Автор: Куликова Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ "СОШ №61" Детский сад "Лесовичок" Населённый пункт: Город Магнитогорск, Челябинская область Наименование материала: Конспект Тема: Наши помощники - органы чувств Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
«Наши помощники-органы чувств»
Подготовительная группа, воспитатель Куликова И. Н.
Цель: Закрепить знания детей об органах чувств, их назначении.
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Органы чувств»;
- способствовать овладению логического построения высказывания;
- развивать слуховое, зрительное, вкусовое восприятие, развивать обоняние;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по
группе.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча, к нам
пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!
Дети приветствуют гостей.
Воспитатель: Мы начинаем занятие, подойдите ко мне, пожалуйста. На занятии
мы будем правильно и красиво говорить. Но чтобы все у вас получалось, нужно
быть внимательными и дружными.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Я вам прочитаю стихотворение, послушайте его и скажите, о чем в
нем говорится.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать,
Руки - чтобы ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении? (Ответы детей)
Воспитатель: Как можно назвать двумя словами глаза, нос, уши, язык, кожу?
Дети. Органы чувств.
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня на занятии мы будем вспоминать, что
знаем об органах чувств.
Дети стоят полукругом.
Основная часть.
1. Воспитатель: Отгадайте загадку
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Воспитатель: Глаза - это наш орган зрения.
Зачем человеку нужны глаза? (Ответы детей)
Что человек может узнать с помощью глаз об окружающем мире?
Воспитатель: Колокольчик звенит, нашим глазкам говорит,
Что гимнастика для глаз
Сейчас будет в самый раз.
Зрительная гимнастика.
«Чудесный лес»
Вот стоит чудесный лес! Круговые движения глазами
В нем много сказок и чудес!
Слева – сосны, Движения глазами влево - вправо
Справа - дуб,
Дятел сверху, тук да тук. Движение глазами вверх- вниз
Глазки ты закрой – открой. Движения глазами по тексту.
И скорей бегом домой.
2. Воспитатель: Отгадайте ещё одну загадку.
У зверушки -
На макушке.
А у нас – Ниже глаз.
Дети. Уши.
Теперь мы поговорим о следующих помощниках ушах. Ухо - это орган слуха,
второй по важности орган чувств у человека. Скажите, а зачем человеку нужны
уши?
Как человеку помогают уши? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как называется место где проводят разные опыты и
эксперименты? Правильно, лаборатория.
Воспитатель: Дети, сейчас мы свами пройдём в лабораторию звуков.
«Угадай, что звучит» - ребёнок за ширмой выбирает предмет, которым затем
издаёт звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого
издан звук, и говорят, что услышали его ушами.
3. Воспитатель: а сейчас отгадайте еще одну загадку.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух бродит:
То заходит, то выходит (Нос)
Воспитатель: Правильно это – нос, орган обоняния. Подумайте и скажите, зачем
человеку нужен нос?
Что человек чувствует носом?
Лаборатория запаха: «Отгадай по запаху»- дети подставляют свои носики к окошку
ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что лежит в баночке. Что
это? Как узнали?
Воспитатель: Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом.
Поднесите к носу, сделайте вдох.
А теперь задержите дыхание ненадолго: Что происходит? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вы уже не чувствуете запаха.
Воспитатель: Вы устали предлагаю вам немного отдохнуть.
Динамическая пауза.
«С неба падали снежинки»
С неба падали снежинки (дети выполняют пружинки)
Белоснежные пушинки
Они вертелись, они кружились (кружатся)
И в сугробы превратились (присели)
Вот такие вот высокие (встают, руки вверх)
Вот такие вот широкие (руки в стороны)
Вот такие вот глубокие (поднимать высоко колени)
Вот такие белобокие (наклоны вправо, влево).
Воспитатель: Давайте продолжим говорить о наших помощниках. Отгадайте
следующую загадку.
4. Что поможет за обедом
Нам попробовать компот это?
Дети. Рот.
Помогает узнавать предметы на вкус-язык.
Язык - орган вкуса у человека. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того
как мы пройдём в лабораторию вкуса.
"Определи на вкус"
Воспитатель предлагает детям определить на вкус разные продукты (лимон,
апельсин, сахар, соленый огурец и т.д.). Для этого он кладет ребенку в рот кусочки
разной пищи.
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты.
Воспитатель: Что ты определил на вкус?
Дети. Я узнал лимон – он на вкус кислый и т.д.
