Автор: Рецлова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Атамановская ООШ"
Населённый пункт: п.Атамановский Брединского района Челябинской области
Наименование материала: Урок–театр
Тема: Пушкиниана
Раздел: среднее образование
Урок- концерт
Поэты ХХ века о А.С.
Пушкине
Солнце- одно, но по-разному отражается
оно в разных каплях росы и дождя. По-разному
титанический образ Пушкина воспринимается
каждой душой , каждой личностью. И как из
миллиардов преломленных каплями солнечных
лучей на небе слагается радуга, так, можно
думать, общечеловеческое представление о
величайшем из наших гениев образует в веках
многоцветный и прекрасный образ его.
Л. Успенский
Цель:
Показать значение и влияние
Пушкинской лирики на современную
поэзию. Развивать умение анализировать,
видеть прекрасное, сопоставлять поэзию
разных эпох. Воспитывать любовь к
поэзии как классической, так и
современной.
Оборудование
:
мультимедиапроектор, театральные
костюмы, презентация, декорации,
сборники стихов
Учитель: Рецлова Наталья Александровна,
МКОУ Атамановская СОШ
«ПУШКИНИАДА» АСИ
ГОРСКОЙ
«Пушкиненок»
Новый век. Начало лета.
Ищет Пушкина планета
За Ла-Маншем и Па-де-Кале,
А поэт не за морями-
На Руси, в глубинке самой,
Рядом с няней ходит по Земле.
Нет ни ссылок, ни гонений,
Ни мучительных сомнений,
Нет ни Анны Керн, ни Натали…
Няня-мамушка Арина,
Доброй сказкою старинной
Жажду Пушкиненка утоли.
Время, скрытое завесой:
Нет царя и нет Дантеса.
Нет дуэли в снежном феврале.
Но вращается планета
С колыбелькою поэта-
Только он и няня на Земле
Особое место в творчестве Аси Горской – уральской поэтессы заняли
стихи, посвященные Пушкину. Казалось бы, о великом поэте столько
написано, столько сказано, что уже нечего добавить. На Ася Горская
нашла такие слова, так по – своему открыла поэта для себя и
читателей, что он стал еще более близким, живым и современным:
В парке Пушкина зима…
А мы в холодном школьном зале
На сцене Пушкина играли,
И было все на самом деле:
Лицей и Царское село…
Стихи Аси Борисовны так образны, лиричны, что сами просятся на
музыку.
«Улица Пушкина»
Замер в предчувствии сказочном
дом-
Чья-то карета стоит за углом…
Сумерки-время секретов,
Время заезжих поэтов.
Дрогнул, качнулся неоновый свет -
Скрипнули двери подъезда -
Это же Пушкин проездом…
Охрой займется весенний рассвет,
Кто-то очнется:
- А был ли поэт?
В жизни все просто и мудро…
Улица Пушкина, доброе утро!
«Его Мадонна»
Ей семнадцати нет,
Первый выезд во свет…
Так скромна и стыдлива Мадонна!
И влюбился Поэт,
И душе дал обет,
Что обитель украсит иконой.
Он мечтой этой жил,
Их февраль закружил,
Закружил, закружил, закружил.
Не в заморских краях,
Не в церквах – теремах ,
И не в сказочном царстве Гвидона –
У Никитинских ворот
Собирался народ –
Там венчались Поэт и Мадонна.
Их февраль привечал,
На снежинках качал –
Повенчал, повенчал, повенчал!
Ах, февраль роковой,
Над Поэтом не вой –
Знать, судьбой было выдать осечку.
Ты, Мадонна, не плачь…
Будет проклят палач,
Станет черною Черная речка.
Их февраль закружил,
И февраль повенчал –
Их февраль разлучил, разлучил.
«Зажжем свечу и сядем кругом»
Зажжем свечу и сядем кругом,
Прислушаемся, помолчим.
И по крылом февральской вьюги
Полозьев звуки различим.
Кого оплакивают сани?
Кто в них с поникшей головой?
То Пушкин, он смертельно ранен.
Наш Пушкин. Он еще живой…
Его везут тайком от люда,
Над ним судьба свершила суд.
А может быть, вершиться чудо
И боги Пушкина спасут?
Взмахни крылом февральским
вьюга
И отступи с дороги. Чу…
Мы поспешим на голос друга!
Зажжем в честь Пушкина свечу…
… И снова в Пушкина влюбляюсь,
И перед ним я прекланяюсь
За то, что невитиевато
Плетет стиха крутой узор,
За откровенный разговор
И смелость русского солдата.
РОССИИ – ДАНЬ,
РОССИИ – ЧЕСТЬ
За то, что ПУШКИН
БЫЛ и ЕСТЬ.
Нужен ли нам, людям ХХI века
Пушкин?
Вывод:
Александр Сергеевич Пушкин - чистый гений русской
поэзии. Он поражает нас величием созданного, своей
личностью, в которой воплотился русский человек, своей
жизнью, прожитой стремительно и ярко, неисчерпаемой
силой души, неистощимостью творческого духа. Его
лирика сочетает в себе жизнь и идеал. Многообразие
обликов, многоликость поэта пробуждают в нас
восхищение и заинтересованность, желание понять
душевный мир великого человека. И через сто с лишним
лет мы с такой же любовью и трепетом открываем
книгу и погружаемся в необыкновенный мир гениального
поэта, поразившего своими стихами весь мир.