Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству, 6класс 2018 – 2019 учебный год


Автор: Ратушная Елена Сергеевна
Должность: учитель – дефектолог
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 14
Населённый пункт: город Амурск, Хабаровский край
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству, 6класс 2018 – 2019 учебный год
Раздел: среднее образование





Назад




Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее

адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 14»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Е.Н. Лушникова

__________________

«___» __________2018

СОГЛАСОВАНО:

И.О. зам. директора по УВР

Н.А. Попикова

__________________

«__» ___________2018

РАССМОТРЕНО:

На заседании МО,

руководитель МО

Е.Г. Зверкова.

__________________

«__» ___________2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

6 класс

2018 – 2019 учебный год

Составитель: Е.С. Ратушная,

учитель - дефектолог

г. Амурск

Пояснительная записка

Настоящая

программа

составлена

на

основе

Программы

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

VIII

вида:

5-9

классы,

в

2

сб./

Под

редакцией

В.

В.

Воронковой.

М . : Гуманитар.

изд.центр

ВЛАДОС,

2010.

Сб1.и

рассчитана на изучение изобразительного искусства учащимися 6 классов в течение 34

учебных часов из расчёта 1 часов в неделю. Изучение изобразительного искусства в

основной

школе

представляет

собой

продолжение

начального

этапа

художественно-

эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе

непрерывного образования.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное

искусство

как

школьный

учебный

предмет

имеет

важное

коррекционно- развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной

их

постановке

оказывают

существенное

воздействие

на

интеллектуальную,

эмоциональную

и

двигательную

сферы,

способствуют

формированию

личности

умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное

искусство

это

прекрасный

удивительный

мир.

Увлечение

искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо

и

пристрастно

вести

его

взрослый.

Данная

программа

призвана

сформировать

у

школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных

ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к

выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Данный

предмет

«Изобразительное

искусство»

создан

с

учетом

личностного,

деятельностного,

дифференцированного,

комплексного

и

культурно-ориентированного

подходов

в

обучении

и

воспитании

детей

с

ОВЗ

и

направлен

на

формирование

функционально

грамотной

личности

на

основе

полной

реализации

возрастных

возможностей

и

резервов

(реабилитационного

потенциала)

ребенка,

владеющей

доступной

системой

математических

знаний

и

умений,

позволяющих

применять

эти

знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением

специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида

коррекцией

и

развитием

познавательной

деятельности,

личностных

качеств

ребенка,

а

также

воспитанием

трудолюбия,

самостоятельности,

терпеливости,

настойчивости,

воли,

любознательности,

формированием

умений

планировать

свою

деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение

изобразительному

искусству

носит

практическую

направленность

и

тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств

социальной адаптации в условиях современного общества.

В

основу

программы

по

изобразительному

искусству

взят

традиционный

тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы,

почасовую

разбивку

прохождения

учебного

материала,

количество

контрольных

и

проверочных работ.

Важнейшей

отличительной

особенностью

данного

курса

с

точки

зрения

содержания

является

включение

следующих

разделов:

"Обучение

композиционной

деятельности",

"Развитие

у

учащихся

умений

воспринимать

и

изображать

форму

предметов, пропорции, конструкцию", "Развитие у учащихся восприятия цвета предметов

и

формирование

умений

передавать

его

в

живописи",

"Обучение

восприятию

произведений искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по

годам

программное

содержание

обучения

при

соблюдении

последовательности

усложнения учебных задач.

Ц е л и обучения

в

предлагаемом

предмете

изобразительного

искусства,

сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений

при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;

– формирование умения использовать художественные представления для описания

окружающего

мира

(предметов,

процессов,

явлений)

в

количественном

и

пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической

деятельности,

деятельности

сравнения,

обобщения;

последовательного

выполнения

рисунка;

улучшению

зрительно-двигательной

координации

путем

использования

вариативных

и

многократно

повторяющихся

действий,

применением

разнообразного

изобразительного материала;

коррекция

недостатков

познавательной

деятельности

учащихся

путем

систематического

и

целенаправленного

воспитания

и

совершенствования

у

них

правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в

пространстве, моторики рук, образного мышления

Задачи:

сформировать

у

обучающихся

элементарные

знания

основ

реалистического

рисунка;

навыков

рисования

с

натуры,

по

памяти,

по

представлению,

декоративного

рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

сформировать

набор

предметных

и

общеучебных

умений,

необходимых

для

изучения

смежных

дисциплин,

дальнейшего

обучения,

применения

в

практической

деятельности и в будущей профессии;

использовать

процесс

обучения

изобразительному

искусству

для

повышения

общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности,

эмоционально-волевой

сферы

и

личностных

качеств

с

учетом

психофизических

особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.

