Автор: Пантюхина Надежда Александровна Должность: учитель (письмо и развитие речи) Учебное заведение: КГКОУ ШИ №19 Населённый пункт: Солнечный район, п. Березовый Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие классного руководителя с учениками Раздел: среднее профессиональное
учениками
Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива,
реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных
учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и
сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым
ребёнком
с
учётом
его
индивидуальных
особенностей.
Главное
в
деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности,
реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной
защиты
ребёнка,
создание
необходимых
и
достаточных
условий
для
активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Содержание
деятельности
классного
руководителя
определяется
его
функциями
как
руководителя
педагогического
процесса
в
определённой
группе учащихся.
В соответствии с концепцией академика Р.Х. Шакурова в управлении
можно выделить три уровня функций .
К
первому
относятся
педагогические
и
социально
гуманитарные
функции,
отнесённые
Р.Х.
Шакуровым
к
группе
целевых.
Эти
функции
направлены
на
создание
условий
для
социального
развития
учащихся,
ориентированы
на
помощь
ребенку,
как
в
решении
его
актуальных
личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди
них
необходимо
выделить
две,
определяющие
основное
содержание
деятельности классного руководителя:
- воспитание учащихся
-
социальная
защита
ребёнка
от
неблагоприятных
воздействий
окружающей социальной среды
Среди
социально-психологических
функции
необходимо
выделить
организаторскую функцию . Главное назначение этой функции – поддержка
положительной
детской
инициативы,
т.е.
акцент
делается
не
столько
на
организацию учащихся классным руководителем, сколько на помощь им в
самоорганизации.
Классный
руководитель
организует
познавательную,
трудовую, разнообразную эстетическую деятельность школьников, а также
их свободное общение, являющееся частью досуга.
Важной представляется реализация функции сплочения коллектива ,
выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед
классом целей. Одной из задач классного руководителя является развитие
ученического самоуправления.
Третья группа функции выражает требования, вытекающие из логики
деятельности
самого
субъекта
управления
и
организации
деятельности
учащихся вообще. К ней относятся следующие функции: диагностическая,
целеполагание, планирование, контроля и коррекции.
Реализация диагностической
функции
предполагает
выявление
классным
руководителем
исходного
уровня
и
постоянное
отслеживание
изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и
анализ
личности
и
индивидуальности
ребёнка,
на
поиски
причин
неэффективности
результатов
и
на
характеристику
цело стного
педагогического процесса.
Реализуя
диагностическую
функцию,
классный
руководитель
может
преследовать двоякую цель: во- первых, определять результативность своей
деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования может
превратиться
в
инструмент
формирования
личности
и
развития
индивидуальности ребёнка.
Функцию
целеполагания
можно
рассматривать
как
совместную
с
учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия
классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и
уровня сформированности классного коллектива.
Цели
воспитательного
процесса
определяют
задачи
управления
процесса
определяют
задачи
управления
процессом
развития
личности
ребёнка. Их можно разделить на общие и частные. Общие конкретизируются
в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые
включается
ребёнок.
Практические
цели
трансформируются
в
цели
организации деятельности учащихся, т.е. в частные.
Логика
целополагания
отражается
в
проце сс е планирования
деятельности
классного
руководителя.
Планирование
–
это
помощь
классного
руководителя
самому
себе
и
коллективу
класса
рациональной
организации деятельности. Назначение плана – упорядоченье педагогической
деятельности , обеспечение выполнения таких требований к педагогическому
процессу,
как
планомерность
и
систематичность,
управляемость
и
преемственность результатов.
В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя
с
коллективом
класса.
При
этом
степень
участия
детей
зависит
от
их
возраста.
Планировать
следует
то,
что
ведёт
к
цели.
Поскольку
цели
определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть
стратегическими, или перспективными, и тактическими, или рабочими.
Основная
цель функции
контроля
и
коррекции
в
деятельности
классного руководителя – это обеспечение постоянного совершенствования
воспитательного процесса.
Реализация
функции
контроля
предполагает
выявление,
с
одной
стороны, положительных результатов, а с другой – причин недостатков и
возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов
контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с
классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным
учеником.
