Автор: Туркова Татьяна Николаевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МДАОУ црр-д/с "Аленький цветочек" Населённый пункт: г. Пыть-Ях Наименование материала: проект Тема: "Права ребенка-это права взрослого" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития
ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
город Пыть-Ях
Проект
«Права ребенка – это права взрослого»
Автор – разработчик:
Туркова Татьяна Николаевна,
социальный педагог высшей категории
2015 г.
Проблема.
«Ты – гражданин России.
У тебя, как и у любого человека есть гражданские обязанности и права.
Но знай, твои права особые.
Это – «Права ребенка».
Они дают тебе преимущество перед взрослыми.
Они защищают тебя от несправедливости."
Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности,
обеспечивающие
психологическую
устойчивость,
нравственные
ориентации,
жизнеспособность и целеустремленность. Правовому воспитанию дошкольников следует
уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период
для становления личности ребенка. Развитие правового сознания личности – это долгий,
сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека.
Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости
определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве еще
дошкольных
период.
В
дошкольные
годы
наиболее
активно
формируются
взгляды,
жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание
права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во
многом
зависит
и
последующее
поведение
человека
в
правовой
с ф е р е .
Ребенок дошкольного возраста приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к
близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. У детей формируется
такие
важные
для
человека
черты,
как
любовь
к
родному
краю,
Родине,
доброжелательность
к
окружающим,
уважение
к
людям
других
национальностей,
активность
и
инициативность
в
самостоятельной
деятельности,
умение
бережно
относиться к результатам труда людей, желание посильно помогать им. Очень важно
развивать эти качества, учитывая то, что ребенок живет в правовом пространстве и,
следовательно, приобщение его к правовой культуре является значимым, развивающим и
социализирующим ресурсом.
Первым социальным институтом становления личности
является семья. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, с раннего
детства
в
малышах
нужно
воспитывать
чувство
уверенности
в
себе
и
социальной
терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового
воспитания дошкольников. Поэтому возникает проблема ознакомления детей с правовой
культурой.
Необходимо
помочь
детям
в
развитии
интереса
к
собственным
правам
и
обязанностям, сформировать навыки социального поведения.
Актуальность.
Исходя
из
опыта
работы,
я
столкнулась
с
тем,
что
у
молодых
родителей
нет
достаточно
глубокого
представления
и
обучения,
они
малокомпетентны
в
вопросах
воспитания,
чрезмерно
опекают
своего
ребенка.
В
то
время
как
у
более
взрослых
родителей, наоборот, из-за невероятно быстрого ритма жизни остается мало время на
воспитание своего ребенка и многие вопросы они скидывают на старших детей, тем
самым
нарушая
права
ребенка.
Поэтому,
как
социальный
педагог
я
решила,
что
необходимо помочь родителям, побольше узнать и сформировать знания о конвенции по
правам ребенка.
Работа по правовому воспитанию дошкольников должна опираться на понимание и
принятие
детьми
нравственных
норм
поведения
и
взаимоотношений
с
взрослыми
и
другими детьми. Условно ее можно разделить на три этапа. Первый, базовый этап –
знакомство с нравственными нормами правилами, в процессе которого дети начинают
понимать
преимущество
их
выполнения,
учатся
согласовывать
права
и
обязанности.
Второй
этап
–
ознакомление
и
осознание
детьми
собственных
прав:
на
отдых,
на
образование, на имя и др. Знание прав – щит, прикрывающий ребенка, его достоинство от
посягательств со стороны взрослого. Понимание ребенком обладания правами дает ему
возможность
самореализоваться
и
раскрыться
как
личности.
Затем
происходит
формирование навыков поведения. Третий этап – знакомство с «Конвенцией о правах
р е б е н к а »
и
д р у г и м и д о к у м е н т а м и
п о
з а щ и т е
п р а в
ч е л о в е к а .
