Напоминание

"Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения английскому языку в современной школе в условиях реализации ФГОС"


Автор: Березюк Лариса Борисовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ НШ №13
Населённый пункт: г.о. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения английскому языку в современной школе в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА №13

город Балашиха микрорайон Железнодорожный Московской области

__________________________________________________________________

ул. Новая, д. 34, 527-55-37

«

.

Выступление по теме:

«Применение здоровьесберегающих технологий в процессе

обучения английскому языку в современной школе в условиях

реализации ФГОС»

В рамках работы XI муниципальной – VI региональной Выставки-

Ярмарки муниципальных и управленческих идей «Механизмы

достижения качества современного образования»

Березюк Лариса Борисовна,

учитель английского языка

Балашиха, 2018

Актуальность темы сохранения здоровья детей подтверждают статистические

показатели последних лет. Около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют

отклонения в состоянии здоровья. Только 8-10% выпускников школ можно считать

действительно здоровыми.

Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве

причины ухудшения здоровья детей необходимо указать и отрицательное влияние школы.

Интенсификация учебно-образовательного процесса, перегруженность учебных

программ, недостаток двигательной активности, раннее начало систематического

обучения приводит не только к снижению иммунитета и росту количества заболеваний

учащихся, но и к значительному увеличению количества детей, не способных полностью

адаптироваться к учебным нагрузкам.

По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на

иностранный язык приходится 10 баллов т.е. иностранный язык по трудности является

вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения

нервной системы учащихся. С первых уроков дети учатся общаться на иностранном языке.

Для этого учащиеся должны усвоить большой объем лексического, грамматического

материала, приобрести произносительные навыки. Они учатся понимать иностранную

речь на слух, учатся читать и писать. Учащиеся находятся в состоянии стресса. Поэтому

одной из основных задач образования сегодня становится укрепление и сбережение

здоровья обучаемых, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор

таких технологий преподавания, которые бы соответствовали возрасту учеников,

устраняли бы перегрузку и сохраняли здоровье школьникам.

Для улучшения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Главной

задачей учителя становится обеспечение максимально благоприятной, психологически

комфортной обстановки на уроке и создание у детей положительного эмоционального

настроя.

На своих уроках я использую:

Методы позитивной психологической поддержки ученика

Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося, то есть

дифференцированный подход

Принцип двигательной активности на уроке

Здоровьесберегающие технологии

Во избежание усталости и перегрузки детей я провожу уроки в соответствии с динамикой

внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Развитию

мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:

индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее

по времени. Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание,

ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания,

“мозговой штурм”. Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение

контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.

В своей практике чаще всего использую следующие здоровьесберегающие технологии:

игровые , технологию уровневой дифференциации, проектные технологии, ИКТ

технологии, технологию сотрудничества, методический прием сиквейн технологии

развития критического мышления.. В своей педагогической деятельности большое

внимание уделяю созданию психологического климата на уроках и повышению

мотивации к изучению английского языка.

Постоянно использую в своей работе нестандартные формы уроков: уроки-игры, уроки-

фантазии, творчества, аукционы, путешествия, экскурсии, викторины, дискуссии; уроки

парной, групповой работы, театрализованные уроки, уроки-рефлексии.

Игры: дидактические,

ролевые,

деловые,

творческие,

театрализованные,

призванные

решать

не

только

учебные

задачи.

Они

развивают

творческое

мышление,

снимают

напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания. Особенно

актуальны игровые приемы при обучении младших школьников, когда уроки полностью

строятся с использованием игрового моделирования. Урок проходит в нестандартной

форме. Дети быстрее запоминают новые слова и выражения, если подача материала

оформлена

в

виде

увлекательного

действия.

В

игровой

форме

происходит

создание

психологической готовности учащихся к речевому общению; обеспечивается естественной

необходимость многократного повторения языкового материала; тренировка учащихся в

выборе нужного речевого варианта. Ролевые, театрализованные игры помогают ребенку

раскрепоститься, снять языковой барьер. Например, при изучении темы еды, школьных

принадлежностей,

одежды

и

других

учащиеся

играют

в

ролевую

игру

«В

магазине»,

выполняя роли продавца и покупателя. Дети не только общаются на иностранном языке,

но и приобретают социальный опыт, знакомятся с правилами этикета, культуры общения.

