Автор: Макарова Ирина Анатольевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: КОУ ВО "Воронежская школа–интернат №3"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Учение с увлечением"
Раздел: среднее образование
Макарова Ирина Анатольевна,
заместитель директора по УВР, учитель химии биологии и
КОУ ВО «Воронежская школа-интернат № 3 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
«Учение с увлечением»
Образование – это то, что останется,
когда все вызубренное забыто.
Даниил Гранин
Как сделать урок интересным? Как помочь ученику запомнить основные
термины,
понятия?
Как
сделать
так,
чтобы
ученик
легко
воспроизводил
и
применял на практике теоретические основы?
Наверное, такие вопросы стоят
перед каждым учителем. Работая со слепыми и слабовидящими детьми, часто не
имея возможности опереться на работу зрительного анализатора ребенка и, как
следствие, на его зрительную память, мне приходится искать средства и методы,
способствующие быстрому и устойчивому запоминанию. Запоминание состоит
из трёх этапов: кодирования, выстраивания последовательности и запоминания
последовательности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те
элементы,
которые
удобнее
запомнить,
элементы
связать
в
определенную
последовательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь её
воспроизвести. В этом и состоит сущность мнемоники.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее
определение:
«Мнемоника
–
совокупность
правил
и
приёмов,
помогающих
запоминать нужные сведения». Я считаю, что применение на уроках химии и
биологии
приемов
мнемоники,
не
оставляет
учащихся
безучастными
и
равнодушными, способствует вовлечению их в процесс понимания. Например, в
8 классе при изучении темы «Количества вещества» выясняем, что один из
главных вопросов повседневной жизни - «Сколько?», является актуальным и для
химии. Считать «кирпичики», из которых состоит окружающий нас мир – атомы
и молекулы необходимо, но как это сделать, ведь они такие маленькие и их так
много? Привожу учащимся следующий пример: представьте, что вы владелец
магазина канцтоваров и вам нужно купить 10 000 тетрадок. Приезжаете на склад,
кладовщик
вам
будет
по
одной
штучке
отсчитывать?
Нет,
будет
отгружать
тетрадки пачками – так удобней считать, ведь
в одной пачке – определенное
количество тетрадей. А нельзя ли придумать такую мерку для атомов и молекул?
(Вводим понятие моль).
А вот пример из биологии. Предлагаю выполнить задание на определение
количества гамет организма с генотипом ААbbccDD. (Еще никто не ответил
правильно
на
этот
вопрос
с
первого
раза).
Разъясняю
таким
образом:
представьте, что у вас есть две разные курточки и двое брюк – белые и черные.
Сколько из них можно скомбинировать нарядов? Все как один отвечают – четыре.
Это правильный ответ. А теперь: вы владельцы двух одинаковых курток, двух
одинаковых штанишек, пары одинаковых шарфов и двух пар одинаковых кедов.
Сколько «образов» можно создать из такого «гардероба»? Ученики отвечают, что
один. А теперь понятно с гаметами? Обычно становится понятно.
При
изучении
темы
«Сцепленное
наследование»
я
привожу
следующую
аналогию: у вас есть два комбинезона, верх имитирует «куртку», низ - «брюки».
Сколько вариантов одежды мы имеем? Два. Но если найдет на нас творчество и
мы
разрежем
комбинезон
на
верх
и
низ
и
скомбинируем
их
по
новому,
то
возникнет четыре варианта. Таким образом ввожу понятие «кроссинговер».
Какие принципы я учитываю при создании мнемоприемов? Во-первых,
образность и
ассоциативность.
Чем плохо термин «электроотрицательность»
атома сравнить с характером человека – альтруист и эгоист? Во-вторых, это
краткость и лаконичность, например, в ЭКЗОтических странах ТЕПЛО (это уж
если никак не удается запомнить термин «экзотермическая реакция»). А
при
составлении окислительно-восстановительных реакций я использую следующую
аналогию:
окислитель
–
агрессор,
т.к.
может
только
забирать
электроны,
а
восстановитель – жертва. Или можно так: электроны – как деньги. Кто Отдает –
тот и Окисляется (восстановитель), а кто принимает, тот и восстанавливается
(окислитель). Это сравнение всегда вызывает улыбки на лицах детей, а значит,
выполнено
еще
одно
условие
-
создание
эмоционального
благополучия.
В
продолжение темы «Окислительно-восстановительные реакции» для учащихся с
остаточным
зрением
рисую
числовую
прямую
ординат
ОУ.
Рядом
с
ней
воздушный
шар
с
гондолой.
Нагружаем
корзину,
прибавляя
электроны,
она
становится
тяжелее
и
опускается
в
отрицательную
область.
Сбрасываем
электроны
(-),
гондола
становится
легче
и
воздушный
шар
поднимается
в
положительную область. Остается только посчитать количество электронов по
прямой.
Использование мнемотехнических приемов на уроках биологии и химии
позволяет переключиться от науки на уровень бытовых ассоциаций, помогает в
объяснении
понятий,
раскрытии
явлений,
которые
ученику
очень
трудно
представить,
делают
возможным
неинтересную,
труднозапоминаемую
информацию
преобразовать
в
личностно
значимые
знания,
эмоционально
насыщенные и легко усваиваемые.
Благодаря
«ненаучному», «бытовому»,
упрощенному, что называется «на пальцах», способу подачи материала слепым и
слабовидящим школьникам, позволяет нивелировать трудности, возникающие у
них
в
процессе
учебно-познавательной
деятельности,
вызвать
интерес
к
предметам естественного цикла.
Закончить свои размышления мне хочется словами К.Д. Ушинского:
«Учение,
лишенное
всякого
интереса
и
взятое
только
силой
принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению -
гораздо более достойная задача, чем приневолить».