Воспитатель: Ребята мы с вами не поговорили еще об одних помощниках,
отгадайте о каких?
5. Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши.
Дети. Руки.
Воспитатель: Правильно, о руках мы сейчас и поговорим. Для чего нам руки? Что
мы ими делаем? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети посмотрите на свои руки, как называется верхний слой,
которым покрыты руки?
Дети. Кожа.
Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует, например - мягкий
предмет или твердый, холодный или горячий. Кожа может помочь решить нам, что
для нас хорошо, а что плохо.
Лаборатория осязания: «Отгадай на ощупь» - дети опускают руку в отверстие
ширмы, описывают предмет, отгадывают и затем его достают.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии? (Ответы детей). Спасибо
вы меня очень порадовали своими ответами.
Д/И «Какой орган чувств нам помогает об этом узнать»
Цель игры: закрепить у детей знания о функциях каждого из органов чувств.
Оборудование: мяч, у воспитателя подборка слов:
Глаза - белый, светло, темно, яркий, круглый, большой.
Уши – громко, тихо, музыка, звенит, пищит.
Рот – вкусный, кислый, сладкий, соленый.
Кожа – острый, холодно, мягко, тепло.
Нос – запах, ароматный, нюхать, вдыхать.
Ход игры: воспитатель по очереди бросает мяч детям, называя качество,
действие, назначение какого-либо органа чувств. Ребенок отгадывает орган
чувства и кидает мяч обратно.
Воспитатель: Ребята наше занятие подходит к концу, с каким настроением мы его
закончим.
Дети. С хорошим.
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности
в подготовительной группе.
Тема: Разведчики.
Цель: Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание
в пределах 10. ; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги;
совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве
относительно себя и другого лица; развивать внимание, память, логическое
мышление.
Дидактический наглядный материал: 3 карточки - задания разрезанных на
несколько частей, 3 плана первого этажа детского сада, простой карандаш, бумага
в клетку, "секретные пакеты" с буквами.
Раздаточный материал: Простые карандаши, бумага в клетку.
Виды деятельности: Познавательно - исследовательская, коммуникативная,
игровая, двигательная, конструирование.
Целевые ориентиры:
- Формировать чувство собственного достоинства.
- Развивать воображение.
- Совершенствовать мелкую и крупную моторику.
- Учить самостоятельности.
Предварительные занятия:
- Беседы: "О великой отечественной войне"
- "Великие полководцы"
- "Рода войск"
- Я помню, я горжусь! "
- Просмотр документального фильма: "Разведчики"
Ход занятия:
Воспитатель: Вы знаете, что во всех победах наших войск, большую роль сыграли,
разведчики. Сегодня мы с вами тоже будем разведчиками. они были отважными,
скрытными, хорошо ориентировались на местности, умели хорошо читать карты.
Сейчас мы разделимся на три группы.
1. Игровое упражнение: "Выполни задание. "
Воспитатель: В этом упражнение вы должны быть очень внимательны, точно и
быстро выполнять каждое задание. Постройтесь в одну шеренгу и рассчитайтесь
на 1-й, 2-й, 3-й.
(Дети рассчитываются)
А теперь: первые номера встаньте сзади вторых, а третьи номера - впереди
вторых. (Дети выполняют рассказывая кто где встал.)
Следующее задание: Руки на пояс, поворот направо, руки вперед, поворот на
право, руки вниз. Молодцы!
Вторые номера встаньте слева от первых, третьи - слева от вторых. Расскажите
кто где стоит?
Присядьте, руки вытяните вперед, встаньте, руки поднимите вверх. Руки в
стороны, разомкнитесь. Повернитесь кругом.
Молодцы! Все четко и правильно выполнили все задания. А теперь, все три
группы постройтесь отдельными шеренгами, каждая группа будет выполнять свое
задание.
2. Воспитатель: (В группу входит посыльный с 3-мя пакетами.)
Посмотрите, ребята нам принесли 3 задания, давайте посмотрим.
(В конвертах лежат разорванные листки бумаги с нарисованным планом какого-то
помещения.
Ребята, вам необходимо собрать эти планы и сравнить с общим планом
помещения нашего детского сада. (на столе лежит общий план первого этажа
детского сада.)
Дети собирают разорванные листочки, как паззлы, полученное изображение
сравнивают с общим планом детского сада.)
