Министерство образования и науки РСО - Алания
ГБПОУ «Профессиональное училище № 5»
РЕФЕРАТ
«Урок – основная форма
производственного обучения»
Выполнила:
С.М. Мамонова
мастер п/о
г. Владикавказ. 2016г.
Содержание
1. Введение
2. Урок производственного обучения
2.1 Подбор учебно-производственных работ
2.2 Построение и организация урока
3.Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках
производственного обучения
4. Подготовка мастера к занятиям
5. Заключение
Список использованной литературы.
1. Введение
Успех
учебно-воспитательного
процесса,
эффективность
каждого
урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера
производственного
обучения,
его
квалификации
и
педагогической
готовности
к
работе
обучающимися.
Именно
под
его
руководством
обучающиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки,
участвуют
в
создании,
учатся
творческому
подходу
к
трудовой
деятельности,
готовят
себя
к
самостоятельному
труду.
Поэтому
на
современном
этапе
возрастет
роль
мастеров,
работающих
в
профессиональных училищах.
В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических
проблем
-
оптимизация
урока
производственного
обучения
в
учебных
мастерских.
Именно
в
учебных
мастерских
закладываются
основы
мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся
приучаются
к
дисциплине
труда,
у
них
воспитывается
потребность
в
качественном выполнении порученной работе. Следовательно организация
процесса
воспитания
и
обучения
в
учебных
мастерских,
методически
грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения -
важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества
всего учебного процесса.
2. Урок производственного обучения
Научно обоснованная организация обучения в учебных мастерских
обеспечивает прочное усвоение материала. Умение творчески применять
его на практике способствует воспитанию сознательной дисциплины и
любви к своей профессии.
На
занятиях
в
учебных
мастерских
нашего
училища
изучение
операционных
тем
чередуется
с
выполнением
комплексных
работ.
В
начальной стадии осваивается отдельные движения и приемы, а затем
действия
и
операции
в
целом.
Постепенное
освоение
обучающимися
отдельных операций в соответствии с дидактическим принципом обучения
от
простого
к
сложному
обеспечивает
качество
и
эффективность
общетрудовой
и
профессиональной
подготовки.
На
изучение
каждой
операционной темы в учебной программе отводится время, необходимое
для
освоения
данной
операции,
а
также
для
формирования
первоначальных знаний и навыков и умений ее выполнения. При этом
процесс формирования, как показывает практика, требует положительных
упражнений. Монотонные упражнения снижают интерес обучающихся и
вызывают быструю утомляемость. Подбор разнообразных упражнений,
создание комплекса упражнений, а также планирование и выполнение
упражнений
-
с
перерывами
и
в
определенном
порядке,
способствует
снижению утомляемости и активизирует интерес обучающихся.
После
усвоения
основных
приемов
обучающиеся
переходят
к
выполнению
комплексных
работ
по
изучаемой
профессии.
При
их
выполнении
закрепляется
и
совершенствуется
усвоенные
знания,
приобретается широкий диапазон профессиональных умений и навыков.
Обучающиеся постепенно овладевают количественными и качественными
показателями труда.
Мастер
производственного
обучения
должен
учитывать,
что
овладение
всеми
операциями
в
отдельности
при
обучении
в
учебных
мастерских
еще
не
гарантирует
качественного
изготовления
того
или
иного
изделия.
Выполняя
задания
на
различных
стадиях
обучения,
обучающиеся закрепляют ранее освоенные приемы и способы выполнения
операций,
совершенствуют
точные
скоростные
навыки.
При
этом
они
осваивают выполнение неизвестных разновидностей изученных операций,
их сочетания, а также изучают технологический процесс в целом и его
составные
части.
Одновременно
с
выполнением
работ
обучающиеся
обучаются
планированию
технологического
процесса,
знакомятся
с
инструкцией и принципами действия типовых объектов труда.
Обучение в учебных мастерских предполагает последовательность
восприятия обучающимися учебного материала, переработку, обобщение и
автозапоминание;
формирование
общетрудовых
и
профессиональных
умений и навыков в практической деятельности и оценку результатов
труда.
Основной
формой
организации
занятий
в
учебных
мастерских
является урок.
Урок - это часть учебного процесса, ограниченная определенным
отрезком
времени,
с
четко
выраженной
целью,
проводимая
группой
учащихся. Для него характерны: неразрывность задач, определенность
решаемых на уроке учебно-воспитательных задач; оптимальное сочетание
коллективной и индивидуальной работы обучающихся; целесообразное
построение занятия, обеспечивающее сознательность обучения и высокую
активность обучающихся, организационная четкость.
Рассматривая урок производственного обучения, следует отметить,
что он отличается от урока теоретического обучения по основным наукам,
общетехническим и специальным предметам.
Цель
урока
производственного
обучения
заключается
в
том,
что
обучающиеся
на
основе
полученных
технологических
знаний
освоили
движения,
приемы
и
способы
выполнения
действий
и
операций,
необходимые для последующего формирования у них навыков и умений
выполнения
производственных
работ
по
определенной
профессии.
Обучающимся
недостаточно
просто
запомнить
и
изучить
учебный
материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при
выполнении
задания.
Следовательно,
основная
цель
-
не
запоминание
информации, а умение переработать и применять ее на практике.
Специфика проведения уроков производственного обучения отражена
в следующих факторах:
а) временное (занятие продолжается 6 часов);
б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе
производительного
труда
обучающихся,
в
процессе
создания
материальных ценностей);
в)
в
методическом(
преобладающую
часть
времени
на
занятии
учащиеся
работают
самостоятельно,
деятельность
каждого
из
них
на
занятии
специфична,
мастер
осуществляет
лишь
общее
руководство
деятельностью обучающихся);
г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу
каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности
одних
и
создающие
перспективу
другим.
Формирование
прочных
и
глубоких
профессиональных
знаний
и
умений
возможно
только
при
условии систематической индивидуальной работы как с сильными, так и
со слабыми обучающимися).
