Напоминание

"Крещение Руси"


Автор: Тетерина Наталья Григорьевна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 251 ГО ЗАТО г. Фокино Приморского края
Населённый пункт: г. Фокино Приморский край
Наименование материала: презентация к уроку
Тема: "Крещение Руси"
Дата публикации: 09.11.2018
Раздел: среднее образование





Назад




КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

Урок изобразительного искусства

для седьмого класса.

Автор: Тетерина Н.Г.

учитель изо МКОУ СОШ

№251 ГО ЗАТО г. Фокино

Приморского края.

Задачи урока:

1.изучить истоки обычая принятия

православного крещения на Руси;

2.повторить правила изображения человека;

3.привить интерес к русским обрядам и

обычаям.

ЦЕЛЬ УРОКА:

нарисовать сюжетную картину о крещении

на Руси.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ

ДЕЙСТВИЯ

1. Формирование умения анализировать

исторический источник, работать с полученной

информацией и делать выводы.

2. Развивать умение работать в группах,

находить главное в изучаемой теме и уважать

чужое мнение.

3. Воспитывать уважение к истории и

традициям нашей Родины.

Минули Новый, Старый год…

Минули Новый, Старый год,

И Рождество Христово.

Крещения наступил черед,

Господнего, большого.

Купелью прорубь назовут

И люди по крестясь,

Себя без страха окунут,

В благую ипостась.

Грехи сойдут с души, с лица,

Господь простит всех снова!

Во имя Сына и Отца

И Духа пресвятого.

Автор: Таня Ларина

Ребята, сформулируйте

тему урока.

Музыкальное оформление: праздничный

колокольный звон.

Историческая справка – домашнее задание

ученика 7 а класса.

Крещение Руси

Крещение Руси произошло

в конце IX века, усилиями,

которые предпринял Князь

В л а д и м и р

в

х о д е

утверждения

христианства

к а к

г о с у д а р с т в е н н о й

религии. Крещение Руси не

проходило

безболезненно

для русского народа и было

с о п р я ж е н о

с о

значительным

сопротивлением

новой

православной культуре.

Изначально, дорогу христианству

к

самому

сердцу

к и е в с к о го

княжения Руси проложила княгиня

Ольга, вдова убитого древлянами

к н я з я

И г о р я .

П р и н я т и е

христианства князем Владимиром

не было свободно от политических

р а с ч ё т о в .

В и з а н т и й с к и й

император Василий II (976—1025

гг.),

искавший

союзника

против

п р е т е н д е н т а

н а

п р е с т о л

военачальника

Варды

Фоки,

о б р а т и л с я

з а

п о м о щ ь ю

к

Владимиру Киевскому, соглашаясь

выдать за него сестру Анну.

Правление

Владимира

отмечено

появлением

на

Руси

христианской

благотворительности,

и с х о д я щ е й

о т

государственной

в л а с т и .

К н я з ь

содействовал

устройству

больниц

и

богаделен (приютов для

стариков и инвалидов),

заботился о пропитании

неимущих киевлян.

Князь

В л а д и м и р , п ы т а я с ь

объединить

Русь

в

единое

целое,

пытался

приобщить

разные религии к народу,но его

п о п ы т к и

н е

у в е н ч а л и с ь

успехом.

При

посвящении

людей

в

религии,зачастую

вспыхивали бунты и восстания.

Люди

Древней

Руси

были

язычниками,они

и

их

предки

покланялись

определенным

богам.

Одна

общая

религия

для

с т р а н ы

у с и л и л а

б ы

е ё

в н у т р е н н е ю

п о л и т и к у

и

сплотила народ для будущего

облегчения

в

управлении

общественностью.

И в

конце лета 988 г.

Владимир собрал всех

киевлян

на

б е р е г у

Днепра и в его водах их

крестили

византийские

с в я щ е н н и к и .

Э т о

событие

и

вошло

в

историю как крещение

Руси,

став

началом

длительного

процесса

утверждения

х р и с т и а н с т в а

н а

русских землях.

Принятие

христианства

в

качестве

государственной

религии является одним из

наиболее важных событий в

истории

Р у с и — Ро с с и и .

Княжеская власть получила

в

н о в о й

р е л и г и и

и

исповедовавшей

ее

церкви

надежную опору — духовную

и политическую. Государство

укреплялось, а вместе с ним

преодолевались

межплеменные

различия.

Е д и н а я

в е р а

д а в а л а

подданным

го с уд а р с т ва

новое ощущение единства и

общности.

Постепенно

складывалось

общерусское

самосознание

— важный элемент единства

древнерусской народности.

ЗАДАНИЕ:

1 группа

:

Вода в купели для крещения воспринимается как вода, обновляющая

человека. Входит в воду человек со своими грехами, а выходит уже без

них. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и

Святаго духа». Исполняя эти слова Христа, Церковь крестит людей во

имя

Святой

Троицы

(Троица

-

Один

Бог

в

Трех

Лицах).

Принимая

крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Этим он

выражает свое согласие жить по велению совести, по учению Христа.

Креститься можно один раз в жизни. Если есть нужда обновить душу,

это возможно уже Только через покаяние, которое называют вторым

крещением.

Вопрос: Значение воды в обряде крещение?