При изучении темы «Путешествие по Лондону» учащиеся выполняют роли экскурсоводов

и

туристов.

Проводят

конкурс

на

лучшее

знание

достопримечательностей

города.

Разыгрывается ситуация «турист заблудился», как поступить в данной ситуации? Учащиеся

п р о р а б а т ы в а е т

п р а в и л а

п о в е д е н и я

в

с л о ж н о й

с и т у а ц и и .

При изучении темы «My Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой,

жестами,

движениями,

разыгрываются

сценки

с

репликами

знакомства,

дети

придумывают загадки о животных. Несколько слов хочется сказать о драматизации (acting

out) как о виде релаксации на уроке английского языка. Драматизация способствует

развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей. Элементы

театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок во время недели

английского языка в общешкольном масштабе являются прекрасным средством снятия

психоэмоционального

напряжения

учащихся.

Также

на

уроках

широко

применяю

электронные игры. Современные УМК “Spotlight” содержат электронное приложение с

играми, видеофильмами

для закрепления лексического и грамматического материала.

Дети с удовольствием играют в электронные игры.

В работе со средними и старшими школьниками достаточно внести лишь элементы игр.

Можно

применить

игровые

технологии

на

каком-то

определенном

этапе

урока,

но

обязательно

чередовать

их

с

другими

приемами.

Например,

в

старшей

школе

при

изучении

темы

«Выбор

профессии»

учащиеся

ведут

диалог

между

консультантом

и

претендентом на рабочее место, развивают умения составлять формальное письмо, пишут свое

резюме. В данной деловой игре используется планирование учебного сотрудничества, происходит

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Метод

проектов является

составной

частью

обучения

английскому

языку

и

поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и

личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.

Физкультурная минутка — проводится по мере утомляемости детей, не менее 2-х за урок.

Это

может

быть

дыхательная

гимнастика,

гимнастика

для

глаз,

легкие

физические

упражнения. Время — 2-3 минуты.

Выполнение ритмичных упражнений в сочетании с

речевой

деятельностью

стимулирует

интерес

к

учению,

помогает

реализовать

двигательную активность школьников, создает положительный эмоциональный настрой

на восприятие и усвоение учебного материала, снимает напряжение и восстанавливает

работоспособность обучаемых.

Физкультурные упражнения проводятсяс использованием движения, песен, танца.

Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное

напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание

ребят.

Мы проводим зарядку для улучшения мозгового кровообращения с движениями головы.

Исходное положение(и.п.)- сидя на стуле, 1-2-отвести плавно голову назад, 3-4-голову

наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Пальчиковая гимнастика также широко используется на уроках. На кистях рук

расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную

нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние

органы, которые с этими точками связаны. Остроумно весёлое, удачно подобранное

маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует

снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-

положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных

навыков. Например, игра «Пять маленьких пальцев»:

Five little kittens

Five little kittens standing in a row (hold up 5 fingers)

They nod their heads to the children so (bend fingers)

They run to the left, they run to the right (run fingers to the left and then to the right)

They stand up and stretch in the bright sunlight (stretch fingers out tall)

Along comes a dog who's in for some fun (hold up one finger from opposite hand)

MEOW! See those little kittens run (let fingers run)

Постоянным видом релаксации на уроке является песня, которая не только предоставляет

учащимся возможность отдохнуть, но и помогает формировать фонетические,

лексические, грамматические навыки.

В целях релаксации можно и слушать, и разучивать, и исполнять песни. Пение

активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к

предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счёт

эмоционального настроя.

Также

необходимо

использовать

постоянную

смену

видов

деятельности ,

т.е.

целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа,

письменная,ответы на вопросы, аудирование, работа с интерактивной доской, работа с

компьютером,

игровые

моменты

и

пр.).

Применяю не

менее

трех

видов

преподавания (словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

групповую,

парную,

индивидуальную, самостоятельную

работу), чередую их не позже чем через 10–15 минут,

с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся к

учебному материалу.

