Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА"


Автор: Рубан Елена Владимировна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: г. Коломна, Московская область
Наименование материала: проект
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА"
Дата публикации: 08.11.2018
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

на тему

"ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУ-

НИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА"

Выполнила:

Рубан Елена Владимировна

Учитель физики и математики

МБОУСОШ №11

Коломна, 2018

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОР-

МАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В

ШКОЛАХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

3

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития общества характеризуется глобальной ин-

форматизацией всех сфер социальной жизни, включая систему образования.

Главная цель информатизации образования, сформулированная в Кон-

цепции информатизации высшего образования РФ, заключается в глобальной

рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования ин-

формационных технологий, в радикальном повышении эффективности и ка-

чества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствую-

щим требованиям постиндустриального общества.

Вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное про-

странство требуют новых подходов в образовательной политике. Многие ис-

пользуемые для обучения стандарты и образовательные материалы в учре-

ждениях общего и профессионального образования не соответствуют совре-

менным условиям, поэтому встает проблема модернизации структуры и со-

держания существующих учебных материалов и переходу к учебным матери-

алам нового поколения. Новые условия работы педагога вызывают необходи-

мость освоения новых образовательных технологий, особое место в ряду ко-

торых занимают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

В век глобальной информатизации современным образовательным со-

обществом востребован учитель, способный успешно решать профессио-

нальные

задачи,

способный

достигать

социально-значимых

результатов

в

обучении, воспитании и развитии учащихся, осознающий перспективы свое-

го профессионального и личностного развития, готовый к педагогическому

творчеству и дальнейшему профессиональному обучению. Другими словами

в современном информационном обществе востребован педагог, обладающий

высоким уровнем развития профессиональной компетентности и педагогиче-

ской культуры.

4

Одной из важнейших задач информатизации образования является

формирование информационно-коммуникационной компетентности учителя,

уровень которой определяется знаниями об информации, информационных

процессах,

моделях

и

технологиях;

умениями

и

навыками

применения

средств и методов обработки и анализа информации в различных видах дея-

тельности; умением использовать современные средства ИКТ в профессио-

нальной деятельности.

Актуальность исследования определяется:

ускорением темпов информатизации общества, требующего кон-

курентоспособных специалистов, использующих достижения современ-

ных информационных технологий в своей деятельности;

модернизацией образования, включающей широкое внедрение

ИКТ в образовательный процесс, предполагающего повышение информа-

ционно-коммуникационной компетенции педагогов.

Цель исследования: теоретически обосновать актуальность процесса

формирования ИКТ-компетенции преподавателей, а также внедрения инфор-

мационных технологий в образовательный процесс школ.

Задачи:

раскрыть

сущность

понятий:

ИКТ-компетенция,

информаци-

онно-коммуникационная культура, информационная компетентность;

рассмотреть методы информатизации исследований в школе.

Объект исследования: развитие инновационных процессов в образова-

нии путем формирования информационно-коммуникационной культуры пе-

дагога.

Предмет исследования: процесс формирования информационно-ком-

муникационной культуры педагога.

5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

Особое место среди множества компетенций, которыми должен обла-

дать педагог занимает информационная компетенция личности, формирую-

щая умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую

информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Понятие «информационная компетентность» не является однозначно

определенным. Его рассматривают с разных сторон, и как составляющую

профессиональной компетентности, и как составляющую информационной

культуры личности. К числу значимых признаков относят знание инфор-

матики как предмета, использование компьютера как необходимого техниче-

ского средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации

субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и

навыков по поиску, анализу и использованию информации.

Информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетент-

ность) современного преподавателя, определяющая его готовность к работе в

новых условиях информатизации образовании – это способность педагога ре-

шать профессиональные задачи с использованием современных средств и ме-

тодов

информатики

и

информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ); его состоявшееся личностное качество, характеристика, отражающая

реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств

ИКТ в профессиональной деятельности; особый тип организации предметно-

специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и прини-

мать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельно-

сти.

6

Модель

процесса

формирования

информационно-коммуникационной

компетентности у педагога, основанная на идее его непрерывности, включает

в себя совокупность целевого, потребностно-мотивационного, содержатель-

ного,

процессуального,

контрольно-регулировочного

и

результативного

компонентов, а также методологические подходы, принципы, педагогические

условия, положенные в основу комплексной технологии формирования ис-

следуемого личностного образования при взаимодействии субъектов образо-

вательного процесса.

