Автор: Болотина Ольга Юрьевна
Должность: учителя литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Комсомольск –на– Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Вопросы к олимпиаде по русскому языку 5 класс
Раздел: среднее образование
Вопросы
к
олимпиаде
по
русскому
языку
9 класс
1.
Какую букву в дореволюционной России называли буквой-лодырем, буквой- «страшилкой
и почему?
2.
« Столы стояли покоем». Как стояли столы?
3.
Объясните значение фразеологизмов и их происхождение: «выписывать «мыслите»;
«прописать ижицу».
4.
На месте пропусков написать дату: В году создана первая славянская азбука. В году
написано Остромирово Евангелие. В году появилась первая печатная книга на Руси. В
году принят русский гражданский алфавит
5.
Почему возникли варианты имен: Агафон-Гапон; Иосиф-Осип; Стефан-Степан; Прокофий-
Прокопий.
6.
Почему славянскую азбуку назвали «кириллицей»?
7.
В каких странах используется «кириллица»?
8.
В каких странах используется «латиница»?
9.
Какие из перечисленных языков родственны русскому: немецкий, финский, итальянский,
чешский, английский, сербский, армянский, румынский?
10.
Какие из приведенных языков являются славянскими: польский, венгерский, румынский,
чешский, болгарский, македонский, греческий, хорватский, итальянский, грузинский,
русский, белорусский, литовский, украинский, молдавский?
11.
Замените диалектные слова общелитературными синонимами: хата- , рогач- ,
утиральник- , качка- .
12.
Определите, для каких слов дано правильное этимологическое объяснение: «раздолье» -
место, которое можно разделить на доли, «соловей» - птица, которая поет соло (в
одиночку); « тихомолком» - тихо, «рукопашный» - махать руками.
13.
Какие этимологические словари вы знаете? Как построена в них словарная статья?
14.
Что означает выражение «давлеет дневе злоба его». Объясните его происхождение.
15.
Определить значение слов: гривна, алтын, верста.
16.
Что общего в происхождении слов: «балаболить», «варвар».
17.
Кто был автором первого этимологического словаря и как он назывался?
18.
Разделить слова древнерусского текста и попробовать их перевести: «
заратисявсеславзаяновгород».
19.
Найти грамматические архаизмы : «и жало мудрыя змеи». Не пой, красавица при мне
Напоминают мне оне иную жизнь и берег дальний»..
Материалы можно использовать для проведения недели русского языка.
Подготовила Болотина Ольга Юрьевна