Воспитатель: Ребята все нашли свои помещения? В этих помещениях спрятаны
пакеты с дальнейшими заданиями. Вы должны быть осторожными, незаметными
не шуметь и очень аккуратно забрать пакеты, что бы вас не заметили.
(дети уходят выполнять задание.)
Воспитатель: Молодцы! Каждая группа принесла свой пакет, посмотрим что в них.
(В пакетах карточки - задания.) У каждой группы своя.
3. "Составить задачу"
1-е задание:
На аэродроме было 10 самолетов, 6 улетело на задание. Сколько самолетов
осталось?
2-е задание:
В атаку пошло 6 танков к ним присоединилось еще 4 танка, сколько всего танков
пошло в атаку?
3- е задание:
В самолете училось 10 парашютистов, 8 выпрыгнуло. сколько парашютистов
осталось в самолете?
Воспитатель: Определите структуру задач и с помощью какого арифметического
действия их можно решить? В тетрадях запишите решения своих задач.
Дети решают отвечая на вопросы, один из каждой группы записывает на доске,
объясняя свое решение.
Молодцы! Все справились со своими заданиями.
Физ минутка:
"Отважные разведчики"
Чтоб врага застать врасплох
Примени смекалку.
И не лишней будет тут
Спортивная закалка!
Вам задание: Проползти по - пластунски, взять на линии мешочек и попасть в
цель.
Немного размялись, отдохнули.
4. "Слуховой диктант. "
Воспитатель:
Вы знаете, что такое шифровка? (Дети отвечают)
Сейчас мы с вами будем составлять шифровку, возьмите листок бумаги в клетку и
простой карандаш. Будьте очень внимательны.
Поставьте в верхнем правом углу точку.
- Отсчитайте две клетки вниз.
- Одну клетку вправо.
- Одну вниз.
- Одну вправо.
- Одну вниз.
- Одну вправо.
- Четыре вниз.
- Четыре влево.
- Одну вверх.
- одну вправо.
- Две вверх.
- Одну влево.
- Одну вниз.
- Одну влево.
- Одну вверх.
- Одну вправо.
- Две вверх.
- Две влево.
- Одну вверх.
- Две вправо.
- Две вверх.
- Одну вправо.
Молодцы! Шифровка составлена. отправим свои шифровки в штаб.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в
подготовительной группе «Мы — спасатели»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Форма: моделирование игровой ситуации,
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-
коммуникативное развитие.
Задачи с учетом образовательных областей:
- познавательное развитие - формирование общей способности искать и находить
новые решения, формировать умения анализировать и читать код - схему,
закрепить понятия о геометрических фигурах; закрепить прямой счет, знакомство с
профессией спасатель, развивать внимание, память, логическое мышление.
-социально-коммуникативное развитие - воспитывать целеустремленность и
настойчивость в достижении результата; умение работать в коллективе,
взаимодействовать в парах, развивать коммуникативные навыки.
В: Здравствуйте, ребята! Меня зовут С. В., давайте познакомимся
- Ребята кто из вас слышал и знает такое сочетание букв МЧС? Знаете ли вы, что
оно обозначает? (предположение детей)
МЧС – это министерство по чрезвычайным ситуациям. Что такое чрезвычайная
ситуация? (ответы)
Сейчас в мире происходит очень много различных бедствий. Назовите те, о
которых вы слышали? (ответы) наводнение, пожар, землетрясение
Отряды МЧС приходят на помощь нуждающимся и пострадавшим людям не
только в своей стране, но и в других странах. Очень важно, чтобы спасатели
оказались в нужном месте вовремя.
В: Ребята, а как вы считаете, какими должны быть спасатели?
Д: Спасатели должны быть смелыми, сообразительными.
А вы хотели бы испытать себя в качестве спасателя МЧС?
Мотивация: Спасатели МЧС
Цель: помогать людям
Мы с вами отряд спасателей, я командир отряда, пройдите в штаб (на стене карта
полушарий, стол с компьютером и клавиатурой – макет) .
Ребята сюда в штаб стекается информация о происшедших чрезвычайных
ситуациях, некоторые из них отмечены флажками, если мы справимся с этими
ситуациями, то поможем людям, оказавшимся в беде.
Для успешной работы, давайте распределимся на бригады (пары)
Задание 1 «Ленты»
В: Сколько бригад получилось? (Четыре). Сколько человек в каждой бригаде?
(два).
