Авторы: Болотина Ольга Юрьевна, Шоколова Людмила Викторовна
Должность: учителя литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Комсомольск –на– Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приемы работы с текстом на уроках литературы( из опыта работы)"
Раздел: среднее образование
Приемы работы диалога с
текстом на уроках
литературы
(из опыта работы )
Подготовили учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ №6 Болотина О.Ю., Шоколова Л.В.
2016-2017 учебный год
Текст – это живое отражение мыслей и чувств автора,
отражение его внутреннего мира, соединение разума и эмоций.
Таким образом, читая текст, мы как бы разговариваем с тем,
кто творит его.
Диалог с текстом – один из этапов аналитического
(углубленного) чтения. В процессе его осуществляется так
называемое наблюдение за содержанием прочитанного, в
результате чего усваивается текст, то есть понимается.
Что же такое диалог с текстом? Это медленное прочтение, то
есть торможение, микропауза, необходимая для того, чтобы
сфокусировать внимание на важных моментах.
Обучение диалогу с текстом – один из способов воспитания
вдумчивого читателя. Это чтение, которое представляет собой
проживание текста литературного произведения вместе с его
героями.
Теоретическая страничка
1) Первичное (целостное) прочтение текста;
2) Вторичное («медленное») чтение;
3) Замечания по поводу прочитанного:
* выбор ключевых слов и предложений;
* запись возникающих вопросов и выводов;
* отбор фактов и деталей;
* формулировка темы и идеи;
* определение роли героев в сюжетной канве;
* пометки о языке персонажей и стиле автора;
* определение роли тропов
Основные приемы диалога с
текстом:
С лесом надо дружить… Конечно, надо, кто же с этим спорит? Но
что значит «дружить» с неодушевленным предметом?
Об этом говорили многие русские писатели. Одним из самых ярких
среди них был М. Пришвин. Читая его рассказы, удивляешься
наблюдательности, доброте этого человека, его силе сердечного
участия в мире всего живого.
Так, в «Кладовой солнца» Пришвин говорит нам, что лес – это живое
существо. Герои, попав туда, оказываются под властью этой
волшебной страны. Она впускает их довольно легко: «Дети без
особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте».
Мы видим, что матушка-природа благосклонна к своим питомцам:
«Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку,
покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой».
Дети наблюдают за жизнью леса и его обитателей, им понятна эта
жизнь, потому что они – тоже ее часть.
Работа с текстом
Михаил Михайлович Пришвин
Пока дети так говорили и утро подвигалось все больше к рассвету, борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном
и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом,
сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему.
Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И
даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово
прекрасное.
Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут,
и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.
-Тэк-тэк!! - чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу.
- Шварк-шварк ! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.
- Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.
-Гу-гу-гу…- красивая птичка снегирь на березе.
Бекас, небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде
как бы "жив, жив!" кричит кулик кроншнеп. Тетерев там где-то бормочет и чуфыркает, белая куропатка, как будто ведьма,
хохочет.
Мы, охотники, давно, с детства своего, и различаем и радуемся, и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не
могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес ранней весной на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово:
- Здравствуйте!
И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто они тогда тоже подхватят чудесное слово, слетевшее с языка
человеческого.
И закрякают в ответ, и………, и…….., и ……..стараясь всеми голосами своими ответить нам.
- ……..,….., ……..!
Отрывок из повести «Кладовая
солнца»
Образуйте от выделенных звукоподражательных
слов глаголы будущего времени по схеме:
ЗА + …..+ А + ЮТ
Задание
Пока дети так говорили и утро подвигалось все больше к рассвету, борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем,
стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с
лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему.
Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И
даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово
прекрасное.
Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не
могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.
- Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу.
- Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.
- Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.
- Гу-гу-гу... - красивая птичка снегирь на березе.
Бекас, небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде
как бы "жив, жив!" кричит кулик кроншнеп. Тетерев там где-то бормочет и чуфыркает, белая куропатка, как будто ведьма,
хохочет.
Мы, охотники, давно, с детства своего, и различаем и радуемся, и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не
могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес ранней весной на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это
слово:
- Здравствуйте!
