Автор: Аглеева Эльвира Ильферовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – детский сад №16 "Росинка" г. Благовещенска Республики Башкортостан
Населённый пункт: г. Благовещенск Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Составление рассказов по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели"
Раздел: дошкольное образование
Занятие в подготовительной группе по развитию речи
на тему «Составление рассказов по серии сюжетных
картин «Скворцы прилетели»
Цель: формирование навыка составления повествовательного рассказа по серии сюжетных
картин.
Задачи: 1 обучение детей составлению повествовательного плана рассказа с опорой на картины
серии;
2. развитие общей моторики; стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
3. развитие словесно-логического мышления и памяти;
4.воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.
Оборудование: презентация «Пение скворца», серия сюжетных картин “Скворцы”, иллюстрации
зимующих и перелетных птиц, ребус
Дети заходят в группу. Воспитатель собирает детей полукругом.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Мы рады всех видеть и говорим вам «Здравствуйте»!
-Чтобы настроение у нас было хорошее, проговорим слова:
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Справа друг и слева друг
Улыбнемся всем вокруг.
Восп. Ребята, я приготовила для вас ребус. Попробуйте его отгадать.
- (Весна)
-Как вы догадались? (видим букву Е, а внутри слог СНА, получается В Е –СНА)
-Сколько слогов в слове ВЕСНА? (два)
-На какой слог падает ударение? (на второй)
Сколько звуков в слове «весна»? (5)
-Сколько букв? (5)
-Произнесите первый звук. (вь)
-Какой он? (согласный, звонкий, мягкий)
-Обозначьте фишкой (один ребенок на фланелеграфе обозначает зеленой фишкой)
-Произнесите второй звук (э)
-Какой он? (гласный, обозначаем красной фишкой)
-Произнесите третий звук (с).
-Какой он? (согласный, твердый, глухой)
-произнесите четвертый звук (Н)
-какой он? (согласный, твердый, звонкий)
-Произнесите последний звук (А)
-какой он? (гласный, ударный)
-Обозначьте звуки буквами (дети выкладывают слово ВЕСНА)
- Молодцы, ребята. Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Весна» и скажите, какое
настроение у этого стихотворения?
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно очень тёплые
Ноги у весны.
(Настроение – радостное, веселое, легкое)
-Красоту весны воспевали многие художники. Посмотрите, как красиво изобразили весну
художники (картины художников)
1. Исаак Левитан «весна. Большая вода»
2. Евгений Синев. Всена. Апрель.
3, Петр Петровичев «Венса»
-Какие вы знаете весенние месяцы.
Как в народе называют март (протальник). Почему? (появляются первые проталины)
-Как апрель называют в народе (цветень). Почему? (появляются первые цветы)
Как май называют в народе (травник). Почему? (Земля покрывается травой).
-Что происходит в природе весной?
(тает снег, бегут ручьи, небо голубое, чистое. Солнце греет. Люди одевают легкую одежду.
Появляются проталины. На деревьях распускаются почки).
Молодцы. Весной мы любуемся сосульками, слушаем звуки капели, и радуемся птичьему
щебету. Первые вестники весны – птицы.
-вы знаете, что птицы есть перелетные и зимующие.
- хотите поиграть в игру?
Игра называется «Зимующие и перелетные».
Выберите птицу и поместите ее на фланелеграф. Если эта перелетная птица поместите ее вверху,
если зимующая, поместите ее внизу. (жаворонок, ворона, скворец, воробей, грач, голубь).
Почему вы выделили жаворонка, скворца и грача в отдельную группу? (перелетная птица)
Весна послала к нам своего гонца, а кого, вы узнаете, отгадав загадку:
На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном
Чтоб уснули дети
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Он и летчик и певец
Кто же это …(скворец)
-Ребята, что делают птицы, когда прилетают к нам? (вьют гнезда, уничтожают насекомых,
выводят птенцов, поют песни)
-я знаю, что Милана А. хочет рассказать вам интересные факты об этой замечательной птице.
