Напоминание

"Права ребенка-это права взрослого"


Автор: Туркова Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МДАОУ црр-д/с "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Пыть-Ях
Наименование материала: проект
Тема: "Права ребенка-это права взрослого"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек» Ханты-Мансийский автономный округ - Югра город Пыть-Ях Проект
«Права ребенка – это права взрослого»
Автор – разработчик: Туркова Татьяна Николаевна, социальный педагог высшей категории 2015 г.
Проблема.

«Ты – гражданин России. У тебя, как и у любого человека есть гражданские обязанности и права. Но знай, твои права особые. Это – «Права ребенка». Они дают тебе преимущество перед взрослыми. Они защищают тебя от несправедливости." Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Правовому воспитанию дошкольников следует уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Развитие правового сознания личности – это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве еще дошкольных период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой с ф е р е . Ребенок дошкольного возраста приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. У детей формируется такие важные для человека черты, как любовь к родному краю, Родине, доброжелательность к окружающим, уважение к людям других национальностей, активность и инициативность в самостоятельной деятельности, умение бережно относиться к результатам труда людей, желание посильно помогать им. Очень важно развивать эти качества, учитывая то, что ребенок живет в правовом пространстве и, следовательно, приобщение его к правовой культуре является значимым, развивающим и социализирующим ресурсом. Первым социальным институтом становления личности является семья. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, с раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. Поэтому возникает проблема ознакомления детей с правовой культурой. Необходимо помочь детям в развитии интереса к собственным правам и обязанностям, сформировать навыки социального поведения.
Актуальность.

Исходя из опыта работы, я столкнулась с тем, что у молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. В то время как у более взрослых родителей, наоборот, из-за невероятно быстрого ритма жизни остается мало время на воспитание своего ребенка и многие вопросы они скидывают на старших детей, тем самым нарушая права ребенка. Поэтому, как социальный педагог я решила, что необходимо помочь родителям, побольше узнать и сформировать знания о конвенции по правам ребенка. Работа по правовому воспитанию дошкольников должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений с взрослыми и другими детьми. Условно ее можно разделить на три этапа. Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся согласовывать права и обязанности. Второй этап – ознакомление и осознание детьми собственных прав: на отдых, на образование, на имя и др. Знание прав – щит, прикрывающий ребенка, его достоинство от посягательств со стороны взрослого. Понимание ребенком обладания правами дает ему возможность самореализоваться и раскрыться как личности. Затем происходит формирование навыков поведения. Третий этап – знакомство с «Конвенцией о правах р е б е н к а » и д р у г и м и д о к у м е н т а м и п о з а щ и т е п р а в ч е л о в е к а . На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте возможным является формирование:  уважительного отношения к установленным правилам поведения;  осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;  понимания нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;  установки на оказания помощи сотрудникам правоохранительных органов, осуществляющим деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;  неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;  ценной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
 ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха. Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом и предусматривает отношение к ребенку как партнеру в условиях сотрудничества. Современная ситуация в сфере осуществления правовоспитательной деятельности в нашем дошкольном учреждении определяет необходимость поиска подходов к ее организации, методов, средств и форм, способствующих организации качественного правового воспитания в дошкольном образовании.
Цель проекта.
Формирование и систематизация знаний детей и их родителей о правовом образовании.
Задачи проекта.
 формирование у детей правовой компетентности, понимание и осознание своих прав и свобод;  ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;  воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;  повышать правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
Сроки реализации проекта:
1 год.
Участники

