Напоминание

"Рабочая тетрадь как средство повышения учебно–познавательной деятельности студентов"


Автор: Доржиева Екатерина Валериевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: БПОУ РК "Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой"
Населённый пункт: город Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Рабочая тетрадь как средство повышения учебно–познавательной деятельности студентов"
Дата публикации: 09.11.2018
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНО-

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В

настоящее

время

актуальными

становятся

требования

к

личным

качествам

современного

студента

умению

самостоятельно

пополнять

и

обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть

творческой

личностью.

Ориентация

образовательного

процесса

на

саморазвивающуюся

личность

делает

невозможным

процесс

обучения

без

учета индивидуально‒личностных особенностей студентов, предоставления им

права

выбора

путей

и

способов

учения.

Появляется

новая

цель

образовательного

процесса

воспитание

компетентной

личности,

ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи

исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной

ситуации.

Решение таких задач практически невозможно только путем передачи

знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести из

пассивного

потребителя

знаний

в

активного

их

творца,

умеющего

сформировать

проблему,

проанализировать

пути

ее

решения,

найти

оптимальный результат и доказать его правильность. Следовательно, нужно

признать, что самостоятельная работа студента является не просто важной

формой образовательного процесса, а должна стать его основной.

Однако,

исследования

показывают,

что

студенты

младших

курсов,

особенно

это

касается

первокурсников,

не

всегда

успешно

овладевают

знаниями

отнюдь

не

потому,

что

получил

слабую

подготовку

в

общеобразовательном

учебном

заведении,

а

потому,

что

у

них

не

сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность

учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими

индивидуальными

особенностями

познавательной

деятельности,

умение

правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Они

испытывают

большие

трудности,

связанные

с

отсутствием

навыков

самостоятельной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с

учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать

информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Поэтому, для повышения учебно‒познавательной деятельности студентов

на занятиях и для формирования у них навыков самостоятельной работы,

необходимо

применять

новые

эффективные

средства,

формы

и

методы

организации

учебного

процесса

в

колледже,

что

особенно

актуально

при

обучении студентов в рамках федеральных государственных образовательных

стандартов

среднего

профессионального

образования

(ФГОС

СПО)

нового

поколения.

Для реализации цели дисциплины и повышения учебно‒познавательной

деятельности

студентов

в

процессе

ее

изучения,

предлагается

внедрить

в

процесс

обучения

дисциплины

«Иностранный

язык»

рабочую

тетрадь,

2

представляющую

собой

особый

жанр

учебной

литературы,

призванный

активизировать познавательную деятельность студентов.

Рабочая

тетрадь

как

дидактическое

средство,

предназначенное

для

обучения

студентов,

выполняет

ряд

основных

функций:

обучающую,

развивающую,

воспитывающую,

рационализирующую,

контролирующую.

Использование

рабочей

тетради

способствует

решению

основных

дидактических задач:

развитие мышления у студентов;

прочное усвоение теоретических знаний;

приобретение

практических

умений

и

навыков

решения

не

только

типовых, но и развивающих, творческих заданий;

контроль за ходом обучения студентов дисциплине;

формирование у студентов умений и навыков самоконтроля.

Существует три вида рабочей тетради:

1)

Информационный. Данный вид включает информацию о содержании

учебного материала, которая задает студенту ориентацию в содержании

рассматриваемой

проблемы.

Такая

рабочая

тетрадь

используется

в

случае, если отсутствует необходимый учебный материал, который не

представлен ни в одном учебнике или представлен в разных учебниках в

виде локальных отрезков материала. Поэтому возникает необходимость

конструировать

учебную

информацию

в

рабочей

тетради,

упрощать

формулировку предложений, детально продумывать логику изложения

учебной информации.

2)

Контролирующий.

Данный

вид

рабочей

тетради

используется

после

изучения темы, так как в ней представлены материалы (контрольные

задания или вопросы, тестовые задания и т.д.) для проведения контроля

сформированности знаний и умений.

3)

Смешанный. Такой вид рабочей тетради исключает информационный и

контролирующий

блоки.

Информационный

блок

включает

учебный

материал,

в

контролирующий

блок

входят

задания

для

контроля

полученных знаний и умений, и задания для самостоятельной работы.

Структура рабочей тетради может быть различной, что обусловлено:

содержанием изучаемой дисциплины, степенью его сложности;

характером управления познавательной деятельностью студентов;

исходным уровнем подготовленности студентов;

возрастными особенностями студентов;

творческими способностями преподавателя.

В рабочей тетради не предусмотрены ответы к заданиям. Это должно

изменить

отношение

студентов

к

процессу

решения,

усилить

их

общение

между собой, так как отсутствие ответов побуждает студентов коллективно

обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. Самостоятельное

нахождение правильного решения способствует формированию у студентов

чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой,

3

а

интересной

работой.

При

верном

выполнении

задания

у

студентов

повышается самооценка.

Проверка

знаний

студентов

позволит

осуществлять

обратную

связь

между ними и педагогом, даст конкретный материал для анализа полноты и

качества знаний, поможет своевременно увидеть проблемы, ошибки, недочеты

в знаниях студентов. Проверяя и анализируя их знания, педагог будет иметь

возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения,

по отдельным разделам учебной программы.

Рабочая тетрадь позволит работать студенту в индивидуальном темпе,

поможет правильно планировать

время, организовать предстоящую

работу,

студенты

будут

видеть

весь

объем

изучаемого

материала,

лучше

ориентироваться в нем, будут быстрее и эффективнее его осваивать и более

качественно подготовится к дифференцированному зачету по дисциплине.

Список литературы:

1.

Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учебное

пособие

для

высших

и

средних

учебных

заведения

по

специальности

050501

Профессиональное

обучение

(по

отраслям)/Н. Е.Эрганова. ‒ Москва: Academia (Академия), 2007. ‒

159 с.

2.

Вержинская Е.А. Создание рабочей тетради по дисциплине: Метод.

Рекомендации. ‒ Оренбург, 2009. ‒ 20 с.

3.

ГОСТ

7.60

2003

«Издания:

Основные

виды.

Термины

и

определения».

4.

Привалова

Е.

А.

Рабочие

тетради

как

средство

повышения

эффективности учебного процесса: автореф. дис. … канд. пед. наук.

Кемерово, 2002. – 29 с.

5.

Шиленков,

Р.

В.

Влияние

использования

рабочей

тетради

с

дифференцированными заданиями на развитие самостоятельности

учащихся при индивидуализации обучения химии: автореф. дис. …

канд. пед. наук. Москва, 2004. – 28 с.

6.

Голобокова

Г.

И.

Рабочая

тетрадь

как

многофункциональное

дидактическое

средство

в

системе

самостоятельной

работы

студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2012. – 24 с.

7.

Южанинова

Е.

Р.

Философия.

Рабочая

тетрадь:

учебно-

методическое пособие. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012.

– 127 с.



В раздел образования