В: У нас на карте отмечена флажками информация, где нуждаются в нашей
помощи, информация закодирована, но у нас есть код для расшифровки.
Задание 1 «Код»
В: Найдите на карте флажок-символ, соответствующей вашей информации.
(круглый, красный, большой, ищем на карте флажок по символу
В: ребята как вы думаете, откуда сообщение? Кто умеет читать? Антарктида
В: правильно, там работают ученые полярники, они сообщают, что их корабль,
сбился с курса, нам нужно им помочь, показать путь к полярной станции
(правильный курс, проходите за столы.
Задание 1. Соедини точки в порядке возрастания чисел (прямой счет)
Задание соедини точки, работа за столами, выбор направления стрелочками,
указать станцию полярников.
В: давайте смотреть, кому еще нужна наша помощь, ищите следующий флажок по
схеме-символу (квадратный, синий, маленький)
В: сообщение пришло с юга нашей страны: конверт с текстом, там прошли
ливневые дожди. Какой вред они могли нанести? (ответы детей, они разрушили
дома и мосты, как мы можем помочь? (восстановить поврежденные дома и мосты)
.
В: Как нам добраться на юг страны из Омска?
Д: (ответы детей, давайте полетим на самолете? Строим самолет.
В: Спасатель должен быть смелым, сильным, но еще и сообразительным пока мы
летим, я предлагаю вам проверить свои силы на сообразительность:
Катилось по столу колесо,
один угол у него красный, другой синий.
Когда колесо докатится, какой цвет мы увидим? (у колеса нет углов)
- Отец с сыном играли в шашки 4 часа. (четыре)
Сколько часов играл каждый из них?
- Гусь весит 2 килограмма. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
(два)
В: ну вот мы и прилетели, спускаем трап
Задание 2 Восстановление домов и мостов
Каждая бригада, восстанавливает свой участок (схема домов и мостов).
(Монгольская игра, входящее сообщение
У нас есть еще сообщения кому нужна, наша помощь найдите на карте флажок-
символ, (прямоугольный, желтый, маленький, сообщение пришло из Египта.
Летим в Египет, размещаемся в самолете
Ребята вы когда-нибудь слышали о египетских пирамидах. Ученые археологи
нашли сундук с драгоценностями, сундук старый и развалился, драгоценные
камни рассыпались, они просят помощи спасателей собрать камни, поможем?
Нам нужно собрать только те камни, которые соответствуют описанию, сложить в
контейнер и передать в музей. Поможем?
Задание 3 «Поиск драгоценностей»
Каждая бригада решает по 4 примера, на каждый ответ ищет на пано символ,
символов должно быть по4 1бригада (прямоуг+синий+большой+тонкий)
2 бригад (квадрат+красный+маленький+толстый)
3 бригада (круглый+желтый+большой+тонкий)
4 бригада (треугол+синий+маленький+толстый)
Собираем камни в контейнер.
Рефлексия: Ну, вот сообщений больше нет, возвращаемся в штаб, проходим в
самолет. Ребята скажите, как вы считаете профессия спасатель нужная, а почему?
А какая она еще как можно сказать (важная, опасная, героическая. Правильно,
многие спасатели награждены за мужество и героизм медалями, званием Герой
России. Ну вот мы и прилетели проходим в штаб.
Отряд спасателей в одну шеренгу становись, я как командир отряда благодарю
вас за службу и зачисляю вас в отряд МЧС, выдаю вам нагрудный
знак «Спасатель».
«В мире материалов». Конспект по образовательной области
«Познавательно-исследовательская деятельность»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи.
1. Упражнять в умение узнавать материал, из которого сделан предмет, закрепить
знания детей о свойствах и качествах материалов и их названиях, развивать
умение размышлять, анализировать, делать выводы. (образовательная область
«Познавательное развитие») .
2. Закреплять умение детей называть материал (стекло, металл, дерево,
пластмасса, резина, называть предметы обобщающим словом по признаку
материала (образовательная область «Речевое развитие») .
3. Формировать готовность к совместной деятельности со взрослыми и
сверстниками (образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие») .
Оборудование: колокольчик, сундук, игрушки и предметы из различных
материалов (пластмасса, дерево, металл, резина) ; надувные шарики, стеклянные
пробирки (по 1 на каждого ребенка, две емкости, наполненные водой, полотенца
на каждого ребенка.
Содержание.
В группу вбегает Незнайка и звенит в колокольчик.
