Цель: развивать познавательный интерес детей среднего дошкольного возраста к
зимующим птицам .
Задачи:
Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах их строении, о
видах питания зимующих птиц;
развивать
воображение,
внимание,
мышление,
целостное
восприятие
предметов.
Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать
основы экологического воспитания.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;
отгадывание загадок;
беседы о зимующих птицах;
дидактическая игра «Улетает – не улетает»;
дидактическая игра «Узнай по описанию»;
изготовление кормушки для птиц.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением воробья, вороны,
снегиря,
синицы,
дятла;
иллюстрации
с
перепутанным
изображением
птиц;
кормушка
для
птиц,
модели
с
видами
питания
зимующих
п т и ц ,
конверт c письмом.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц,
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята , сегодня придя в группу , я обнаружила конверт , на котором
было написано: д/с №3 группа "Подсолнухи" . Письмо пришло из леса , но вот от
кого оно - загадка. Давайте разгадаем загадку и может быть тогда узнаем кто же
нам прислал это письмо:
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… ( заяц ).
Воспитатель: Да правильно это заяц. Давайте откроем скорей конверт и узнаем
что в нём.
Зачитывается письмо:"Здравствуйте ребята мой домик находится в дремучем
еловом лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на
разные голоса птицы. А как наступила зима одни птицы улетели в теплые края, а
другие остались, ничего не пойму, что к чему? "
Воспитатель : Давайте вместе отправимся в лес и поможем зайцу разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.
В: Посмотрите кто-то нас здесь встречает?
На столе лежат картинки с изображением птиц.
В: Это нас встречают птицы которые не улетели, а чтобы узнать какие птицы
нужно разгадать загадки.
Серый маленький комочек
Чик-чирик замерз он очень!
Солнце выгляни скорей
Кто тепла ждет? (Воробей)
Любо-дорого взглянуть,
Птичка красненькая грудь!
Дом родной ее – Сибирь
Как зовут ее? (Снегирь)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте, что за птица
Называется … (Синица)
Кар-кар-кар кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она друзья, знакома,
Как зовут ее? (Ворона)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует,
Дружка целует. (Голубь.)
Воспитатель : Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
Отгаданные птицы прикрепляются магнитиками на доску.
Воспитатель: Какие это птицы? Почему они так называются?
Ответы детей
Воспитатель :
ребята,
давайте
хорошенько
рассмотрим
этих
птиц:
что
у
них
общего, смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв,
на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (воспитатель
обводит указкой части тела указкой у птиц, привлекает к ответу детей) . А теперь
назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?
Ответы детей :- у снегиря грудка красная, у синицы- желтая, у дятла спинка и
головка ярко- красные,
Воспитатель : Ребята, вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?
Дети : Летают.
Физминутка "Птички"
Воспитатель: Все тело птицы за исключением клюва и лап покрыто перьями.
Они защищают птиц от переохлаждения, предохраняют от ушибов, пересыхания,
намокания. Птицам в полете помогают крылья и хвост. С раскрытыми крыльями и
хвостом,
даже
маленькая
птица
становится
широкой,
большой.
Поэтому
она
может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха. На
земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает.
Ребята как вы думаете, перья у птиц легкие или тяжелые? Хотите узнать?
Опыт «Взвешивания на ладонях»
(Воспитатель предлагает взять на одну ладонь камень, на другую перо.)
Воспитатель: Ребята, какой руке тяжелее, где лежит камень или перо?
Опыт с перьями: «Подуем»
(Воспитатель предлагает взять детям в одну руку камень, а в другую перо.
Сначала дети дуют на ладонь, где находится камень, затем, где находится перо.
Воспитатель: Дети, что произошло с камнем, а что с пером?
Игра "Угадай кто поет" (аудиозапись с голосами птиц)
Воспитатель: Летом мы с вами часто слышим пение птиц, а зимой редко. Почему
же не поют птицы зимой? Зимой холодно и голодно птицам, им тяжело найти себе
корм под снегом. Они прилетают ближе к людям, потому что легче прокормиться.
Возле домов, всегда больше пищи. И мы должны им помочь продержаться до
весны. Чтобы помочь птицам пережить зиму, нужно развесить кормушки и
организовать "птичьи столовые".
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица,
чем питается?
Воробьи питаются зёрнышками, хлебными крошками.
Синицы питаются зёрнышками, хлебными крошками, но самое любимое их
лакомство – сало, сырое мясо
Снегири питаются семенами , почками и семенами деревьев, очень любят клевать
ягоды рябины
Вороны питаются очистками, остатками пищи они всеядны.
Зимой
дятлы
питаются
семенами
хвойных
деревьев
Голуби
питается
семенами
,
ягодами
,
плодами
фруктовых
деревьев
.
Давайте,
вернемся
из
леса
и
устроим
«птичью
столовую». Раз,
два,
три,
повернись, из леса возвратись.
Игра: «Корм для птиц». На подносе лежит различная еда, воспитатель
предлагает детям выбрать то, чем питаются птицы и положить в кормушку.
В: Когда мы с вами пойдем на прогулку повесим нашу кормушку с кормом и
покормим птиц.
Итог занятия:
– Каких птиц мы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами пойдём на прогулку и покормим птиц.
Кого угостим салом? Рябиной? Семечками? Семенами?
Воспитатель: В заключении нашего занятия мне бы хотелось прочитать
стихотворение Александра Яшина
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.