Напоминание

"Духовно–нравственное воспитание обучающихся"


Автор: Черняева Татьяна Николаевна
Должность: директор школы
Учебное заведение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова" Черемисиновского района Курской области
Населённый пункт: п. Черемисиново, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно–нравственное воспитание обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Директор МКОУ «Черемисиновская СОШ»

Черемисиновского района Курской области

Черняева Татьяна Николаевна

Духовно-нравственное воспитание обучающихся.

(Из

опыта

работы

педагогических

коллективов

Черемисиновского

района

Курской области)

В

третьем

тысячелетии

человечество

стоит

перед

лицом

стремительных и неоднозначных изменений, несущих с собой как новые

шансы

и

возможности,

так

и

новые

искушения

и

испытания.

Мир

захлестывает

растущий

поток

информации,

не

ведающий

цензуры

и

границ,

в

котором

не

можем

разобраться

мы,

взрослые,

не

говоря,

о

ребенке,

поэтому

общество

нуждается

в

образовательных

моделях,

обеспечивающих

духовно - нравственные компоненты в содержании

образования.

О воспитании духовности, нравственности, патриотизма говорится и в

Федеральном

законе

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

и

в

«Стратегии

развития

воспитания»,

в

«Основах

государственной

молодежной политики».

Проблема

духовно-нравственного

воспитания

подрастающего

поколения

изложена

в

единой

«Концепции

духовно-нравственного

развития и воспитания гражданина России» и «Программе воспитания и

социализации обучающихся на уровне основного общего образования»,

которые

лежат

в

основе

созданной

в

районе

программы

по

духовно-

нравственному

воспитанию,

ставшей

продолжением

эксперимента

«Школы

духовности

и

гражданственности».

Она

реализует

план

мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности.

1

Выполняя поставленные задачи мы сотрудничаем с учреждениями

дополнительного

образования,

культуры,

Черемисиновским

Свято-

Духовским храмом, Храмом Владимирской иконы Божьей Матери. Стали

традиционными

совместные

мероприятия,

на

которые

приглашаются:

настоятель

Свято-Духовского

храма

протоиерей

Максим

Плохотнюк,

настоятель Храма Владимирской иконы Божьей Матери иерей Николай

Степанян.

Организуются

круглые

столы

на

темы

«Что

такое

православная

семья?»,

«Сергей Радонежский – собиратель земли русской», «Святой

Серафим», «100 лет Храму Владимирской иконы Божьей Матери» и др.

Основными источниками духовно-нравственного воспитания в районе

являются учебная и внеурочная деятельность.

На уроках основ православной культуры, которые ведутся во всех

школах района с 1999 года, учителя знакомят обучающихся с основами

нашего духовного бытия, основами национального самосознания. «Мы

видим, - как сказал Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл,

- что сегодня происходит во многих странах и государствах. Почему это

происходит? А именно потому, что размыты фундаментальные основы

мировоззрения и становления личности человека, поэтому этот предмет

ОПК

призван

донести

до

ребенка

понимание

того,

насколько

тесно

переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «Православие».

Уроки

литературы,

обществознания,

истории

формируют

такие

понятия

как

честность,

справедливость,

долг,

порядочно сть,

ответственность, честь. В сочинениях – эссе на духовно-нравственные

темы обучающиеся выражают своё отношение к обсуждаемым проблемам

и подтверждают, что эти уроки не проходят даром.

2

На уроках информатики подходы духовно-нравственного воспитания

препятствуют

превращению

ученика

в

неразборчивого

потребителя

информации.

На

этих

уроках

обучающиеся

создают

справочники

по

темам: «Моя малая Родина», «Экскурсионный маршрут по родному краю»,

создают презентации «Моя семья», «Черемисиновский район в датах и

лицах»,

«Курская

дуга»,

фильмы

«Мы

за

здоровый

образ

жизни»,

«Рождество

в

моём

сердце»,

«Русские

православные

монастыри»,

«Русские православные обычаи».

Учащиеся вовлечены в поисковую деятельность, учатся работать с

информацией, собирая материал из различных источников.

