Напоминание

"Литературные задачи" 7–9 класс


Автор: Федорова Елена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №44"
Населённый пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары
Наименование материала: Учебная программа кружковой работы
Тема: "Литературные задачи" 7–9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №44» города Чебоксары Чувашской Республики

СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

Зам. директора по УВР __________ И.о. директора______________

«_____»______2018 г. приказ № ______________

«_____»______2018 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по курсу кружка

“Литературные задачи”

в 7Г, 7Д, 8В, 9А классах

на 2018-2019 учебный год

Автор – составитель

Федорова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №44»

г. Чебоксары

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

учителей русского языка

и литературы

протокол № 1

от 29 августа 2018 года

Чебоксары, 2018

Пояснительная записка

В рамках данной программы на занятиях учащиеся будут изучать как серьёзные

вопросы литературоведения, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать

языковое чутьё.

Цели программы:

подготовить призёров городской, республиканской, всероссийской олимпиады по

литературе;

привить учащимся интерес к литературе.

Актуальность программы

заключается

в

том,

что

учащиеся

должны

иметь

мотивацию

к

обучению

литературы,

стремиться

развивать

свои

интеллектуальные

возможности.

Данная

программа

позволяет

познакомиться

с

интересными

вопросами

литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки

школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук.

Решение литературных задач, связанных с вопросами истории литературы закрепит интерес

детей

к

познавательной

деятельности,

будет

способствовать

развитию

мыслительных

операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление

развить

у

учащихся

умения

самостоятельно

работать

с

различными

источниками

информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического

рассуждения,

определения

и

аргументации

собственной

позиции

по

определенному

вопросу.

Содержание

программы

соответствует

познавательным

возможностям

учащихся

среднего

и

старшего

звеньев

и

предоставляет

им

возможность

работать

на

уровне

повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы

литературоведения,

как

сопутствующие

изучению

литературы,

так

и

расширенный

углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базовых предметов – русского языка и

литературы.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в

системе работы, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую

практику работы с различными текстами. Данная практика поможет ему успешно овладеть

не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень

знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных

конкурсах.

Все

вопросы

и

задания

рассчитаны

на

работу

учащихся

на

занятии.

Для

эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с

опорой

на

индивидуальную

деятельность,

с

последующим

общим

обсуждением

полученных результатов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Общее количество

часов – 35.

Принципы программы:

Научность

Литература - учебная дисциплина, развивающая умение найти не только точное

средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и,

следовательно, стилистически оправданное.

Системность

Курс переходит от частных вопросов к наиболее общим.

Практическая направленность

Содержание занятий творческого часа направлено на освоение норм литературного

языка в целом, умение проводить литературный анализ текста, что положительно скажется

при

подготовке

как

к

олимпиадам

по

предмету,

так

и

при

подготовке

к

выпускным

экзаменам за курс основной школы.

Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно

усвоение за 68 занятий.

Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка

и литературы, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам литературы,

русского

языка,

культуры

речи,

расширяет

кругозор,

углубляет

знания

в

области

этих

учебных дисциплин.

Инвариантивность

Программа применима для учащихся 7– 11 классов.

Предполагаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

усвоить

основные

базовые

знания

по

литературе;

ключевые

понятия

литературы

и

русского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические,

лексические и лексико-фразеологические, стилистические;

расширить знания о качествах идеальной речи;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся; успешному

выступлению на олимпиадах различного уровня.

Основные виды деятельности учащихся:

работа

с

источниками

информации:

поиск,

сопоставление

информации,

грамотное

оформление информации;

выделение фактов, доказательств проблемы;

работа с текстом и его анализ;

творческие работы;

исследовательская и проектная деятельность.

Календарно-тематический план по кружку “Литературные задачи”

в 7Г, 7Д, 8В, 9А классах (35 часов, 1 раз в неделю)

№ № п/п

Название

темы, урока

Количе с тво

час ов

Содержание урока

Требования к

уровню подготовки

учащихся по теме

Тип урока

Фо

рма

урока

УМК

Вид

конт-

роля

Дата

1.

Основы

литературоведения.

2

Знакомство с

базовыми понятиями

литературоведения.

Знать значение

терминов и иметь

общее представление

о круге изучаемых

литературой

вопросов.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Дидакти-

ческий

материал.

Устн.

опрос.

08.09

15.09

2.

Диагностическая

олимпиада.

1

Проведение

олимпиады на

выявление уровня

знаний.

Знать значение

терминов и иметь

общее представление

о круге изучаемых

литературой

вопросов.

Изучение

нового

материала.

Комби-

ниро-

ванный

урок

Презен-

тация.

Тест

22.09

3.

Интеллектуальная

игра. Подготовка к

олимпиаде.

2

Проведение

интеллектуальный

игры.

Знать значение

терминов и иметь

общее представление

о круге изучаемых

литературой

вопросов.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Презен-

тация.

Игра.

29.09

06.10

4.

Художественный текст

и его анализ

(основные

положения).

2

Основные

характеристики

художественного

текста,

интегративный

подход к его анализу,

проблемы

интерпретации

художественного

текста с позиций

дискурсного подхода.

Уметь анализировать

художественный

текст.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Дидакти-

ческий

материал.

Устн.

опрос.

13.10

20.10

5.

Поэтика как одна из

старейших дисциплин

литературоведения.

1

Знакомство с теорией

поэтики.

Знать основные

положения поэтики.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Презен-

Тация.

Устн.

опрос.

27.10

6.

Художественный

стиль.

Индивидуальный

стиль автора.

2

Знакомство со

стилями автора.

Умение правильно

определять стиль

автора.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Презен-

Тация.

