Сущность деятельности классного руководителя в образовательных учреждениях 8-го вида
Автор: Савенкова Лидия Владимировна Должность: учитель олигофренопедагог Учебное заведение: КГКОУ ШИ №19 Населённый пункт: Солнечный район, п. Березовый Наименование материала: статья Тема: Сущность деятельности классного руководителя в образовательных учреждениях 8-го вида Раздел: среднее профессиональное
образовательных учреждениях 8-го вида
Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса.
Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее
опытных и авторитетных учителей. На него возлагается ответственность за
организацию
жизни
детей,
формирование
и
воспитание
коллектива,
за
учебно-воспитательной
работой
в
классе.
Как
воспитатель
учащихся,
он
заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия,
коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и
порядка в классе. Всю эту работу классный руководитель проводит не в
порядке самодеятельности, а как официальное должностное лицо. Классный
руководитель несёт ответственность перед руководством школы и органами
народного образования за содержание и организацию воспитательной работы
в порученном ему классе.
Основные
обязанности
классного
руководителя
сформулированы
в
Уставе средней общеобразовательной школе.
Воспитательная
деятельность
классного
руководителя
сложна
и
многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом
учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью.
Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами
воспитания
и
конкретными
условиями
жизни
класса.
На
разных
этапах
развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи
воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную
воспитательную
работу
с
классом
и
отдельными
учениками.
При
определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников,
уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии
таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.
Деятельность
классного
руководителя
достигает
своей
цели
и
даёт
наилучший результат при условии, если она проводится в определённой
системе. Система
работы
классного
руководителя
–
это
совокупность
взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих
из
целей
и
задач
воспитания.
Она
предполагает
продуманный
отбор
посильного
для
учащихся
воспитательного
материала
и
умелое
использование
наиболее
эффективных
средств
и
методов
воздействия.
Попытаемся
рассмотреть
основные
разделы
деятельности
классного
руководителя,
которые
в
своей
совокупности
и
составляют
систему
его
воспитательной работы.
Во-первых, изучение
учащихся.
Классное
руководство
обычно
начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате
создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации
воспитательной
работы,
для
осуществления
индивидуального
подхода.
Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.
Организация и воспитание классного ученического коллектива – это
один
из
основных,
ведущих
разделов
работы
классного
руководителя.
Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный
руководитель
создаёт
предпосылки
для
успешного
решения
учебно-
воспитательных задач.
Следующим разделом деятельности классного руководителя является
повышение
качества
знаний
и
укрепление
дисциплины.
Высокий
уровень
знаний
и
сознательная
дисциплина
–
важнейшие
показатели
правильной
организации
учебно-воспитательной
работы.
Классный
руководитель
проявляет
заботу
о
повышении
качества
знаний
школьников,
стремится
предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём
классе.
Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной
работы
–
ещё
один
из
важнейших
разделов
деятельности
классного
руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные
формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения
дополняется
внеурочной
воспитательной
деятельностью.
В
организации
внеурочной
работы
обычно
сочетаются
два
основных
её
направления
–
идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.
Очень важным разделом деятельности классного руководителя является
координация
воспитательной
деятельности
учителей.
К л а с с н ы й
руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу
учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого
учителя
входит
не
только
вооружение
учащихся
знаниями,
но
и
формирование
мировоззрения,
развитие
познавательных
интересов
и
способностей.
Задача
классного
руководителя
–
обеспечить
тесное
сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и
педагогических
воздействий.
Время
от
времени
классный
руководитель
встречается
с
учителями
своего
класса,
обсуждает
выполнение
единых
требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение
учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-
воспитательной работы в классе.
Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с
родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями
учащихся.
Более
тесная
связь
школы
с
семьёй
осуществляется
через
классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют
их
об
учебной
работе
и
поведении
детей,
намечают
пути
совместной
деятельности по их воспитанию.
Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя.
В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является
основой деятельности любого классного руководителя.
Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет
дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к
нему
предъявляются
высокие педагогические
требования ,
выполнение
которых
создаёт
благоприятные
условия
для
повышения
качества
его
воспитательной деятельности.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Высокий моральный авторитет
Сила воспитательного воздействия классного руководителя на
учащихся
во
многом зависит от его морального авторитета. Личность
воспитателя,
его
моральный
облик
оказывают
решающее
влияние
на
формирование сознания и на поведение школьников. Это влияние по своему
значению ни с чем ни сравнимо и ничем не заменимо.
Воспитатель
сам
должен
быть
воспитан.
Ему
самому
необходимо
обладать высокими моральными качествами, которые он стремится привить
своим питомцам. Это бесспорное положение. Если классный руководитель
будет требовать от своих учеников дисциплинированного поведения, а сам
будет нарушать порядок в школе, то его требования не достигнут цели. Если
он
будет
призывать
учеников
к
правдивости,
честности,
а
сам
будет
проявлять нечестность,то его призыв не будет услышан.
Моральный
облик
классного
руководителя,
его
волевые
качества
и
положительные
качества
–
важнейшие
предпосылки
повышения
эффективности
воспитательного
воздействия.
Авторитет
завоёвывается,
формируется
в
результате
упорного
труда,
примерного
поведения,
ответственного отношения к порученному делу.
2. Педагогическое мастерство
Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом
зависит
от
его
мастерства.