Контроль
работы
классного
руководителя
–
это
не
столько
контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль.
Коррекция
–
это
всегда
совместная
деятельность
классного
руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.
Три выше перечисленные функции определяют содержание деятельности
классного руководителя.
Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор
форм
работы
с
детьми.
Прежде
всего
они
связаны
с
организацией
разнообразной
деятельности
детей.
Можно
различать
формы
по
видам
деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу
влияния педагога – непосредственные и опосредованные.
По времени проведения формы можно разделить на:
- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов)
- продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель)
- традиционные (регулярно повторяющиеся)
По времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых
с
учащимися
без
включения
их
в
предварительную
работу,
подготовку
учащихся.
По субъекту организации классификация форм может быть следующей:
-
организаторами
детей
выступают
педагоги,
родители
и
другие
взрослые;
- деятельность организуется на основе сотрудничества;
- инициатива и её реализация принадлежит детям.
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
- результат – информационный обмен;
- результат – выработка общего решения (мнения);
- результат – общественно значимый продукт.
По числу участников формы могут быть:
- индивидуальные (воспитатель-воспитанник);
- групповые (воспитатель - группа детей);
- массовые (воспитатель - несколько групп, классов).
Индивидуальные формы пронизывают всю неурочную деятельность,
общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных
формах и в конечном счёте определяют успешность всех других форм. К ним
относятся
беседа,
консультация,
обмен
мнениями,
задачи
и
т.
д.
перед
педагогами в этих формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать
ученика, открыть его таланты, обнаружить всё ценное, что присуще его
характеру. С каждым необходимо взаимодействовать по разному, для каждого
нужен конкретный стиль взаимоотношений.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие
группы,
органы
самоуправления,
микрокружки.
В
этих
формах
педагог
проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его
задача – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой –
создать
условия
для
получения
в
группе
ощутимого
положительного
результата, значимого для вех членов коллектива, других людей.
В коллективных формах работы педагогов со школьниками относятся,
прежде
всего,
различные
дела,
конкурсы,
спектакли,
концерты,
походы,
турслёты,
спортивные
соревнования
и
т.д.
В
зависимости
от
возраста
учащихся и ряда других условий в этих формах педагоги могут выполнять
различную
роль:
ведущего
участника,
организатора;
рядового
участника
деятельности,
воздействующего
на
детей
личным
примером;
участника
новичка,
воздействующего
на
школьников
личным
примером
овладения
опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации
деятельности.
Организация воспитательной работы в классе.
Общая
социальная
функция
воспитания
состоит
в
том,
чтобы
передавать
из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный
опыт, способы поведения.
В
узком
смысле
под
воспитанием
понимается
целенаправленная
деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств
или
какое-либо
конкретное
качество
(например,
воспитание
творческой
активности).
В
этом
плане
воспитание
можно
рассматривать
как
педагогический компонент процесса социализации, который предполагает
целенаправленные действия по созданию условий для социального развития
человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребёнка
в
различные
виды
социальных
отношений
в
учёбе,
общении,
игре,
практической деятельности.
Когда
мы
говорим
о
воздействии
педагога
на
ученика
в
рамках
реализации
своих
профессиональных
функций,
то
эту
педагогическую
деятельность
называем воспитательной работой . Воспитательная работа,
проводимая классным руководителем, включает в себя реализацию комплекса
организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения
оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания
в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их
реализации.
В
воспитательной
работе
классного
руководителя
следует
выделить три главных направления.
Первое связано с непосредственным воздействием на ученика:
- изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения,
его интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
- анализ эффективности воспитательных воздействий.
Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:
- сплочение коллектива
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;
- развитие детского самоуправления.
Третье
направление
предполагает коррекцию
влияния
различных
субъектов социальных отношений ребёнка:
- соц. помощь семье;
- взаимодействие с педагогическим коллективом;
- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Возникает вопрос о том, какова же цель и задачи воспитания. Вообще
вс е
п ед а го ги ч е с к и е
ц е л и
мож н о
у с л о в н о
р а зд е л и т ь
н а
2 - е
взаимообусловленные
группы:
идеальные
и
актуальные.