-Что это у меня? (колокольчик)
-Из чего он сделан? (из металла)
- Значит, он какой? (металлический)
- А если бы колокольчик был из дерева? (он бы не звенел)
-А если из стекла? (предположения детей) .
Незнайка: Посмотрите, У меня есть сундук в нем много всякого добра. Незнайка
затаскивает сундук в группу. Высыпает все предметы на пол и предлагает
проверить из чего сделаны предметы. Но я забыл названия материалов, помню
только их свойства. Помогите мне вспомнить названия.
• Этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Что это?
• Этот материал легкий, гладкий, непрочный, цветной, непрозрачный
(пластмасса) .
• Шероховатый, прочный, легкий (дерево)
• Холодный, тяжелый, прочный, теплопроводный (металл)
• Мягкий, эластичный, легко растягивается, мнется, но принимает свою форму
(резина) .
Дети находят предметы из соответствующих материалов и называют их, например
«из пластмассы, пластмассовые» и т. д.
Незнайка - Скажите, из какого материала предмет самый легкий? Как нам это
узнать? (предположения детей).
Опыт №1: в воду положить предметы из дерева, резины, пластмассы, металла.
Вывод: металл утонул, значит он тяжелый, а пластмасс и дерево плавают, значит
они легкие.
- А какой же предмет самый прочный? Бумага? рвется, пластмасса? можно
сломать, погнуть, резина? можно порвать, дерево.? прочное - его трудно сломать,
металл – прочный, не зря из него делают замки, ключи, машины, самолеты и т. д.
Незнайка - А как мы можем проверить металлические ли это предметы? (металл
притягивается магнитом).
Опыт № 2. Дети берут магниты и притягивают предметы, выясняя при этом, какие
из них металлические, а какие нет. Вывод: металл притягивается магнитом.
Незнайка – мне сказали, что металл обладает теплопроводностью. Что значит
теплопроводность? (металл может нагреваться, проводит тепло) .
Опыт № 3. Дети берут ложки, лежащие на столе и ложки, лежащие на батарее и
сравнивают их. Вывод: металл проводит тепло.
Незнайка достает из своего сундука шарики и раздает детям и спрашивает из чего
они сделаны, какие они? (из резины, резиновые).
Опыт № 4.
- Потрогайте шарик. Какая резина? (мягкая, гладкая).
- Какой сейчас шарик? (маленький) .
Незнайка предлагает его надуть. – Каким стал шарик? (большим). – Почему?
(растянулся).
- Сделайте шарик опять маленьким.
Незнайка: Ребята, если шарик растягивается и сжимается, то о каком свойстве
резины мы говорим? (эластичная, упругая) .
Физминутка «Мой веселый звонкий мяч».
Загадка: Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь — разобьюсь. (стекло.)
Незнайка подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные
предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель просит обобщить
предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т. е. они стеклянные) .
Опыт № 5
Незнайка предлагает взять в руки стеклянные пробирки, лежащие на столах, и
потрогать их. Спрашивает, какие на ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают,
что |гладкие, холодные).
Незнайка предлагает подуть в них. – Что вы услышали? (песенку).
- А вы догадались чья эта песенка? (песенка воздуха)
Незнайка предлагает превратить пробирки в кораблики.
Ты плыви, кораблик, по речке, ручейку
Ты вези, кораблик, песенку мою.
- Что нужно сделать, чтобы наш кораблик не утонул? (предположения детей) .
Опыт № 6.
Дети опускают одну пробирку в воду и наблюдают за ней.
- Что с ней происходит? (она постепенно наполняется водой и тонет) .
- Почему наш кораблик утонул? (он стал тяжелый).
Незнайка предлагает детям закрыть пробирки пробками и опустить в воду.
- Что произошло с нашими корабликами? (они плавают) .
- Почему они не тонут?
Вывод: первая пробирка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелые предметы
тонут.
В пробирку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылочка может плавать.
Незнайка благодарит детей, дарит им шарики и прощается.
Экспериментальная деятельность
как активная форма обучения детей
дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,
огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная
деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний,
умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение детьми
знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого,
осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в
ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем,
будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они
быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру.
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского
экспериментирования как активной формы обучения дошкольников.
Китайская пословица гласит: « Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму ».