ЗАДАНИЕ:

2 группа:

Русские послы посетили богослужение в этом храме. Они были

поражены красотой службы: «Мы не знали, где мы находимся- на небе

или на земле!». После этого князь Владимир решил принять

православие. В 988 г. от Рождества Христова он призвал жителей

Киева креститься в реке Днепре.

КРЕЩЕНИЕ -это присоединение к Церкви. Человек погружается в

воду (в реку или в большую купель) с призыванием Бога и надеждой

на Его помощь.

Вопрос: В каком году было крещение Руси и кто крестил Русь?

ЗАДАНИЕ:

3 группа:

Символика креста

Н а

п р а в о с л а в н о м

к р е с т е

е с т ь

т р и

п о п е р е ч н ы е

п е р е к л а д и н ы .

Верхняя, над головой Христа, символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии (кресте)

Иисуса Христа. Это начальные буквы фразу « Иисус Назарянин, царь иудейский». «Назарянин» потому, что Его

детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слова «царь иудейский» - из то

ложного приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот в стать царем в

д р е в н е й

И у д е е .

К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – ноги.

Нижняя перекладина перекошена. Дело

в том, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал

издеваться над Христом: мол, если Ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою жизнь.

Дрегой просил прекратить издевательства: «Мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот

покаявшийся разбойник был справа от Христа. И Его он спросил: «Помни меня, когда придешь во Царствие Твое!»

Другой разбойник, так и закончивший свою жизнь в потоках ругани, был слева.

Поэтому на православном кресте нижняя перекладина справа от Христа и опущена слева от него. Это знак того,

что благоразумный разбойник покаялся и пошел ввысь, в Царство Небесное, а тот, кто даже в минуту смерти не

попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости.

Вопрос: Объясните символику креста.

Домашнее задание ученика 7 а

класса.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

ГЛАЗАМИ

ЖИВОПИСЦЕВ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ – ВАЖНЕЙШЕЕ СОБЫТИЕ В

ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ. НО, КАК НИ СТРАННО,

ХУДОЖНИКИ РЕДКО ВЫБИРАЛИ ЕГО СЮЖЕТАМ

ДЛЯ СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. И ТЕМ ДОРОЖЕ ДЛЯ

НАС НЕМНОГИЕ КАРТИНЫ О КРЕЩЕНИИ, ТЕМ

ВНИМАТЕЛЬНЕЕ МЫ ВСМАТРИВАЕМСЯ В

ОТРАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ БОЛЕЕ ЧЕМ

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ.

С а м о е ,

н а в е р н о е ,

известное

изображение

К р е щ е н и я

Р у с и

ф р е с к а

в е л и к о г о

русского

художника

Виктора

Васнецова

над входом

н а

х о р ы

в о

Владимирском

соборе

в

Киеве,

созданная

в

1 8 9 5 - 1 8 9 6

г о д а х .

Работе

над

фреской

предшествовала

одноимённая

картина

1890 года, хранящаяся

в

настоящее

время

в

Третьяковской галерее.

Одна из первых картин

б ы л а

н а п и с а н а

уроженцем

Курляндской

губернии

Иваном

Эггинком

. В 1822 году

в

В е р о н е ,

г д е

н а х о д и л с я

т о г д а

император Александр I

по

случаю

конгресса

Священного

с о ю з а ,

художник

представил

г о с у д а р ю

с в о ё

полотно

«Великий

к н я з ь

В л а д и м и р

избирает религию».

Историки

точно

не

могут сказать, когда и

где

крестился

сам

князь: то ли в Киеве,

то

ли

в

греческом

городе Херсонесе. В

принципе это не так

уж

и

важно,

но

в

исторической

живописи

преобладает

корсунский

вариант.

Вот

картина

Андрея

Иванова

«Крещение

князя

Владимира

в

Корсуни»

,

написанная

в

1829

году.

К

этому

событию

обращались

даже

т а к и е

м а с т е р а

критического

реализма,

как

Василий

Перов

.

Картина

«Крещение

Руси»

была

н а п и с а н а

и м

в о

второй

п ол о в и н е

1870-х

годов,

когда

художник стремился

к

с о з д а н и ю

грандиозных,

обобщающих

образов

р у с с к о й

национальной

истории.

К о л л е г а

В а с и л и я

П е р о в а ,

х у д о ж н и к -

передвижник

Клавдий

Лебедев

, был одним

и з

и н т е р е с н е й ш и х

русских

исторических

живописцев рубежа XIX-

X X

в е к о в

и

одновременно

выдающимся

церковным живописцем.

Вот одна из его

картин

«Крещение

киевлян»

.

ОБРЯД КРЕЩЕНИЯ В НАШИ ДНИ.

ЗАДАНИЕ:

Нарисовать жанровую картину «Крещение

на Руси».

Повторяем изображение человека по

схемам (палочки или овалы).

Повторяем пропорции человеческого тела.

ТЕСТ:

1.

В каком году было крещение Руси? (998г.,

988г., 999г.)

2.

Кто проводил обряд крещения? (Князь

Глеб, князь Борис, князь Владимир)

3.

В каком городе состоялось крещение

Руси? (Корсунь, Киев, Москва)

РЕФЛЕКСИЯ

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Испытывали ли вы какие-либо трудности?

3. Как вы оцениваете свою работу?



В раздел образования