-

развивать

у

обучающихся

эстетические

чувства,

умение

видеть

и

понимать

красивое;

оценочные

суждения

о

произведениях

изобразительного

искусства,

декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.

Наряду

с

этими

задачами

на

занятиях

решаются

и

специальные

задачи,

направленные на коррекцию и развитие:

основных

мыслительных

операций

(сравнения,

обобщения,

ориентации

в

пространстве, последовательности действий) ;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

− моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение

изобразительному

искусству

в

коррекционной

школе

имеет

свою

специфику.

У

воспитанников

с

ОВЗ,

характеризующихся

задержкой

психического

развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного

характера,

при

изучении

курса

возникают

серьезные

проблемы.

Характерной

особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной

функции

мозга

и

регуляции

поведения

и

деятельности,

поэтому

в

программе

по

изобразительному

искусству

предусматривается

концентрическое

распределение

материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой

новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в

предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения

позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

«Изобразительное искусство»

Так

как

одной

из

основных

задач

коррекционная

школа

ставит

подготовку

учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в

труде,

то

большое

место

в

программе

отводится

привитию

учащимся

практических

умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа

предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые

они

приобретают

индуктивным

путем,

т.е.

путем

обобщения

наблюдений

над

конкретными

явлениями

действительности,

практических

операций

с

предметными

совокупностями.

Обучение

изобразительному

искусству

невозможно

без

пристального,

внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель

учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит

хоровое,

а

затем

индивидуальное

комментирование

предметно-практической

деятельности и действий с предметами, формами.

Программа

в

целом

определяет

оптимальный

объем

знаний

и

умений

по

изобразительному

искусству,

который

доступен

большинству

обучающихся.

Для

отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя,

настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах

программных тем.

В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства

у

учащихся

предполагается

формирование

универсальных

учебных

действий

(личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать

личностных,

метапредметных:

регулятивных,

познавательных,

коммуникативных

и

предметных результатов.

На первый план при изучении курса изобразительного искусства выносится задача

совершенствования

познавательной,

эмоционально-волевой

и

двигательной

сферы

учащихся.

Личностными результатами изучения являются:

Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого

самовыражения личности:

Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

Формирование

мировоззрения,

целостного

представления

о

мире,

о

формах

искусства

Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление

опыта эстетического переживания;

Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы

Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства

Личностные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

В

развитии

художественно

образного,

эстетического

типа

мышления,

формировании целостного восприятия мира;

В

развитии

зрительной

памяти,

фантазии,

воображения,

художественной

интуиции,;

В

формировании

умения

выделять

главное,

устанавливать

взаимосвязь

между

общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль

В

совершенствовании

зрительно-двигательной

координации,

эмоционально-

волевой сферы, глазомерных навыков.

В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность

научиться:

В познавательной сфере:

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и

роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

-

осваивать

основы

изобразительной

грамотности,

художественных

средств

выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;

-различать изученные виды и жанры искусств;

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного

образа, произведения искусства

-

формировать

умения

выделять

признаки

и

свойства

объектов;

основные

мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению

и конкретизации

- создавать

условия для коррекции памяти, внимания и других психических

функций.

В ценностно-ориентационной сфере:

-

формировать

эмоционально-ценностное

отношение

к

искусству

и

к

жизни,

представлять систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и

воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал,

накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение

к

искусству

и

к

жизни,

ориентироваться

в

системе

моральных

норм

и

ценностей,

представленных в произведениях искусства.

В коммуникативной сфере:

-

формировать

коммуникативную,

информационную

и

социально-эстетическую

компетентности,

в

том

числе

овладевать

культурой

устной

и

письменной

речи

(:

школьники

учатся

комментировать

свою

деятельность

(сначала

по

образцу

учителя),

давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических

действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при

помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности

или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).

В эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой

деятельности;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;

- воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству,

художественным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор.

В трудовой сфере:

-

применять

различные

выразительные

средства,

художественные

материалы

и

техники в своей творческой деятельности

- овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими

между ними связями, отношениями, зависимостями.

Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении

действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью

процессов

мышления,

связанных

с

инертностью

нервных

процессов.

Из-за

слабости

регулирующей

функции

мышления

и

речи

детям

с

особыми

образовательными

потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому

для формирования у них представлений о форме предметов, цветоведении, перспективном

построении рисунка, композиции и др. требуется развернутость всех этапов формирования

умственных

действий.

Многие

проблемы

в

обучении

рисунку

и

многие

ошибки

в

изображении предметов и выполнении других заданий снимаются, если учащиеся умеют

контролировать

свою

деятельность.

Формирование

элементов

учебной

деятельности

успешно

корригируется

в

процессе

специально

организованного

обучения,

когда

школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель

своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои

действия, оценивать и корректировать полученный результат.

При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционно-

развивающая,

воспитательная

и

практическая

задачи

решаются

комплексно

при

осуществлении

тесной

связи

изобразительного

искусства

с

другими

учебными

предметами, особенно с трудом, математикой, литературой.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

В

результате

освоения

предметного

содержания

предмета

изобразительного

искусства у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие

учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может

эффективно

осуществляться

только

в

том

случае,

если

ребёнок

будет

испытывать

мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и

алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда

действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках рисования

знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения

материала возрастает.

Содержание учебного предмета

Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с

учетом

индивидуальных

показателей

скорости

и

качества

усвоения

художественных

представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени

выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость

индивидуального и дифференцированного подхода на уроках .

Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными

пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Основные формы работы:

урок,

фронтальная

работа,

индивидуальная

работа,

работа

в

парах

и

группах,

коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Для

решения

задач,

поставленных

программой,

предусмотрены

четыре

вида

занятий:

- рисование с натуры

- декоративное рисование;

- рисование на тему;

-беседы об изобразительном искусстве.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество

часов

6 класс

1

Рисование с натуры.

6

2

Декоративное рисование.

16

3

Рисование на темы.

8

4

Беседы об изобразительном искусстве.

4

Итого 6 класс

34

Рисование

с

натуры.

Содержанием

уроков

рисования

с

натуры

является

изображение

разнообразных

предметов,

подобранных

с

учетом

графических

возможностей обучающихся. Объекты изображения располагаются, как правило, ниже

уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит

хорошую видимость для всех учащихся. Для активизации мыслительной деятельности

модели

небольших

размеров

раздаются

им

на

рабочие

места,

чтобы

можно

было

проводить

их

реальный

анализ.

Это

может

быть

детский

строительный

конструктор

(кубики, брусочки и др. фигуры).

Рисованию

с

натуры

обязательно

предшествует

изучение

(обследование)

изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных

частей, цвета и их взаимного расположения. Важно выработать у учащихся потребность

сравнивать

свой

рисунок

с

натурой

и

отдельные

детали

рисунка

между

собой.

Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю

(осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями

для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование.Содержанием уроков декоративного рисования является

составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а

также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.

Параллельно

с

практической

работой

на

уроках

декоративного

рисования

обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства.

Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий

и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают

сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с

художественной резьбой по дереву, кости; изделиями из стекла, керамики и другими

предметами быта.

Задания

по

декоративно-прикладному

рисованию

должны

иметь

определенную

последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из

данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются

умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы

орнамента,

что

имеет

коррекционно-развивающее

значение

для

умственно

отсталых

школьников.

Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение

предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных

произведений.

В 6 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с

натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят

на рисунки тематического характера, в

которых, как правило, изображается группа

предметов,

объединенных

общим

сюжетом

и

соответственно

расположенная

в

пространстве.

Коррекционно-воспитательные

задачи,

стоящие

перед

уроками

тематического

рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой

школьников

проводится

соответствующая

теоретическая

подготовительная

работа.

Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты

изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более

точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты, а

для более точного изображения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее

включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать

как подсобный материал книжные иллюстрации, плакаты, открытки.

