Автор: Федорова Елена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №44"
Населённый пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары
Наименование материала: Учебная программа кружковой работы
Тема: "Литературные задачи" 7–9 класс
Раздел: среднее образование
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №44» города Чебоксары Чувашской Республики
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по УВР __________ И.о. директора______________
«_____»______2018 г. приказ № ______________
«_____»______2018 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по курсу кружка
“Литературные задачи”
в 7Г, 7Д, 8В, 9А классах
на 2018-2019 учебный год
Автор – составитель
Федорова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №44»
г. Чебоксары
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей русского языка
и литературы
протокол № 1
от 29 августа 2018 года
Чебоксары, 2018
Пояснительная записка
В рамках данной программы на занятиях учащиеся будут изучать как серьёзные
вопросы литературоведения, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать
языковое чутьё.
Цели программы:
подготовить призёров городской, республиканской, всероссийской олимпиады по
литературе;
привить учащимся интерес к литературе.
Актуальность программы
заключается
в
том,
что
учащиеся
должны
иметь
мотивацию
к
обучению
литературы,
стремиться
развивать
свои
интеллектуальные
возможности.
Данная
программа
позволяет
познакомиться
с
интересными
вопросами
литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук.
Решение литературных задач, связанных с вопросами истории литературы закрепит интерес
детей
к
познавательной
деятельности,
будет
способствовать
развитию
мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление
развить
у
учащихся
умения
самостоятельно
работать
с
различными
источниками
информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического
рассуждения,
определения
и
аргументации
собственной
позиции
по
определенному
вопросу.
Содержание
программы
соответствует
познавательным
возможностям
учащихся
среднего
и
старшего
звеньев
и
предоставляет
им
возможность
работать
на
уровне
повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы
литературоведения,
как
сопутствующие
изучению
литературы,
так
и
расширенный
углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базовых предметов – русского языка и
литературы.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую
практику работы с различными текстами. Данная практика поможет ему успешно овладеть
не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень
знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
конкурсах.
Все
вопросы
и
задания
рассчитаны
на
работу
учащихся
на
занятии.
Для
эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с
опорой
на
индивидуальную
деятельность,
с
последующим
общим
обсуждением
полученных результатов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Общее количество
часов – 35.
Принципы программы:
Научность
Литература - учебная дисциплина, развивающая умение найти не только точное
средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и,
следовательно, стилистически оправданное.
Системность
Курс переходит от частных вопросов к наиболее общим.
Практическая направленность
Содержание занятий творческого часа направлено на освоение норм литературного
языка в целом, умение проводить литературный анализ текста, что положительно скажется
при
подготовке
как
к
олимпиадам
по
предмету,
так
и
при
подготовке
к
выпускным
экзаменам за курс основной школы.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно
усвоение за 68 занятий.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка
и литературы, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам литературы,
русского
языка,
культуры
речи,
расширяет
кругозор,
углубляет
знания
в
области
этих
учебных дисциплин.
Инвариантивность
Программа применима для учащихся 7– 11 классов.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить
основные
базовые
знания
по
литературе;
ключевые
понятия
литературы
и
русского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические,
лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
расширить знания о качествах идеальной речи;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся; успешному
выступлению на олимпиадах различного уровня.
Основные виды деятельности учащихся:
работа
с
источниками
информации:
поиск,
сопоставление
информации,
грамотное
оформление информации;
выделение фактов, доказательств проблемы;
работа с текстом и его анализ;
творческие работы;
исследовательская и проектная деятельность.
Календарно-тематический план по кружку “Литературные задачи”
в 7Г, 7Д, 8В, 9А классах (35 часов, 1 раз в неделю)
№ № п/п
Название
темы, урока
Количе с тво
час ов
Содержание урока
Требования к
уровню подготовки
учащихся по теме
Тип урока
Фо
рма
урока
УМК
Вид
конт-
роля
Дата
1.
Основы
литературоведения.
2
Знакомство с
базовыми понятиями
литературоведения.
Знать значение
терминов и иметь
общее представление
о круге изучаемых
литературой
вопросов.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Дидакти-
ческий
материал.
Устн.
опрос.
08.09
15.09
2.
Диагностическая
олимпиада.
1
Проведение
олимпиады на
выявление уровня
знаний.
Знать значение
терминов и иметь
общее представление
о круге изучаемых
литературой
вопросов.
Изучение
нового
материала.
Комби-
ниро-
ванный
урок
Презен-
тация.
Тест
22.09
3.
Интеллектуальная
игра. Подготовка к
олимпиаде.
2
Проведение
интеллектуальный
игры.
Знать значение
терминов и иметь
общее представление
о круге изучаемых
литературой
вопросов.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Презен-
тация.
Игра.
29.09
06.10
4.
Художественный текст
и его анализ
(основные
положения).
2
Основные
характеристики
художественного
текста,
интегративный
подход к его анализу,
проблемы
интерпретации
художественного
текста с позиций
дискурсного подхода.
Уметь анализировать
художественный
текст.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Дидакти-
ческий
материал.
Устн.
опрос.
13.10
20.10
5.
Поэтика как одна из
старейших дисциплин
литературоведения.
1
Знакомство с теорией
поэтики.
Знать основные
положения поэтики.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Презен-
Тация.
Устн.
опрос.
27.10
6.
Художественный
стиль.
Индивидуальный
стиль автора.
2
Знакомство со
стилями автора.
Умение правильно
определять стиль
автора.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Презен-
Тация.
Устн.
опрос.
10.11
17.11
7.