Проходят открытые уроки, мастер - классы по произведениям русских

писателей.

Обучающиеся

готовят

проекты,

презентации

на

темы

«Православные праздники в моей семье», «История православных церквей

в Черемисиновском районе», «Строительство монастырей как духовных

крепостей» и др.

Классными

руководителями

проводятся

классные

часы

«Святыни

земли

русской»,

«Значение

деятельности

князя

Владимира

в

истории

Руси», «Что я знаю о Серафиме Соровском?», «Чужой беды не бывает» и

др.

Особенностью

образовательных

стандартов

нового

поколения

является введение в учебный план 4 класса курса «Основы религиозных

культур и светской этики». Цель курса – формирование у детей мотиваций

к

осознанному

нравственному

поведению,

основанному

на

знании

культурных и религиозных традиций многонационального народа России

и уважении к ним.

3

Это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При

этом

светская

и

религиозная

этика

не

противопоставляются,

а

рассматриваются в контексте взаимодополнения.

Наши

учителя

профессионально

говорят

с

детьми

о

морали,

нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и

общества,

о

душе,

совести,

обязанностях

человека,

раскрывают

перед

ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Благодатно

отзываются

в

сердцах

ребенка

посещения

на

дому

пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла,

инвалидов, нуждающихся в помощи.

Из учащихся школ в районе созданы волонтерские отряды, которые

ухаживают за престарелыми людьми, памятниками культуры, братскими

могилами. Это делается постоянно, но особое значение их деятельность

имеет в годы юбилеев великой Победы.

Вот

уже

несколько

лет

обучающиеся

нашего

района

имеют

возможность

посещать

Воскресную

школу,

созданную

при

Свято-

Духовском храме.

С

начальных

классов

проводятся

экскурсии:

знакомство

с

малой

родиной, поселком; при проведении экскурсий обучающиеся знакомятся с

достопримечательностями Черемисиновского района, святыми местами.

В основном все обучающиеся посетили и знают исторические места

Курска и Курской области.

На

каникулах

обучающиеся

6

10

классов

совершили

поездку

в

Москву, где познакомились с историей Московского Кремля, посетили

Успенский,

Архангельский,

Благовещенский

Соборы,

собор

Василия

Блаженного, Покровский женский монастырь, где находятся святые мощи

Матроны Московской. Так же были посещены памятники архитектуры 18

4

века,

дворцово-парковый

ансамбль

«Царицыно»,

мемориал

Поклонная

гора, были организованы экскурсии в Задонский монастырь

Липецкой

области и др.

Знакомство

с

достопримечательностями

района

проводится

и

в

заочной

форме

при

посещении

музейной

комнаты

литературного

краеведения, которую создал и продолжает работать над её развитием

учитель русского языка и литературы нашей школы, Почетный работник

науки

и

образования

Курской

области,

победитель

регионального

и

участник Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя –

2006» Стремоухов Н.В. и его воспитанники.

Здесь собраны и продолжают собираться исследовательские работы

обучающихся

по

произведениям

Курских,

местных

писателей,

поэтов,

лучшие

творческие

работы

обучающихся,

переписка

с

писателями,

работниками музеев России, периодическая печать о Черемисиновском

районе, Курском крае.

Экскурсии проводят учащиеся - кружковцы, которые сами собирают

материалы по разделам и оформляют под руководством своего наставника,

они

же

ежегодно

участвуют

во

Всероссийском

конкурсе

«Гренадеры,

вперед!» и становятся его победителями.

Много внимания в школах уделяется работе над проектами:

-

практико-ориентированные

«Сувениры

Курского

края»,

«Герои

не

умирают, они живут вечно»;

-

творческие

«Моя

семья

в

годы

ВОВ»,

«Символика

государства

Российского», «Я – гражданин»;

- исследовательские «История моего края», «Наш поселок в годы ВОВ»,

«Экология родного края»;

5

- информационные «Иерусалим – город 3 религий», «Его имя носит наша

школа», «Православие», «История храма», «История религий» и др.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в школе является

проведение

сезонных

музыкально-игровых

праздников

и

участие

в

традиционных

фольклорных

праздниках,

посвященных

культурным

традициям.