Уроки
производственного
обучения
в
зависимости
от
основной
дидактической
цели
и
содержания
изучаемого
учебного
материала
подразделяются на следующие типы:
-уроки по освоению трудовых приемов и операций, цель которых дать
учащемуся
технологические
знания,
сформировать
первоначальные
умения изучаемых приемов и операций;
-уроки
по
освоению
сочетаний
операций
и
технологических
процессов, цель которых - ознакомить обучающихся с организацией труда
и планированием технологического процесса. При этом совершенствуется
и
закрепляется
умение
применять
различные
сочетания
приемов
и
операций при выполнении производственных работ, а также освоение
навыков. Цель контрольно - проверочных уроков - определять степень
подготовки учащихся за определенный период обучения, выявить степень
осознанности, прочности и глубины сформированных умений и навыков,
устранить обнаруженные проблемы.
Педагогическая
целенаправленность
уроков
предполагает
перспективную
последовательность
воспитания
и
готовность
к
труду.
Готовясь
к
конкретному
уроку,
я
определяю
дидактические
и
воспитательные
задачи,
вытекающие
из
поставленной
цели,
уровня
подготовки
учащихся
и
особенностей
учебной
группы,
конкретных
условий трудовой деятельности, учитываю также и перспективы обучения.
От
отдельно
взятого
урока
невозможно
решить
весь
комплекс
педагогических
задач
обучения,
но
важно,
чтобы
на
каждом
уроке
решалась определенная часть этого комплекса.
2.1 Подбор учебно-производственных работ
Содержание
обучения
в
учебных
мастерских
должно
отражать
совокупность
процессов
труда,
характеризующих
производственную
деятельность
рабочего
определенной
квалификации
конкретной
профессии. Основными документами, определяющими содержание всего
производственного
обучения
в
профессиональных
училищах,
является
квалификационная
характеристика,
учебный
и
сводно-тематический
планы, а также учебная программа. При этом учебная программа является
документом, конкретизирующим содержание обучения в
целом,
и в
учебных мастерских в частности. Обучающиеся осваивают содержание
обучения
при
выполнении
учебно-тренировочных
и
учебно-
производственных работ. Следовательно, подбор и выполнение в полном
объеме
дает
возможность
сформировать
у
обучающихся
необходимый
комплекс общетрудовых и профессиональных знаний, навыков и умения.
Каждая дидактическая задача, решаемая на конкретном уроке,
как
правило
реализуется
при
выполнении
того
или
иного
практического
задания.
Труд
учащихся
во
все
периоды
обучения
должен
быть
посильным. Только в этом случае их деятельность приобретает элементы
заинтересованности,
становится
активной.
К
выбору
объектов
труда
можно переходить лишь зная предъявляемые требования к учебной теме,
требования, которые подразделяются на учебно-технические и учебно-
технологические.
Учебно-технические требования характеризуют техническую сторону
объектов
труда
(материал,
форма,
конфигурация
изделий,
габаритные
размеры, размеры отдельных частей).
К
учебно-технологическим
требованиям
относятся
требования
к
процессу и результатам обработки (подбор инструментов для обработки и
контроля,
получаемых
в
результате
обработки
параметров
точности
и
шероховатости поверхности, финишные операции и т.д.)
Конкретные объекты труда я подбираю так, чтобы в процессе их
выполнения
(изготовления,
сборки,
ремонта,
регулировки)
учащиеся
в
определенном порядке и последовательности отрабатывали движения и
приемы
изучаемых
действий
и
операций,
а
также
их
наиболее
рациональное
сочетание.
Задания
должны
быть
разнообразными,
постепенно
усложняться,
но
при
этом
я
учитываю
индивидуальные
способности учащихся. В процессе подбора объектов труда следует в
первую очередь находить возможность для освоения требуемых движений,
приемов
и
действии
(прием
принимается
как
комплекс
движений).
Подбираемая
работа
расчленяется
на
отдельные
операции,
каждая
из
которых делится на приемы, в этом случае трудовой прием имеет свою,
частную
цель.
На
основе
такого
расчленения
подбираемая
работа
анализируется,
выявляются
возможность
освоения
определенных
движений
и
приемов,
а
также
их
сочетаний,
определя ет ся
целесообразность использования ее в качестве учебно-производственной.
При выполнении комплексных работ обучающиеся учатся применять не
только
определенные
движения,
приемы
и
действия,
но
различные
сочетания.
Подобранные
учебно-производственные
работы
по
своему
содержанию, сложности и объему должны обеспечивать планомерное и
последовательное усложнение профессиональных умений и навыков, что
стимулирует в свою очередь активизацию познавательной деятельности
обучающихся. Подобранные задания по всем темам (предметам) учебной
программы сводятся в перечень учебно-производственных работ, полное и
своевременное
выполнение
которого
способствует
успешному
формированию у учащихся профессиональных знаний, навыков и умений.
Следует
стремиться
к
тому,
чтобы
учебно-производственные
работы
выполнялись в учебных мастерских в течение нескольких лет. Это будет
спо собствовать
полному
о снащению
мастерских
т ребуем ой
технологической оснасткой, даст возможность подготовить необходимую
учебно-техническую
документацию,
поможет
совершенствовать
технологии
обработки
объекта
труда.
Установление
норм
на
работы
учащихся
проводится
с
учетом
производственных
возможностей
в
различные периоды обучения и передового производственного опыта. В
течение
операционного
периода
я
обучаю
учащихся
правильному
и
наиболее рациональному выполнению отдельных движений и приемов. В
этот период времени норма обучающимся не сообщается. Для каждого
подобранного
объекта
обязательно
разрабатывается
соответствующая
техническая документация (чертежи, маршрутная и инструкционная карты
и
т.п.),
подбираются
необходимые
справочные
материалы
и
таблица.
Содержание и характер документации должны соответствовать учебному
периоду. Эффективность процесса обучения во многом будет зависеть от
индивидуальных особенностей обучающихся. Поэтому я, одновременно с
подбором общей для всей группы дозы учебного материала, разрабатываю
задания для углубленного изучения сильными учащимися.
Все содержание обучения должно быть направлено у обучающихся
на умение планировать свой труд, работать в коллективе, решать задачи.
Оно
должно
способствовать
воспитанию
у
обучающихся
упорства,
настойчивости в преодолении трудностей, в достижении целей.
2.2 Построение и организация урока
Рассматривая структуру урока, следует говорить не об отдельных,
обособленных его частях, а лишь о структурных элементов, группируемых
по
характеру
деятельности
мастера
и
учащихся.
Этими
элементами
являются: организационный момент, вводная, основная и заключительная
части. Каждый из них выполняет определенную, только ему присущую
роль, но все они тесно связаны. Кратко рассмотрим каждый структурный
элемент урока.
