Автор: Кудлаева Наталья Ивановна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 "Золотая рыбка" Населённый пункт: село Солуно-Дмитриевское, Андроповский район, Ставропольский край Наименование материала: Конспект открытого занятия Тема: " В гости к цифре 7" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №19 «Золотая рыбка»
с. Солуно-Дмитриевское
Андроповского района
Ставропольского края
Конспект
открытого комплексного занятия
« В гости к цифре 7»
(старший дошкольный возраст)
Педагог-психолог:
Кудлаева Н.И.
Воспитатель:
Галкина Н.В
Цели:
•
Упражнять в написании графических диктантов и решении
арифметических примеров.
•
Учить понимать отношения между числами в числовом ряду.
•
Развитие слухового и зрительного восприятия.
•
Развитие восприятия (величина, форма, цвет) и воображения.
•
Развитие внимания и наблюдательности.
•
Развитие речи, мышления, памяти.
•
Развитие мелкой и общей моторики.
•
Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание волевых
качеств, доброжелательного отношения к окружающим.
•
Способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению
осознавать и контролировать свои эмоции и действия.
Материал:
Лист бумаги в клетку для графического диктанта, простой и цветные
карандаши - на каждого ребенка.
Конверт с написанной на нем цифрой 7.
Большой лист бумаги с изображением трех пересекающихся окружностей
красного, синего и желтого цвета («обручи») и такие же листы на каждого
ребенка.
Карточка с изображением елочек и кружков.
Красный, синий и зеленый фломастеры.
Изображение рыбы с названием зашифрованным цифрами.
Таблица с буквами и цифрами.
Карточки с числовыми рядами, в которых пропущены некоторые цифры.
Плоскостное изображение яблони на которой написана цифра 7 и яблоки с
написанными на них примерами.
Корзина.
Угощение для детей.
Предметные картинки:
Карточки к упражнениям « Кто здесь лишний?»,
Тарелочки с раздаточными геометрическими фигурами (по количеству
детей).
Предварительная работа.
1.
Упражняли в выполнении арифметических действий с числами
(сложение и вычитание) в пределах 10.
2.
Работали с геометрическим конструктором, использовали блоки Дьенеша
«Построй
дорожку»,
«Какой
фигуры
не
хватает?»,
«Найди
лишнюю
фигуру», «Построй по образцу» и т.д.
3.
Работали с « математическими картинками»: учили детей раскрашивать
цветными карандашами изображения предметов, состоящих из многих
фрагментов.
4.
Решали логические задачи, работали с таблицами и картами.
5.
Развивали внимание, быстроту реакции, познавательный интерес.
6.
Формировали и развивали графические навыки с помощью прописей,
продуктивной деятельности. Упражнения: «готовим руку к письму», «рисуем
о клеточкам», «соедини точки», «графический диктант», «угадай-ка» и т.д.
7.
Формировали произвольную регуляцию деятельности и поведения.
Упражнения:
8.
Формировали познавательную активность, проявляющуюся в
соответствующих интересах и мотивации.
9.
Развивали память, творческое воображение, ориентировку в пространстве
и на листе б
умаги.
Предварительная работа по развитию познавательных процессов.
•
Развивали внимание и его свойства (объем, концентрация, распределение,
переключение, устойчивость.) Упражнения: «цифровые таблицы», «повторение
прямого и обратного счета с выполнением различных физических упражнений»,
«выделение определенных букв из текста», «хлопни в ладоши тогда, когда
встретится слово, обозначающее, например, животное», «парные картинки,
содержащие по 10- 15 различий», «корректурная проба» и т.д.
•
Развивали восприятие (цветовосприятие, фонематический слух,
дифференцированное и целостное, точность и т.д.) Упражнения: «Что не
дорисовано?», «Узнай, кто это», «Латка для коврика», «Закрась фрукты», «Пиши
кружочками», «Дорисуй фигуру», «Части суток», «Дни недели», «Времена
года», «Над, под, за.. - пространственные представления», «Расставь точки» и
т.д.