Опираясь
на
реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания
учащихся. Исходя из того, что результатом воспитания является социальное
развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах,
мотивах и реальных действиях, выделим 3 группы воспитательных задач,
ориентированных на результат воспитания ребёнка.
Первая
группа
задач
связана
с
формированием
гуманистического
мировоззрения.
В
процессе
их
решения
происходит
процесс
присвоения
ребёнком
общечеловеческих
ценностей,
формирование
у
человека
гуманистических взглядов и убеждений.
Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на
формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.
Третья группа предполагает создание условий для реализации этих
мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.
Процесс
воспитания
должен
быть
ориентирован
на
результат
воспитания, способствующий формированию социальности человека, т. е. его
готовности
к
участию
в
сложной
системе
социальных
отношений
в
экономической, политической и духовной сферах.
Главным
инструментом
решения
воспитательных
задач
являются
методы и приёмы воспитания.
П од методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия
педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне
развития качеств личности воспитанников.
Основная
задача
педагога
–
помочь
ребёнку
в
его
развитии,
и
педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование
всех
сущностных
человеческих
сфер.
Совокупное
воздействие
на
них
оказываю методы воспитания.
В целях воздействия на интеллектуальную сферу для формирования
взглядов,
понятий,
установок,
используются методы
убеждения,
предполагающие
разумное
доказательство
какого-либо
понятия,
нравственной позиции, оценки происходящего.
Убеждению
соответствует
самоубеждение
– метод
самовоспитания,
основанный на том, что дети осознанно, самостоятельно, в поисках решения
той или иной социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов,
исходя из самостоятельно сделанных логических выводов.
Методы
воздействия
на
мотивационную
сферу
включают
стимулирование, в основе которого – формирование у учащихся осознанных
побуждений
жизнедеятельности.
В
педагогике
распространены
такие
компоненты этого метода, как поощрение и наказание.
Методы
стимулирования
помогают
формировать
умение
правильно
оценивать
своё
поведение,
что
способствует
осознанию
собственных
потребностей
–
пониманию
смысла
жизнедеятельности,
выбору
соответствующих
мотивов
и
соответствующих
им
целей,
т.е.
тому,
что
составляет суть мотивации.
Методы
воздействия
на
эмоциональную
сферу
предполагают
формирование
необходимых
навыков
в
управлении
своими
эмоциями,
обучение
самоуправлению
конкретными
чувствами,
пониманию
своих
эмоциональных
состояний
и
причин,
порождающих
их.
Методом,
оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение
и связанные с ним приёмы аттракции. Внушение может осуществляться как
вербальными, так и невербальными средствами. « Внушать – воздействовать
на чувства, а через них – на ум и волю человека ».
i
процесс внушения часто
сопровождается
процессом самовнушения:
ребёнок
пытается
сам
себе
внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения.
Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей
инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения
преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование
умения
владеть
собой
(выдержка,
самообладание);
совершенствование
навыков самостоятельного поведения и т.д.
Доминирующее влияние на
формирование
волевой
сферы
могут
оказать методы
требования
и
упражнения.
Методы
воздействия
на
сферу
саморегуляции
направлены
на
формирование у детей навыков психической и физической саморегуляции,
развития навыков анализа жизненных ситуаций, осознание своего поведения
и состояния окружающих людей, формирование навыков честного отношения
к самим себе и другим.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на
развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как
существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.
Методы воздействия на экзистенциальную
сферу направлены на
включение учащихся в систему новых для них отношений. В условиях школы
полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способностей
к суждениям на основе принципа справедливости, а ещё лучше – решать так
называемые дилеммы. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении
школьниками
разнообразных
моральных
проблем.
К
каждой
дилемме
разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение,
по каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».
Соответствующим
методу
дилемм
является метод самовоспитания –
рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в
его
собственном
сознании.
Предполагает
не
только
познание
человеком
самого себя в определённой ситуации или в определённый период, но и
выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений
об изменениях, которые могут произойти.
i