Автор: Доржиева Екатерина Валериевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: БПОУ РК "Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой"
Населённый пункт: город Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Рабочая тетрадь как средство повышения учебно–познавательной деятельности студентов"
Раздел: среднее профессиональное
1
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНО-
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В
настоящее
время
актуальными
становятся
требования
к
личным
качествам
современного
студента
–
умению
самостоятельно
пополнять
и
обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть
творческой
личностью.
Ориентация
образовательного
процесса
на
саморазвивающуюся
личность
делает
невозможным
процесс
обучения
без
учета индивидуально‒личностных особенностей студентов, предоставления им
права
выбора
путей
и
способов
учения.
Появляется
новая
цель
образовательного
процесса
–
воспитание
компетентной
личности,
ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи
исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной
ситуации.
Решение таких задач практически невозможно только путем передачи
знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести из
пассивного
потребителя
знаний
в
активного
их
творца,
умеющего
сформировать
проблему,
проанализировать
пути
ее
решения,
найти
оптимальный результат и доказать его правильность. Следовательно, нужно
признать, что самостоятельная работа студента является не просто важной
формой образовательного процесса, а должна стать его основной.
Однако,
исследования
показывают,
что
студенты
младших
курсов,
особенно
это
касается
первокурсников,
не
всегда
успешно
овладевают
знаниями
отнюдь
не
потому,
что
получил
слабую
подготовку
в
общеобразовательном
учебном
заведении,
а
потому,
что
у
них
не
сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность
учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими
индивидуальными
особенностями
познавательной
деятельности,
умение
правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.
Они
испытывают
большие
трудности,
связанные
с
отсутствием
навыков
самостоятельной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с
учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать
информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.
Поэтому, для повышения учебно‒познавательной деятельности студентов
на занятиях и для формирования у них навыков самостоятельной работы,
необходимо
применять
новые
эффективные
средства,
формы
и
методы
организации
учебного
процесса
в
колледже,
что
особенно
актуально
при
обучении студентов в рамках федеральных государственных образовательных
стандартов
среднего
профессионального
образования
(ФГОС
СПО)
нового
поколения.
Для реализации цели дисциплины и повышения учебно‒познавательной
деятельности
студентов
в
процессе
ее
изучения,
предлагается
внедрить
в
процесс
обучения
дисциплины
«Иностранный
язык»
рабочую
тетрадь,
2
представляющую
собой
особый
жанр
учебной
литературы,
призванный
активизировать познавательную деятельность студентов.
Рабочая
тетрадь
как
дидактическое
средство,
предназначенное
для
обучения
студентов,
выполняет
ряд
основных
функций:
обучающую,
развивающую,
воспитывающую,
рационализирующую,
контролирующую.
Использование
рабочей
тетради
способствует
решению
основных
дидактических задач:
развитие мышления у студентов;
прочное усвоение теоретических знаний;
приобретение
практических
умений
и
навыков
решения
не
только
типовых, но и развивающих, творческих заданий;
контроль за ходом обучения студентов дисциплине;
формирование у студентов умений и навыков самоконтроля.
Существует три вида рабочей тетради:
1)
Информационный. Данный вид включает информацию о содержании
учебного материала, которая задает студенту ориентацию в содержании
рассматриваемой
проблемы.
Такая
рабочая
тетрадь
используется
в
случае, если отсутствует необходимый учебный материал, который не
представлен ни в одном учебнике или представлен в разных учебниках в
виде локальных отрезков материала. Поэтому возникает необходимость
конструировать
учебную
информацию
в
рабочей
тетради,
упрощать
формулировку предложений, детально продумывать логику изложения
учебной информации.
2)
Контролирующий.
Данный
вид
рабочей
тетради
используется
после
изучения темы, так как в ней представлены материалы (контрольные
задания или вопросы, тестовые задания и т.д.) для проведения контроля
сформированности знаний и умений.
3)
Смешанный. Такой вид рабочей тетради исключает информационный и
контролирующий
блоки.
Информационный
блок
включает
учебный
материал,
в
контролирующий
блок
входят
задания
для
контроля
полученных знаний и умений, и задания для самостоятельной работы.
Структура рабочей тетради может быть различной, что обусловлено:
содержанием изучаемой дисциплины, степенью его сложности;
характером управления познавательной деятельностью студентов;
исходным уровнем подготовленности студентов;
возрастными особенностями студентов;
творческими способностями преподавателя.
В рабочей тетради не предусмотрены ответы к заданиям. Это должно
изменить
отношение
студентов
к
процессу
решения,
усилить
их
общение
между собой, так как отсутствие ответов побуждает студентов коллективно
обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. Самостоятельное
нахождение правильного решения способствует формированию у студентов
чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой,
3
а
интересной
работой.
При
верном
выполнении
задания
у
студентов
повышается самооценка.
Проверка
знаний
студентов
позволит
осуществлять
обратную
связь
между ними и педагогом, даст конкретный материал для анализа полноты и
качества знаний, поможет своевременно увидеть проблемы, ошибки, недочеты
в знаниях студентов. Проверяя и анализируя их знания, педагог будет иметь
возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения,
по отдельным разделам учебной программы.
Рабочая тетрадь позволит работать студенту в индивидуальном темпе,
поможет правильно планировать
время, организовать предстоящую
работу,
студенты
будут
видеть
весь
объем
изучаемого
материала,
лучше
ориентироваться в нем, будут быстрее и эффективнее его осваивать и более
качественно подготовится к дифференцированному зачету по дисциплине.
Список литературы:
1.
Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учебное
пособие
для
высших
и
средних
учебных
заведения
по
специальности
050501
–
Профессиональное
обучение
(по
отраслям)/Н. Е.Эрганова. ‒ Москва: Academia (Академия), 2007. ‒
159 с.
2.
Вержинская Е.А. Создание рабочей тетради по дисциплине: Метод.
Рекомендации. ‒ Оренбург, 2009. ‒ 20 с.
3.
ГОСТ
7.60
–
2003
«Издания:
Основные
виды.
Термины
и
определения».
4.
Привалова
Е.
А.
Рабочие
тетради
как
средство
повышения
эффективности учебного процесса: автореф. дис. … канд. пед. наук.
Кемерово, 2002. – 29 с.
5.
Шиленков,
Р.
В.
Влияние
использования
рабочей
тетради
с
дифференцированными заданиями на развитие самостоятельности
учащихся при индивидуализации обучения химии: автореф. дис. …
канд. пед. наук. Москва, 2004. – 28 с.
6.
Голобокова
Г.
И.
Рабочая
тетрадь
как
многофункциональное
дидактическое
средство
в
системе
самостоятельной
работы
студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2012. – 24 с.
7.
Южанинова
Е.
Р.
Философия.
Рабочая
тетрадь:
учебно-
методическое пособие. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012.
– 127 с.