Артикуляционная гимнастика используется на каждом уроке. Это упражнения развитию

речи,

считалки,

ритмические

стихи,

устные

пересказы,

хоровые

повторения,

которые

используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического

развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Большое внимание уделяю позам учащихся. Осанка формируется у человека только к 15-

17-летнему возрасту., поэтому о правильной позе учащимся нужно напоминать на

протяжении всего учебного процесса в школе. Неправильные позы, которые принимает

ученик во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой

утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные

моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и

интеллектуальных нагрузках. Важно создавать на уроке положительную

эмоциональную настроенность учащихся. Нельзя говорить о здоровьесберегающих

технологиях, если в классе царит напряженная атмосфера. Положительные эмоции,

наоборот, способны полностью снять любые последствия отрицательных воздействий на

организм учащихся. Для создания нужного эмоционального фона я часто использую

эмоциональную разрядку, такую, например, как смешное четверостишие, шуточное

высказывание или поговорка. Небольшая шутка поможет снять умственное напряжение и

разрядить обстановку. Для создания положительного эмоционального настроя на уроке

часто использую эмоциональную разрядку, смешное стихотворение, шуточное

высказывание или поговорку. Небольшая шутка помогает снять умственное напряжение

учащихся на уроке. В УМК “Spotlight” есть регулярная рубрика Smile, которая содержит

короткие шутки с иллюстрациями. Учащиеся не только получают положительные эмоции,

но и учатся воспринимать юмор, а также приобщаются к культуре англо-язычных стран. Но

самое важное, среди всех здоровье сберегающих технологий, это позитивный настрой и

доброжелательный тон учителя.

Важное

значение

имеет

стиль

общения учителя

с

учениками.

Современные

нормы

требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику

душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием,

а

не

по

принуждению.

У

рок

должен

быть

зоной

психологического

комфорта.

Здесь

невольно вспоминается высказывание Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель!

Помни,

твоя

улыбка

стоит

тысячи

слов».

В

результате

введения

в

урок

видов

деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность

в

себе,

в

своих

силах

и

доброжелательное

отношение

к

окружающим,

изменяется

микроклимат на уроках.

Атмосфера

на

уроках

становится

более

благоприятной

для

обучения

ИЯ

и

для

межличностного

общения.

Одним

из

важных

средств

создания

благоприятного

микроклимата является похвала ученика.

Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т.д.

Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, поощрительных карточках.

С

этой

целью

используются

методы

релаксационные

упражнения,

упражнения

на

рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Упражнение «Комплименты».

Дети

по

очереди

говорят

друг

другу

добрые

слова

на

английском

языке,

стараясь

акцентировать достоинства своих одноклассников.

Упражнение «Покажи мне свое настроение».

«Смайлики»

Учитель

должен

подготовить

изображения

смайликов,

которые

раздаются

каждому

ребенку. Это упражнение может иметь несколько видов.

В

первом

случае

используется

изображение

лиц,

выражающих

различные

эмоции:

радость,

недовольство,

грусть,

удивление,

восхищение.

Дети

должны

выбрать

тот

смайлик, который будет отражать их ощущение от урока или выполненного задания,

оценивать их участие в ходе изучения материала.

Второй вариант данного упражнения предполагает использование изображения лица, на

котором

присутствуют

не

все

детали

(отсутствует

рот,

брови).

Каждому

ребенку

предлагается дорисовать эти элементы таким образом, чтобы отразить необходимую

эмоцию.

смайлики:

Данное упражнение может быть использовано на начальном этапе урока, например, как

способ благоприятного психологического настроя.

Рефлексия может проводиться на любом этапе урока. В зависимости от обстоятельств,

необходимо использовать такие виды рефлексии:

Выбирая

упражнения

для

проведения

рефлексии,

следует

ориентироваться

на

цели,

которые преследуется этим видом работы:

рефлексия

эмоционального

состояния

и

настроения помогает

установить

эмоциональный контакт с классом или отдельными учениками в начале или конце

урока;

рефлексия содержания учебного материала служит выявлению уровня усвоения

содержания изученного материала;

рефлексия деятельности используется для оценивания активности ребенка в ходе

урока и на отдельных его этапах, осмысления способов и приемов работы, выбора

наиболее рациональных.

