигур (пирамида).
1
29
Нумерация в пределах 1 000000.
1
30
Процент.
1
31
Замена десятичной дроби на %.
1
32
Геометрические фигуры, геометрические тела.
1
33
Замена % десятичной дробью.
1
34
Нахождение 1% числа.
1
35
Арифметические действия с десятичными дробями.
1
36
Взаимное положение фигур.
1
II ТРИМЕСТР (40 ч.)
1
Нахождение нескольких % от числа (3%,5%)
2
2
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
1
3
Углы. Виды углов.
1
4
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
1
5
Нахождение нескольких % от числа ( 15%,25%,50%).
2
6
Симметрия (центр и осевая).
1
7
Умножение на трёхзначное число.
1
8
Бесконечные дроби.
1
9
Признак бесконечной дроби.
1
10
Окружность и круг.
1
11
Признак бесконечной дроби.
1
12
Контрольный устный счет за 2 триместр.
1
13
Запись десятичной дроби обыкновенной.
1
14
Линия в круге.
1
15
Контрольная работа за 2 триместр. Работа над ошибками
2
16
Запись смешанных чисел в виде десятичной дроби.
1
17
Окружность, круг. Длина круга (1/2, 1/4).
1
18
Обыкновенные дроби.
1
19
Сравнение обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем.
1
20
Сравнение обыкновенных и десятичных дробей.
1
21
Линейные диаграммы.
1
22
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым
знаменателем.
1
23
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными
знаменателями.
1
24
Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Все случаи.
1
25
Столбчатая диаграмма.
1
26
Сложение и вычитание десятичных дробей.
1
27
Круговая диаграмма.
1
28
Свойство обыкновенных дробей.
1
29
Сокращение обыкновенных дробей.
1
30
Умножение обыкновенных дробей.
1
31
Геометрические тела, фигуры.
1
32
Умножение обыкновенных дробей.
1
33
Умножение неправильных дробей на целое число.
2
34
Взаимное положение фигур.
1
35
Умножение смешанного числа.
2
III ТРИМЕСТР (33 ч.)
1
Умножение обыкновенных дробей.
1
2
Умножение обыкновенных дробей.
1
3
Деление обыкновенных дробей.
1
4
Деление неправильной дроби.
1
5
Деление смешанного числа.
1
6
Совместные действия с дробями.
1
7
Совместные действия с десятичными и обыкновенными
дробями ( х и ;)
1
8
Совместные действия с десятичными и обыкновенными
дробями ( х и :)
1
9
Нумерация целых чисел
2
10
Сложение и вычитание целых чисел
1
11
Умножение и деление целых чисел
2
12
Сложение и вычитание именованных чисел
2
13
Обыкновенные дроби. Все арифметические действия
2
14
Нахождение дроби от числа
2
15
Десятичные дроби. Все действия с десятичными дробями
2
16
Контрольная работа за год. Работа над ошибками
2
17
Задачи на зависимость t, S, V
2
18
Контрольный устный счёт
1
19
Составление задач по диаграмме
2
20
Контрольная работа за 3 триместр. Работа над ошибками
2
21
Нахождение 1%, нескольких %
2
22
Все действия с десятичными и обыкновенными дробями
1
ГЕОМЕТРИЯ (12 ч.)
1
Геометрические фигуры и тела. Взаимное положение на
плоскости
1
2
Многоугольники. Виды углов
2
3
Углы. Смежные углы
2
4
Круг. Окружность. Линии в круге
2
5
Периметр. Площадь прямоугольника
1
6
Центральная и осевая симметрия
1
7
Объём геометрических тел
1
8
Развёртка геометрических тел
2
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
- названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости,
длины, массы, времени, площади, объёма;
- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
- геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника,
прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного
параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, лёгкие случаи в
пределах 1000000;
- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и
десятичными дробями;
- складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа,
полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы,
выраженными в десятичных дробях;
- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле и
проценту;
- решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3,
4 арифметических действия;
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;
- различать геометрические фигуры и тела;
- строить с помощью линейки, чертёжного угольника, циркуля, транспортира линии, углы,
многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе
симметричные относительно оси, центра симметрии; развёртки куба, прямоугольного
параллелепипеда.