Автор: Черняева Татьяна Николаевна
Должность: директор школы
Учебное заведение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова" Черемисиновского района Курской области
Населённый пункт: п. Черемисиново, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно–нравственное воспитание обучающихся"
Раздел: среднее образование
Директор МКОУ «Черемисиновская СОШ»
Черемисиновского района Курской области
Черняева Татьяна Николаевна
Духовно-нравственное воспитание обучающихся.
(Из
опыта
работы
педагогических
коллективов
Черемисиновского
района
Курской области)
В
третьем
тысячелетии
человечество
стоит
перед
лицом
стремительных и неоднозначных изменений, несущих с собой как новые
шансы
и
возможности,
так
и
новые
искушения
и
испытания.
Мир
захлестывает
растущий
поток
информации,
не
ведающий
цензуры
и
границ,
в
котором
не
можем
разобраться
мы,
взрослые,
не
говоря,
о
ребенке,
поэтому
общество
нуждается
в
образовательных
моделях,
обеспечивающих
духовно - нравственные компоненты в содержании
образования.
О воспитании духовности, нравственности, патриотизма говорится и в
Федеральном
законе
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
и
в
«Стратегии
развития
воспитания»,
в
«Основах
государственной
молодежной политики».
Проблема
духовно-нравственного
воспитания
подрастающего
поколения
изложена
в
единой
«Концепции
духовно-нравственного
развития и воспитания гражданина России» и «Программе воспитания и
социализации обучающихся на уровне основного общего образования»,
которые
лежат
в
основе
созданной
в
районе
программы
по
духовно-
нравственному
воспитанию,
ставшей
продолжением
эксперимента
«Школы
духовности
и
гражданственности».
Она
реализует
план
мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности.
1
Выполняя поставленные задачи мы сотрудничаем с учреждениями
дополнительного
образования,
культуры,
Черемисиновским
Свято-
Духовским храмом, Храмом Владимирской иконы Божьей Матери. Стали
традиционными
совместные
мероприятия,
на
которые
приглашаются:
настоятель
Свято-Духовского
храма
протоиерей
Максим
Плохотнюк,
настоятель Храма Владимирской иконы Божьей Матери иерей Николай
Степанян.
Организуются
круглые
столы
на
темы
«Что
такое
православная
семья?»,
«Сергей Радонежский – собиратель земли русской», «Святой
Серафим», «100 лет Храму Владимирской иконы Божьей Матери» и др.
Основными источниками духовно-нравственного воспитания в районе
являются учебная и внеурочная деятельность.
На уроках основ православной культуры, которые ведутся во всех
школах района с 1999 года, учителя знакомят обучающихся с основами
нашего духовного бытия, основами национального самосознания. «Мы
видим, - как сказал Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл,
- что сегодня происходит во многих странах и государствах. Почему это
происходит? А именно потому, что размыты фундаментальные основы
мировоззрения и становления личности человека, поэтому этот предмет
ОПК
призван
донести
до
ребенка
понимание
того,
насколько
тесно
переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «Православие».
Уроки
литературы,
обществознания,
истории
формируют
такие
понятия
как
честность,
справедливость,
долг,
порядочно сть,
ответственность, честь. В сочинениях – эссе на духовно-нравственные
темы обучающиеся выражают своё отношение к обсуждаемым проблемам
и подтверждают, что эти уроки не проходят даром.
2
На уроках информатики подходы духовно-нравственного воспитания
препятствуют
превращению
ученика
в
неразборчивого
потребителя
информации.
На
этих
уроках
обучающиеся
создают
справочники
по
темам: «Моя малая Родина», «Экскурсионный маршрут по родному краю»,
создают презентации «Моя семья», «Черемисиновский район в датах и
лицах»,
«Курская
дуга»,
фильмы
«Мы
за
здоровый
образ
жизни»,
«Рождество
в
моём
сердце»,
«Русские
православные
монастыри»,
«Русские православные обычаи».
Учащиеся вовлечены в поисковую деятельность, учатся работать с
информацией, собирая материал из различных источников.
