Напоминание

"Учение с увлечением"


Автор: Макарова Ирина Анатольевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: КОУ ВО "Воронежская школа–интернат №3"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Учение с увлечением"
Раздел: среднее образование





Назад




Макарова Ирина Анатольевна,

заместитель директора по УВР, учитель химии биологии и

КОУ ВО «Воронежская школа-интернат № 3 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

«Учение с увлечением»

Образование – это то, что останется,

когда все вызубренное забыто.

Даниил Гранин

Как сделать урок интересным? Как помочь ученику запомнить основные

термины,

понятия?

Как

сделать

так,

чтобы

ученик

легко

воспроизводил

и

применял на практике теоретические основы?

Наверное, такие вопросы стоят

перед каждым учителем. Работая со слепыми и слабовидящими детьми, часто не

имея возможности опереться на работу зрительного анализатора ребенка и, как

следствие, на его зрительную память, мне приходится искать средства и методы,

способствующие быстрому и устойчивому запоминанию. Запоминание состоит

из трёх этапов: кодирования, выстраивания последовательности и запоминания

последовательности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те

элементы,

которые

удобнее

запомнить,

элементы

связать

в

определенную

последовательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь её

воспроизвести. В этом и состоит сущность мнемоники.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее

определение:

«Мнемоника

совокупность

правил

и

приёмов,

помогающих

запоминать нужные сведения». Я считаю, что применение на уроках химии и

биологии

приемов

мнемоники,

не

оставляет

учащихся

безучастными

и

равнодушными, способствует вовлечению их в процесс понимания. Например, в

8 классе при изучении темы «Количества вещества» выясняем, что один из

главных вопросов повседневной жизни - «Сколько?», является актуальным и для

химии. Считать «кирпичики», из которых состоит окружающий нас мир – атомы

и молекулы необходимо, но как это сделать, ведь они такие маленькие и их так

много? Привожу учащимся следующий пример: представьте, что вы владелец

магазина канцтоваров и вам нужно купить 10 000 тетрадок. Приезжаете на склад,

кладовщик

вам

будет

по

одной

штучке

отсчитывать?

Нет,

будет

отгружать

тетрадки пачками – так удобней считать, ведь

в одной пачке – определенное

количество тетрадей. А нельзя ли придумать такую мерку для атомов и молекул?

(Вводим понятие моль).

А вот пример из биологии. Предлагаю выполнить задание на определение

количества гамет организма с генотипом ААbbccDD. (Еще никто не ответил

правильно

на

этот

вопрос

с

первого

раза).

Разъясняю

таким

образом:

представьте, что у вас есть две разные курточки и двое брюк – белые и черные.

Сколько из них можно скомбинировать нарядов? Все как один отвечают – четыре.

Это правильный ответ. А теперь: вы владельцы двух одинаковых курток, двух

одинаковых штанишек, пары одинаковых шарфов и двух пар одинаковых кедов.

Сколько «образов» можно создать из такого «гардероба»? Ученики отвечают, что

один. А теперь понятно с гаметами? Обычно становится понятно.

При

изучении

темы

«Сцепленное

наследование»

я

привожу

следующую

аналогию: у вас есть два комбинезона, верх имитирует «куртку», низ - «брюки».

Сколько вариантов одежды мы имеем? Два. Но если найдет на нас творчество и

мы

разрежем

комбинезон

на

верх

и

низ

и

скомбинируем

их

по

новому,

то

возникнет четыре варианта. Таким образом ввожу понятие «кроссинговер».

Какие принципы я учитываю при создании мнемоприемов? Во-первых,

образность и

ассоциативность.

Чем плохо термин «электроотрицательность»

атома сравнить с характером человека – альтруист и эгоист? Во-вторых, это

краткость и лаконичность, например, в ЭКЗОтических странах ТЕПЛО (это уж

если никак не удается запомнить термин «экзотермическая реакция»). А

при

составлении окислительно-восстановительных реакций я использую следующую

аналогию:

окислитель

агрессор,

т.к.

может

только

забирать

электроны,

а

восстановитель – жертва. Или можно так: электроны – как деньги. Кто Отдает –

тот и Окисляется (восстановитель), а кто принимает, тот и восстанавливается

(окислитель). Это сравнение всегда вызывает улыбки на лицах детей, а значит,

выполнено

еще

одно

условие

-

создание

эмоционального

благополучия.

В

продолжение темы «Окислительно-восстановительные реакции» для учащихся с

остаточным

зрением

рисую

числовую

прямую

ординат

ОУ.

Рядом

с

ней

воздушный

шар

с

гондолой.

Нагружаем

корзину,

прибавляя

электроны,

она

становится

тяжелее

и

опускается

в

отрицательную

область.

Сбрасываем

электроны

(-),

гондола

становится

легче

и

воздушный

шар

поднимается

в

положительную область. Остается только посчитать количество электронов по

прямой.

Использование мнемотехнических приемов на уроках биологии и химии

позволяет переключиться от науки на уровень бытовых ассоциаций, помогает в

объяснении

понятий,

раскрытии

явлений,

которые

ученику

очень

трудно

представить,

делают

возможным

неинтересную,

труднозапоминаемую

информацию

преобразовать

в

личностно

значимые

знания,

эмоционально

насыщенные и легко усваиваемые.

Благодаря

«ненаучному», «бытовому»,

упрощенному, что называется «на пальцах», способу подачи материала слепым и

слабовидящим школьникам, позволяет нивелировать трудности, возникающие у

них

в

процессе

учебно-познавательной

деятельности,

вызвать

интерес

к

предметам естественного цикла.

Закончить свои размышления мне хочется словами К.Д. Ушинского:

«Учение,

лишенное

всякого

интереса

и

взятое

только

силой

принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению -

гораздо более достойная задача, чем приневолить».



В раздел образования