Урок всегда начинается с организационного момента. Я контролирую
присутствие
учащихся,
проверяю
их
внешний
вид.
Сообщаю
обучающимся
тему
занятия.
Затем
провожу
проверку
теоретических
знаний
обучающихся,
а
т акже
проверку
их
п р а к т и ч е с ко й
подготовленности.
Эффективность
трудовой
деятельности
любого
человека, как показывает практика, зависит во многом от его вдумчивости,
осмысленности
действий
и
добросовестности,
следовательно,
этот
элемент
урока
психологически
готовит
обучающихся
к
восприятию
и
усвоению
нового
учебного
материала.
Повторение
проходит
в
форме
беседы,
в
ходе
которой
у
обучающихся
восстанавливаются
в
памяти
необходимые на данном уроке сведения. Затем на практике проверяется
качество
трудовых
приемов
и
действий,
освоенных
на
предыдущих
занятиях.
Я
заранее,
в
ходе
подготовки
к
данному
уроку,
намечаю
контрольные вопросы и задания. Они должны быть преимущественно
обобщающего типа.
Вводная
часть
урока
направлена
на
подготовку
обучающихся
к
освоению новых навыков и умений, к выполнению определенных знаний,
способствующих углублению и расширению профессиональных знаний,
складывается
из
вводного
инструктажа,
инструктажа
по
безопасному
ведению работ, рассказ об организации рабочего места, распределения и
разбора заданий учащимися группы.
Вводный
инструктаж
начинается
с
ознакомления
обучающихся
с
целями
и
задачами
данного
занятия.
Поэтому
в
предварительно
разрабатываемом
плане
урока
его
задачи
следует
формулировать
конкретно. На вводном занятии я обязательно останавливаюсь на правилах
безопасного ведения работ, которые следует соблюдать на данном уроке. Я
подробно рассказываю об организации рабочего места при выполнении
заданных
работ,
обратив
внимание
обучающихся
на
его
особенности.
После этого сообщаю критерии оценок, разъясняю и распределяю задания
среди обучающихся, говорю об ученической норме времени, сравнивая ее
с нормой времени квалифицированного рабочего.
Практика показывает, что на вводную часть отводится примерно 0-
12% времени всего занятия.
В
основной
части
занятия
обучающиеся
выполняют
задания,
подобранные мной заранее. В ходе их выполнения учащиеся осваивают
заданные приемы и действия. В процессе выполнения работ обучающиеся
учатся
применять
свои
знания
в
конкретных
практических
ситуациях.
Важными моментами трудовой деятельности обучающихся на этой части
урока являются следующие:
организация рабочего места;
выбор и применение правильных приемов работ;
использование учебно-технологической документации;
соблюдение правил безопасности труда;
контроль выполнения приемов и действий;
Деятельность
обучающихся
проходит
при
непосредственном
руководстве мастера. Я наблюдаю за обучающимися с рабочего места, а
также в ходе целевых обходов. Результаты наблюдений записываю, это
поможет
квалифицированно
провести
заключительную
часть
занятия.
Контроль
осуществляется
как
в
процессе
трудовой
деятельности
обучающихся, так и при приеме готовых заданий. В основу контроля
должно быть положено выполнение тех или иных сочетаний приемов,
действий и качество выполнения всего задания.
В процессе текущего инструктирования я направляю и корректирую
трудовую
деятельность
обучающихся.
Индивидуальные
инструктажи
провожу при обходе рабочих мест обучающихся. Я заранее продумываю и
определяю цель каждого обхода. Количество их зависит от содержания,
сложности учебного материала и особенностей учебной группы.
В заключительной части подвожу итоги занятия. На основе анализа
выявляются
степень
обученности
обучающихся,
слабые
стороны
обучения, указываются причины появления недостатков и способы их
устранения.
Заключительная
часть
занятия
состоит
из
итогового
инструктажа,
домашнего
задания
и
уборки
рабочих
мест.
В
итоговом
инструктаже я кратко рассказываю об успехах и недостатках каждого
обучающегося, анализирую их причины. Подробно разбираю причины
появления типичных ошибок, отмечаю, как обучающиеся использовали
передовые
приемы
и
способы
работы
и
прогрессивную
технологию.
Особое внимание я обращаю на соблюдение каждым обучающимся правил
безопасного ведения работ. После подведения итогов говорю о содержании
будущего
(следующего)
занятия
и
выдаю
задание
на
дом.
Домашнее
задание
может
содержать
выполнение
небольших
работ,
подготовку
маршрутной
карты,
чтение
основной
и
дополнительной
учебно-
технической
литературы.
На
заключительную
часть
занятия
отводится
примерно 5-7% времени всего занятия.
Построение
урока
должно
способствовать
возбуждению
интереса
обучающихся
к
учебному
материалу,
развитию
самостоятельности,
воспитанию стремления к активному овладению умениями и навыками.
Деятельность
мастера
на
любой
стадии
урока
не
должна
подавлять
активность обучающихся. Ход урока во многом зависит от содержания
учебного
материала,
имеющейся
материально
-
технической
базы,
применяемых методов и средств обучения.
Решать поставленную цель, выполнять задачи урока можно только
при
активной
познавательной
деятельности
обучающихся,
с
одной
стороны и управления этой деятельностью мастером производственного
обучения,
с
другой
стороны.
Изучение
этого
вопроса
показывает,
что
деятельность и обучающегося и мастера на уроке осуществляется двояко:
-деятельно сть
обучающего ся
переплетается
с
а кт и в н о й
деятельностью мастера;
-деятельность
обучающегося
проходит
самостоятельно
под
управлением мастера (процесс самонаучения).
В
ходе
самостоятельной
деятельности
обучающийся
использует
справочные материалы, а в не обходимых случаях обращается за помощью
к мастеру. Эффективность деятельности обучающихся этой части урока во
многом
зависит
о
того,
как
мастер
подготовил
её,
как
направляет
обучающегося.
Мастер,
делая
указания,
давая
пояснения,
исправляя
ошибки
обучающихся,
создает
предпосылки
для
интенсивной
самостоятельной их работы.
В
основу
самонаучения
следует
брать
производственную
деятельность обучающихся. При изготовлении материальных ценностей
всегда присутствует фактор необходимости приобретения и использования
определенных
знаний
и
умений.
