Напоминание

Составление рассказов по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели"


Автор: Аглеева Эльвира Ильферовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – детский сад №16 "Росинка" г. Благовещенска Республики Башкортостан
Населённый пункт: г. Благовещенск Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Составление рассказов по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие в подготовительной группе по развитию речи

на тему «Составление рассказов по серии сюжетных

картин «Скворцы прилетели»

Цель: формирование навыка составления повествовательного рассказа по серии сюжетных

картин.

Задачи: 1 обучение детей составлению повествовательного плана рассказа с опорой на картины

серии;

2. развитие общей моторики; стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

3. развитие словесно-логического мышления и памяти;

4.воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

Оборудование: презентация «Пение скворца», серия сюжетных картин “Скворцы”, иллюстрации

зимующих и перелетных птиц, ребус

Дети заходят в группу. Воспитатель собирает детей полукругом.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Мы рады всех видеть и говорим вам «Здравствуйте»!

-Чтобы настроение у нас было хорошее, проговорим слова:

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Справа друг и слева друг

Улыбнемся всем вокруг.

Восп. Ребята, я приготовила для вас ребус. Попробуйте его отгадать.

- (Весна)

-Как вы догадались? (видим букву Е, а внутри слог СНА, получается В Е –СНА)

-Сколько слогов в слове ВЕСНА? (два)

-На какой слог падает ударение? (на второй)

Сколько звуков в слове «весна»? (5)

-Сколько букв? (5)

-Произнесите первый звук. (вь)

-Какой он? (согласный, звонкий, мягкий)

-Обозначьте фишкой (один ребенок на фланелеграфе обозначает зеленой фишкой)

-Произнесите второй звук (э)

-Какой он? (гласный, обозначаем красной фишкой)

-Произнесите третий звук (с).

-Какой он? (согласный, твердый, глухой)

-произнесите четвертый звук (Н)

-какой он? (согласный, твердый, звонкий)

-Произнесите последний звук (А)

-какой он? (гласный, ударный)

-Обозначьте звуки буквами (дети выкладывают слово ВЕСНА)

- Молодцы, ребята. Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Весна» и скажите, какое

настроение у этого стихотворения?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно очень тёплые

Ноги у весны.

(Настроение – радостное, веселое, легкое)

-Красоту весны воспевали многие художники. Посмотрите, как красиво изобразили весну

художники (картины художников)

1. Исаак Левитан «весна. Большая вода»

2. Евгений Синев. Всена. Апрель.

3, Петр Петровичев «Венса»

-Какие вы знаете весенние месяцы.

Как в народе называют март (протальник). Почему? (появляются первые проталины)

-Как апрель называют в народе (цветень). Почему? (появляются первые цветы)

Как май называют в народе (травник). Почему? (Земля покрывается травой).

-Что происходит в природе весной?

(тает снег, бегут ручьи, небо голубое, чистое. Солнце греет. Люди одевают легкую одежду.

Появляются проталины. На деревьях распускаются почки).

Молодцы. Весной мы любуемся сосульками, слушаем звуки капели, и радуемся птичьему

щебету. Первые вестники весны – птицы.

-вы знаете, что птицы есть перелетные и зимующие.

- хотите поиграть в игру?

Игра называется «Зимующие и перелетные».

Выберите птицу и поместите ее на фланелеграф. Если эта перелетная птица поместите ее вверху,

если зимующая, поместите ее внизу. (жаворонок, ворона, скворец, воробей, грач, голубь).

Почему вы выделили жаворонка, скворца и грача в отдельную группу? (перелетная птица)

Весна послала к нам своего гонца, а кого, вы узнаете, отгадав загадку:

На шесте веселый дом

С круглым маленьким окном

Чтоб уснули дети

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец –

Он и летчик и певец

Кто же это …(скворец)

-Ребята, что делают птицы, когда прилетают к нам? (вьют гнезда, уничтожают насекомых,

выводят птенцов, поют песни)

-я знаю, что Милана А. хочет рассказать вам интересные факты об этой замечательной птице.

