Автор: Шнайдер Марина Юрьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Цветнопольская СОШ"
Населённый пункт: село Цветнополье Азовского р-н Омской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики"
Раздел: среднее образование
Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках
физики
Для
решения
жизненных
задач
человеку,
помимо
способностей
и
личностных
качеств,
необходимы
различные
умения,
которые
развивает
учитель,
работая
с
учениками
на
определенном
предметном
содержании.
Связующим
звеном
всех
учебных
предметов
является
текст.
Актуальной
междисциплинарной
учебной
программой,
предусмотренной
новыми
образовательными
стандартами,
является
программа
«Основы
смыслового
чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование и развитие
основ
читательской
компетенции,
необходимой обучающимся
д л я
осуществления
своих
дальнейших
планов,
в
том
числе,
продолжения
образования
и
самообразования,
подготовки
к
трудовой
и
социальной
деятельности. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером,
относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и
свободно
общаться
с
разными
людьми.
Чтение
является
универсальным
навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.
В работе выявляем чем владеет ученик:
чтением и пониманием письменного текста;
работа с информацией (поиск и преобразование информации, работа с
рисунками, схемами, таблицами)
Но возникают при работе с текстом у обучающихся трудности:
в
элементарном
обосновании
высказанного
суждения,
нахождение
в
тексте
примеров,
доказывающих
приведенное
утверждение,
высказывание, поясняющих смысл неизвестных слов;
в формулировании простых оценочных суждений на основе текста.
При работе с информацией трудности:
в
работе
с
«несплошными»
текстами,
то
есть
работа
с
рисунком,
таблицей, диаграммой, схемой;
преобразование
информации
из
одного
вида
в
другой,
то
есть
из
сплошного текста в таблицу.
Из
вышеизложенного
возникаютвопросы:
Что
делать
в
создавшейся
ситуации? Как избежать этих трудностей?
Какую цель можно поставить учителю физики:
1)
изучить литературу по данной теме;
2)
выяснить,
какие
технологии
являются
наиболее
эффективными,
для
решения данной проблемы;
3)
какие методы работы подойдут для работы с детьми в классах, в которых
работаем;
4)
какие приемы работы следует применить для развития умений работы с
текстом.
Проанализировав
литературу,
понимаем,
что
смысловое
чтение,
как
универсальное
действие
формируется
благодаря
использованию
технологии
проблемного обучения; интерактивных технологий; технологии критического
мышления и т.д.
К развитию смыслового чтения относятся технологии, направленные на
развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает
процесс
соотнесения
внешней
информации
с
имеющимися
у
человека
знаниями, выработка решений о том, что можно предпринять, что необходимо
дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится
корректировать
собственные
убеждения
или
даже
отказываться
от
них.
Технология
развития
критического
мышления,
как
и
стратегии
развития
смыслового чтения, направлены на формирование вдумчивого ученика, который
анализирует,
сравнивает,
сопоставляет
и
оценивает
знакомую
и
новую
информацию.
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание
текста,
уловить
все
детали
и
практически
осмыслить
информацию.
Когда
ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как
следующая
важная
ступень
развития,
речь
письменная.
Принципиальным
становится
понимание
того,
что
для
современного
человека
главное
-
не
отдельные знания, а умения ими пользоваться и что необходимо не зубрить и
искать готовые ответы, а учиться самостоятельно, открывать новое. Изменение
приоритета
целей
образования
затрагивает
сущность
всего
учебно-
воспитательного процесса, все его составляющие – не только содержание, но и
средства обучения, методы и формы организации процесса обучения. Так как в
процессе
чтения
могут
решаться
различные
коммуникативные
задачи,
то
реализуются разные виды чтения.
Практика показывает, что наиболее продуктивным является изучающее
чтение, дающее возможность освоить содержание текста на уровне понимания,
что позволяет затем решать практические задачи различного уровня сложности.
Чтобы
овладеть
изучающим
чтением,
необходимо
освоить
основные
его
приёмы:
- выделение ключевых слов;
- определение темы текста;
- выявление проблемы текста;
- определение основной мысли и аргументов автора.