•
Развивали различные виды мышления ( наглядно-действенное; образно-
логическое - умственные операции анализа, сравнения, соотношение понятий,
обобщения, отвлечения, синтеза, выделения существенных признаков и деталей;
словесно- логического; скорости мышления.) Упражнения: «Сравни предмет», «
Закончи слово», «Соотношение понятий», «Найди лишнее слово», «Найди
лишнюю картинку», «Назови слова, обозначающие деревья (животных, фрукты,
овощи, виды транспорта и т.д.)», «Определи понятие», «Найди похожее слово»,
« Говори наоборот», «Как это можно использовать», «Бывает - не бывает» и т.д.
Ход занятия.
В зале детей встречает психолог и дети здороваются, говорят друг другу ласковые
слова. Здороваются ласково называя друг друга по имени и прохлопывая слоги.
Затем садятся за столы.
Воспитатель. Сегодня утром почтальон принес нам письмо. (Показывает конверт,
на котором написана цифра 7.) Как вы думаете, от какой цифры мы получили этот
конверт? (Ответы детей.) Да, это письмо от цифры 7. Она приглашает нас к себе в
гости. Хотите отправиться к ней в гости? ( Да.)
Как вы думаете, где она живет? ( Предположения детей.) Цифра 7 живет в сказочной
стране цифр и чисел. Это очень большая страна. Мы будем путешествовать по ней
от станции к станции. А на чем мы поедем, вы сейчас отгадаете.
Психолог: Но прежде чем приступить к этому заданию, давайте выполним
пальчиковое упражнение "Здравствуй". Готовы?
Пальчиковая гимнастика "Здравствуй"
Здравствуй, солнце золотое!
здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачева)
А теперь покажем пальчиками это упражнение по другому.
Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза. Первый раз - одновременно кончиками
больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных,
средних, безымянных, пальцев и мизинцев.
Второй раз - пальцами правой руки по очереди " здороваться" с пальцами левой
руки, похлопывая друг друга кончиками.
Проводится графический диктант.
Психолог: А сейчас проведем графический диктант. Подготовьте для этого все
необходимое. Хорошо!
Я напомню правило работы с диктантом:
«Я буду говорить, в какую сторону и
на сколько клеток провести линию. Поводите только те линии, о которых я
буду говорить. Когда закончите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить
следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась
предыдущая, не отрывая ручку от бумаги.»
Сели ровно. Взяли правильно ручку и поставили на точку. Внимание! Рисуйте
линию: 4 клетки вверх. Не отрывайте ручку от бумаги. Теперь 2 клетки
клетка вниз. 1 клетка направо. 2 клетки вниз.5 клеток налево. На что похожа
получившаяся у вас фигура?
Правильно на паровоз.
Значит, в путешествие мы отправимся на поезде. Дорисуйте ему колеса и окна.
(Дети выполняют задание.)
Очень хорошо, отложите листочки и ручки на край стола.
Воспитатель. Давайте посчитаем! Перечислите по порядку цвета вагонов:
сначала слева направо, затем справа налево. (Дети выполняют задание.)
Сколько вагонов у нашего поезда? (Семь.)
Каким по порядку стоит желтый вагон? (Пятым.)
Вагон какого цвета, стоит шестым? (Сиреневый.
Какой по порядку вагон находится между розовым и красным вагонами? (Третий.)
Найдите вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого он цвета?
(Он сиреневый.)
Какой по счету вагон, стоит слева от голубого? (Золотой.)
Итак, все в порядке. Можно отправляться в путь. Поехали! Чух - чух!
Стоп.
Станция «Волшебная лужайка».
Воспитатель. Наш поезд остановился на лужайке, где цифра 7 разложила три
волшебных цветных обруча.
(Раздаются карточки с изображением пересекающихся окружностей.)
Нам нужно расселить геометрические фигуры по этим обручам.
(
Дети
поочередно
рисуют
фигуры
фломастерами
в
соответствующем
месте.)
Красный треугольник - внутри всех обручей; красный квадрат - внутри красного и
синего обручей, но вне желтого обруча; синий треугольник - внутри желтого и
красного обручей, но вне синего обруча; синий квадрат - внутри желтого и синего
обручей, но вне красного обруча; зеленый треугольник - внутри желтого обруча, но
вне красного и синего обручей; зеленый квадрат - внутри красного обруча, но вне
желтого и синего обручей; красный круг - внутри синего обруча, но вне желтого и
красного обручей; красный прямоугольник - вне всех обручей.
