Автор: Сообцокова Мая Заурбиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Нальмес"
Населённый пункт: аул Тахтамукай, Республика Адыгея
Наименование материала: статья и конспект занятия
Тема: " С чего начинается дружба. Что такое дружба?"
Раздел: дошкольное образование
"С чего начинается… детская дружба". Что такое
дружба?
Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда
помогает нам и в учебе и в работе и в жизни в целом. Благодаря ей, человек
становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтому, иметь хорошего друга – это
огромное благо без которого человеку прожить невозможно!
ДРУЖБА - ЭТО ЧУВСТВО ДРУЖЕСКОЙ ЛЮБВИ, КОТОРАЯ ЛЕЖИТ ГЛУБОКО В СЕРДЦЕ.
Она появляется спонтанно, и заставить себя с кем-либо дружить или кого-либо
дружить с тобой невозможно. Для зарождения и сохранения дружеских отношений
нужны взаимное уважение и доверие. А это значит, что к своему другу нужно
относиться почтительно, считаться с его мнением и обязательно признавать его
положительные черты, как личности. Уважение к другу проявляется в делах и
словах. А, что касается доверия, - оно включает в себя уверенность в искренности и
добропорядочности друга, в том, что он не обманет и не предаст намеренно.
Однако, стоит учесть и тот факт, что все люди несовершенны и иногда поступки
могут оказаться ошибочными, поэтому, главное чтобы в таких деяниях
присутствовало раскаяние и желание все исправить. В общем, доверие способно
сделать дружеские отношения прочнее, укрепить их.
ЧТО ТАКОЕ «ДРУЖИТЬ»?
– Это желание добровольно делиться с другим человеком тем, что является для
тебя очень важным: время, тайны, ощущения, чувства и пр. Но в этом контексте
делиться – это не всегда может означать давать, скорее, это может быть желание
позволить другому человеку участвовать в том, что для тебя важно, близко и
дорого. Крепкая дружба, как правило, подразумевает под собой общие идеалы,
схожие жизненные позиции и часто общие представления о прекрасном.
У каждого человека есть товарищи и приятели для совместных развлечений или
для «жалейки», когда можно поплакаться в «жилетку» и рассказать о своих
неприятностях. Однако, только Друг может быть на все случаи жизни и только он
может сполна разделить с тобой и горести и радости; только с ним можно
разговаривать на любые темы без стеснения и мыслей, что о тебе как-то не так
подумают. Ведь, только в настоящей дружбе ты можешь почувствовать другого как
самого себя.
Проводя параллели между Дружбой и Приятельством, следует учесть, что на
настоящую дружбу не способны повлиять ни время, ни расстояния. С другом ты
можешь разговаривать лишь изредка, находиться очень далеко даже на
протяжении многих лет, но не смотря на это, все равно оставаться с ним очень
близкими людьми. Именно такое постоянство в отношениях является
отличительной чертой дружбы.
КАК ВОЗНИКАЕТ?
Дружба – это не только совместное времяпровождение в одной песочнице (хотя,
именно с этого она и начинается), но и общие игры, и обмен/делёж игрушек.
Многие, если не сказать, все малыши неохотно отдают свои игрушки. Современные
психиатры предостерегают родителей от резких фраз, например: «Тебе что, жалко?
Жадина, с тобой никто не будет дружить». Во-первых, не жадина, а «владелец»,
который не должен расставаться спокойно со своей собственностью, а во-вторых,
не нужно привязывать малышу мысль, что дружбу можно «купить». Логичнее будет
предложить крохе:
-на время поменяться игрушками. Например, «Если ты дашь Мише свою машинку,
то он тебе предложит поиграть своим мячом, ты ведь хотел побегать?»
-отвлечь. «Давай я тебя сейчас покатаю на карусели, а ты дашь Соне своё
ведёрочко. Она и поиграет, и поохраняет».
И обязательно похвалите своего малыша (или малышку) за хороший поступок. Ну, а
если никакие ухищрения не помогают, не нужно ни ругать, ни укорять ребёнка, а
просто объясните: «Извини, Соня, сегодня Тим хочет сам поиграть с ведёрком. А в
следующий раз он обязательно поделится».
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ!
Детская дружба – это умение ребёнка, а не родителя. Мама с папой могут помочь,
подсказать, порекомендовать, но не решать проблемы, которых даже в детской
дружбе – не мало. Конечно, в каждом возрасте существуют свои особенности
дружбы между детками. Но важно, чтобы малыш рассказывал и делился своими
эмоциями, переживаниями и радостями. Каждый день, приводя кроху с сада или
прогулки, спрашивайте, как прошёл день, что нового он узнал, чему научился и т.д.
Приблизительно с трёх лет ребёнок уже может анализировать и оценивать
ситуацию. И чем дольше сохраниться эта привычка (делиться с мамой или папой
проблемами), тем доверительнее будут отношения (что очень важно особенно в
подростковом возрасте). Именно в тесном общении с ребёнком можно увидеть
зарождающиеся трудности и вовремя предотвратить их. Причем, не резким
осуждением или полным изолированием, а тактичными фразами, полезными
(информативными) советами, примерами, ролевыми играми.
Поддерживайте его дружбу со сверстниками. В дождливый день можно пригласить
друзей ребёнка в гости, и малыш будет вам благодарен, и вы лишний раз
понаблюдаете за поведением вашего чада в обществе.