Оно
не
приходит
само
собой,
а
является
результатом упорной и повседневной работы воспитателей по повышению
педагогической квалификации, по расширению политического и культурного
кругозора.
Педагогическое мастерство предполагает основательное знание своего
предмета, понимание закономерностей воспитания и обучения. Даже А.С.
Макаренко
говорил: «Ребят увлекает в воспитателе уверенное и чёткое
знание,
умение,
золотые
руки,
немногословие,
постоянная
готовность
к
работе».
Важный показатель педагогического мастерства – это наличие умений и
навыков проведения воспитательной работы. От каждого учителя требуется
умение организовать класс, сплотить его в дружный коллектив, обеспечить
контроль
за
поведением
учащихся
и
помочь
формированию
у
них
нравственных
черт
личности.
А.С.Макаренко
считал,
что
«умение
воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть
на
скрипке
или
рояле,
хорошо
писать
картины,
быть
хорошим
фрезеровщиком
или
токарем».
Важный
показатель
педагогического
мастерства – это поиск новых путей подходов к детям, умение воздействовать
на них. Эффективность воспитательного воздействия на учащихся во многом
зависит от установления правильного контакта с классом. Дело это нелёгкое.
Сразу найти общий язык и контакт с классом трудно. К тому же для этого
необходимо длительное время. В процессе работы неизбежны конфликтные
ситуации. Мастерство воспитателя состоит в том, чтобы вовремя подсказать
учащимся правильную линию поведения, убедить их, разбудить их мысль,
поддержать и поверить в их силы и возможности.
3. Широкий культурный кругозор
Сложные функции и обязанности классного руководителя требуют от
него высокой культуры, постоянного расширения культурного кругозора. Без
этого
он
не
сможет
удовлетворить
разнообразные
запросы
и
интересы
учащихся.
Подростки
и
юноши
очень
любопытны.
Они
часто
обращаются
с
вопросами по поводу новой книги, нового кинофильма. Их интересует, что
происходит
в
нашей
стране
и
за
рубежом.
Если
классный
руководитель
удовлетворяет эти запросы, то его авторитет и влияние повышаются. Если же
школьники
не
находят
ответа
на
интересующий
их
вопрос,
они
теряют
доверие и уважение к воспитателю.
4. Педагогический такт
Необходимым
условием
повышения
эффективности
воспитательной
работы классного руководителя является соблюдение педагогического такта.
Это показатель внешней и внутренней педагогической культуры воспитателя.
Педагогический
такт
предполагает,
прежде
всего,
уважение
к
личности
воспитанника, чуткое и внимательное отношение к нему, доверие и вместе с
тем ненавязчивый контроль за его поведением, не допускающий чрезмерной
опеки и администрирования. При наличии педагогического такта легче найти
правильную линию поведения и применить наиболее рациональные меры
педагогического
воздействия.
Опытные
воспитатели
обычно
не
злоупотребляют упрёками и нотациями. Они терпеливо выясняют причины
недостатков
в
учении
и
поведении
ученика
и
дают
разумные
советы,
направленные на их устранение. Незнание причин
обычно приводит к
торопливым
необдуманным
оценкам
и
решения.Особенно
не
стоит
принимать
решения
под
действием
первого
впечатления
или
в
минуту
раздражения.
Раздражение
не
редко
приводит
к
у худ ш е н и ю
взаимоотношений с учащимися, к потере авторитета. Тактичный воспитатель
всё взвешивает и действует с большой осторожностью и деликатностью. Он
стремиться
понять,
уяснить
внутренние
мотивы
поступков
и
действий
учеников и лишь после этого принимает те или иные меры педагогического
воздействия. Отношение классного руководителя к ученику должно быть
основано
на
глубоком
уважении
и
доверии
к
его
личности.
Обычно
конфликты у педагогов с детьми возникают там, где нет доверия и уважения к
воспитанникам, где нарушается педагогический такт.
5. Любовь и уважение к детям
Разумная
любовь
и
уважение
к
детям
–
непременное
условие
повышения эффективности воспитательной работы. Кто не любит детей, тот
не может стать их настоящим воспитателем, наставником. Лаской и любовью,
уважением
можно
вызвать
у
детей
хорошее
чувство,
воспитать
нужные
качества, приучить к труду и порядку, к послушанию и уважению старших.
Ничто так не сближает классного руководителя с его воспитанниками, как
доверчивое, искреннее и внимательное отношение. Если он безразлично, а
тем более пренебрежительно и высокомерно относится к своим ученикам, это
отделяет его от них и подрывает авторитет. А без авторитета невозможно
быть
воспитателем.
Любовь
и
уважение
к
школьникам
не
исключает,
а
обязательно
предполагают
высокую
требовательность
к
ним.
Нельзя
оставлять без внимания проступки учащихся, нарушение ими дисциплины и
порядка. Любовь и доверие к ученикам и вместе с тем высокая справедливая
требовательность
вызывают
ответную
любовь
к
воспитателю
и
глубокое
уважение
к
нему.
Школьники
уважают
строгих
и
требовательных,
но
справедливых воспитателей. Они высоко ценят в них те качества, которые
помогают им стать знающими и полноценными людьми.
6. Наличие организаторских способностей
Во спит ание
детей
–
это
прежде
вс его
организация
и х
жизнедеятельности.