Издавна скворцов в народе любили не по тому, что от этих птиц много пользы: весной они ходят

по полям, собирают насекомых и личинок, зимовавших в земле; летом отыскивают различных

гусениц, жуков-листоедов.

(Савелий)

Скворцов любят за их веселый нрав. Не важно, что у них нет своих песен, они прекрасные

звукоподражатели: они подражают не только пению других птиц, но и кваканью лягушек, лаю

собак.

-Давайте послушаем. (фонограмма пения скворца)

(Катя) Семья скворцов уничтожает за день 350 гусениц и жуков. Пара скворцов, поселившихся в

саду, может очистить от вредных насекомых 40 взрослых яблонь.

Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые существуют для того, чтобы

дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить.

(Самира)

Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах

деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми. Домики эти называются –

скворечники.

Физминутка:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают.(«клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают», садятся)

(дети садятся за столы)

-Весна оставила для нас яркие, красочные картины. И если мы разложим их по порядку, что

сначала, что потом, вы увидите интересную историю. (дети раскладывают картинки на

столах)

(один ребенок выполняет задание у доски)

Картинка №1

Кого вы видите на этой картине?

Что делает учитель?

Что делают дети?

Для кого дети собираются строить домики?

Как называют такие домики для птиц?

Когда люди делают скворечники?

Картина № 2

-Что делают дети на этой картине?

Из чего дети будут строить?

Какими инструментами пользуются ребята?

Картина № 3

Где находятся дети и учитель на этой картине?

Как одеты дети?

Зачем ребята принесли с собой лестницу?

Почему скворечники вешают высоко от земли?

Какое настроение у ребят?

Почему у ребят хорошее настроение?

Картина № 4

-Что мы видим на этой картине?

Кто прилетел в скворечник?

Что делают дети?

Почему дети и учитель улыбаются?

Молодцы, ребята. Посмотрите внимательно на первую картину и подберите главные

предложения к ней. (Ребята решили построить скворечники)

-Подберите слова близкие по значению к слову «построить» (сделать, смастерить)

Подберите главное предложение ко второй картине (работа началась)

-как можно заменить слово «началась»? (закипела, продолжилась, пошла)

-Подберите главное предложение к третьей картине (дети вешают скворечники)

-как заменить слово «вешают» (прикрепить, закрепить)

-Подберите предложения к последней картине. (скрорцы прилетели)

-как заменить слово «прилетели» (поселились, прибыли, обживают новый дом)

-Скажите, а по этим картинкам можем мы составить рассказ? (Да)

-тогда я начну , а вы продолжите «Наступила весна…»

(дети по цепочке придумывают предложения к картинкам)

-Кто сможет рассказать историю полностью? (рассказывают 2 человека).

- у нас получились, отличные рассказы.

-О ком был рассказ?

- Какое название можно придумать к этому рассказу? (Дети и скворцы. Скворцы прилетели.

Скворечники для скворцов).

-Нужно ли строить скворцам скворечники?

-Что будет, если люди не будут помогать птицам?

-Как мы может помочь птицам? (зимой – вешаем кормушки. Весной – строить скворечники.

Летом не шуметь в лесу и в парках, чтобы не пугать птиц)

- я надеюсь, что вы и дальше будете помогать птицам. Относитесь к ним бережно, будьте

внимательны к ним. А птицы будут радовать нас своим пением.

-ребята, на столе у меня лежат улыбки и грустинки. Если после нашей сегодняшней встречи у

вас хорошее настроение и задания показались вам интересными - возьмите улыбку. Если вы

испытывали затруднения и настроение у вас не веселое - возьмите грустинку. А теперь

поднесите свои картинки к губам и мы посмотрим , какое у вас настроение.

-я рада, что у вас хорошее настроение. И у меня тоже хорошее настроение. А теперь, пришло

время попрощаться с нашими гостями. (до свидания)

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение –

Центр развития ребенка детский сад №16 «Росинка»

Конспект занятия по развитию речи на тему

«Составление рассказа по сюжетным картинкам

«Скворцы прилетели»

Подготовила и провела Аглеева Э.И.

г. Благовещенск, 2018 г.



В раздел образования