Напоминание

"Приемы работы с текстом на уроках литературы( из опыта работы)"


Авторы: Болотина Ольга Юрьевна, Шоколова Людмила Викторовна
Должность: учителя литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Комсомольск –на– Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приемы работы с текстом на уроках литературы( из опыта работы)"
Раздел: среднее образование





Назад




Приемы работы диалога с

текстом на уроках

литературы

(из опыта работы )

Подготовили учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ №6 Болотина О.Ю., Шоколова Л.В.

2016-2017 учебный год

Текст – это живое отражение мыслей и чувств автора,

отражение его внутреннего мира, соединение разума и эмоций.

Таким образом, читая текст, мы как бы разговариваем с тем,

кто творит его.

Диалог с текстом – один из этапов аналитического

(углубленного) чтения. В процессе его осуществляется так

называемое наблюдение за содержанием прочитанного, в

результате чего усваивается текст, то есть понимается.

Что же такое диалог с текстом? Это медленное прочтение, то

есть торможение, микропауза, необходимая для того, чтобы

сфокусировать внимание на важных моментах.

Обучение диалогу с текстом – один из способов воспитания

вдумчивого читателя. Это чтение, которое представляет собой

проживание текста литературного произведения вместе с его

героями.

Теоретическая страничка

1) Первичное (целостное) прочтение текста;

2) Вторичное («медленное») чтение;

3) Замечания по поводу прочитанного:

* выбор ключевых слов и предложений;

* запись возникающих вопросов и выводов;

* отбор фактов и деталей;

* формулировка темы и идеи;

* определение роли героев в сюжетной канве;

* пометки о языке персонажей и стиле автора;

* определение роли тропов

Основные приемы диалога с

текстом:

С лесом надо дружить… Конечно, надо, кто же с этим спорит? Но

что значит «дружить» с неодушевленным предметом?

Об этом говорили многие русские писатели. Одним из самых ярких

среди них был М. Пришвин. Читая его рассказы, удивляешься

наблюдательности, доброте этого человека, его силе сердечного

участия в мире всего живого.

Так, в «Кладовой солнца» Пришвин говорит нам, что лес – это живое

существо. Герои, попав туда, оказываются под властью этой

волшебной страны. Она впускает их довольно легко: «Дети без

особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте».

Мы видим, что матушка-природа благосклонна к своим питомцам:

«Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку,

покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой».

Дети наблюдают за жизнью леса и его обитателей, им понятна эта

жизнь, потому что они – тоже ее часть.

Работа с текстом

Михаил Михайлович Пришвин

Пока дети так говорили и утро подвигалось все больше к рассвету, борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном

и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом,

сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему.

Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И

даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово

прекрасное.

Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут,

и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

-Тэк-тэк!! - чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу.

- Шварк-шварк ! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

- Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.

-Гу-гу-гу…- красивая птичка снегирь на березе.

Бекас, небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде

как бы "жив, жив!" кричит кулик кроншнеп. Тетерев там где-то бормочет и чуфыркает, белая куропатка, как будто ведьма,

хохочет.

Мы, охотники, давно, с детства своего, и различаем и радуемся, и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не

могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес ранней весной на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово:

- Здравствуйте!

И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто они тогда тоже подхватят чудесное слово, слетевшее с языка

человеческого.

И закрякают в ответ, и………, и…….., и ……..стараясь всеми голосами своими ответить нам.

- ……..,….., ……..!

Отрывок из повести «Кладовая

солнца»

Образуйте от выделенных звукоподражательных

слов глаголы будущего времени по схеме:

ЗА + …..+ А + ЮТ

Задание

Пока дети так говорили и утро подвигалось все больше к рассвету, борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем,

стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с

лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему.

Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И

даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово

прекрасное.

Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не

могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

- Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу.

- Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

- Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.

- Гу-гу-гу... - красивая птичка снегирь на березе.

Бекас, небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде

как бы "жив, жив!" кричит кулик кроншнеп. Тетерев там где-то бормочет и чуфыркает, белая куропатка, как будто ведьма,

хохочет.