Беседы

об

изобразительном

искусстве.В

6

классах

для

проведения

бесед

выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-

четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну темы; или

5-6 предметов декоративно-прикладного искусства.

Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий,

изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о

средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение

предметов и действующих лиц, краски и т.п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы,

вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.

Основными

видами

деятельности

учащихся

с

нарушениями

в

развитии

по

предмету «Изобразительное искусство » являются:

практические

действия

с

предметами,

их

заменителями,

направленные

на

формирование способности мыслить отвлеченно;

– отработка графических умений и навыков;

практические

упражнения

в

композиционном,

цветовом

и

художественно-

эстетическом построении заданного изображения;

развёрнутые

рассуждения

при

анализе

картин,

произведений

народных

промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному

выполнению задания, к самоконтролю;

– работа над ошибками, способствующая

раскрытию причин, осознанию

и

исправлению ошибок;

– индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного

изображения;

– работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения

учителя.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

К концу 6 класса учащиеся должны знать и уметь:

1.

-

правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в

зависимости от пространственного расположения изображаемого;

2.

-

правильно распределять величину изображения в зависимости от

размера листа бумаги;

3.

- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки

правильности рисунка;

4.

- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

5.

- уметь подбирать правильное сочетания цветов в декоративном рисовании;

6.

- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в

рисунках на темы;

7.

- сравнивать свой рисунок с изображенным предметом и исправлять замеченные в

рисунке ошибки;

8.

- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в

изобразительном искусстве;

9.

- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия

рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности

изделий народных мастеров.

Календарно – тематическое планирование

Класс (параллель классов) 6 А, 6 Б.

1 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Беседа натему «Изобразительное искусство.

Натюрморт», аппликация.

1

2

Рисование с натуры. Кисть рябины

1

3

Рисование с натуры. Кисть рябины. Завершение

работы.

1

4

Декоративное рисование. Виды орнамента.

Выполнение орнаментальной композиции.

1

5

Декоративное рисование. Завершение работы в

цвете.

1

6

Декоративное рисование. Узор в полосе.

1

7

Декоративное рисование. Узор в полосе.

Цветовое решение.

1

8

Декоративное рисование. Составление

симметричного узора. Платок твоей мамы.

1

2 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Декоративное рисование. Обои и шторы в твоем

доме

1

2

Декоративное рисование. Обои и шторы в твоем

доме. Завершение работы в цвете.

1

3

Декоративное рисование. Красавица матрешка.

1

Композиционное решение.

4

Декоративное рисование. Роспись бумажных

силуэтов матрешек.

1

5

Рисование на тему. Новогодняя елочка.

1

6

Рисование на тему. Новогодняя елочка.

Коллективная работа.

1

7

Рисование на тему. Мы рисуем зимний лес.

Гуашь.

1

8

Рисование на тему. Мы рисуем зимний лес.

Завершение работы.

1

3 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Рисование с натуры. Старинный терем из

геометрических фигур.

1

2

Рисование с натуры. Старинный терем. Цветовое

решение

1

3

Беседа натему «Знакомство с творчеством

народов Приамурья, орнамент».

1

4

Декоративное рисование. Украшение варежки

узором. Составление узора.

1

5

Декоративное рисование. Украшение варежки

узором. Цветовое решение.

1

6

Беседа на тему “Книжное-плакатная графика”.

СЛОВО

1

7

Рисование на тему. Твои книжки. Модификация

шрифта.

1

8

Рисование на тему. Транспорт в городе

1

9

Рисование на тему. Транспорт в городе. Работа в

цвете.

1

10

Беседа на тему «Анималистический жанр».

Рисование собачки.

1

4 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Рисование на тему. Космические просторы.

Композиция.

1

2

Рисование на тему. Космические просторы.

Завершение работы в цвете.

1

3

Декоративное рисование. Мезенская роспись.

Узор в квадрате.

1

4

Декоративное рисование. Мезенская роспись.

Узор в полосе.

1

5

Декоративное рисование. Эскиз декоративной

росписи сосуда. Село Скопина.

1

6

Декоративное рисование. Завершение работы.

Роспись сосуда.

1

7

Рисование с натуры овощей.

1

8

Беседа на тему «Скульптура как вид

изобразительного искусства»

1



В раздел образования