Издавна скворцов в народе любили не по тому, что от этих птиц много пользы: весной они ходят
по полям, собирают насекомых и личинок, зимовавших в земле; летом отыскивают различных
гусениц, жуков-листоедов.
(Савелий)
Скворцов любят за их веселый нрав. Не важно, что у них нет своих песен, они прекрасные
звукоподражатели: они подражают не только пению других птиц, но и кваканью лягушек, лаю
собак.
-Давайте послушаем. (фонограмма пения скворца)
(Катя) Семья скворцов уничтожает за день 350 гусениц и жуков. Пара скворцов, поселившихся в
саду, может очистить от вредных насекомых 40 взрослых яблонь.
Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые существуют для того, чтобы
дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить.
(Самира)
Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах
деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми. Домики эти называются –
скворечники.
Физминутка:
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
(дети садятся за столы)
-Весна оставила для нас яркие, красочные картины. И если мы разложим их по порядку, что
сначала, что потом, вы увидите интересную историю. (дети раскладывают картинки на
столах)
(один ребенок выполняет задание у доски)
Картинка №1
Кого вы видите на этой картине?
Что делает учитель?
Что делают дети?
Для кого дети собираются строить домики?
Как называют такие домики для птиц?
Когда люди делают скворечники?
Картина № 2
-Что делают дети на этой картине?
Из чего дети будут строить?
Какими инструментами пользуются ребята?
Картина № 3
Где находятся дети и учитель на этой картине?
Как одеты дети?
Зачем ребята принесли с собой лестницу?
Почему скворечники вешают высоко от земли?
Какое настроение у ребят?
Почему у ребят хорошее настроение?
Картина № 4
-Что мы видим на этой картине?
Кто прилетел в скворечник?
Что делают дети?
Почему дети и учитель улыбаются?
Молодцы, ребята. Посмотрите внимательно на первую картину и подберите главные
предложения к ней. (Ребята решили построить скворечники)
-Подберите слова близкие по значению к слову «построить» (сделать, смастерить)
Подберите главное предложение ко второй картине (работа началась)
-как можно заменить слово «началась»? (закипела, продолжилась, пошла)
-Подберите главное предложение к третьей картине (дети вешают скворечники)
-как заменить слово «вешают» (прикрепить, закрепить)
-Подберите предложения к последней картине. (скрорцы прилетели)
-как заменить слово «прилетели» (поселились, прибыли, обживают новый дом)
-Скажите, а по этим картинкам можем мы составить рассказ? (Да)
-тогда я начну , а вы продолжите «Наступила весна…»
(дети по цепочке придумывают предложения к картинкам)
-Кто сможет рассказать историю полностью? (рассказывают 2 человека).
- у нас получились, отличные рассказы.
-О ком был рассказ?
- Какое название можно придумать к этому рассказу? (Дети и скворцы. Скворцы прилетели.
Скворечники для скворцов).
-Нужно ли строить скворцам скворечники?
-Что будет, если люди не будут помогать птицам?
-Как мы может помочь птицам? (зимой – вешаем кормушки. Весной – строить скворечники.
Летом не шуметь в лесу и в парках, чтобы не пугать птиц)
- я надеюсь, что вы и дальше будете помогать птицам. Относитесь к ним бережно, будьте
внимательны к ним. А птицы будут радовать нас своим пением.
-ребята, на столе у меня лежат улыбки и грустинки. Если после нашей сегодняшней встречи у
вас хорошее настроение и задания показались вам интересными - возьмите улыбку. Если вы
испытывали затруднения и настроение у вас не веселое - возьмите грустинку. А теперь
поднесите свои картинки к губам и мы посмотрим , какое у вас настроение.
-я рада, что у вас хорошее настроение. И у меня тоже хорошее настроение. А теперь, пришло
время попрощаться с нашими гостями. (до свидания)
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение –
Центр развития ребенка детский сад №16 «Росинка»
Конспект занятия по развитию речи на тему
«Составление рассказа по сюжетным картинкам
«Скворцы прилетели»
Подготовила и провела Аглеева Э.И.
г. Благовещенск, 2018 г.