( Вывешивается образец для самостоятельной проверки.)
Психолог. Сколько всего геометрических фигур находится в обручах? (Семь.)
Молодцы!
А
давайте
пофантазируем.
Перед
вами
в
лоточках
геометрические
фигуры.
Возьмите любые 7 и составьте из них предмет. Это может быть человек, животное,
кораблик, все что угодно, только соблюдайте
правило: геометрических фигур
должно
быть ровно 7.
И с этим заданием вы справились, и мы снова можем отправиться в путь.
Но давайте будем двигаться немного медленнее, чтобы не потревожить покой в лесу.
Встанем возле столов и приготовимся к движению.
Чух – чух! (Медленно.)
Станция
«Сосчитай-ка».
Проводится разминка. Воспитатель приглашает всех детей встать в круг на ковре
(на полянке). Показывает карточку с изображением елочек и кружков. Дети считают
предметы и выполняют движения.
Воспитатель.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделаем наклонов.(7)
Сколько маленьких кружков, столько сделаем прыжков. (6)
И еще всего семь раз
Мы присядем все сейчас.
Молодцы! Скажите, чего больше: елочек или кружков? (Елочек.)
На сколько? (На одну.)
Как
сделать,
чтобы
елочек
и
кружков
стало
поровну?
(Нужно
добавить
один
кружок.)
Как получить число 7? (К 6 надо прибавить 1.)
Молодцы! Ребята, а цифра 7 приготовила для нас еще и задачи. Вы умеете их
решать? Воспитатель. Теперь пойдем по лесу и еще посчитаем. Слушайте
внимательно!
Только я в кусты зашла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов? (5)
Три больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят? (6)
Психолог. Молодцы! Хорошо считаете! А теперь попробуйте решить мои задачки.
Будьте внимательны, задачки с секретом.
1.
На березе созрели 3 яблока, а на дубе - 4. Сколько яблок созрело?
2.
Сколько в пустом стакане земляничек?
3.
У стены стояли кадушки, в каждой было по лягушке. Если было 7
кадушек, сколько было
в них лягушек?
Психолог. Цифра 7 приготовила для вас ребус, на котором спряталось слово. Чтобы
его узнать нужно воспользоваться таблицей с буквами и цифрами. Расшифруйте это
слово.
Обратите внимание, что каждая цифра соответствует определенной букве.
Молодцы, справились с заданием. Это слово – страус.
Присаживайтесь на свои места.
А сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Какие цифры пропущены?»
Ребята возьмите карточки с числовыми рядами и впишите в них пропущенные
цифры.
Психолог. Молодцы, можно отправляться дальше. Давайте, займем места в вагонах
и поприветствуем самую замечательную и любимую детьми станцию «Сказочная»!
Ту-ту-ту! (Громко).
Станция «Сказочная».
Психолог. Станция «Сказочная», называется так потому, что, на ней живут сказки.
А давайте вспомним и назовем сказки, в которых встречается число 7.
(«Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях», «Семь Симеонов».)
Назовите пословицы и поговорки, в которых встречается число 7.
(Семь бед - один ответ. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь - один раз отрежь.)
Воспитатель. Ребята! А посмотрите, какая необычная, красивая яблоня растет в
сказочном саду.
(Выставляет изображения яблони, яблок и корзины.)
А вот и яблонька! Какая цифра на ней написана? (7) у нее необычные яблоки: если
произвести
арифметические действия с цифрами, которые на них написаны, получится число 7.
Давайте соберем в корзину только такие яблоки.
Дети решают примеры и выкладывают яблоки в прорези корзины.
Воспитатель. Сколько яблок у нас в корзине? (7)
Психолог. Ребята, вам понравилось наше путешествие? ( Да!) Какая цифра сегодня
приглашала
нас в гости? (7) А давайте вспомним, на каких станциях мы сегодня побывали? А
что мы там делали? ( Ответы детей.)
Молодцы! Вы были внимательны, отлично справились со всеми заданиями.
Воспитатель. Помните, что последняя станция была сказочной и конечно здесь не
обошлось без волшебства, добрая яблонька угощает вас своими плодами, которые из
бумажных, превратились в самые, что нинаесь настоящие.