Обучающимся
необходимо
осознать
задание, найти оптимальное решение условия выполнения, а затем уже
приступить к выполнению задания. Самонаучение - процесс динамичный.
Он
вбирает
в
себя
как
простое
механическое
воспроизведение,
первоначальные периоды обучения, так и сложные, осознанные действия,
включающие элементы самоконтроля и саморегулирования.
Под
самоконтролем
следует
понимать
действия
обучающихся
по
проверке своей деятельности путем сравнения полученных результатов
труда с эталоном. Другой вид самоконтроля - контроль результатов труда.
Он
обладает
функциями
констатации,
фиксирующими
возможность
дальнейшего
выполнения
трудового
акта.
По
времени
проведения
его
следует
подразделить
на
текущий
и
конечный,
т.е.
он
дискретен,
прерывист.
Саморегуляция
-
процесс
непрерывный
и
более
сложный,
направленный в основном на рабочие операции, состояние работающего и
условия
его
деятельности.
Обучающиеся
самостоятельно
планируют
время и соответственно регулируют сам трудовой процесс, изменяя при
необходимости его интенсивность, сочетания применяемых приемов и
способов.
Деятельность
обучающихся
по
самонаучению
во
многом
зависит от того, как мастер подготовил их к самостоятельной работе, как
провел подготовку к уроку, и как управляет их деятельностью в процессе
урока.
Поэтому
важно
с
первых
уроков
учить
обучающихся
умению
учиться. Важно отобрать и свести в определенную систему приемы и
способы активно - трудовой деятельности учащихся. Это - использование
инструкционных, инструкционно-технологических карт и учебных карт,
выполнение
домашнего
задания,
использование
раздаточного
дидактического материала и др.
Динамика формирования на уроках умений и навыков во многом
о п р е д е л я е т с я
и н т е н с и в н о с т ь ю
э л е м е н т о в
с а м о н ау ч е н и я ,
подготовленностью обучающихся, их умением самостоятельно учиться.
Использование
технических
средств
на
уроках
производственного
обучения.
Используемые в учебных мастерских технические средства имеют
различное
назначение.
Их
используют
для
показа
трудовых
приемов,
д ействий
и
технологич е ских
операций,
нед о ступных
д л я
непосредственного наблюдения, демонстрации сложных видов техники и
технологических
процессов,
конкретной
трудовой
деятельности,
применение мультипликации. (Расчлененный вид процесса).
При оборудовании рабочих мест техническими средствами следует
сосредоточить
и
смонтировать
только
такие
средства,
которые
необходимы при изучении большинства тем производственного обучения.
Экранные
средства,
являясь
действенной
формой
зрительно-звуковой
наглядности, служат педагогическим средством активизации учащихся и
эмоционального
воздействия.
На
экране
обучающиеся
видят
как
отдельные действия, так и целые производственные процессы. Важное
условие
проведения
уроков
с
применением
кино
-
методически
правильный подбор учебных фильмов и необходимость перспективного
планирования
показа.
В
учебных
мастерских
п о ка з ы в а ют
краткометражные и фрагментарные фильмы.
Отдельную
подгруппу
технических
средств
обучения
составляют
тренажеры.
Их
широко
применяют
в
профессиональной
подготовке.
Овладение
любым
трудовым
процессом,
как
показывает
практика,
обязательно
включает
в
себя
тренировочную
деятельность,
так
и
проведение
самоконтроля
(фиксацию
и
оценку
своих
действий).
При
выполнении упражнений в обычных условиях самоконтроль проводится
на
основе
лишь
зрительных
слуховых
восприятий.
При
обучении
на
т ренажере
во сприятия
уточняют ся
с
помощью
р а з л и ч н ы х
приспособлений, поэтому освоение той или иной деятельности идет уже с
меньшим
эмоциональными
напряжением.
Процесс
обучения
на
тренажерах в большинстве своем мало чем отличается от обучения на
реальном объекте труда, методика его, как правило, следующая: мастер
излагает учебный материал; показывает приемы выполнения действий; в
свою
очередь,
обучающиеся
воспринимают
рассказываемое
и
показываемое, запоминают его, а затем приступают к самостоятельным
упражнениям
на
тренажере.
Следовательно,
умения
и
навыки
формируются
в
результате
многочисленных
повторных
упражнений
с
предварительным осознанием порядка действий.
3.Активизация
познавательной
деятельности
обучающихся
на
уроках производственного обучения
Развитие
современного
общества
и
системы
образования
предъявляют
все
более
высокие
требования
к
качеству
подготовки
выпускников училищ. Применение активных методов процесса обучения
позволяет развить познавательную активность обучающихся на занятиях
по
производственному
обучению,
а
использование
информационных
технологий
позволяет
разнообразить
формы
работы
на
уроке,
активизировать деятельность учащихся, повысить внимание и творческий
потенциал личности.
Непременным условием эффективности процесса обучения является
развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в
течение всего периода занятий по производственному обучению.
В процессе производственного обучения происходит постоянное
взаимодействие
мастера
и
обучающегося.
Обучение
имеет
ярко
выраженную личностную окраску, и каждый обучающийся осуществляет
изучение
предмета
по-разному.
Один
не
может
продемонстрировать
усвоенные знания, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот,
показывает
профессиональные
способности,
а
третий,
усвоив
определенный стиль отношения к предмету, упорно «не хочет» учиться.
Личностный
характер
также
носит
и
процесс
передачи
знаний
обучающемуся,
так
передавая
учебную
информацию
я
вношу
и
свою
эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от моего желания в
процессе передачи знаний и умений участвуют убеждения, приоритеты,
мотивации. Поэтому изложение истины, представляются обучающемуся
как что-то чуждое, а процесс познания и открытия этих истин часто
остается
за
рамками
обучения.
На
этом
этапе
возникает
проблема
необходимости
развития
творческого
мышления
при
устранении
доминирующей роли мастера в процессе приобретения знаний и опыта
обучающимися.
Введение элементов активного обучения, таких как проблемное
изложение, дидактическая игра, проектирование, помогает обучающимся
осваивать
знания
и
умения
в
профессии
и
развивать
познавательную
деятельность.
Элементы проблемного обучения возможно применять на каждом
занятии на всех его этапах. Проблемное обучение называют потому, что
весь учебный материал обучающиеся усваивают путем самостоятельного
решения
проблем.