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в
практику дошкольных учреждений. Детское экспериментирование является новой
формой работы с детьми, которая позволяет нам изменить модель обучения
дошкольников. Дети получают не готовые знания, а добывают их сами,
сотрудничая с педагогом, причём педагог является не главной фигурой в учебном
процессе, а лишь тактично, ненавязчиво направляет детей в нужном
направлении.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
видеть и выделять проблему;
принимать и ставить цель;
решать проблемы;
анализировать объект или явление;
выделять существенные признаки и связи;
сопоставлять различные факты;
выдвигать гипотезы, предположения;
отбирать средства и материалы для самостоятельной
деятельности;
осуществлять эксперимент;
делать выводы;
фиксировать этапы действий и результаты графически.
Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из
которых представлено несколькими темами:
Живая природа (характерные особенности сезонов в разных
природно – климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей
среде и др.);
Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес,
свет, цвет, и др.);
Человек (функционирование организма; рукотворный мир:
материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
Требования к организации детского экспериментирования:
соответствие возрастным особенностям детей;
безопасность материала при проведении того или иного опыта.
Детское экспериментаирование
Побуждает детей выполнять ряд последовательных действий
(проводить опыты) в соответствии с моделями или алгоритмами;
Развивает умение анализировать, выявлять взаимосвязи и
взаимозависимости между материалами и другими признаками предметов;
Учит детей устанавливать причинно-следственные связи.
Примерный распорядок дня с включением элементов экспериментальной
(исследовательской) деятельности в образовательный процесс:
1. После утреннего приёма детей, предложить детям надуть воздушные шары.
Цель: предложить детям доказать с помощью шара, что вокруг нас есть воздух.
Определить, что воздух бесцветный, без вкуса, без запаха, он лёгкий и т.д.
В конце опыта проводим физ. минутку с шарами.
2. Перед завтраком или обедом, вовремя умывания проводим опыт с мылом.
Цель: развитие мелкой моторики руки, обоняния, знаний о мыле и его свойствах;
закрепление культурно-гигиенических навыков.
Определяем, что мыло: гладкое, душистое, пенится, образует мыльные пузырьки.
3. Во время приёма пищи можно провести с детьми следующий исследование
«Желудок и пища».
Цель: закрепить знания детей о пище, полезных и вредных для организма
продуктах; развивать вкусовые ощущения.
Определяем, что до приёма пищи мы испытывали дискомфорт в желудке, мы
хотели кушать. С поступлением пищи в желудке стало тепло, еда вкусная,
солёная, чай тёплый, сладкий.
4. На занятии по ознакомлению с окружающим взять тему «Пузырьки –
спасатели».
Цель: закрепить знания детей о воздухе, о том, что он легче воды и имеет силу.
Для опыта берём стаканы с минеральной водой и пластилин.
Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в неё несколько
кусочков пластилина величиной с рисовые зёрнышки.
Дети наблюдают, обсуждают:
- Почему падает на дно пластилин? (он тяжелее воды, поэтому тонет)
- Что происходит на дне?
- Почему пластилин всплывает и снова падает?
- Что тяжелее и почему? (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются на верх
и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а
тяжёлый пластилин снова опускается на дно).
Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что
тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.
5. Во время прогулки можно провести следующие эксперименты:
- Воздушные шары: понаблюдать, как они поднимаются в небо, как летят.
- Песок. Игры с сухим и мокрым песком: выделить их свойства: сыпучесть,
рыхлость; мокрый песок тяжелее сухого, можно лепить комочки, делать
различные фигурки, песок не рассыпается. Предложить детям стать маленькими
ветерками и посмотреть, какой песок раздуется мокрый или сухой.
6. После сна предложить детям порисовать песком. Надо заметить, что это один
из любимейших материалов у детей.
7. В уголке экспериментирования предложить детям провести ещё один опыт
«Очищение воды».
Цель: закрепить знания детей о воде, способах ее засорения и очищения, о
значимости воды для всего живого.
Рассмотреть и побеседовать с детьми о том, чем можно засорить воду: бумагой,
палочками, пластмассовыми бутылками, разным мелким мусором: камешками,
нитками.
По ходу опыта определяем свойства предметов: пластмасса – лёгкая, гнётся,
прозрачная; дерево – твёрдое, тёплое; камешки – тяжёлые, твёрдые и т. д.
Беседуем с детьми о том, кто загрязняет воду, что происходит в природе из-за
этого. Использовать элементы ТРИЗ «Хорошо-плохо».
Опыт по очистке воды проводим с помощью марлевых салфеток. Одновременно
закрепляем свойства воды, разных предметов, закрепляем правила поведения в
природе.