проекта:
дети подготовительных к школе групп, родители групп, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель, хореограф. По составу участников данный проект коллективный, межгрупповой.
Гипотеза.
Предположим, что у детей подготовительных к школе групп возможно качественно повысить представления о правовой культуре. Закрепить знания и понятия о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи.
Ожидаемый результат.
С помощью данного проекта, я как социальный педагог хочу помочь детям и их родителям (законным представителям) закрепить знания о своих правах,
гарантированных законами страны, в которой они живут. Помочь детям из пассивных, бездеятельных наблюдателей превратиться в активных участников познания социально- правовой жизни общества на собственном опыте в конкретных делах и поступках.
Методы и средства реализации проекта.
Выстраивание системы педагогической работы по приобщению детей и их родителей к правовой культуре с опорой на разнообразные методы и приемы. Включение материала по защите прав ребенка в разные организационные формы и виды деятельности детей: занятия познавательного цикла, беседы; консультаций для родителей, использование технических средств обучения: аудио и видеопродукции, использование непосредственного наблюдения (экскурсии, прогулки), опытно – исследовательской деятельности, а также дидактические, сюжетно - ролевые и развивающие игры.
В проекте выделены три этапа.
1. Организационно — подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к своим правам и обязанностям. Привлечь родителей (законных представителей) к совместной работе по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. 2. Основной этап. Его цели: активное участие детей и родителей (законных представителей) во всех познавательно — развлекательных, творческих мероприятиях ДОУ. Повышение качества образования в вопросах правовой культуры. 3. Итоговый этап. Презентация, выставка накопленного материала, инсценировка сказки «Вовка в тридесятом царстве» для детей и их родителей, выводы о полученных результатах.
Приложение № 1
Примерное календарно-тематическое планирование работы с детьми
Подготовительная к школе группа (старший дошкольный возраст)
Месяц

Тема занятий

Задачи

Лексика

Сентябрь
Личные документы Формирование представлений о том, что шестилетние дети – самые старшие в детском саду; об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус Права, обязанность, возраст, требование, поведение, документ, свидетельство о рождении, паспорт
Октябрь
«Если пришло письмо…» Формирование представления о способах поддержаниях родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещение), проявление заботы, любви, уважения друг к другу; познакомить детей с почтовыми отправлениями и средствами связи с правом на тайну переписки и почтовых отправлений Знак, сигнал, посещение, телефон, сотовый телефон, СМС, почта, адрес, отправитель, получатель, посылка, телеграмма, открытка, письмо, тайна переписки, переписка

Ноябрь
«Грамоте учиться – всегда пригодится» Углубление представления детей о роли образования в жизни каждого человека, повышение мотивации к обучению. Формирование представлений о школе, школьниках, учителях. Знания, обучение, образование, грамотный, библиотека, школа, школьник, ученик, учитель, уважения правила поведения в школе, режим дня
Декабрь
«Как договорился, так и сор разрешился» Формирование представлений об особенностях поведения других детей в группе, навыков бесконфликтного поведения и ненасильственного отношения к окружающему миру Дружба, друг, друзья, уважать доброжелательный, верный отзывчивый, воспитанный, невежа, приятель, приветливый, раскаяние, враг, враждебность, конфликт, спор, ссора, обида, правило, справедливость
Январь
«Из чужого кармана платить легко» Углубление представлений о правилах пользования и распоряжением имуществом Личные вещи, деньги, вор, чужой, брать без разрешения (красть)
Февраль
«Я и семья» Углубление представлений детей о праве на заботу и уважение в семье, о семейных традициях и ценностях Уважение, забота, сочувствие, сопереживание, почтение, дружная семья, помощь, бюджет, деньги, заработная плата, работа, профессия, трудолюбие, права, обязанности
Март
«Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе не ладен» Формирование понимания того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка; представление о щедрости и жадности, о том, как эти качества проявляются в поведении людей Обещание, уважение, конфликт, спор, ссора, обман, обида, оскорбление, ложь, переживание, равнодушие, раскаяние, жадность, щедрость, права,
правила, ответственность
Апрель
«Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах (на улице, транспорте, кинотеатре и т.д.) Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимательный, осторожность, запрещено, опасность, смерть, травма, люк, тротуар, переход, пешеходный переход, светофор
Май
Кто где живет? Ознакомление детей с разными странами и народами (национальностями) формирование терпимого отношения к представителям разных народов (национальностей) Страна, народы, географическая карта, дружба, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия, такт, деликатность, терпимость, унижение, обычаи, национальная одежда

Список использованной литературы:
 Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации (отв. ред. В.М. Сапогов - Псков: ПОИКПРО – 2008.)  Правовое просвещение родителей. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010,- №3  Защита прав и достоинства маленького ребенка / Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина – М.: Просвещение, 2003.)  Научно-практический журнал «Управление в ДОУ» № 3, - Сфера: 2010 г.  Мячина, Л.К., Зотова, Л.М., Данилова, О.А. Маленьким детям - большие права.- учебно- методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка, -Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010  Н. С. Голицына, Л.Г. Огнева «Ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка», «Издательство Скрипторий 2003», 2006г.  О.И. Давыдова, С.М. Вялкова «Беседы об ответственности и правах ребенка», « ТЦ сфера», 2006г.


В раздел образования