Школы

района

являются

активными

участниками,

победителями

и

призерами различных конкурсов, олимпиад по предметам, в том числе по

ОПК:

- конкурсы исследовательских работ «А мои то куряне – доблестные

воины», турнир техников «Творчество юных», посвященный 80-летию со

дня

рождения

Ю.

А.

Гагарина,

конкурс

детских

литературных

работ

«Искусство

слова»

фотоконкурсы

«Мир,

в

котором

я

живу»,

конкурс

«Рождественская

открытка»,

фестиваль

«Детство

без

границ»,

фотоконкурс

«Семейный

альбом»,

фото-видеоконкурс

«Патриоты

Отечества», конкурс юных чтецов «Живая классика», «Зеленая планета»,

конкурс

программ

«Крепче

мы

крепче

наше

будущее»

и

имеют

достижения в областных и всероссийских конкурсах:

МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени

Героя

Советского

Союза

И.

Ф.

Алтухова»

Черемисиновского

района

Курской области является Дипломантом 1 степени в номинации «Лучшее

общеобразовательное учреждение по формированию системы духовно-

нравственного

воспитания

и

образования»;

победителем

конкурса

«Вефлиемская Звезда – 2012». Диплом победителя в конкурсе программ по

летнему

отдыху

обучающихся

«Здоровое

поколение

2014».

Диплом

победителя

в

конкурсе

программ

по

летнему

отдыху

обучающихся

«Здоровое поколение – 2017».

6

Учащиеся

школы

Дипломанты

областных

конкурсов

«Искусство

слова», «Как прекрасен этот мир!», «Ратные поля России», творческих

работ: «Гайдар в памяти поколений», «Я вхожу в мир искусств», областной

краеведческой экспедиции «Стал он главной музыкой войны», «Патриоты

Отечества», операции «Мы перед памятью в долгу», фестиваля «Детство

без границ», выставок «Юннат» и др.

А

также

участники

и

дипломанты

Всероссийских

конкурсов:

«Материя

Памяти»,

посвященный

100-летию

1

Мировой

войны,

«Семейный

альбом»,

«Гренадеры,

вперед!»,

фестиваля

«Детство

без

границ» и др.

Учителя

района

принимают

активное

участие

во

Всероссийском

конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного

возраста и молодежью

на соискание премии «За нравственный подвиг

учителя».

Результатом

учебной

и

внеурочной

деятельности

по

духовно-

нравственному

воспитанию

стало

обогащение

обучающихся

новыми

знаниями, проявление у детей таких качеств, как доброжелательность,

эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям,

зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных

ситуациях, умение осуществлять информационный поиск для выполнения

учебных

заданий,

осмысление

текстов

различных

стилей

и

жанров,

осознанное

построение

речевых

высказываний,

готовность

слушать

собеседника,

вести

диалог,

развивается

умение

учиться

в

процессе

решения

учебных

задач,

проектной

деятельности,

в

том

числе,

коллективной.

Трудная задача стоит перед учителем, призванным будить души детей

и наполнять их красотой и добром, развивать их как высоконравственную,

7

гармоничную,

физически

развитую

и

духовно

здоровую

личность,

способную к творчеству и самоопределению.

Учитель

должен:

не

только

вооружить

учащихся

глубокими

и

прочными

знаниями,

но

и

сформировать

у

них

духовно-нравственные

качества,

воспитать

патриотизм,

развить

творческое

мышление,

познавательную

активность,

умение

самостоятельно

пользоваться

различными источниками информации, ориентироваться в событиях дня.

И как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Нужно делать то, что мы теперь делаем: опираясь на свою собственную

аргументацию,

в

данном

случае

православную,

формировать

доброжелательное

отношение

к

другим.

И

тогда

эта

аргументация,

связанная с религиозными взглядами человека, становится самой сильной

и самой убедительной».

Хочется закончить словами из поэмы Максимельяна Волошина «Святой

Серафим»

«Молюсь,

чтоб

нам,

как

старцу

Серафиму,

увидеть

расцветающую Русь!»

8



В раздел образования