Различные аспекты процесса формирования информационно-коммуни-

кационной компетентности раскрываются в работах H.JLДашниц, Т.В.Капу-

стиной, С.В.Панюковой и др., которые исследуют динамику и диалектику та-

ких понятий, как «информатизация образования», «информационная культу-

ра», «педагогическая культура», «информационная компетентность», «инфор-

мационная

грамотность»,

«информационно-коммуникационная

грамот-

ность», «информационно-коммуникационная компетентность» и т.д.

Информационно-коммуникационная

культура

преподавателя

это

компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его

профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере

образования. В век глобальной информатизации, которая охватила все сферы

жизнедеятельности, современным образовательным пространством востребо-

ван учитель, способный достигать социально-значимых результатов в обуче-

нии, воспитании и развитии учащихся; способный успешно решать профес-

сиональные задачи, осознающий перспективы своего профессионального и

личностного развития, готовый к педагогическому сотрудничеству, творче-

ству и дальнейшему профессиональному обучению.

Обычно при исследовании проблем формирования конкретной компе-

тентности выделяются три уровня владения ИКТ-компетенциями (приложе-

ние 2).

1)

базовый – на данном уровне накапливаются базовые знания,

умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамот-

7

ностью; применение ИКТ на данном уровне минимально (владение об-

щими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и

переноса информации в электронном виде, представление информации

средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска ин-

формации в сети Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия

(или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и

позволяющего

выработать

пути

ее

решения

наиболее

оптимальными

способами);

2)

технологический

(на

данном

уровне

ИКТ

становятся

инструментом в осуществлении прикладной деятельности) – оценка по-

тенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информатив-

ности

с

позиций

целевой

предметной

области;

анализ

программных

средств и ресурсов сети глобальной компьютерной сети с учетом основ-

ных технологических, экономических, эргономических и технических

требований; оценка качества, средств и форм представления в глобальной

сети Интернет программно-технологического и информационного обес-

печения и др.;

3)

практический (профессиональный) – на данном уровне це-

лесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществле-

ния информационной деятельности.

Следует отметить, что четко определенной и единой системы показа-

телей ИКТ-компетенций нет, как и самого перечня ИКТ-компетенций, харак-

терных для конкретных преподавателей ОУ различного уровня и направлен-

ности.

В соответствии с этим набор базовых ИКТ-компетенций для преподава-

теля может включать в себя следующие группы:

наличие общих представлений в сфере ИКТ;

наличие представлений об электронных образовательных ресур-

сах; владение интерфейсом операционной системы;

наличие общих представлений в сфере мультимедиа;

8

владение

техникой

подготовки

графических

иллюстраций

на

основе растровой графики;

владение навыками пользователя офисных технологий в контек-

сте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих

документов; владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями;

владение основами технологии построения web-сайтов.

Процесс формирования информационно-коммуникационной культуры

должен иметь концептуальную основу, строиться на определенных принци-

пах, обладать обоснованной структурой.

В качестве основных принципов формирования ИКТ-компетентности

педагога следует выделять, в первую очередь, принцип профессиональной

направленности и принцип комплексной информатизации образовательного

процесса. При этом принцип профессиональной направленности предполага-

ет сочетание теоретического обучения и межпредметных связей для подго-

товки педагога к активному использованию ИКТ в профессиональной дея-

тельности в соответствии с личными интересами и задачами образования, а

реализация принципа комплексной информатизации образовательного про-

цесса – предусматривает определение комплекса ИКТ, позволяющего сфор-

мировать ИКТ-компетентность педагога требуемого уровня.

Таким

образом,

процесс

формирования

информационно-коммуника-

ционной культуры включает в себя:

1)

обучение простейшим навыки работы на компьютере;

2)

прохождение курсов повышения квалификации в области ИКТ;

3)

использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности;

4)

создание собственного электронного материала к уроку, формирова-

ние собственной методической копилки;

5)

освоение ресурсов Интернета;

6)

разработка новых необходимых электронных материалов для систе-

матизации своей деятельности, обмена опытом (сайты, программы и т.п.).