Ученик, овладевший навыком рефлексирования, научится управлять собой. То, что он

может

давать

оценку

своей

деятельности

на

уроке,

доставляет

радость

ребенку

и

вызывает чувство собственной значимости.

Для

проведения

рефлексии

на

уроках

в

начальной

школе

по ФГОС

предлагаются

различные

упражнения.

Наиболее

простыми

являются

задания

с

эмоциональной

окраской. Они используются на начальном этапе формирования рефлексивных умений.

Целью таких упражнений является дать символьную оценку своей деятельности и ее

результатов.

Например, рефлексия «Солнышко и тучки».

Ученики

получают

карточки

с

изображением

улыбающегося

солнышка,

хмурящего

солнышка, выглядывающего из-за тучки и грустной тучки. Детям нужно дать предельно

простой ответ:

Доволен своей работой на уроке.

Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности.

Не доволен, много не сумел сделать.

Можно попросить школьников показать с помощью таких изображений степень усвоения

учебного материала и т.д.

Часто во время проведения упражнений рефлексии используют цветовые ассоциации.

«Карточка настроения»

Для такого упражнения необходимо иметь набор однотипных карточек разного цвета.

Школьники

имеют

возможность

выбрать

одну

из

них,

цвет

которой

будет

символизировать их ответ на поставленные вопросы. При этом можно предлагать детям

уже готовую картотеку символического значения цветов, например:

желтый — радость;

красный — интеллектуальную удовлетворенность;

зеленый — много непонятного и т.д.

«Букет настроения»

Упражнение носит характер творческой игры. Дети имеют возможность составить букет

своего настроения. Это должна быть коллективная работа, при которой каждому ребенку

нужно выбрать на полянке цветок соответствующего цвета (красный — есть проблема,

желтый

нужна

помощь,

зеленый

все

хорошо)

и

поставить

его

в

вазочку.

Преобладающий цвет букета, покажет степень положительных результатов деятельности.

Аналогично можно использовать другие ассоциативные символы:

дерево украсить разноцветными листочками или плодами;

купить билеты на поезд соответствующего цвета или сесть в определенный вагон;

по мнению ребенка, соответствует степени его участия в работе на уроке.

Также в своей работе в

качестве

рефлексии

учебного

материала

использую сиквейн,

игровой прием технологии критического мышления, позволяющий в пяти строчках, в

лаконичной форме, обобщить пройденный учебный материал; провести в конце урока

анализ, синтез полученной информации. Например, при изучении темы «Хобби» первая

строка сиквейна содержит существительное – hobby, вторая строка – прилагательные,

описывающие

тему: interesting,

popular,

favorite;

третья

строка

глаголы

описание

действий по теме: collect, play, learn; четвертая строка -выражает отношение к теме -Tastes

differ; пятая строка – синоним названия темы – favorite activity или тема – спорт. Первая

строка - sport, вторая - popular, extreme, individual, третья - do, play, go in for,

четвертая - a

sound mind is a sound body,

пятая- physical activity. При составлении сиквейна каждый

ребенок реализует свои творческие, интеллектуальные возможности.

В заключении хотелось бы сказать, что разнообразные уроки, частая смена деятельности,

неснижаемый темп урока, дифференцированный, личностно- ориентированный подход,

наличие эмоциональных разрядок и рефлексии способствует повышению

трудоспособности, снижают уровень тревожности и укрепляют здоровье учащихся. Но

самое важное, среди всех здоровье сберегающих технологий, это позитивный настрой и

доброжелательный тон учителя. Здоровьесберегающий подход в учебно-воспитательном

процессе предоставляет возможность сохранить физическое и психическое здоровье

школьников в современных условиях роста информационного потока, стрессовых

ситуаций, экологических проблем. Внедрение в учебный процесс школы

здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в

состоянии здоровья детей. Происходит не только повышение качества знаний учащихся,

но и уменьшение количества пропусков уроков.



В раздел образования