Особенности забывания и хранение информации детьми с ОВЗ
Автор: Жабутинская Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: КГКОУ ШИ №19 Населённый пункт: Солнечный район, п. Березовый Наименование материала: статья Тема: Особенности забывания и хранение информации детьми с ОВЗ Раздел: среднее профессиональное
Особенности забывания и хранение информации детьми с ОВЗ
Хранение - забывание - это процесс памяти, который заключается в
селекции информации, которая должна остаться в памяти и которую
необходимо стереть. Этот процесс с физиологичной точки зрения зависит от
прочности временных нервных связей в коре головного мозга. Забывание
является таким же важным, как и хранение, поскольку препятствует
перегрузке памяти лишней информацией.
У детей с умственной отсталостью забывание преобладает над хранением.
Причиной этого является свойственная им слабость нервных связей.
Значительная часть усвоенного, если его не повторять многократно, не
использовать постоянно в практике, быстро стирается. Например, дети,
которые научились читать, после каникул не могут вспомнить отдельные
буквы; хорошо усвоенные навыки устного счета после длительного перерыва
в использовании придется возобновлять.
Забывание следует отличать от забывчивости. Забывание происходит через
недостаточно качественное или несознательное, неосмысленное заучивание.
Забывчивость возникает на фоне истощения нервной системы и нарастания
переутомления, потому ребенку трудно актуализировать информацию,
которая хранится в памяти. Забывчивость особенно часто имеет место у
детей с ослабленной уязвимой нервной системой. Чтобы предотвратить
забыванию, нужно повторить материал; чтобы устранить забывчивость,
необходимо снять переутомление, создать условия для отдыха.
В процессе хранения информация может быть неправильно связана с
предыдущим опытом, а также подлежать искажению. Ученикам
вспомогательной школы предлагали ознакомиться с изображением двух рыб -
щуки и окуня, которое сопровождалось рассказом об образе их жизни,
разницу в их строении. После этого необходимо было изобразить
изображение обеих рыб, а спустя некоторое время - нарисовать их по памяти.
Сравнения рисунков, которые были сделаны из образца и по памяти,
показали, что разница между изображениями щуки и окуня постепенно
исчезала.
Это значит, что специфические признаки, за которыми отличается один
объект от другого, со временем этими детьми забываются, виды разных
предметов уподобляются.
Еще одной особенностью процесса хранения у учеников с умственной
отсталостью является отсутствие установки на срок сохранения. У детей с
нормальным психофизическим развитием длительность удерживания в
памяти определенной информации зависит от осознания того, через какое
время ее нужно будет использовать. Детям предлагают выучить два
одинаковых по объему и сложности стихи. На изучение каждого стиха
выделяется одинаковое время.
Детям сообщают, что знания первого стиха у них будут проверять на
следующий день, а второго - через неделю. Проверка прочности усвоения
обоих стихов через неделю у детей с нормальным психофизическим
развитием показала, что качество сохранения у памяти второго стиха
является значительно выше, чем первого. Дети с недоразвитым интеллектом
одинаково плохо воссоздавали и первый, и второй стихи. То есть качество
сохранения информации у них не зависит от ее значимости.
Перечисленные особенности процесса хранения - забывания у учеников
вспомогательной школы доводят необходимость организации для них в
процессе учебы постоянного повторения.
Следовательно, у детей с умственной отсталостью независимо от возраста
производительность непроизвольного и произвольного запоминания
находится на одинаково низком уровне. Вместе с тем, коррекции легче
поддается самопроизвольное запоминание.