9

Процесс формирования у педагогов ИКТ-компетенций должен пред-

ставлять собой комплексную систему регулярной методической поддержки

педагогов в области применения ИКТ в образовательном процессе, включая

сетевую инфраструктуру поддержки инновационной деятельности педагогов

и учебной деятельности обучающихся, которая могла бы объединить (коорди-

нировать) следующие процессы: непрерывное повышение квалификации пе-

дагогов в области использования ИКТ в обучении, поддержка их мотивации к

образованию и самообразованию средствами ИКТ; программно-аппаратное

обновление и сопровождение функционирования оборудования и информаци-

онных ресурсов учреждений профессионального образования, предоставле-

ние доступа к Интернету; информационно-методическое сопровождение пе-

дагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

10

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ,

ПРОВОДИМЫХ В ШКОЛАХ

Существенной частью информатизации образования является совокуп-

ность методов и форм разработки и педагогического применения различных

средств обучения. Постоянные изменения, происходящие в жизни современ-

ного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и

незамедлительное отражение как в самом учебном процессе, так и в различ-

ных средствах обучения.

Одной из неотъемлемых для системы общего среднего образования ви-

дов деятельности были и остаются научные и методические исследования, в

которые, как правило, вовлечены учителя и сотрудники учреждений образо-

вания. Как правило, такие исследования направлены на создание новых мето-

дов и средств обучения школьников, поиск новых путей организации воспи-

тательной работы с молодежью.

Максимально

приблизить

педагогический

процесс

к

достижениям

современной науки учителя смогут только тогда, когда будут систематически

расширять свои познания, приводить в систему разрозненные факты, зна-

комиться со специальной литературой по своей специальности, принимать

активное участие в научно-исследовательской и научно-методической работе.

Общеизвестно, что современный педагог, не ведущий на необходимом уровне

исследовательской работы, не может готовить специалистов, способных зани-

маться наукой или научно-обоснованной практической деятельностью.

Говоря об информационных составляющих научно-исследовательской

деятельности учителей, нельзя не остановиться на регулярных докладах, ре-

фератах и отчетах, составляемых ими, контроле и систематизации результа-

тов их научной и методической деятельности. При выполнении подобных

11

проектов происходит активный процесс закрепления научных достижений,

систематизируются знания, полученные в ходе изучения научной литературы

и справочных пособий, делаются выводы о необходимости корректировки

направлений профессиональной деятельности, направленной на обучение и

воспитание школьников.

Отмеченные

аспекты

функционирования

научно-исследовательской

сферы деятельности учебных заведений порождают целое направление вне-

дрений средств информационных и телекоммуникационных технологий в об-

щую информационную инфраструктуру общего среднего образования.

Вместе с тем, специфика информатизации научных и методических ис-

следований не позволяет применять к построению и эксплуатации информа-

ционных ресурсов, задействованных в автоматизации информационной обра-

ботки научных исследований, те же методы и подходы, которые применяются

в информатизации учебной деятельности школ.

Рассмотрим

основные

составляющие

научно-исследовательской

и

научно-методической деятельности педагогов, значимые с точки зрения ин-

форматизации.

Поведение

научных

и

методических

исследований

должно

сыграть

ключевую роль в формировании у педагогов умений подбирать рукописные,

печатные и электронные информационные материалы, обрабатывать их, со-

ставлять аннотации с критической оценкой, следить за текущей литературой,

относящейся к проблемам исследований и методических разработок, быть в

курсе отечественных и зарубежных открытий в области науки. Кроме того,

педагогам следует пользоваться различными библиографическими издания-

ми,

в

которых

приведены

ссылки

на

источники,

имеющие

отношение

к

проблеме их исследований. В результате такой работы, как правило, печата-

ются собственные научные труды, публикуются методические разработки и

учебные материалы для школьников, защищаются диссертации.

В связи с этим, используемые средства ИКТ должны не только предо-

ставлять средства доступа к мировым информационным ресурсам, значимым

12

с точки зрения научной или методической деятельности, но и предоставлять

инструментарий для библиографирования, обработки, хранения и учета ин-

формационных фрагментов, важных с точки зрения проводимых исследова-

ний. Кроме того, такие информационные ресурсы и системы должны обла-

дать возможностью каталогизированного хранения всех документов, содер-

жащих промежуточные и окончательные результаты научных и методических

исследований.

Большинство научных и методических исследований не может обхо-

диться без использования специализированных средств обработки и пред-

ставления информации. В первую очередь, к подобным средствам следует от-

нести компьютерные системы удаленного и имитационного моделирования,

которые позволяют провести многие экспериментальные исследования и под-

твердить выдвигаемые теоретические гипотезы.