На основе общего представления о социально-правовых явлениях
и
путем
воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в
дошкольном возрасте возможным является формирование:
уважительного отношения к установленным правилам поведения;
осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
понимания нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение,
а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;
установки
на
оказания
помощи
сотрудникам
правоохранительных
органов,
осуществляющим деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;
неприятия
насильственных
и
других
асоциальных
(незаконных)
действий
в
отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом
материале правовых убеждений;
ценной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.
Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом и
предусматривает отношение к ребенку как партнеру в условиях сотрудничества.
Современная ситуация в сфере осуществления правовоспитательной деятельности в
нашем дошкольном учреждении определяет необходимость поиска подходов к ее
организации, методов, средств и форм, способствующих организации качественного
правового воспитания в дошкольном образовании.
Цель проекта.
Формирование
и
систематизация
знаний
детей
и
их
родителей
о
правовом
образовании.
Задачи проекта.
формирование у детей правовой компетентности, понимание и осознание своих
прав и свобод;
ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми
нормами и правилами поведения;
воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от
их
происхождения,
расовой
и
национальной
принадлежности,
языка,
пола,
возраста,
личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических
недостатков;
повышать
правовую
и
педагогическую
культуру
родителей
для
усиления
их
ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Участники
проекта:
дети
подготовительных
к
школе
групп,
родители
групп,
воспитатели,
социальный
педагог,
музыкальный
руководитель,
хореограф.
По
составу
участников данный проект коллективный, межгрупповой.
Гипотеза.
Предположим, что у детей подготовительных к школе групп возможно качественно
повысить представления о правовой культуре. Закрепить знания и понятия о том, что у
каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы
взаимоотношения с членами семьи.
Ожидаемый результат.
С помощью данного проекта, я как социальный педагог хочу помочь детям и их
родителям
(законным
представителям)
закрепить
знания
о
своих
правах,
гарантированных законами страны, в которой они живут. Помочь детям из пассивных,
бездеятельных наблюдателей превратиться в активных участников познания социально-
правовой жизни общества на собственном опыте в конкретных делах и поступках.
Методы и средства реализации проекта.
Выстраивание системы педагогической работы по приобщению детей и их родителей
к правовой культуре с опорой на разнообразные методы и приемы. Включение материала
по защите прав ребенка в разные организационные формы и виды деятельности детей:
занятия
познавательного
цикла,
беседы;
консультаций
для
родителей,
использование
технических
средств
обучения:
аудио
и
видеопродукции,
использование
непосредственного
наблюдения
(экскурсии,
прогулки),
опытно
–
исследовательской
деятельности, а также дидактические, сюжетно - ролевые и развивающие игры.
В проекте выделены три этапа.
1. Организационно — подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес
детей к своим правам и обязанностям. Привлечь родителей (законных представителей) к
совместной работе по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного
возраста.
2.
Основной
этап.
Его
цели:
активное
участие
детей
и
родителей
(законных
представителей)
во всех познавательно — развлекательных, творческих мероприятиях
ДОУ. Повышение качества образования в вопросах правовой культуры.
3. Итоговый этап. Презентация, выставка накопленного материала, инсценировка
сказки «Вовка в тридесятом царстве» для детей и их родителей, выводы о полученных
результатах.
Приложение № 1
Примерное календарно-тематическое планирование работы с детьми
Подготовительная к школе группа
(старший дошкольный возраст)
Месяц
Тема занятий
Задачи
Лексика
Сентябрь
Личные
документы
Формирование
представлений о том, что
шестилетние дети –
самые старшие в
детском саду; об
изменении с возрастом
социального статуса
людей и о документах,
подтверждающих этот
статус
Права,
обязанность,
возраст,
требование,
поведение,
документ,
свидетельство о
рождении, паспорт
Октябрь
«Если пришло
письмо…»
Формирование
представления о
способах поддержаниях
родственных связей
(переписка, разговор по
телефону, посещение),
проявление заботы,
любви, уважения друг к
другу; познакомить
детей с почтовыми
отправлениями и
средствами связи с
правом на тайну
переписки и почтовых
отправлений
Знак, сигнал,
посещение,
телефон, сотовый
телефон, СМС,
почта, адрес,
отправитель,
получатель,
посылка,
телеграмма,
открытка, письмо,
тайна переписки,
переписка
Ноябрь
«Грамоте учиться
– всегда
пригодится»
Углубление
представления детей о
роли образования в
жизни каждого человека,
повышение мотивации к
обучению.