Устн.

опрос.

10.11

17.11

7.

Анализ

художественного

текста по

концентрической

схеме.

2

Работа текстами.

Уметь

анализироваться текст

по концентрической

схеме.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Презен-

Тация.

Устн.

опрос.

24.11

01.12

8.

Роды литературы.

Проза и поэзия.

Основы стиховедения.

2

Знакомство с родами

литературы и

основами

стихосложения.

Уметь выявлять рожы

и жанры литературы.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Дидакти-

ческий

материал.

Устн

опрос.

опрос.

08.12

15.12

9.

Анализ

художественного

текста по линейной

схеме.

2

Работа текстами.

Уметь

анализироваться текст

по концентрической

схеме.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Дидакти-

ческий

материал.

Устн

опрос.

опрос.

22.12

29.12

10.

Решение

олимпиадных заданий.

3

Отработка типичных

заданий на

олимпиаде.

Уметь применять

полученные знания

при выполнении

заданий.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Дидакти-

ческий

материал.

Устн

опрос.

опрос.

13.01

20.01

27.01

11.

Литературное

произведение как

образ. Единство

художественной

формы и

художественного

содержания.

2

Знакомство с

произведением

литературы как

образом.

Уметь выявлять

единство

художественной

формы и

художественного

содержания.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Презента-

ция.

Устн

опрос.

опрос.

03.02

10.02

12.

Структурная

организация

художественного

текста. Композиция

как одно из средств

данной организации.

2

Практическое

владение основами

композиционного

анализа.

Уметь определять

структурную

организацию текста.

Изучение

нового

материала.

Игра

Презента-

ция.

Устн

опрос.

опрос.

12.02

19.02

13.

Автор в

художественном

произведении.

Способы выражения

авторской позиции в

художественном

произведении.

1

Знакомство с

основными

способами

выражения авторской

позиции в

художественном

произведении.

Уметь определять

способы выражения

авторской позиции в

художественном

произведении.

Изучение

нового

материала.

Игра.

Презента-

ция.

Устн

опрос.

26.03

14.

Идейное содержание и

пафос произведения.

2

Знакомство с

идейным

содержанием

произведения.

Знать виды пафоса,

уметь определять

пафос произведения.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Презента-

ция.

Устн

опрос.

опрос.

02.03

09.03

15.

Паратекстовые

элементы

художественного

произведения.

2

Знакомство с

паратекстовыми

элементами

художественного

произведения.

Знать паратекстовые

элементы

художественного

произведения.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Презента-

ция.

Устн

опрос.

опрос.

16.03

02.03

16.

Хронотоп. Образ

пространства и

времени в

художественном

произведении.

2

Знакомство с теорией

хронотопа.

Уметь определять

хронотоп

произведения.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Дидакти-

ческий

материал.

Устн

опрос.

опрос.

09.03

16.03

17.

Роль конфликта в

литературном

произведении.

Построение

событийного ряда

произведения.

2

Знакомство с

понятием “конфликт”.

Знать построение

событийного ряда

произведения.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Дидакти-

ческий

материал.

Устн

опрос.

опрос.

06.04

13.04

18.

Речевая

характеристика героя.

Функция портрета в

художественном

произведении.

1

Знакомство с речевой

и портретной

характеристикой

персонажа.

Знать особенности и

функции речевой и

портретной

характеристики героя.

Изучение

нового

материала.

Лекция,

беседа.

Презента-

ция.

Устн

опрос.

опрос.

20.04

19.

Комплексный анализ

текста. Решение

олимпиадных

заданий.

2

Решение

олимпиадных

заданий.

Уметь применять

знания, умения,

навыки при решении

олимпиадных задач.

Повторение

материала.

Инди-

виду-

альная

работа.

Презента-

ция.

Устн

опрос.

опрос.

27.04

04.05

Учебно-методическое обеспечение

Литература на учащихся:

1.

В.

Н.

Александров¸

О.

И.

Александрова.

Анализ

поэтического

текста.

Учебное

пособие для учащихся старших классов. - Челябинск: Взгляд, 2006.

2.

Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс,

2008.

3.

Всероссийские

олимпиады

школьников

по

литературе.

9-11

кл.

/

Сост.

Т.

А.

Калганова.- М.: Дрофа, 2002.

4.

Всероссийские

олимпиады

школьников.

Литература.

Заключительный

этап.

2001-

2004гг. 9-11 кл. /сост. Е.А. Зинина, Т. Н. Роговик - М.: Дрофа, 2005.

5.

Всероссийские

олимпиады

школьников.

Литература.

Московский

областной

этап.

2002-2005 гг. / Сост. Л.В.Тодоров. Дрофа, 2005.

6.

Литература.

10-11

классы:

тестовые

и

олимпиадные

задание

/

И.И.

Коган,

Н.В.

Козловская. – М.: Эксмо, 2007.

7.

Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. М.,

Просвещение, 2008.

8.

Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров.

М., Просвещение, 2010.

9.

Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров.

М., Просвещение, 2011.

Литература для учителя:

1.

Н. С. Болотнова. Филологический анализ текста. – М.: Флинта, Наука, 2007.

2.

А. Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. - М.,1994.

3.

А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М. :

Издательство МГУ, 1998 .

4.

Е.

А.

Зинина.

Основы

поэтики.

Теория

и

практика

анализа

художественного

текста. 10-11 класс: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.

5.

С.Л. Каганович. Технология обучения анализу текста, ж. РС, №1, 2003.

6.

С. Л. Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие

для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

7.

Л.Г. Кайда. Композиционный анализ художественного текста. М.: Дрофа, 2000.

8.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.

М., 2001г.



В раздел образования