НАМИ БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
.
-поговорить с ребенком о том, что необходимо дружить со всеми детьми в группе;
-вспомнить ситуации, когда к вам приходят гости; объяснить ребенку значение
словосочетания «гостеприимный человек»;
-помочь ребенку в установлении контакта со сверстниками, а в дальнейшем и
дружеских отношений, с помощью заучивания фраз: "Как тебя зовут? Давай
дружить", и др...
-напомнить ребенку, как можно проситься в игру ("Можно с вами поиграть?"), и
подготовить его и к возможному отказу;
-побеседовать с ребенком о необходимости использования вежливых слов: "Дай
мне, пожалуйста", "спасибо", и др...
-рассказать, как можно обратиться ко взрослому человеку :"Подскажите,
пожалуйста…", «Можно, я вам помогу ...», и др...
Конспект интегрированного занятия во 2-ой младшей группе
" Мы умеем дружить".
Цель: учить детей общаться друг с другом, передавать чувства через ласковые
добрые слова; продолжать способствовать умению инсценировать знакомое
произведение; закреплять умения детей различать фигуры круга и квадрата;
приобщать детей к нетрадиционным методам изобразительной деятельности;
развивать у детей желание дружить друг с другом, радоваться дружеским
отношениям других.
Методические приемы: слушание песни о дружбе, вопросы к детям,
эмоциональный момент, математическая игра, инсценировка сказки «как лисичка с
бычком поссорились». Игра «хорошие слова», пальчиковая разминка, хоровод
«узнай друга по голосу», итог.
Материалы: магнитофон с диском, карточки с эмоциями, форма лисы-мамы,
шапочки лисы-дочки и бычка. Имитация двух автобусов, карточки с
геометрическими фигурами для детей, лист ватмана с восковым рисунком с
брызгами, поролон.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Звучит песня о дружбе. Заходят дети.
-Дети о чем эта песня, которая звучит? (о дружбе)
-Правильно о дружбе. А скажите мне, у всех было хорошее настроение, когда вы
проснулись? (да)
-А почему? (потому что увидим своих друзей)
-А скажите мне, кто такие друзья? (это те с кем мы играем, разговариваем, делимся
угощениями).
-Ребята, какими должны быть друзья? (дружные, веселые, хорошие, не должны
сориться делиться игрушками, говорить хорошие слова).
-Молодцы.
Показываю изображения лиц детей: одного с улыбкой, другого сердитым лицом.
-Дети, скажите какое настроение у этих детей? (веселое и сердитое)
-Как вы думаете, у кого из этих двух детей больше друзей? (у веселого)
-Правильно. С веселым человеком хочется дружить, а сердитый человек отпугивает
нас. Поэтому давайте все улыбнемся друг другу.
-А кто знает стихотворение о дружбе? (дети читают стихи)
В группу входит печальная лиса.
-Здравствуйте дети.
-Здравствуй лиса. Ты что такая печальная?
-Как мне не печалиться. У меня есть дочка, но она не знает хороших слов и всех
обижает. И поэтому у нее нет друзей.
-Да это плохо, но ты не печалься. Мы к вам приедем, и дети научат ее хорошим
словам. Поможем дети? (да)
-Дети, дом лисы далеко мы поедем на автобусах. Вот получите билеты и найдите
свой автобус. (Раздаю детям карточки с изображением круга и квадрата, дети
подходят к соответствующим автобусам). Звучит музыка
-Вот мы и приехали. Ой, дети смотрите, вот лисичка-дочка, давайте посмотрим, что
она будет делать.
Проводится инсценировка сказки «Как лисичка с бычком поссорились»
-Ай, ай, ай лисичка. Лисичка чтобы с тобой дружили нужно говорить хорошие
слова. Сейчас дети тебе скажут хорошие слова, а ты запоминай, (хороший, умный,
ласковый, добрый, красивый)
-Вот молодцы ребята, а ты лисичка запомни «Не хочешь, чтоб тебя обидели, не
обижай и сам других».
На столе лист бумаги, забрызганный красками. Лисица мама:
-Ой, ребята, вот тут у меня на столе лежит лист бумаги забрызганный красками и
что с ним делать я не знаю.
-Ребята, а вы не знаете, что нужно с ним сделать? (нужно намочить поролон водой
и размыть брызги).
Дети приступают к работе. Размывают водой краску, появляется контур,
нарисованный парафином - две сердечки, взявшиеся за руки с улыбками на лице.
Проводится гимнастика для пальцев «Дружба»
-Смотрите, дети здесь изображены сердечки. Скажите, какие они? (веселые -они
улыбаются, дружные - они держатся за руки).
-Дети, давайте мы подарим эту картинку лисичке, чтоб она не забывала улыбаться
и говорила хорошие слова, и у нее появится много друзей. Лиса мама:
- Спасибо вам большое, дети, что научили мою доченьку хорошим словам.
-Дети нам пора возвращаться домой, попрощайтесь и займите свои места в
автобусах.
-Дети вам понравилось помогать? (да)
-Друзьям нужно всегда помогать, этим и ценится хороший друг, что в любой
момент сможет помочь. А теперь я посмотрю, узнаете ли вы своего друга по голосу.
Проводится игра «Узнай друга по голосу»
Итог занятия.
-Дети что мы сегодня делали, кто к нам приходил, как помогали, вам понравилось?