В сфере проведения научных и методических исследований в рамках

системы общего среднего образования стоит еще одна немаловажная пробле-

ма, заключающаяся в огромном количестве постоянно обновляющейся ин-

формации, которая за последнее время появляется у человечества и необходи-

мости знакомства с ней как преподавателей, так и школьников. Благодаря по-

явлению новейших средств распространения и обмена информацией, таких

как сеть Интернет, информации с каждым днем становится все больше. Вме-

сте с тем, качество и содержание информации является одним из определяю-

щих факторов, влияющих на ход исследовательской и методической деятель-

ности в системе общего среднего образования.

Телекоммуникационные средства и системы могут оказаться полезны-

ми при организации удаленных дистанционных взаимодействий педагогов в

сфере

технологий

и

результатов

научных

и

методических

исследований.

Электронная почта, научные теле – и видеоконференции, тематические чаты,

научные форумы, новостные ленты и доски объявлений должны стать неотъ-

емлемыми инструментами научно-исследовательской деятельности педаго-

гов.

13

Однако использование соответствующих средств ИКТ должно прово-

диться с учетом того, что на пути к восприятию научной и методической ин-

формации могут встречаться довольно серьезные барьеры:

в научно-методических работах и публикациях может встречать-

ся сложный математический аппарат;

терминология, используемая в работах, может быть ложно-зна-

чительной;

содержание научной работы или публикации не всегда достовер-

но раскрывается в ее названии;

понятия,

приводимые

в

информационном

источнике,

могут

иметь противоречивые определения.

Увеличение доли использования средств информационных и коммуни-

кационных технологий в научно-исследовательской, методической и педаго-

гической деятельности способствует формированию у преподавателей прин-

ципов системности, что на практике способствует:

вербальному вычленению предмета объяснения;

максимальному раскрытию сущности предмета объяснения че-

рез причинно-следственные, функциональные, структурные и генетиче-

ские закономерности;

упрощению объясняемого отношения путем его моделирования,

изоляции и абстрагирования;

установлению различия и соответствия с прежними знаниями и

способами деятельности, а также возможности перехода к ним;

выделению изменяющихся и сохраняющихся параметров, уста-

новлению связи между ними;

обеспечению наблюдаемости объясняемой связи.

Использование средств ИКТ в рамках информатизации научно-исследо-

вательской и научно-методической деятельности работников системы общего

среднего образования позволит:

14

развить систему электронных публикаций и электронных перио-

дических изданий научного профиля по тематике научных работ педаго-

гов;

создать Интернет-сервера научных школ, характерных для учре-

ждений системы общего среднего образования;

создать виртуальные выставки научных достижений, провести

семинары и конференции по отдельным отраслям знаний;

создать и вести сетевые каталоги научных библиотек системы

общего среднего образования и отдельных учебных заведений, организо-

вать сетевой доступ к фондам библиотек;

организовать научные и методические телекоммуникационные

конференции с использованием средств передачи аудио – и видеоинформа-

ции в рамках ресурсов и сервисов сети Интернет;

обеспечить всех участников научных и методических исследова-

ний средствами оперативного научного общения как между собой, так и с

коллегами из других учебных заведений и организаций;

создать телекоммуникационные лаборатории, обеспечивающие

участникам научных и методических исследований доступ к оборудова-

нию, необходимому для осуществления исследовательской деятельности.

Важно понимать, что современный учитель сможет знакомить школь-

ников с новейшими средствами ИКТ только тогда, когда изучение, обработка

и анализ информации является постоянной и неотъемлемой частью научной и

методической деятельности педагога-ученого.

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сделать вывод, что формирование и развитие ин-

формационной культуры учителя является одним из важных условий продви-

жения ИКТ в сферу образования, а также позволяет наиболее эффективно

осуществлять образовательный процесс.

Учитель обладает информационно-коммуникационной культурой, если

он:

умеет организовать поиск образовательной информации по ин-

форматике на автономном компьютере и в сети Интернет;

умеет работать с отобранной для учебного процесса по инфор-

матике

информацией:

структурировать,

систематизировать,

обобщать,

представлять в виде, понятном учащимся;

знает выпускаемые ведущими компаниями и рекомендованные

Министерством науки и образования пакеты обучающих программ, элек-

тронные учебники и библиотеки электронных наглядных пособий по учеб-

ному предмету "информатика" и имеет представление об эффективности

применения их в учебном процессе;

умеет использовать базовые информационные технологии и ре-

сурсы Интернета в обучении другим дисциплинам;

умеет выбирать наиболее оптимальную программную среду для

решения различных практических задач;

способен

составлять

небольшие,

но

необходимые

в

учебном

процессе педагогические программные средства.

