Напоминание

«Советский космонавт – покоритель космоса»


Автор: Рубан Оксана Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ №17"
Населённый пункт: г. Воскресенк, Московская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: «Советский космонавт – покоритель космоса»
Дата публикации: 08.11.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий проведения урока

«Советский космонавт – покоритель космоса»

Автор: учитель истории и обществознания

Рубан Оксана Сергеевна

МОУ «средняя общеобразовательная школа № 17»

Перед современным учителем-предметником стоит сложная задача – охватить всю учебную

программу курса, развить у учащихся не только навыки познавательной активности, но и

привить им нормы гражданско-патриотического воспитания, а также использовать в своей

профессиональной

деятельности

как

можно

больше

форм

и

методов

подачи

учебного

материала.

В

таких

условиях

нередко

приходится

прибегать

к

применению

на

уроках

творческого

подхода

и

нестандартных

методов

обучения.

Особенно

актуальными

данные

приемы

являются

при

разборе

сложных

тем,

наполненных

теорией,

которые

нередко

не

оставляют места для акцентирования внимания на роли отдельных событий и личностей в

истории.

Сегодня игровое обучение является достаточно популярной формой работы в начальной школе

и 5-6 классах среднего звена. Учителя-предметники отмечают, что такие уроки, как правило,

проходят интересно, с большой вовлеченностью учащихся в работу, а также позволяют охватить

определенную часть темы наиболее полно. Кроме того, в процессе игрового обучения дети

осуществляют между собой взаимодействие, что способствует развитию коммуникативных

навыков, повышает интерес к предмету и влияет на обстановку в классе. Однако в 9 – 11

классах учителя стараются избегать организации работы в такой форме, ссылаясь на сложность

материала,

трудности,

которые

могу

возникнуть

в

ходе

подготовки

занятия

и

мотивации

учащихся к учебной деятельности или отсутствие опыта такой деятельности.

Данная методическая разработка является примером организации учебного занятия в игровой

форме для учащихся 9, 11 классов с привлечением к изучению документов, технических средств

обучения,

а

также

подразумевающая

самостоятельную

работу

учащихся

при

решении

поставленных образовательных задач.

В этих условиях учитель-предметник ставит перед собой две цели:1) осуществить проведение

урока

в

форме

учебной

игры

с

привлечением

разнообразных

методов

работы,

что

будет

комплексно реализовывать вторую цель – 2) изучить процесс организации и осуществления

первого полета человека в космос и выявить значение этого события в истории человечества.

Таким

образом,

учитель

выступает

в

роли

методиста,

организуя

учебное

пространство

и

деятельность учащихся, и выполняют непосредственное открытие нового знания на уроке

истории.

В связи с поставленной целью реализуются задачи:

- организовать учебное пространство в рамках урока-игры;

- познакомить учащихся с личностью советского летчика-космонавта Ю.А. Гагарина;

-

продолжить

формировать

навыки

познавательной

активности

учащихся

через

работу

с

историческими документами;

- развить навык работать с историческими источниками (пресса от 12 апреля 1961 г.) и

преобразовывать полученные данные в информацию;

- создать условия для научного диспута по рассматриваемой проблеме;

- создать условия для деятельности в группе с дальнейшим представлением результата своей

работы.

Ход урока

«Советский космонавт – покоритель Вселенной»

(рассчитан на учащихся 9, 11 классов, время – 45 минут)

Тип урока – открытие нового знания

1.

Приветствие учащихся

2.

Организационный момент (проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку) (1

мин)

3.

Актуализация знания (3 мин):

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: Советский космонавт – покоритель космоса. Несмотря

на то, что освоение космического пространства началось более 50 лет назад, эта тема сохраняет

свою

актуальность

и

сегодня:

ведь

огромная

часть

Вселенной

остается

по-прежнему

малоизвестной человеческому разуму. Более того, именно этот процесс стал одной из причин

обострения

советско-американских

политических

отношений,

противоречивость

которых

сохраняется и по сей день.

На предыдущем занятии мы завершили изучение экономического и политического развития

Советского Союза на рубеже 1950-1960-х гг. Нами было отмечено, что ведущей отраслью стала

военно-промышленная,

чему

способствовал

научно-технический

прогресс.

Итогом

стало

создание

первых

в

мире

ракетных

комплексов.

Человечество

было

готов

сделать

шаг

в

неизвестное.

Цель нашего сегодняшнего занятия: изучить процесс подготовки осуществления первого

полета человека в космос на основе имеющихся источников, а также выявить значимость этого

события для развития советско-американских отношений во второй половине ХХ века.

4.

Изучение нового материала (30 мин)

Знакомство с новой темой я предлагаю вам провести сегодня в виде необычного урока-игры, в

ходе которой вы не только узнаете много нового, но и почувствуете себя в новых ролях.

Для того, чтобы начать работу вам необходимо организовать четыре группы и выбрать в каждой

группе

своего

ответственного (учащиеся рассаживаются, разделившись на четыре группы,

выбирают ответственных).