Проходят открытые уроки, мастер - классы по произведениям русских
писателей.
Обучающиеся
готовят
проекты,
презентации
на
темы
«Православные праздники в моей семье», «История православных церквей
в Черемисиновском районе», «Строительство монастырей как духовных
крепостей» и др.
Классными
руководителями
проводятся
классные
часы
«Святыни
земли
русской»,
«Значение
деятельности
князя
Владимира
в
истории
Руси», «Что я знаю о Серафиме Соровском?», «Чужой беды не бывает» и
др.
Особенностью
образовательных
стандартов
нового
поколения
является введение в учебный план 4 класса курса «Основы религиозных
культур и светской этики». Цель курса – формирование у детей мотиваций
к
осознанному
нравственному
поведению,
основанному
на
знании
культурных и религиозных традиций многонационального народа России
и уважении к ним.
3
Это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При
этом
светская
и
религиозная
этика
не
противопоставляются,
а
рассматриваются в контексте взаимодополнения.
Наши
учителя
профессионально
говорят
с
детьми
о
морали,
нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и
общества,
о
душе,
совести,
обязанностях
человека,
раскрывают
перед
ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
Благодатно
отзываются
в
сердцах
ребенка
посещения
на
дому
пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла,
инвалидов, нуждающихся в помощи.
Из учащихся школ в районе созданы волонтерские отряды, которые
ухаживают за престарелыми людьми, памятниками культуры, братскими
могилами. Это делается постоянно, но особое значение их деятельность
имеет в годы юбилеев великой Победы.
Вот
уже
несколько
лет
обучающиеся
нашего
района
имеют
возможность
посещать
Воскресную
школу,
созданную
при
Свято-
Духовском храме.
С
начальных
классов
проводятся
экскурсии:
знакомство
с
малой
родиной, поселком; при проведении экскурсий обучающиеся знакомятся с
достопримечательностями Черемисиновского района, святыми местами.
В основном все обучающиеся посетили и знают исторические места
Курска и Курской области.
На
каникулах
обучающиеся
6
–
10
классов
совершили
поездку
в
Москву, где познакомились с историей Московского Кремля, посетили
Успенский,
Архангельский,
Благовещенский
Соборы,
собор
Василия
Блаженного, Покровский женский монастырь, где находятся святые мощи
Матроны Московской. Так же были посещены памятники архитектуры 18
4
века,
дворцово-парковый
ансамбль
«Царицыно»,
мемориал
Поклонная
гора, были организованы экскурсии в Задонский монастырь
Липецкой
области и др.
Знакомство
с
достопримечательностями
района
проводится
и
в
заочной
форме
при
посещении
музейной
комнаты
литературного
краеведения, которую создал и продолжает работать над её развитием
учитель русского языка и литературы нашей школы, Почетный работник
науки
и
образования
Курской
области,
победитель
регионального
и
участник Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя –
2006» Стремоухов Н.В. и его воспитанники.
Здесь собраны и продолжают собираться исследовательские работы
обучающихся
по
произведениям
Курских,
местных
писателей,
поэтов,
лучшие
творческие
работы
обучающихся,
переписка
с
писателями,
работниками музеев России, периодическая печать о Черемисиновском
районе, Курском крае.
Экскурсии проводят учащиеся - кружковцы, которые сами собирают
материалы по разделам и оформляют под руководством своего наставника,
они
же
ежегодно
участвуют
во
Всероссийском
конкурсе
«Гренадеры,
вперед!» и становятся его победителями.
Много внимания в школах уделяется работе над проектами:
-
практико-ориентированные
«Сувениры
Курского
края»,
«Герои
не
умирают, они живут вечно»;
-
творческие
«Моя
семья
в
годы
ВОВ»,
«Символика
государства
Российского», «Я – гражданин»;
- исследовательские «История моего края», «Наш поселок в годы ВОВ»,
«Экология родного края»;
5
- информационные «Иерусалим – город 3 религий», «Его имя носит наша
школа», «Православие», «История храма», «История религий» и др.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в школе является
проведение
сезонных
музыкально-игровых
праздников
и
участие
в
традиционных
фольклорных
праздниках,
посвященных
культурным
традициям.