Анализ
художественного
текста по
концентрической
схеме.
2
Работа текстами.
Уметь
анализироваться текст
по концентрической
схеме.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Презен-
Тация.
Устн.
опрос.
24.11
01.12
8.
Роды литературы.
Проза и поэзия.
Основы стиховедения.
2
Знакомство с родами
литературы и
основами
стихосложения.
Уметь выявлять рожы
и жанры литературы.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Дидакти-
ческий
материал.
Устн
опрос.
опрос.
08.12
15.12
9.
Анализ
художественного
текста по линейной
схеме.
2
Работа текстами.
Уметь
анализироваться текст
по концентрической
схеме.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Дидакти-
ческий
материал.
Устн
опрос.
опрос.
22.12
29.12
10.
Решение
олимпиадных заданий.
3
Отработка типичных
заданий на
олимпиаде.
Уметь применять
полученные знания
при выполнении
заданий.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Дидакти-
ческий
материал.
Устн
опрос.
опрос.
13.01
20.01
27.01
11.
Литературное
произведение как
образ. Единство
художественной
формы и
художественного
содержания.
2
Знакомство с
произведением
литературы как
образом.
Уметь выявлять
единство
художественной
формы и
художественного
содержания.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Презента-
ция.
Устн
опрос.
опрос.
03.02
10.02
12.
Структурная
организация
художественного
текста. Композиция
как одно из средств
данной организации.
2
Практическое
владение основами
композиционного
анализа.
Уметь определять
структурную
организацию текста.
Изучение
нового
материала.
Игра
Презента-
ция.
Устн
опрос.
опрос.
12.02
19.02
13.
Автор в
художественном
произведении.
Способы выражения
авторской позиции в
художественном
произведении.
1
Знакомство с
основными
способами
выражения авторской
позиции в
художественном
произведении.
Уметь определять
способы выражения
авторской позиции в
художественном
произведении.
Изучение
нового
материала.
Игра.
Презента-
ция.
Устн
опрос.
26.03
14.
Идейное содержание и
пафос произведения.
2
Знакомство с
идейным
содержанием
произведения.
Знать виды пафоса,
уметь определять
пафос произведения.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Презента-
ция.
Устн
опрос.
опрос.
02.03
09.03
15.
Паратекстовые
элементы
художественного
произведения.
2
Знакомство с
паратекстовыми
элементами
художественного
произведения.
Знать паратекстовые
элементы
художественного
произведения.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Презента-
ция.
Устн
опрос.
опрос.
16.03
02.03
16.
Хронотоп. Образ
пространства и
времени в
художественном
произведении.
2
Знакомство с теорией
хронотопа.
Уметь определять
хронотоп
произведения.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Дидакти-
ческий
материал.
Устн
опрос.
опрос.
09.03
16.03
17.
Роль конфликта в
литературном
произведении.
Построение
событийного ряда
произведения.
2
Знакомство с
понятием “конфликт”.
Знать построение
событийного ряда
произведения.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Дидакти-
ческий
материал.
Устн
опрос.
опрос.
06.04
13.04
18.
Речевая
характеристика героя.
Функция портрета в
художественном
произведении.
1
Знакомство с речевой
и портретной
характеристикой
персонажа.
Знать особенности и
функции речевой и
портретной
характеристики героя.
Изучение
нового
материала.
Лекция,
беседа.
Презента-
ция.
Устн
опрос.
опрос.
20.04
19.
Комплексный анализ
текста. Решение
олимпиадных
заданий.
2
Решение
олимпиадных
заданий.
Уметь применять
знания, умения,
навыки при решении
олимпиадных задач.
Повторение
материала.
Инди-
виду-
альная
работа.
Презента-
ция.
Устн
опрос.
опрос.
27.04
04.05
Учебно-методическое обеспечение
Литература на учащихся:
1.
В.
Н.
Александров¸
О.
И.
Александрова.
Анализ
поэтического
текста.
Учебное
пособие для учащихся старших классов. - Челябинск: Взгляд, 2006.
2.
Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс,
2008.
3.
Всероссийские
олимпиады
школьников
по
литературе.
9-11
кл.
/
Сост.
Т.
А.
Калганова.- М.: Дрофа, 2002.
4.
Всероссийские
олимпиады
школьников.
Литература.
Заключительный
этап.
2001-
2004гг. 9-11 кл. /сост. Е.А. Зинина, Т. Н. Роговик - М.: Дрофа, 2005.
5.
Всероссийские
олимпиады
школьников.
Литература.
Московский
областной
этап.
2002-2005 гг. / Сост. Л.В.Тодоров. Дрофа, 2005.
6.
Литература.
10-11
классы:
тестовые
и
олимпиадные
задание
/
И.И.
Коган,
Н.В.
Козловская. – М.: Эксмо, 2007.
7.
Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. М.,
Просвещение, 2008.
8.
Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров.
М., Просвещение, 2010.
9.
Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров.
М., Просвещение, 2011.
Литература для учителя:
1.
Н. С. Болотнова. Филологический анализ текста. – М.: Флинта, Наука, 2007.
2.
А. Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. - М.,1994.
3.
А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М. :
Издательство МГУ, 1998 .
4.
Е.
А.
Зинина.
Основы
поэтики.
Теория
и
практика
анализа
художественного
текста. 10-11 класс: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.
5.
С.Л. Каганович. Технология обучения анализу текста, ж. РС, №1, 2003.
6.
С. Л. Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие
для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
7.
Л.Г. Кайда. Композиционный анализ художественного текста. М.: Дрофа, 2000.
8.
Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.
М., 2001г.