Тут
имеет
место
и
объяснение
темы,
и
решения
поставленных задач, и выполнение упражнений.
Уровни проблемности
для
каждого
возраста
свои,
и
во
многом
достижение
того
или
иного
зависит
от
совместной
работы
мастера
и
обучающегося.
Но
метод
проблемного
изложения
нецелесообразно
использовать
в
процессе
формирования новых умений и навыков, и тем более усовершенствований
приобретенных ранее.
Если
нужно
привить
умение
выполнять
сложное
действие,
то
сначала следует продемонстрировать его, а затем разъяснять в процессе
упражнений,
следя
за
тем,
чтобы
правильно
выполнялись
все
его
элементы. Возможность применения проблемности в обучении связана с
уровнем подготовленности обучающихся. Восприятие и решение учебных
проблем требует умения сравнивать предметы, явления, анализировать их,
обобщать. Выделяют четыре уровня проблемного обучения.
Первый
уровень
–
мастер
формулирует
проблему,
вводит
обучающихся
в
проблему,
создает
проблемные
ситуации,
решает
их,
анализирует полученные результаты. Обучающиеся следят за ходом его
мыслей, усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности.
В условиях производственного обучения наиболее эффективным является
диалогическое
преподавание.
Это
обусловлено
тем,
что
большинство
обучающихся
имеет
некоторые
начальные
сведения
из
опыта,
и
в
определенной
степени
могут
принимать
участие
в
решении
учебных
проблем.
Второй
уровень
–
создание
проблемной
ситуации,
вместе
с
обучающимися я формулирую проблему и при их участии решаю ее.
Третий
уровень
–
я
помогаю
обучающимся
сформулировать
проблему
и
решить
ее.
Обучающиеся
самостоятельно
выбирают
из
предложений гипотезу, обосновывают ее, находят метод доказательства
гипотезы, формулируют выводы.
Четвертый
уровень
–
творческая
активность.
Обучающиеся
самостоятельно
находят
проблему
и
решают
ее.
Моя
роль
при
этом
сводиться к опосредованному руководству.
В производственном обучении есть все условия для организации
индивидуальной
работы
с
обучающимися.
Я,
о су щ е с т вл я я
индивидуальный
подход,
определяю,
на
каком
уровне
проблемности
способен
работать
обучающийся,
какие
компоненты
творческой
деятельности
им
усвоены
недостаточно,
а
потом,
исходя
из
логики
учебного материала, подбираю ему соответствующие проблемные задания,
которые будут способствовать устранению выявленных недостатков.
Результат
обучения
зависит
от
мотивов
познавательной
деятельности,
от
характера
ее
протекания,
который
обуславливается
личностью обучающегося. Для успешности обучения очень важно, чтобы
у
обучающегося
была
достаточно
сильная
мотивация
к
овладению
деятельности в виде желания учиться, интересы к профессии.
Положительная
мотивация
деятельности
является
таким
психологическим условием, который дает вообще возможным послушное
следование обучающегося рекомендациям и требованиям методики, то
есть
если
у
человека
не
будет
желания
учиться,
то
никакие
ориентирующие материалы не помогут успешно овладеть деятельностью,
ибо он просто не будет ими пользоваться.
Мотивация – общий психологический настрой на освоение нового,
более выгодного объекта приложение своих сил, может натолкнуться на
конкретные трудности, связанные с тем, что не легко найти место и время
для
быстрого
и
добротного,
но
наименее
накладного
обучения
облюбованному делу.
Сегодня
среди
существующих
технологий
наиболее
полной
и
популярной
формой
организации
учебно-воспитательной
работы
с
обучающимися является проектная деятельность.
По определению проект – это совокупность определенных действий,
документов, предварительных текстов, замыслов для создания реального
объекта, предмета, создание разного рода теоретического и материального
продукта. Это всегда творческая деятельность. Современный проект- это
дидактическое
средство
активизации
познавательной
деятельности,
развития
креативности
и
одновременно
формирование
личностных
качеств:
умение
самостоятельно
конструировать
знания,
умение
ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить,
умение работать в группе, дисциплинированность.
Проект
всегда
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность
обучающихся, которую они выполняют в течении определенного отрезка
времени.
Любая деятельность состоит из следующих элементов: потребность
– мотив – цель – задача – действие – операции.
К определенной деятельности субъекта побуждает обычно не какой-
то один мотив,
а совокупность противоречивых мотивов, образующих
мотивацию данной деятельности, а потребность есть состояние человека,
отражающее его нужду в чем-либо.
Деятельность обучающихся при выполнении проектов соответствует
общей
структуре
проектирования.
Основными
этапами
проектной
деятельности
является:
организационно-подготовительный,
технологический, заключительный.
На организационно-подготовительном этапе перед обучающимися
ставится проблема осознания нужд и потребностей человека, общества.
На этом этапе обучающийся осознает, зачем и для чего необходим
проект
по
той
или
иной
теме
производственного
обучения,
какова
основная
задача
предстоящей
работы,
определяет
цель
итогового
продукта, который носит социальный или личностный характер, обобщает
изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих
знаний и умений.
Завершающим
элементом
этого
этапа
является
планирование
технологии изготовления, где обучающиеся осуществляют такие действия
как:
подбор
инструментов
и
оборудования,
определения
вида
сырья,
последовательности
технологических
операций,
осуществляют
оптимальный выбор технологии изготовления изделия.
Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт мастера,
родителей,
а
также
все
инструменты
и
приспособления,
которыми
пользуются обучающиеся при разработке проекта.
Результатами деятельности являются приобретения новых знаний,
умений
и
готовые
графические
и
технологические
документы.
На
протяжении
выполнения
этого
этапа
обучающиеся
производят
самоконтроль и самооценку своей деятельности.
Н а
т ех н ол о г и ч е с ком
э т ап е
о бу ч а ю щ и е с я
в ы п о л н я ю т
технологические операции, корректируют свою деятельность, производят
самоконтроль и самооценку работы.
Целью этого этапа является качественное и правильное выполнение
трудовых
операций
в
соответствии
с
техническими
условиями
на
выполнения
работ.
Предметом
деятельности
является
материальный
продукт, знания, умения и навыки. Средством исполнения – инструменты
и оборудование, с которыми работает обучающийся.