Таким образом, перед школой стоят следующие основные задачи –

улучшение материально-технической базы школы; создание условий для ис-

пользования в образовательном процессе новых информационных техноло-

16

гий; использование информационных технологий посредством Интернета;

методическое сопровождение внедрения дистанционного обучения; внедре-

ние информационных технологий в другие образовательные области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Акуленко B.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-

предметника в системе повышения квалификации // Применение новых

технологий

в

образовании:

материалы

XV

междунар.

конференции.

Троицк, Тровант, 2004. – С. 344 – 346.

2.

Инвариантный академический модуль «Образование и обще-

ство. Актуальные проблемы психологии и педагогики» / Составители:

Л.В. Алфёрова и др. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011. – 187 с.

3.

Информатизация среднего общего образования: Научно-мето-

дическое пособие / Под. ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое обще-

ство России, 2004. –384 с.

4.

Конюшенко С.М. Информационная культура педагога в свете

концепции индивидуальности человека // Информатика и образование. –

2004, № 7. – С. 102 – 105.

5.

Корнилова М.В., Коваль Т.С. Информационная культура педа-

гога // Ползуновский вестник. АлтГТУ, – 2006, №3. – С. 125 – 126

17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уровни владения ИКТ-компетенциями

18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Динамика уровня процесса формирования информационно-коммуника-

ционной компетентности учителя

19

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета для учителя:

1.

Есть ли у Вас персональный компьютер?

2.

Есть ли у Вас дома выход в Интернет?

3.

Планируете ли Вы приобретение компьютера?

4.

Считаете ли Вы необходимым наличие компьютера дома?

5.

Планируете ли подключение к Интернету в ближайшие полго-

да?

6.

Как часто используете компьютер в своей деятельности:

ежедневно;

несколько раз в неделю;

один раз в неделю;

несколько раз в месяц;

один раз в месяц;

реже 1 раза в месяц.

7.

Перечислите

формы

использования

компьютера

(разработка

дидактического

материала,

программного

обеспечения,

презентаций

и

др.)

8.

Оцените своей уровень владения компьютерными технология-

ми по шкале:

Компетенции

Знаю

Умею

Могу научить

других

Работа с файлами и каталогами в среде од-

ной из операционных систем

Работа с сервисными программами (запись

на DVD, CD – диски, создание архивов и

т.д.)

Работа в текстовом редакторе

Создание Web-страницы

Создание презентации

Производство

расчетов

с

помощью

элек-

тронной таблицы

20

Обработка графического изображения

Работа с видеофайлами

Работа со звуком

Установка программного обеспечения

Работа с электронной почтой

Работа с глобальной сетью Интернет

9.

Назовите причины, мешающие использовать ИКТ:

Нет доступа к компьютеру для подготовки к уроку.

Не владею нужными навыками.

Не вижу эффективности.

Нет нужного программного обеспечения.

Требует большого количества времени для подготовки.

Загруженность кабинета информатики.

Неумение организовать свое время.

Другое…

10.

Назовите причины, которые побудили бы Вас применять ИКТ

в учебном процессе:

Решение администрации.

Желание соответствовать статусу учителя гимназии.

Желание сохранить место работы.

Эффективность работы коллег, использующих ИКТ.

Материальное поощрение.

Другое …

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тест на определение уровня

информационно-коммуникационной культуры

В тесте Вам предлагается ответить на 33 вопроса. За каждый положи-

тельный ответ 1 балл, за каждый отрицательный – 0 баллов.

Вопрос

Ответ

Баллы

Задания 1 группы. Первичные знания о ПК.

1. Умеете ли Вы включать компьютер?

2. Умеете ли Вы правильно выключать компьютер?

3. Знаете ли Вы, что такое Рабочий стол и что на нем рас-

положено?

4. Умеете ли Вы создавать папки на Рабочем столе?

5. Умеете ли Вы удалять файлы из компьютера?

Задания 2 группы. «Мой компьютер» и съемные носители.

6. Знаете ли Вы, что относится к съемным носителям?

7. Умеете ли Вы открывать съемные носители?

8. Умеете ли Вы копировать документы на съемные носи-

тели?

9. Умеете ли Вы копировать информацию со съемных но-

сителей?

Задания 3 группы. Простейшие программы. Основные навыки работы.

10. Умеете ли Вы просматривать изображения на компью-

тере?

11. Умеете ли Вы воспроизводить музыку на компьютере?

12. Умеете ли Вы работать в программе Paint (графиче-

ский редактор)?

13. Умеете ли Вы работать в программе Microsoft Word?