В
сво ей
работе мы
используем
методы,
которые
обеспечивают
деятельностный подход:
активное участие самого ученика в поисковой учебно-познавательной
деятельности, организованной на основе внутренней мотивации;
организацию
совместной
деятельности,
партнёрских
отношений
обучающих и обучаемых;
обеспечение
диалогического
общения
между
учителем
и
учениками,
между учащимися в процессе добывания знаний.
Использование ребусов, а также логических задач, где зашифрована тема
урока. Хороший эффект дают литературные тексты, иллюстрирующие то или
иное
физическое
явление.
Например,
к
теме
«Водопровод»
предлагаю
прочитать четверостишие С.Я. Маршака: «Разленились нынче бабы, Али плечи
стали слабы? Речка спятила с ума – По домам пошла сама».
Для
создания
и
поддержания
эмоционального
настроя обучающихся
комплекс нетрадиционных методических приемов, которые позволяет создать у
учащихся
устойчивый
познавательный
интерес
на
базе
ситуативной
заинтересованности.
Приём
«Верные
и
неверные
утверждения». Универсальный
прием,
способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной
деятельности.
Данный
прием
дает
возможность
быстро
включить
детей
в
мыслительную
деятельность
и
логично
перейти
к
изучению
темы
урока.
Стратегия
формирует
умение
оценивать
ситуацию
или
факты,
умение
анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается
выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не
верно – «-».
Приём
«Верите
ли
вы…». Проводится
с
целью
вызвать
интерес
к
изучению
темы
и
создать
положительную
мотивацию
самостоятельного
изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения
темы.
Прием «Плюс – минус – вопрос»
С первых же уроков надо приучать работать с книгой. При работе с книгой
следующие приемы:
Приём
«Ключевые
слова». Это слова, по которым можно составить
рассказ
или
определения
некоторого
понятия.
Учащиеся
на
уроке
читают,
например, три абзаца, находят главные мысли и связи между ними, составляют
план
ответа,
и
несколько
учеников
по
этому
плану
рассказывают.
Объем
рассказа через несколько уроков увеличиваю до целого параграфа. Очень скоро
ученики понимают, что легче выучить несколько мыслей и связей между ними,
чем весь параграф.
Обучение
смысловому
чтению
и
работы
с
текстом обучающихся
требует от детей понимания, различения и умения работать с различными
типами текста.
Сплошные тексты(без визуальных изображений)
описание (художественное и техническое);
повествование (рассказ, отчет, репортаж);
объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
Несплошные тексты(с визуальными изображениями)
информационные листы (расписания, каталоги и др.);
расписки (билеты, накладные, квитанции);
призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);
таблицы и графики; списки; карты.
Прием
составления
сводной
таблицы
- позволяет
обобщить
и
систематизировать учебную информацию.
Также можно использовать приём «Тонкие» и «толстые» вопросы.
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. А можно
учащимся
предложить
задание:
составьте
вопросы
по
теме,
по
тексту
параграфа
и
т.д.
«Тонкие»
вопросы
–
вопросы,
требующие
простого,
односложного
ответа;
«толстые»
вопросы
–
вопросы,
требующие
подробного,
развёрнутого
ответа.
Стратегия
позволяет
формировать
умение
формулировать
вопросы
и
умение
соотносить
понятия.
После
изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и
три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они
опрашивают
друг
друга,
используя
таблицы
«толстых»
и
«тонких»
вопросов.
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?
Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Могли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Приём «Вопросы к тексту учебника» Стратегия позволяет формировать
умение
самостоятельно
работать
с
печатной
информацией,
формулировать
вопросы, работать в парах.
Например, тема «Диффузия»
1.Прочитайте текст.
2.Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3.Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это
предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но
надежное заучивание.
Прием «Множественные группировки»
Приём
«Инсерт –
это
маркировка
текста
по
мере
его
чтения.
Применяется
для
стимулирования
более
внимательного
чтения.
Чтение
превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ - новое;
– - думал иначе;
? - не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже
знал
(V)
Узнал
новое
(+)
Думал
иначе
(–)
Есть
вопросы
(?)
Записи
делают
краткие,
ключевые
слова,
фразы.