Результатом этого этапа является приобретение знаний, умений и
навыков.
Законченные
технологические
операции
явл яют ся
промежуточными результатами деятельности обучающегося.
На
заключительном
этапе
происходит
окончательный
контроль,
корректирование
и
испытание
проекта.
Обучающиеся
производят
экономические расчеты, анализируют проделанную работу, устанавливают
достижение
своей цели, каков результат их труда. В завершении всего
обучающиеся защищают свой проект в условиях мастерской. Все итоги
заносятся в таблицу и выставляется итоговая оценка на основе оценки
мастера и обучающихся по критериям, предъявленным к проекту.
Критериями оценки проекта могут быть:
конструктивные
критерии
–
прочность,
надежность,
удобство
использования, соответствие модели назначению;
технологические
критерии
-
количество
используемых
деталей,
оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность,
расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование,
сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;
экологические
критерии
–
возможность
использования
отходов
производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
эстетические
критерии
–
оригинальность
формы,
композиционная
завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;
экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном
изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового
производства,
финансовые
затраты,
уровень
продажной
цены,
вид
рекламы.
При защите своего проекта обучающиеся
учатся убеждать своих
однокурсников, преподавателей в значимости работы, показывают свою
компетентность
в
специальных
вопросах,
касающихся
проекта,
старательность,
добросовестность
при
выполнении
з а д а ния ,
аргументированность
предлагаемого
решения,
уровень
творчества
и
оригинальность подходов.
Рейтинговая оценка творческого проекта складывается из суммы
средней
оценки
экспертов,
самооценки
исполнителя
работы
и
оценки
учителя.
Проектная
деятельность
стимулирует
истинное
учение
самих
учеников, потому что оно:
- личностно-ориентированно;
- использует множество дидактических подходов;
-
самомотивируемо,
что
означает
возрастание
интереса
и
вовлечённость в работу по мере её выполнения;
- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и
психомоторной областях на всех её уровнях;
-
позволяет
учиться
на
собственном
опыте
и
опыте
других
в
конкретном деле;
- приносит удовлетворение обучающиеся, видящим продукт своего
труда.
Анализ
содержания
деятельности
обучающихся
при
выполнении
проектного
задания
позволяет
сделать
вывод,
о
том,
что
проектная
деятельность
содержит
в
себе
большие
возможности
для
развития
творческих способностей и развитие познавательной деятельности.
Выполняя проекты обучающиеся на собственном опыте составляют
представления о жизненном цикле изделия – от рождения замысла до
материальной реализации и использования на практике.
При проектировании приобретается опыт использования знаний для
решения поставленных задач, когда имеется дефицит или избыток данных,
отсутствует
эталон
решения.
Таким
образом,
предоставляется
возможность
приобретения
опыта
творчества,
т
е
комбинирования
и
моделирования известных решений для достижения нового результата,
диктуемого
изменяющимися
внешними
условиями.
Проектирование
позволяет
достигать
повышения
уровня
коммуникабельно сти
обучающихся.
Для
меня
проектирование
является
показателем
подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности.
При
диагностике
проекта
я
могу
выявить
динамику
развития
каждого обучающегося.
Критериями такого роста можно считать:
1. Умение пользоваться информацией любого рода.
2.
Функциональную
грамотность
-
восприятие
установок
и
объяснений, умение задавать конструктивные вопросы,
обращаться с
техническими объектами, приемами безопасной работы.
3.
Технологическую
умелость
-
способность
выполнять
ранее
усвоенные
трудовые
приемы,
операции,
грамотно
использовать
инструменты
и
оборудование,
достигать
заданный
уровень
качества,
понимание
свойств
материалов,
обеспечение
личной
безопасности,
рациональной организации рабочего места.
4.Интеллектуальную
подготовленность - понимание постановки
учебных задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по
размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие
новой информации, умение пользоваться технической документацией и
составление ее.
5. Волевую подготовленность - стремление выполнять поставленные
задачи, внимательное отношение к речи мастера в учебной ситуации,
дружелюбное
взаимодействия
с
другими
обучающимися,
желание
выполнить задание на высоком уровне качества, толерантное отношение к
замечаниям, успешное преодоление психологических и познавательных
барьеров, способность запрашивать и получать помощь.
Применение
активных
методов
как
проблемное
изложение
и
проектирование
способствует
возникновению
такого
взаимодействия
и
отношения
обучающихся
между
собой
и
взрослыми
при
которых
для
достижения цели реализуются творческие усилия личности,
не только
достигается
запланированный
результат,
но
и
происходит
развитие
внутреннего мира обучающихся.
Использование
средств
наглядности
на
уроке
имеет
огромное
значение
для
повышения
качества
усвоения
учащимися
информации,
развития психики учащегося и расширения педагогических возможностей
учителя. Наглядность способствует приобретению осознанных прочных
знаний. Она реализует связь теории и практики, содействует развитию
абстрактного
мышления
на
основе
связи
конкретного
и
абстрактного,
формирует познавательный интерес и активность обучающихся.
Средства
наглядности
я
использую
при
изложении
учебного
материала,
в
ходе
самостоятельной
деятельности
обучающихся
по
приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле
за усвоением материала и при других видах деятельности.
При
подборе
средств
наглядности
учитываю
уровень
развития
пространственного
мышления
обучающихся
и
путем
постепенного
перехода от применения реальных объектов к условным изображениям
формирую их пространственное мышление.
Однако не только степенью абстракции характеризуются отдельные
виды
наглядности.
У
каждого
из
них
существует
ряд
других
дидактических
признаков,
определяющих
рациональную
область
использования средств наглядности в учебном процессе. Например, такое
свойство
натуральных
объектов,
как
их
реальность,
способствует
формированию у учащихся правильного представления о форме, цвете и
величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность
перейти от наблюдения конкретных образов к абстрактному мышлению.
Средства наглядности на уроке можно предложить обучающимся
различными способами. Среди них наиболее часто использую такие как:
демонстрация натуральных объектов;
зарисовку на доске;
вывешивание плакатов;
применение
технических
средств
обучения
(компьют е р,
мультимедийную установку);
выдача
раздаточного
материала
виде
всевозможных
таблиц,
инструкционных карт, алгоритма действий, блок –схем,
Возможность использовать различные средства для предъявления
обучающемуся
информации указывает на то, что мастеру необходимо
знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ
видео фильма и презентации по обработке изделия
занимает меньше
времени на изложение материала, чем это необходимо для предъявления
этой же информации с помощью устных инструкций и показа общей
обработки.