И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто они тогда тоже подхватят чудесное слово, слетевшее с языка
человеческого.
И закрякают в ответ, и зачуфыркают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами своими ответить нам.
-….!....!.....!
Проверьте
Над каким словом трудятся птицы?
Задание
Пока дети так говорили и утро подвигалось все больше к рассвету, борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном
и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом,
сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему.
Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И
даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово
прекрасное.
Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут,
и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.
- Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу.
- Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.
- Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.
- Гу-гу-гу... - красивая птичка снегирь на березе.
Бекас, небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде
как бы "жив, жив!" кричит кулик кроншнеп. Тетерев там где-то бормочет и чуфыркает, белая куропатка, как будто ведьма,
хохочет.
Мы, охотники, давно, с детства своего, и различаем и радуемся, и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не
могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес ранней весной на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово:
- Здравствуйте!
И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто они тогда тоже подхватят чудесное слово, слетевшее с языка
человеческого.
И закрякают в ответ, и зачуфыркают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами своими ответить нам.
-Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Проверь
Изобразительно-выразительные
средства
Изобразительные средства языка
Текст для работы
Олицетворения: первый луч, скользнув по
верхушкам ближайших, очень маленьких елочек,
наконец-то заиграл на щеках у детей.
Тогда верхний Косач, приветствуя солнце,
перестал подпрыгивать и чуфыкать.
Сравнения: долгую, похожую на журчание ручейка
песню
Проверь себя
Неподвижные, как изваяния, сидели на
камне охотники за сладкой клюквой.
Солнце, такое горячее и чистое, вышло
против них над болотными елочками. Оно
явилось, как холодная синяя стрелка, и
пересекло собой пополам восходящее солнце.
… Тогда серая хмарь плотно надвинулась и
закрыла все солнце со всеми его
живительными лучами.
Текст для работы
Какими эпитетами М.М.Пришвин
«усилил» существительное солнце?
Неподвижные, как изваяния, сидели на камне
охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое
горячее и чистое, вышло против них над
болотными елочками. Оно явилось, как холодная
синяя стрелка, и пересекло собой пополам
восходящее солнце.
… Тогда серая хмарь плотно надвинулась и
закрыла все солнце со всеми его живительными
лучами.
Проверь себя
Заяц, чуть-чуть постояв, сделал свой первый огромный прыжок,
или, как охотники говорят, свою скидку, - в одну сторону, постояв
там, скинулся в другую и через десяток малых прыжков – в третью
и там лёг глазами с своему следу на тот случай, что если Травка
разберётся в скидках, придёт и к третьей скидке, так чтобы можно
было вперёд увидеть её.
Да, конечно, умён, умён заяц, но всё – таки эти скидки – опасное
дело: умная гончая тоже понимает, что заяц всегда глядит в свой
след, и так исхитряется взять своё направление на скидках, не по
следам, а прямо по воздуху, верхним чутьём.
И как же, значит, бьётся сердчишко у зайчишки, когда он слышит –
лай собаки прекратился, собака скололась и начала делать у места
скола молча свой страшный круг.
Задание :
Выделить в данных отрывках слова и сочетания слов,
которые встречаются в речи охотников.
Определить, с какой целью использовал их автор.
Заяц, чуть-чуть постояв, сделал свой первый огромный прыжок, или, как
охотники говорят, свою скидку, - в одну сторону, постояв там, скинулся
в другую и через десяток малых прыжков – в третью и там лёг глазами к
своему следу на тот случай, что если Травка разберётся в скидках,
придёт и к третьей скидке, так чтобы можно было вперёд увидеть её.
Да, конечно, умён, умён заяц, но всё – таки эти скидки – опасное дело:
умная гончая тоже понимает, что заяц всегда глядит в свой след, и так
исхитряется взять своё направление на скидках, не по следам, а прямо
по воздуху, верхним чутьём.
И как же, значит, бьётся сердчишко у зайчишки, когда он слышит – лай
собаки прекратился, собака скололась и начала делать у места скола
молча свой страшный круг.
Проверь себя
Птицы леса