Школы
района
являются
активными
участниками,
победителями
и
призерами различных конкурсов, олимпиад по предметам, в том числе по
ОПК:
- конкурсы исследовательских работ «А мои то куряне – доблестные
воины», турнир техников «Творчество юных», посвященный 80-летию со
дня
рождения
Ю.
А.
Гагарина,
конкурс
детских
литературных
работ
«Искусство
слова»
фотоконкурсы
«Мир,
в
котором
я
живу»,
конкурс
«Рождественская
открытка»,
фестиваль
«Детство
без
границ»,
фотоконкурс
«Семейный
альбом»,
фото-видеоконкурс
«Патриоты
Отечества», конкурс юных чтецов «Живая классика», «Зеленая планета»,
конкурс
программ
«Крепче
мы
–
крепче
наше
будущее»
и
имеют
достижения в областных и всероссийских конкурсах:
МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени
Героя
Советского
Союза
И.
Ф.
Алтухова»
Черемисиновского
района
Курской области является Дипломантом 1 степени в номинации «Лучшее
общеобразовательное учреждение по формированию системы духовно-
нравственного
воспитания
и
образования»;
победителем
конкурса
«Вефлиемская Звезда – 2012». Диплом победителя в конкурсе программ по
летнему
отдыху
обучающихся
«Здоровое
поколение
–
2014».
Диплом
победителя
в
конкурсе
программ
по
летнему
отдыху
обучающихся
«Здоровое поколение – 2017».
6
Учащиеся
школы
–
Дипломанты
областных
конкурсов
«Искусство
слова», «Как прекрасен этот мир!», «Ратные поля России», творческих
работ: «Гайдар в памяти поколений», «Я вхожу в мир искусств», областной
краеведческой экспедиции «Стал он главной музыкой войны», «Патриоты
Отечества», операции «Мы перед памятью в долгу», фестиваля «Детство
без границ», выставок «Юннат» и др.
А
также
–
участники
и
дипломанты
Всероссийских
конкурсов:
«Материя
Памяти»,
посвященный
100-летию
1
Мировой
войны,
«Семейный
альбом»,
«Гренадеры,
вперед!»,
фестиваля
«Детство
без
границ» и др.
Учителя
района
принимают
активное
участие
во
Всероссийском
конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного
возраста и молодежью
на соискание премии «За нравственный подвиг
учителя».
Результатом
учебной
и
внеурочной
деятельности
по
духовно-
нравственному
воспитанию
стало
обогащение
обучающихся
новыми
знаниями, проявление у детей таких качеств, как доброжелательность,
эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям,
зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных
ситуациях, умение осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных
заданий,
осмысление
текстов
различных
стилей
и
жанров,
осознанное
построение
речевых
высказываний,
готовность
слушать
собеседника,
вести
диалог,
развивается
умение
учиться
в
процессе
решения
учебных
задач,
проектной
деятельности,
в
том
числе,
коллективной.
Трудная задача стоит перед учителем, призванным будить души детей
и наполнять их красотой и добром, развивать их как высоконравственную,
7
гармоничную,
физически
развитую
и
духовно
здоровую
личность,
способную к творчеству и самоопределению.
Учитель
должен:
не
только
вооружить
учащихся
глубокими
и
прочными
знаниями,
но
и
сформировать
у
них
духовно-нравственные
качества,
воспитать
патриотизм,
развить
творческое
мышление,
познавательную
активность,
умение
самостоятельно
пользоваться
различными источниками информации, ориентироваться в событиях дня.
И как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Нужно делать то, что мы теперь делаем: опираясь на свою собственную
аргументацию,
в
данном
случае
православную,
формировать
доброжелательное
отношение
к
другим.
И
тогда
эта
аргументация,
связанная с религиозными взглядами человека, становится самой сильной
и самой убедительной».
Хочется закончить словами из поэмы Максимельяна Волошина «Святой
Серафим»
«Молюсь,
чтоб
нам,
как
старцу
Серафиму,
увидеть
расцветающую Русь!»
8