14. Умеете ли Вы создавать презентации в программе

Microsoft PowerPoint?

15. Умеете ли Вы работать с программой Microsoft Excel?

Задания 4 группы. Работа с текстовым редактором.

16. Хорошо ли Вы знаете клавиатуру?

17. Знаете ли Вы как добавлять таблицу в текстовом ре-

дакторе?

18. Знаете ли Вы как менять размер, начертание шрифта в

текстовом редакторе?

22

19. Знаете ли Вы как добавлять изображения в текстовом

редакторе?

20. Знаете ли Вы как сделать текст жирным, курсивом

или подчеркнутым в текстовом редакторе?

Задания 5 группы. Знакомство с Интернетом.

21. Знаете ли Вы что такое браузер?

22. Знаете ли Вы, через какие программы можно зайти в

Интернет?

23. Умеете ли Вы пользоваться поисковыми системами в

Интернете?

24. Умеете ли Вы скачивать информацию с Интернета?

Задания 6 группы. Почтовый ящик и социальные сети.

25. Есть ли у Вас свой почтовый электронный адрес?

26. Сами ли Вы регистрировали свой почтовый ящик?

27. Умеете ли Вы регистрироваться на сайтах?

28. Зарегистрированы ли Вы в каких-либо социальных

сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и

др.)?

Задания 7 группы. Сложные программы. Программирование.

29. Умеете ли Вы работать в программе Photoshop?

30. Умеете ли Вы работать в программах обработки ви-

диозаписей?

31. Умеете ли Вы составлять программы?

32. Умеете ли Вы создавать сайты, блоги в Интернете?

33. Знаете ли Вы что такое электронный дневник?

Подсчитайте количество баллов в каждой группе.

Задания 1 группы

0 – 3 балла: Вы не владеете компьютером даже на простейшем уровне.

Стоит задуматься над сложившейся ситуацией и начать изучение ПК.

4 – 5 балла:Вы умеете выполнять простейшие операции. Можно про-

должить знакомство с компьютером.

Задания 2 группы.

0 – 2 балла: С папкой «Мой компьютер» Вы на «ВЫ». Постарайтесь бо-

лее внимательно изучить «Мой компьютер». Это важная составляющая ПК

для осуществления работы.

3 – 4 балла: С папкой «Мой компьютер» и ее составляющими Вы хоро-

шо знакомы. Вы идете в правильном направлении.

23

Задания 3 группы.

0 – 3 балла: С основными программами на компьютере стоит порабо-

тать. Иначе Вас ждут трудности в дальнейшем при работе за ПК.

4 – 6 баллов: С простейшими программами Вы работать умеете. Этого

уровня владения ПК уже достаточно. Не останавливайтесь на достигнутом.

Задания 4 группы.

0 – 3 балла: Работа с текстовым редактором будет даваться Вам трудно

с таким уровнем познания. Следует изучить текстовый редактор и его устрой-

ство.

4 – 5 баллов: Вы владеете важным навыком работы в текстовом редак-

торе. Значит, вы сможете создать необходимый документ и отредактировать

его.

Задания 5 группы

0-2

балла:

С

Интернетом

в

нынешний

информационно-технологи-

ческий век нужно быть более ознакомленным. Этого уровня недостаточно.

3 – 4 баллов: Эти знания Интернета помогут Вам сделать первые шаги

во Всемирную Паутину. Продолжайте!

Задания 6 группы

0 – 2 балла: Если Вы можете пользоваться Интернетом, такие задания

должны быть для Вас 3-секундным делом. К сожалению пока этих знаний и

умений недостаточно.

3 – 4 баллов: Вы не заблудитесь во Всемирной Паутине и сможете поль-

зоваться Интернетом для достижения цели безпрепятственно и без особых

проблем.

Задания 7 группы.

0 – 2 балла: Редактирование и создание данных на компьютере Вами не

освоено. Стоит воспользоваться умением поиска данных в Интернете и за-

полнить пробелы в знаниях.

24

3 – 5 баллов: Обработка и редактирование данных для Вас не просто

слова. У Вас достаточно знаний для выполнения заданий, а помочь может

Интернет.

Подсчитайте общее количество баллов

Общее количество баллов.

0 – 22 балл: Вы владеете первичными знаниями в компьютерной сфере.

Если вы хотите добиться успеха, стоит уделить больше внимания ПК.

23 – 33 баллов: Ваши знания о компьютере помогут Вам выполнить

практически любую задачу. Но есть к чему стремиться. Так что успехов Вам!



В раздел образования