Консультация для воспитателей "Формы работы с родителями".
Автор: Одинцова Татьяна Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №1056 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Статья Тема: Консультация для воспитателей "Формы работы с родителями". Раздел: дошкольное образование
родителями».
Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это
время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт
детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути
рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые
главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе,
эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у
него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены
предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений
образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение
государства к семье, стало другой и сама семья. В статье 18 Закона РФ
«Об образовании» говорится: «Родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного
и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а
педагоги обязаны помочь им в этом. Признание приоритета семейного
воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных
учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и
доверительности. Семья и детский сад — два общественных института,
которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду
и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и
понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей
тяжестью ложатся на ребенка. А некоторые родители просто
самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать
важность единых требований семьи и детского сада? Не секрет, что
многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели
ребенка. Считают, что детский сад — место, где присматривают за
детьми, пока родители на работе.
• необходимо создать в стенах образовательного учреждения
привлекательные условия для совместной деятельности детей и их
родителей;
• в этих условиях родители могут “подсмотреть” и опробовать опыт
взаимодействия детей и взрослых других семей;
• проблемы своего малыша видятся родителями изнутри, возникает
желание сотрудничать со специалистами с целью их решения.
В работе с родителями можно использовать много разных форм,
которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду,
помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном
влиянии на ребенка.
Постоянные контакты сотрудников ДОУ с родителями являются
действенной формой помощи в воспитании детей. Как сделать, чтобы
эти контакты не были формальными и не ограничивались
малосодержательными, кратковременными беседами? Как добиться,
чтобы родители уважительно и с доверием относились к советам
воспитателей, и как влиять на повышение уровня педагогической
культуры родителей? Какие формы лучше использовать в работе с
ними? Хорошие результаты дают такие формы общения с родителями,
как:
— Родительские собрания.
— Информационные стенды.
— Памятки для родителей (по воспитанию и обучению детей, о
готовности к школе, тесты, анкеты).
— Индивидуальные консультации для родителей.
— Конференция; —
— Устные журналы;
— Родительский комитет;
— «Школа молодых родителей».
— Встречи за круглым столом.
— Домашние задания для совместного выполнения родителями и
детьми.
— Организация выставок (тематика разнообразная).
— Совместные досуги.
— Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; Дни открытых
дверей. Праздники в детском саду.
Успех всей деятельности воспитателя во многом зависит от того, какие
отношения сложатся у него с родителями, насколько они его
поддерживают.
Любая форма работы с родителями предполагает общение с ними и от
того насколько педагог подготовлен, зависит и успех. Второе условие
— это мотивация родителей. Она возникает, если качество
предоставляемых услуг, материально — бытовые условия учреждения,
профессионализм педагогического состава устраивает родителей.
Наличие инновационных программ, особенно таких, где родители
включаются в образовательный процесс, видят результат работы с
детьми и могут проявить самостоятельную инициативу также создает
условия для мотивации родителей. Формирование мотива успеха — это
принятие и правильная оценка родителями результатов деятельности
ребенка.
Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. У
человека, испытывающего эмоцию интереса, существует желание
расширить опыт путем включения новой информации. Опираясь на
эмоцию интереса родителей, воспитатель тем самым формирует
дополнительную мотивацию посещения учреждения. Родители и
педагоги являют собой одно целое, объединенное интересами детей.
Важно осознание родителями и педагогами единых целей, принципов
и методов воспитания. Ребенок нуждается в одинаковом
педагогическом подходе и в детском саду, и дома. Чтобы воспитание
было успешным, воспитатели и родители не должны «тянуть» ребенка
в разные стороны. Они должны рука об руку сопровождать ребенка в
его развитии.
Понимая, что “воспитание — не сумма мероприятий, а мудрое
общение взрослого с живой душой ребенка”, мы стараемся наполнять
педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов,
детей и родителей, как: совместные праздники, вернисажи, и т. п.
— Организация выставок (тематика разнообразная). Мы часто для
родителей устраиваем выставки рисунков, выполненных детьми с
родителями, например: “Золотые руки не знают скуки”; “Осенний
букет”, «Сказки А. С. Пушкина», «Зимние забавы», “Елочка –
красавица” и т. д.
-Конкурс поделок из природного материала.
-Совместные досуги: практикуем мы и вечера досуга, которые
проводим в виде конкурсов, игр, викторин, спортивного праздника с
привлечением родителей. Мы проводили викторину по сказкам А. С.
Пушкина, спортивный праздник «Мама, папа, я — спортивная семья».
Совместные спортивные праздники детей и взрослых вызывают азарт,
соперничество, радость победы, горечь поражений; пережитые
совместно с детьми вызывают у родителей теплые чувства к ребенку,
желание помочь, поддержать, защитить. Радостно видеть сияющие
лица детей и родителей, которые сами становятся как дети. Да и сами
родительские встречи – это что-то особенное. Эти классические формы
работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в
установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего
эмоционального настроя и обстановки совместного родительского
творчества.
Хорошо зарекомендовала себя и такая форма, как дни открытых
дверей. Родители посещают открытые занятия в детском саду. После
таких просмотров у многих родителей возникают вопросы о том, как
учить детей дома выразительно читать стихи, пересказывать
литературные произведения и т. д. В дни открытых дверей родители
могут видеть детей, когда захотят, наблюдать за их поведением на
занятиях во время игр и прогулок. Это один из действенных
педагогических приемов в работе с семьей, хотя и хлопотный для
сотрудников ДОУ.
Еще одним методом работы воспитателей с родителями стали
праздники в детском саду. Они направлены на то, чтобы мамы, папы,
дедушки и бабушки стали едиными участниками праздника –
своеобразного тренинга, на котором можно увидеть воспитательные
проблемы изнутри и порешать их. Общение детей и родителей в
условиях праздника позволяет вывести на новый уровень
взаимодействия с семьей. Мы открыли для себя, что праздники – это
интересная форма самореализации родителей, действенный способ их
убеждения в том, что именно “. родители являются первыми
педагогами” Участвуя в праздниках, родители имеют возможность
наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников. Когда родители на
глазах у детей демонстрируют свое умение, это полезно детям, так как
создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от
взаимного общения.
У нас часто проводятся праздники с участием родителей — такие
мероприятия, как фольклорный праздник «Посиделки», «В гостях у
осени», где родители принимали непосредственное участие в
подготовке праздников: изготавливали атрибуты и декорации, шили
костюмы для детей. У некоторых родителей появилось желание оказать
содействие в изготовлении пособий для детского сада, приобретении
игрушек с целью оснащения предметно-развивающей среды.
Успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей
можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности
наших усилий. Родителям необходимо давать не только педагогические
знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах
воспитания детей. Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда
попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.
Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей,
а нам, воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они
способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.
“Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в
добродетельных намерениях”, — писал Ф. Ларошфуко.