Заполнив
таблицу,
учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы
обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли
вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из
обучающихся
ответить
на
возникший
вопрос.
Этот
приём
способствует
развитию
умения
классифицировать,
систематизировать
поступающую
информацию, выделять новое.
Приём
«Кластер». Кластеры
использую
для
структуризации
и
систематизации
материала.
Кластер
–
способ
графической
организации
учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа
записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от
н е го
ф и кс и ру ют с я
и д е и
( с л о ва ,
р и су н к и ) ,
с
н и м
с в я з а н н ы е .
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова
(тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы.
А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют
эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией. Также
в своей практике я применяю исследовательские работы.Очень важно, чтобы на
уроках
ученики
постоянно
решали
всевозможные
«проблемные
ситуации»,
могли посмотреть на какой-либо, казалось бы, очевидный и привычный факт
совсем
по-
другому,
как
физик,
и
удивиться. Уровень
1:
Исследовать
зависимость периода колебаний груза на резиновом шнуре от массы груза. С
подробным
планом
работы. Уровень
2:
Исследовать,
зависит
ли
период
колебания груза на резиновом шнуре от массы груза. Предлагаю лишь часть
плана. Уровень 3: Установить, существует ли зависимость периода колебаний
груза на резиновом шнуре от массы груза. Ребята сами планируют свою работу.
Знание не сообщается в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к
сравнению,
сопоставлению
фактов,
в
результате
чего
возникает
поисковая
ситуация. Ребята работают с инструкцией. Делают вывод. Не менее важно дать
на уроках простор и возможность для общения вдвоем или несколько человек,
чтобы,
обсуждая
дело,
работая
над
ним,
ученики
получали
и
радость
от
общения, и радость от процесса и достигнутого результата деятельности.
Прием «Учи других – и сам поймешь».
Работа
в
группах.
Каждой
группе
дается
задание.
Например,
решить
задачи. Дети выходят и распределяют свои карточки на доске. Каждая группа по
очереди проверяет правильность выполнения задания. 1-я проверяет 2-ю, 2-я
проверяет 3-ю и т.д. 4-я проверяет 1-ю. Высказывают свое мнение.Задание
группам:Используя примеры, записанные на доске попытаться сформулировать
формулы для вычисления давления, силы давления, площади. Привести пример
(запись,
объяснение).
Ребята
из
группы
выходят
к
доске,
записывают
и
объясняют результаты. Каждая группа проверяет соседнюю и высказывает свое
мнение.
Рефлексия:
1.Дать определение давления.
2.Сформулировать правило нахождения силы давления.
3.Сформулировать правило нахождения площади, на которую действует сила.
Реконструкция:Каждой группе дается карточка с одним заданием. Вычислить.
Дети
обсуждают
в
группах.
Представитель
от
группы
выходит
к
доске
и
объясняет
свои
действия.
Социализация:
Обсуждение
в
группах,
потом
в
классе. Создание алгоритма вычисления по формуле. Использую:
Приём
«Составление
краткой
записи
задачи». Формируется умение
целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы.
Приём
«Составление
вопросов
к
задаче». Анализ
информации,
представленной
в
объёмном
тексте
математической
задачи,
формулировка
вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся
данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
Приём
«Синквейн». Развивает умение учащихся выделять ключевые
понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и
проявлять творческие способности.
Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Прием
«намеренной
ошибки»Впонимании
детей
учитель
–
это
компьютер,
который
не
может
ошибиться
никогда,
и
они
обычно
слепо
копируют его решение. Решаю задачу. Делаю намеренно ошибку. Предлагаю
сделать проверку. Естественно при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку.
Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за
мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность
на уроке.
Обязательна рефлексия урока. Что нового узнали ребята? Выполнили ли
те цели, которые поставили перед собой в начале урока? Если нет, то почему?
Опыт работы по смысловому чтению и работе с текстом на уроках физики
может быть использован учителями физики, а отдельные приемы – и другими
преподавателями.
Перспективами деятельности: дальше работать над проблемой, создание
новых
интересных
приемов
работы
по
данной
теме,
а
также
проведение
«интересных» уроков.