Напоминание

"Сенсорная комната как средство коррекции детей с ОВЗ, получающих образование в форме семейного"


Автор: Калинина Нина Васильевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №58
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорная комната как средство коррекции детей с ОВЗ, получающих образование в форме семейного"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сенсорная комната как средство коррекции детей с ОВЗ, получающих

образование в форме семейного»

В

последние

годы

в

нашей

стране

происходит

увеличение

количества

часто

болеющих детей и

детей с ОВЗ.

Соответственно, с каждым годом увеличивается

количество

родителей,

воспитывающих

детей

с

ОВЗ,

которые

обращаются

в

Консультационный центр со своими проблемами.

Сенсорное развитие ребенка — это важный этап развития любого ребенка в целом.

У детей с ОВЗ развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и

проходит

чрезвычайно

неравномерно.

Тем

самым

нарушается

формирование

представлений

о

сенсорных

эталонах,

к

которым

относится

цвет,

форма,

величина.

Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

Общепризнанным фактом является то, что успешность влияния развивающей среды

на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна быть организована

таким

образом,

чтобы

она

побуждала

детей

взаимодействовать

с

её

различными

элементами,

повышала

функциональную

активность

ребёнка,

давала

разнообразные,

меняющиеся

впечатления.

Таким

многофункциональным

комплексом,

использование

которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка является сенсорная

комната.

Сенсорная комната в нашем Консультационном центре функционирует недавно и

находится еще на стадии оформления. Но уже первый опыт ее использования показал,

какой мощный развивающий, лечебный, профилактический и коррекционный потенциал

содержит ее оборудование. Сенсорная комната – это маленький рай, где все светится,

звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к

активной

деятельности.

Яркость,

привлекательность,

красочность,

необычность

оборудования

обеспечивает

быстрое

установление

эмоционально

положительного

контакта

с

ребенком,

повышает

уровень

доверия

к

взрослому,

погружает

ребенка

в

атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное

выполнение той или иной задачи.

Оборудование сенсорной комнаты разнообразно: сухой бассейн, световой стол с

песком, настенные модули для развития мелкой моторики, ароманабор, мягкие модули,

кресло-груша

и

пуфики

с

гранулами,

тактильные

шарики,

специальное

музыкальное

сопровождение. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать

действия

ребенка,

навредить,

и

есть

все

необходимое

для

развития

и

оказания

положительного воздействия на психику ребенка.

Сухой бассейн

- используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок

может

принять

позу,

которая

соответствует

состоянию

его

мышечного

тонуса,

и

расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает

возможность

лучше

почувствовать

свое

тело

и

создает

мягкий

массажный

эффект,

обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые

шарики

служат

безопасной

опорой

для

тела,

что

особенно

важно

для

детей

с

двигательными

нарушениями.

Такое

воздействие

способствует

снижение

уровня

психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности.

Стол с песком, световой

- служит для развития мелкой моторики, воображения, снятия стресса. Тактильная среда

позволяет

освоить

новые

ощущения

и

развить

тактильную

чувствительность,

учит

различать свойства предметов, улучшает зрительную и моторную координацию;

Песочная терапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего

развития детей, особенно для детей с особыми потребностями в развитии. Песочная

терапия

является

способом

самовыражения

ребёнка,

позволяет

ему

во

время

игры

2

рассказать о своих проблемах, подсознательных страхах и избавиться от них, а также

снять эмоциональное напряжение.

Мы используем уникальный световой стол с песком. Подсветка делает картины более

эффективными и повышает интерес детей к игре.

Упражнения

стабилизируют

эмоциональное

состояние

детей,

развивают

тактильно-

кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, учат ребенка прислушиваться

к себе и проговаривать

свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти,

что очень важно для детей.

Настенные модули для развития мелкой моторики

Отличительной особенностью такого игрового оборудования является возможность

крепления его к стене, либо к мягким модульным стенам для детской комнаты. Каждый

настенный

модуль

предлагает

малышу

свою

интересную

игру.

Самое

главное

преимущество настенных игровых модулей это возможность организовать на небольшом

пространстве интересную, яркую, а главное полезную игровую зону.

Ароманабор

Применение

средств

ароматерапии

в

детской

комнате

позволит

поддерживать

хорошее

настроение

у

детей,

а

также

помогает

излечить

простудные

заболевания

и

нарушения сна.

Мягкие модули, кресло-груша и пуфики c гранулами

«Мягкая среда» сенсорной комнаты создается посредством мебели без жёсткого

каркаса. Состав мягкой среды «выглядит» так:

-

Бескаркасная

мебель:

пуфики

и

трапеции;

маленькие

подушечки,

диваны,

кресла-

подушки.

-

Маты

напольные,

настенные;

мягкие

модули

(мягкая

среда

состоит

из

большого

количества модулей различных размеров).

- Сухой бассейн.

- Тактильные изделия: дорожки, ячейки, панели, «Сухой душ».

Мягкая среда (а именно бескаркасная мебель) позволяет принять любую удобную

позу,

принимает

форму

тела,

безопасна. Их

поверхность

способствует

тактильной

стимуляции соприкасающихся с ними частей тела. Особый наполнитель оказывает мягкое

приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного

массажа.

Напольные

маты

создают

мягкий

пол,

на

котором

можно

лежать,

сидеть

или

двигаться.

Это

уменьшает

у

детей

чувство

страха

от

возможного

падения.

Маты

способствуют созданию уюта и комфорта в сенсорной комнате.

Специальное музыкальное сопровождение

Одним из основных терапевтических методов в сенсорной

комнате является музыкотерапия. С древних времен известно благоприятное влияние

музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные

эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных

произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Поэтому

очень полезно слушать классическую музыку. Музыкальные этюды действуют на

определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют,

успокаивают и т. д. В качестве музыки для релаксации детей дошкольного возраста

оптимально подойдут акустические композиции, имитирующие звуки природы.

В нашей сенсорной комнате для этого есть все необходимое: музыкальный центр, СД

диски с классической, релаксационной музыкой, есть панно «Водопад» со звуками воды и

пением птиц.

Все проводимые в сенсорной комнате игровые сеансы носят развивающий

характер. Примерная структура включает в себя:

3

1.

Организационную часть: игры и упражнения, помогающие снять

психоэмоциональное напряжение, создающие атмосферу доверия, способствующие

введению в игровую ситуацию. На данном этапе используются различные

коммуникативные игры, применяется “сухой бассейн”, демонстрация панно

“Живая вода” и т.д.

2.

Содержательная часть включает в себя игры, упражнения на знакомство со

свойствами предметов, задания на развитие когнитивных навыков.

3.

Заключительная часть предполагает обратную связь, релаксацию и ритуал

прощания

Правильно организованная комната психологической разгрузки — это один из

уникальных инструментов, обеспечивающих среду гармоничного развития и наибольшую

результативность обучения без риска для психического здоровья детей.



В раздел образования