8. На вечерней прогулке можно поиграть с мыльными пузырями.
Цель: создать у детей радостное настроение, развивать дыхание и двигательную
активность детей; закрепит знания детей о мыле и воздухе.
Вывод: в течение дня можно включать экспериментирование в различные виды
детской деятельности. Как вы успели заметить, почти вся она проходит в игровой,
ненавязчивой форме, а в результате дети самостоятельно получают новые
знания, имеют возможность всё это самостоятельно потрогать, проверить в
действии, сделать вывод, а это и является нашей главной задачей, которую мы
ставим перед собой, организовывая детское экспериментирование.
Необходимо помнить, что активности детей в исследовательской деятельности
способствуют:
частые обращения воспитателя к детям;
использование несложных диалогов;
мотивация и приглашение сказочных персонажей;
приемы эмоционального воздействия.
Детское экспериментирование – активная форма обучения дошкольников, так как
накопленный педагогический опыт позволяет с уверенностью говорить о том, что
редкий ребенок, независимо от возраста, в момент игры-занятия не хочет
проявить самостоятельность, быть умным, знающим и активным. В этом смысле
экспериментальная деятельность в значительной степени позволяет сделать
обучение детей радостным и желанным.
Литература:
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное
рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного
возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Организация эксперименталньой деятельности дошкольников /
Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой-. – М.: АРКТИ, 2005.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В быстроменяющемся мире в эпоху стремительных изменений информации и
компьютеризации образование и воспитание должно шагать в ногу со временем.
Наша жизнь требует от нас проявления поисковой активности и освоение новых
технологий.
Для человека экспериментальная деятельность яркий вариант проявления
исследовательского поведения. Исследовательский экспериментальный поиск
важен для человека как получения какого-то нового продукта и значим как процесс
поиска.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведенья о мире важнейшие черты нормального детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребёнка.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически,
ведь всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Он настроен на
познание мира, ему интересно его узнать, понять те процессы и преобразования,
которое происходят на его глазах. Маленький человек еще не осознает сущности
всех явлений, но уже знает, что не все в мире одинаково и хочет узнать еще
больше об окружающем его пространстве. Именно это внутреннее стремление к
познанию порождает исследовательское поведение.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды
деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и
пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать
нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Н. Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим
видом деятельности является не игра, как это принято считать, а
экспериментирование. Экспериментирование – это не что иное, как свобода для
творчества, полета фантазии. Что делает маленький человечек, когда у него что-
нибудь не получается? Он ищет новые пути, пробует другие способы действия.
Он выделил два основных вида детского экспериментирования:
- бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка). Ребенок
ищет пути и способы достижения своих интересов и потребностей; (Из моей
практике приведу такой пример. Однажды на улице Миша нашел автобусный
билет и пытался его приклеить на рукавичку, затем на снежный комочек. Сначала
он дышал на билет, а потом пытался прикрепить с помощью слюны. И только
потом сказал: «Нужна вода! » Занес в помещение, намочил снежок и положил
билет на него. Вот и чудо произошло, билет приклеился)
- утилитарное экспериментирование (организуется взрослым). В своей работе
также использую данный вид, где ребенок получает те результаты, которые
определены взрослым. Элементы ситуации, алгоритмы действий исходят от
взрослого. В опыте «Испарение» помогла детям посмотреть, как вода из жидкого
состояния переходит в газообразное. Какое же удивление было в глазах, как вода
исчезла из чашечки. Но зато появился пар!
Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому
организация детского экспериментирования, которая понимается мной как особый
способ духовно—практического освоения действительности, направлена на
создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою
сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в
потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является
одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Я работаю воспитателем в детском доме №1 уже более 20 лет. Мои дети уже
старшие дошкольники. Детишки особенные, а особенные они тем, что у них
отсутствует связи с биологической мамой. А это сильно влияет на развитие
личности ребенка. И именно мне нужно быть им и мамой и воспитателем в одном
лице. Детям, оставшихся без попечения родителей свойственны процессы
снижение познавательной активности, словарный запас очень скуден,
ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая
определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями
взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Они не
умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными
потребностями. И я стараюсь через экспериментальную деятельность помочь
воспитанникам преодолеть эти трудности.