Мы, охотники, давно, с детства своего, и различаем и радуемся, и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не

могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес ранней весной на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это

слово:

- Здравствуйте!

И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто они тогда тоже подхватят чудесное слово, слетевшее с языка

человеческого.

И закрякают в ответ, и зачуфыркают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами своими ответить нам.

-….!....!.....!

Проверьте

Над каким словом трудятся птицы?

Задание

Пока дети так говорили и утро подвигалось все больше к рассвету, борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном

и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом,

сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему.

Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И

даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово

прекрасное.

Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут,

и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

- Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу.

- Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

- Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.

- Гу-гу-гу... - красивая птичка снегирь на березе.

Бекас, небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде

как бы "жив, жив!" кричит кулик кроншнеп. Тетерев там где-то бормочет и чуфыркает, белая куропатка, как будто ведьма,

хохочет.

Мы, охотники, давно, с детства своего, и различаем и радуемся, и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не

могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес ранней весной на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово:

- Здравствуйте!

И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто они тогда тоже подхватят чудесное слово, слетевшее с языка

человеческого.

И закрякают в ответ, и зачуфыркают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами своими ответить нам.

-Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Проверь

Изобразительно-выразительные

средства

Изобразительные средства языка

Текст для работы

Олицетворения: первый луч, скользнув по

верхушкам ближайших, очень маленьких елочек,

наконец-то заиграл на щеках у детей.

Тогда верхний Косач, приветствуя солнце,

перестал подпрыгивать и чуфыкать.

Сравнения: долгую, похожую на журчание ручейка

песню

Проверь себя

Неподвижные, как изваяния, сидели на

камне охотники за сладкой клюквой.

Солнце, такое горячее и чистое, вышло

против них над болотными елочками. Оно

явилось, как холодная синяя стрелка, и

пересекло собой пополам восходящее солнце.

… Тогда серая хмарь плотно надвинулась и

закрыла все солнце со всеми его

живительными лучами.

Текст для работы

Какими эпитетами М.М.Пришвин

«усилил» существительное солнце?

Неподвижные, как изваяния, сидели на камне

охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое

горячее и чистое, вышло против них над

болотными елочками. Оно явилось, как холодная

синяя стрелка, и пересекло собой пополам

восходящее солнце.

… Тогда серая хмарь плотно надвинулась и

закрыла все солнце со всеми его живительными

лучами.

Проверь себя

Заяц, чуть-чуть постояв, сделал свой первый огромный прыжок,

или, как охотники говорят, свою скидку, - в одну сторону, постояв

там, скинулся в другую и через десяток малых прыжков – в третью

и там лёг глазами с своему следу на тот случай, что если Травка

разберётся в скидках, придёт и к третьей скидке, так чтобы можно

было вперёд увидеть её.

Да, конечно, умён, умён заяц, но всё – таки эти скидки – опасное

дело: умная гончая тоже понимает, что заяц всегда глядит в свой

след, и так исхитряется взять своё направление на скидках, не по

следам, а прямо по воздуху, верхним чутьём.

И как же, значит, бьётся сердчишко у зайчишки, когда он слышит –

лай собаки прекратился, собака скололась и начала делать у места

скола молча свой страшный круг.

Задание :

Выделить в данных отрывках слова и сочетания слов,

которые встречаются в речи охотников.

Определить, с какой целью использовал их автор.

Заяц, чуть-чуть постояв, сделал свой первый огромный прыжок, или, как

охотники говорят, свою скидку, - в одну сторону, постояв там, скинулся

в другую и через десяток малых прыжков – в третью и там лёг глазами к

своему следу на тот случай, что если Травка разберётся в скидках,

придёт и к третьей скидке, так чтобы можно было вперёд увидеть её.

Да, конечно, умён, умён заяц, но всё – таки эти скидки – опасное дело:

умная гончая тоже понимает, что заяц всегда глядит в свой след, и так

исхитряется взять своё направление на скидках, не по следам, а прямо

по воздуху, верхним чутьём.

И как же, значит, бьётся сердчишко у зайчишки, когда он слышит – лай

собаки прекратился, собака скололась и начала делать у места скола

молча свой страшный круг.

Проверь себя

Птицы леса



В раздел образования