Способ
показа
фильма
или
презентации
более
гибок,
чем
демонстрация трудовых приемов всей группе обучающихся, поскольку
позволяет
давать
материал
в
любой
последовательности,
а
при
необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.
Следует
подчеркнуть,
что
сами
по
себе
средства
наглядности
в
сочетании
со
способами
предъявления
информации
на
уроке
еще
не
решают
задачи
повышения
качества
обучения.
Эффективность
их
использования зависит от соблюдения ряда требований к соответствию
средств наглядности:
целям и задачам обучения
этапам
урока,
на
котором
планируется
использовать
средства
наглядности
объему
содержания
и
дидактиче ским
ха р а кт е р и с т и ка м ,
предъявляемой информации
уровню
развития
пространственного
мышления
обучающихся,
другим методам обучения используемых на уроке.
Установить строгое соответствие отбираемых средств наглядности
указанным
требованиям
–
трудно.
В
то
же
время
можно
подобрать
различные
сочетания
средств
наглядности
на
уроке,
чтобы
придать
структуре
урока
и
методам
обучения
гибкость,
сделать
средства
наглядности отвечающим конкретным условиям обучения и методическим
наклонностям учителя.
Эффективность
применения
выбранного
средства
во
многом
определяется методикой и техникой его использования на уроке. Здесь
важно и значимо:
место расположения на уроке;
освещенность средства наглядности в кабинете;
его видимость со всех точек кабинета;
умелое сочетание слова и демонстрации;
степень
подготовленности
учащихся
к
восприятию
средства
наглядности;
время демонстрации;
педагогическая квалификация учителя.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс
позволяет
активизировать
процесс
обучения,
реализовать
идеи
развивающего
обучения,
повысить
темп
урока,
увеличить
объем
самостоятельной
работы
обучающихся,
формировать
и
развивать
профессиональные
компетенции,
применять
знания,
умения,
находить
причинно-следственные
связи,
сделать
выбор
из
представленной
информации, критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи,
анализировать, составлять алгоритм действий, аргументировать выводы,
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах,
самостоятельно работать над созданием проекта.
Информационные технологии позволяют решать следующие задачи
на уроке: обеспечение обратной связи в процессе обучения; обеспечение
индивидуализации учебного процесса; повышение наглядности учебного
процесса; организации коллективной и групповой работы.
В
практической
деятельности
преподавания
производственного
обучения мною были разработаны различные формы информационного
сопровождения урока:
- презентации по темам программы обучения;
- тесты в программах Microsoft Power Point, Microsoft Excel;
- инструкционно-технологические карты.
Использование
информационных
технологий
на
уроках
производственного обучения позволяет
разнообразить формы работы,
деятельность
обучающихся,
активизировать
внимание,
повысить
творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации
позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания
с
последующей
проверкой
активизируют
внимание
учащихся.
Использование
иллюстраций,
рисунков,
различных
занимательных
заданий,
тестов,
воспитывают
интерес
к
уроку;
делают
урок
более
интересным. Использование тестов помогает не только экономить время
мастера п/о, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания.
Уроки
с
применением
информационных
технологий
позволяют
существенно
повысить
мотивацию
обучающихся
к
обучению,
удовлетворенность уроками производственного обучения
в мастерских
училища. Это подтверждается результатами диагностики проводимой в
группе как на 1 курсе, так и на втором. В результате анкетирования
выявлено, что у обучающихся имеется явно выраженная положительная
установка на использование компьютерной техники в образовательном
процессе.
Умения
и
навыки,
формирующиеся
при
использовании
информационных
технологий
в
современных
условиях,
принимают
общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер, и могут быть
перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного
информационного
пространства
знаний
обучающихся.
Это
послужит
достижению информационной компетентности обучающихся. Поэтому нет
никакого сомнения в том, что уроки с использованием информационных
технологий
призваны
влиять
на
формирование
и
р а з в и т и е
информационно-коммуникативной
и
профессиональной
компетенции
учащихся.
Применение
системы
методов
и
средств
обучения
меняет
традиционность
уроков,
требует
соблюдения
основных
элементов
методики, в число которых входит подготовка обучающихся к активному
восприятию
учебного
материала,
постановки
вопросов
и
творческих
заданий, проведения различных форм закрепления.
Такой подход взаимодействия мастера производственного обучения
и обучающегося способствует, с одной стороны, освобождению мастера
на уроке от большого объема
чисто технической работы, тем самым
увеличивая время для творчества, с другой стороны, повышает интерес
обучающегося к учебе.
Технология
активного
обучения
с
применением
информационно-
коммуникативной
технологии
требует
активной
подготовки
к
уроку,
однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятия,
увеличивают
творческий
потенциал
мастера
и
повышают
интерес
обучающегося к приобретению знаний и умений по выбранной профессии
4. Подготовка мастера к занятиям
Сложный
и
многогранный
учебно-воспитательный
процесс
осуществляемый
на
уроках
производственного
обучения
в
учебных
мастерских
будет
успешным,
если
он
всесторонне
осмыслен
и
подготовлен. Мастер обязан продумать процесс обучения и воспитания,
отчетливо представлять цель взаимосвязанных тем программы. Практика
показывает, что к изучению очередной темы нельзя приступить, не усвоив
содержания учебного материала предшествующих тем. В то же время надо
знать и содержание последующих тем, чтобы изучая очередную тему,
готовить
учащихся
к
восприятию
учебного
материала,
который
будет
изложен
в
дальнейшем.
При
планировании
своей
работы
я
строго
учитываю фонд времени, отпускаемый на изучение каждой темы учебной
программы. Все это дает основание утверждать, что решающим фактором
успешного обучения и воспитания является систематическая и тщательная
подготовка
мастера
к
занятию,
она
складывается
из
т р ех
последовательных
этапов:
подготовки
к
учебному
году,
подготовки
обучающихся к изучению темы и к конкретному занятию (уроку).
Подготовка
к
учебному
году
всегда
начинается
с
изучения
квалификационной
характеристики.