Формирование
представлений о школе,
школьниках, учителях.
Знания, обучение,
образование,
грамотный,
библиотека, школа,
школьник, ученик,
учитель, уважения
правила поведения
в школе, режим
дня
Декабрь
«Как договорился,
так и сор
разрешился»
Формирование
представлений об
особенностях поведения
других детей в группе,
навыков
бесконфликтного
поведения и
ненасильственного
отношения к
окружающему миру
Дружба, друг,
друзья, уважать
доброжелательный,
верный
отзывчивый,
воспитанный,
невежа, приятель,
приветливый,
раскаяние, враг,
враждебность,
конфликт, спор,
ссора, обида,
правило,
справедливость
Январь
«Из чужого
кармана платить
легко»
Углубление
представлений о
правилах пользования и
распоряжением
имуществом
Личные вещи,
деньги, вор, чужой,
брать без
разрешения
(красть)
Февраль
«Я и семья»
Углубление
представлений детей о
праве на заботу и
уважение в семье, о
семейных традициях и
ценностях
Уважение, забота,
сочувствие,
сопереживание,
почтение, дружная
семья, помощь,
бюджет, деньги,
заработная плата,
работа, профессия,
трудолюбие, права,
обязанности
Март
«Кто щедрый, тот
в дружбе первый,
а кто жаден, тот в
дружбе не ладен»
Формирование
понимания того, что
дружеские отношения
сверстников зависят от
поведения каждого
ребенка; представление
о щедрости и жадности,
о том, как эти качества
проявляются в
поведении людей
Обещание,
уважение,
конфликт, спор,
ссора, обман,
обида,
оскорбление, ложь,
переживание,
равнодушие,
раскаяние,
жадность,
щедрость, права,
правила,
ответственность
Апрель
«Каждый
маленький
ребенок должен
знать это с
пеленок»
Формирование у детей
навыков безопасного
поведения во
взаимоотношениях со
взрослыми и
сверстниками в
общественных местах
(на улице, транспорте,
кинотеатре и т.д.)
Правила,
нарушитель,
преступник,
безопасность,
внимательный,
осторожность,
запрещено,
опасность, смерть,
травма, люк,
тротуар, переход,
пешеходный
переход, светофор
Май
Кто где живет?
Ознакомление детей с
разными странами и
народами
(национальностями)
формирование
терпимого отношения к
представителям разных
народов
(национальностей)
Страна, народы,
географическая
карта, дружба,
иностранный,
национальность,
раса, вера,
сходства, различия,
такт, деликатность,
терпимость,
унижение, обычаи,
национальная
одежда
Список использованной литературы:
Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации (отв.
ред. В.М. Сапогов - Псков: ПОИКПРО – 2008.)
Правовое
просвещение
родителей.
Управление
дошкольным
образовательным
учреждением. 2010,- №3
Защита прав и достоинства маленького ребенка / Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина – М.:
Просвещение, 2003.)
Научно-практический журнал «Управление в ДОУ» № 3, - Сфера: 2010 г.
Мячина, Л.К., Зотова, Л.М., Данилова, О.А. Маленьким детям - большие права.- учебно-
методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о
правах ребенка, -Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
Н. С. Голицына, Л.Г. Огнева «Ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о
правах ребенка», «Издательство Скрипторий 2003», 2006г.
О.И. Давыдова, С.М. Вялкова «Беседы об ответственности и правах ребенка», « ТЦ
сфера», 2006г.