Теперь, когда все готовы, я предлагаю вам забыть на какое-то время, что мы находимся в 2018

году в Российской Федерации. Теперь вы и я – секретные агенты, работающие по заказу

правительства США и отслеживающие каждое действие советских космических служб. Итак,

добро пожаловать в апрель 1961 г. …

Игровая часть урока

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на заседании нашей организации. Среди вас

присутствуют: группа №1 – лучшие журналисты и корреспонденты, группа № 2 – конструкторы

и проектировщики, группа № 3 – тайная служба шпионажа, группа № 4 – прогнозисты и

политики. И я – ваш руководитель. Прежде, чем мы начнем работу, предлагаю обратиться к

ролику, подготовленному нашими сотрудниками. Я должна сообщить вам, что советский летчик

уже побывал в космосе (просмотр видео фрагмента о подготовке и полете Ю. А. Гагарина в

космос. См. Приложение 1)

Пока учащиеся смотрят видео, учитель раздает для каждой рабочей группы папку с заданием

и рабочим материалом (См. Инструкции 1 – 3, Рабочая папка 1 – 3, Инструкция и задание 4).

Объяснение задания для учебных групп.

Коллеги,

на

ваших

столах

находятся

папки

с

секретными

документами

и

бланками

для

представления отчета. Прослушайте, пожалуйста, инструкции по работе.

Группа № 1, ваше задание: познакомиться с советской, американской и западной прессой,

освещающей события 12 апреля 1961 г., и сделать выводы о восприятии новости о первом

полете человека в космос в мировом сообществе.

Группа № 2, вам предстоит на основе имеющихся сводок и документов реконструировать

процесс подготовки полета мистера Гагарина в космос, а также установить личность советского

конструктора Сергея Королева.

Группа

№3,

ваше

задание

на

сегодня

подготовить

личную

характеристику

на

мистера

Гагарина.

Для

этого

наши

агенты

предоставили

вам

личные

документы

и

фотографии

космонавта. Будьте внимательны при работе.

Группа № 4, для вас у меня особенно важное задание. Вы знаете, какими сложными являются

отношения между Союзом и Штатами сегодня, затянувшаяся «холодная война», регулярные

угрозы «третьей мировой»… Я прошу вас на основе прослушанных докладов первых трех

групп сделать вывод о возможном векторе развития взаимоотношения двух держав. Будьте

внимательны, слушая выступления. Надеюсь, ваш опыт, полученный на наших заседаниях

ранее, поможет вам. Старайтесь вносить пометки уже во время докладов, после выступления

третьей группы у вас будет минута на завершение подготовки.

Обратите внимание, что для удобства прилагается дополнительная инструкция и форма отчета.

Время на подготовку – 5 минут. По истечении этого периода я попрошу ответственного

представить ваш отчет. Регламент для выступления каждой группы – не более 3 минут. В

случае, если у вас будут возникать вопросы, прошу обращаться ко мне за помощью.

Учащиеся знакомятся с содержанием папок, работают с учебным материалом, читают

инструкцию, вносят записи в предложенную форму, ответственные готовятся представить

результат

работы.

Пока

учащиеся

работают,

идет

слайд-шоу

с

фотографиями

Ю.

А.

Гагарина (Приложение 2)

Физкультминутка.

Уважаемые коллеги, я вижу, как усердно вы работаете, внимательно читаете материалы, однако

я не могу рисковать вашим здоровьем, поэтому предлагаю вам на минуту отвлечься от своей

работы и сделать несколько полезных упражнений для глаз, кистей и спины. Проведение

динамической паузы, выполнение физических упражнений.

Выступление ответственных учебных групп.

Участники рабочих групп, обращаю ваше внимание на то, что у вас осталась последняя минута,

заканчивайте подготовку и готовьтесь к представлению «отчетов».

Представление ответственными каждой группы результатов работы. Ответы на вопросы

учителя и участников других учащихся.

4.

Закрепление( 5 мин)

Мне хочется отметить ваш высокий профессионализм и ответственный подход к выполнению

полученных заданий. Я считаю, что «дело Гагарина» сегодня было достаточно изучено, нами

были выяснены обстоятельства подготовки и осуществления первого полета в космос, а также

предположить

дальнейшее

направление

развития

советско-американских

отношений.

Но

прежде, чем мы завершим нашу работу, предлагаю еще раз пройтись по важным аспектам:

1)

название ракеты и ее конструктор

2)

время нахождения ракеты в космосе

3)

название космодрома

4)

звание Ю.А. Гагарина (учащиеся отвечают на данные вопросы)

Предлагаю «опломбировать» это дело для потомков, кто знает, может и в 2018 г., когда полет в

космос не будет вызывать такого восторга, кто-то решит заняться изучением истоков освоения

Вселенной человеком. Коллеги, благодарю вас за вашу работу и желаю дальнейших успехов!

5.

Выставление оценок (3 мин)

Ребята, вы прекрасно справились со своими заданиями. Но прежде, чем мы подведем общие

итоги, прошу тех, кто был ответственными в группах, выставить оценки своим коллегам,

учитывая

их

работу

в

группе

и

участие

в

обсуждениях (учащиеся оглашают оценки для

участников своих групп, оценку ответственным выставляет учитель).

6.

Подведение

итогов

и

анализ

урока

(3мин)(оглашение

итогов

работы,

отметка

положительных и не самых удачных моментов, выявление наиболее понравившихся заданий,

предложения по форме и методам работы и их корректировке).

7.

Домашнее задание (1 мин)

8.

Завершение урока.



В раздел образования