Я
уясняю
требования
к
объему
теоретических
знаний,
профессиональных
и
общетрудовых
умений
и
навыков,
которыми
должен
овладеть
обучающийся
в
предстоящем
учебном году.
Зная и представляя эти требования, я определяю содержание учебного
материала,
его
объем
и
последовательность
изучения.
Эти
сведения
представлены
в
водно-тематическом
плане
и
учебных
программах
производственного обучения специальной технологии. В этих документах
изложено содержание учебного материала с разбивкой его на темы. В них
указано также время, отводимое на изучение отдельных тем, определен
период,
к
которому
приурочивается
прохождение
каждой
темы
программы. Руководствуясь перечнем учебно-производственных работ и
разработанной
учебно-технической
документацией,
я
заблаговременно
продумываю
материально
-
техническое
оснащение
занятий.
В
необходимых
случаях
я
заказываю
недостающие
материалы,
полуфабрикаты,
комплектующие,
сборочные
единицы,
детали.
В
ходе
подготовки
знакомлюсь
с
информацией,
отраслевой
литературой
и
инструкциями.
Подготовка
к
проведению
конкретного
занятия
(урока
производственного
обучения)
-
завершающий
этап
многогранной
подготовительной
деятельности,
он
охватывает
методическую,
техническую
подготовку
мастера.
Я
знакомлюсь
с
методическими
материалами
-
пособиями
и
разработками,
разъясняющими
наиболее
целесообразные приемы и способы подачи учебного материала. Мастеру
необходимо заранее определить содержание и последовательность показа
приемов и способов работы, ход объяснений. Эффективность урока во
многом
зависит
от
умения
подобрать
и
объяснить
факты
и
примеры,
иллюстрирующие
связь
изучаемого
материала.
План
у р о ка
разрабатывается в соответствии с программой обучения. Разработка плана
урока всегда должна начинаться с анализа результатов предшествующего
занятия. Я устанавливаю, в какой мере решены задачи прошедшего урока,
анализирую недостатки и недочеты, определяю на основе результатов
анализа, какие изменения требуется внести в следующие занятие. При
этом
стремлюсь,
чтобы
оно
соответствовало
современному
уровню
техники,
технологии
и
организации
труда.
Очень
важно,
чтобы
содержание
было
связано
с
предыдущими
занятиями,
а
также
подготавливало учащихся к усвоению учебного материала последующих
уроков
и
способствовало
решению
воспитательных
задач,
далее
я
определяю
структуру
урока
и
дозировку
времени
каждой
его
части.
Необходимо
учитывать
уровень
сформированности
умений
и
навыков
обучающихся,
учитывать
индивидуальные
особенности.
Подбирая
индивидуальные задания я стремлюсь к тому, чтобы работа в наибольшей
мере способствовала дальнейшему росту мастерства каждого учащегося.
Выполнение
заданий
может
проводиться
фронтально,
бригадами
и
индивидуально.
Окончательно
определив
структуру
урока,
я
намечаю
методы руководства деятельностью обучающихся на протяжении всего
занятия, планирую, как будет организованы индивидуальные инструктажи,
когда и с какой целью будут проводиться целевые обходы. Устанавливаю
порядок приема выполненных работ, выделяю время для помощи слабым
и
отстающим
обучающимся.
Продумываю
порядок
проведения
заключительной части урока. Все это фиксируется в плане урока. Очень
важно полностью реализовать разработанный план урока, т.е. выполнить
все намеченное в нем. Успешность обучения следует рассматривать в
нескольких
сторон:
качество
и
время
выполнения
задания,
уровень
профессиональной
самостоятельности,
соответствие
освоенных
движений,
приемов
и
действий
учебной
программе.
Результативность
определяется контролем и оценкой трудовой деятельности обучающихся.
5. Заключение
Для успешной и плодотворной работы по обучению обучающихся
мастер
производственного
обучения
должен
в
совершенстве
владеть
мастерством работы, мог успешно отдавать свой профессиональный опыт.
Прочные
производственные
навыки
и
личное
безукоризненное
выполнение
производственных
операций
позволяют
мастеру
в
любой
момент помочь обучающемуся быстро выявить и устранить те или иные
ошибки,
научить
правильно
выполнять
все
операции.
От
построения
занятий
и
качества
его
проведения
зависит
постановка
всего
учебно-
воспитательного процесса.
Мастер
производственного
обучения
заранее
н а м еч а е т
воспитательную работу, которую требуется проводить на уроках, ставит
воспитательные
цели.
Для
достижения
поставленных
целей
можно
применять различные способы. Так,
-четкий и уверенный показ приемов работы - вызывает и закрепляет у
обучающихся интерес к профессии;
- поощрение за бережное, экономное отношение к материально -
техническим
средствами
и
наказание
за
халатное,
расточительное
отношение
-
способствуют
экономическому
воспитанию,
воспитанию
чувства хозяина;
-
систематическая
организация
выставок
работ
обучающихся
закрепляет интерес к труду, к выбранной профессии;
-
повышение
оценки
за
красоту
изделия,
тщательную
внешнюю
отделку - способствует эстетическому воспитанию;
-
ч е т к а я
о р г а н и з а ц и я
у ч е б н о й
р а б о т ы
-
п р и у ч а е т
к
дисциплинированности;
- постановка в процессе обучения содержательных задач и проблем,
когда у обучающихся возникает потребность в самостоятельном поиске
решений, содействуют развитию у них познавательной активности;
-
правильно
раскрытая
обучающимся
цель
урока
обеспечивает
сознательное усвоение знаний, умений и навыков;
-
вооружение
обучающихся
способами
самоконтроля
в
процессе
выполнения
операции
-
позволяет
воспитывать
умение
саморегуляции
своих действий и так далее.
-важным
для
достижения
поставленных
воспитательных
целей
является
личный
пример
мастера,
а
также
четкое
планирование
воспитательной работы;
-
продуманные
общественные
обязанности
обучающихся
-
воспитывают чувство ответственности;
-
умелая
организация
соревнования
бригад
или
отдельных
обучающихся - развивает их активность, творческое мышление;
Список использованной литературы:
1. Библиотечка мастера: Сб.1 и 2 М, 1984 г.
2. Организация и методика производственного обучения 2004г.
3. Основы профессиональной подготовки М 1977г.
4.
Уманский
В.С.
Применение
технических
средств
в
учебном
процессе в профтехучилищах. М. 1979 г.