Имея богатый практический опыт, могу с уверенностью сказать, что желание
потрогать, попробовать, постучать, отвинтить или наоборот собрать в единое
целое – одно из любимейших занятий моих дошкольников. Малыши в песочнице
могут продолжительное время насыпать и высыпать песок из разных емкостей,
получая при этом необходимый опыт и знания о свойствах песка. Дети старшего
дошкольного возраста активно включаются в исследования свойств воды – строят
бороздки, по которым вода течет в том направлении, которое указал юный
экспериментатор
Доказано, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует,
ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть
активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его
познавательные и интеллектуальные способности.
Что же такое «эксперимент»? Термин эксперимент (от латинского опыт, проба)
чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле опыт,
воспроизведения объекта познания, проверка гипотез.
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но
это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с
ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру.
Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому самое
важное, что может и должен сделать взрослый – это не мешать ребенку, а
наоборот придумывать более сложные задачи, задавая вопросы проблемного
характера. А в конечном итоге должен создать вокруг ребенка такую развивающую
среду, которая будет постоянно манить его к новым открытиям.
Моя любимая тема в работе – это природа. Ведь природное окружение есть самое
доступное из того, что можно использовать в процессе элементарной
экспериментальной деятельности.
Организуя работу по экологическому воспитанию, я выделила следующие цели и
задачи.
Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной социально-активной, творческой
личности способной понимать и любить окружающий мир, природу.
Задачи:
1. Формирование системы элементарных научно-экологических знаний;
2. Развитие познавательного интереса к окружающему миру и желание сохранять,
беречь природу;
3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и
безопасного для природы и самого ребенка поведения;
4. Формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и
явлениями.
Именно опытно-экспериментальная деятельность позволяет создать
методическую разработку, объединяющую все поставленные мною задачи.
В самом начале я определила для себя круг задач, решение которых позволит
разработать методическое пособие по организации опытно-экспериментальной
деятельности. А именно:
• создание условий для формирования основного целостного мировидения
ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
• развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,
установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
• развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
• создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Опытно-экспериментальную деятельность распределила по направлениям:
• живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-
климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к
окружающей среде.
• неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
• человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их
свойства.
Разработала модель обучения детей для организации экспериментирования,
которая описывает этапы работы, методы и приемы, направленные на создание
устойчивой мотивации и те навыки исследовательской деятельности, которые
должны будут сформированы у воспитанников к концу второго года обучения. Хочу
показать на простом примере, как на первом этапе я мотивировала воспитанников
в проведении эксперимента. Поставила перед ними проблемную ситуацию. Можно
ли из луковиц выращивать зимой зеленый лук, для того чтобы защитить свой
организм от простуды. Затем стала использовать такой прием, как наводящие
вопросы:
- Что нам нужно для выращивания зеленого лука?
Дети отвечали:- Стаканчики, земля, вода. Предложила приготовить оборудование
и посадить луковицы и в воду и в землю. Все это происходило в
экспериментальном уголке, где воспитанники самостоятельно провели опыт.
На втором этапе ставится другая задача, что пришла зима и пора помочь своему
организму бороться с вирусными заболеваниями. Дети ищут пути решения этой
проблемы; анализируют, делают выводы. Фиксируют в альбоме наблюдения.
Также на этом этапе я использую и такой прием, как допущение неточности в
действиях. Сажу луковички в сухую посуду.
На третьем этапе я усложняю задачу для детей выращивания зеленого лука. На
этом этапе дети самостоятельно отыскивают метод выращивания лука и
использую мнемотехнику.
1. Литература.
1. Дошкольная педагогика /Текст/: журн. – 2007 (декабрь) .
2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ
«Сфера», 2005.
3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для
дошкольников/Текст/ О. В. Дыбина. –М. : ТЦ «Сфера», 2004
4. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.
Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
5. Ильина Ж. С чего начинается хвост /Текст/ Ж. Ильина// Обруч. – 2003.
6. Костюченко М. Экспериментируем! /Текст/ М. Костюченко// Дошкольное
воспитание. – 2006. - № 8.
7. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей
2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. / Е. А.
Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 333 с.
8. План-прогарммавоспитаельно-образовательной программы в детском саду
/Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. З. А. Михайловой. – СПб. : Акцидент,
1997 г.
9. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс,
1997 .
10. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное
воспитание. – 2006. - № 8.
11. Шапиро А. Научные забавы /Текст/ А. Шапиро// Детский сад со всех сторон. –
2001. - № 41-42 (ноябрь)