Автор: Кобзарь Наталья Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: ст. Голубицкая
Наименование материала: статья
Тема: «Применение технологии подводящих задач при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе по теме: «Текстовые задачи на движение»
Раздел: полное образование
«Применение технологии подводящих задач
при подготовке обучающихся
к государственной итоговой аттестации
в 9 классе по теме:
«Текстовые задачи на движение»
Разработка учителей Темрюкского района:
Вакуленко И.П., МБОУ СОШ №1,
Кобзарь Н.Г., МБОУ СОШ №21,
Лисицына Т.П., МБОУ СОШ №22,
Недорезова Е.Ю., МБОУ СОШ №8,
Палашин В.В., МБОУ СОШ №9.
1
Технология подводящих задач
Внимательно изучая особенности каждой из категорий слабоуспевающих
учащихся,
сотрудниками
кафедры
математики
и
информатики
ИРО
Краснодарского
края
была
разработана «технология
подводящих
задач»,
применяющаяся в начале или в течение учебного года при работе со всеми
тремя категориями слабоуспевающих обучающихся. Суть ее заключается в
следующем:
1. С группой выпускников проводится входной тест из нескольких задач
базового уровня сложности, который позволит выявить пробелы в знаниях
(30 мин).
2.
В
зависимости
от
тематики
выявленных
пробелов
каждому
ученику
выдается рабочий комплект материалов (система подводящих заданий, в
составе
которых
есть
определения
понятий,
разбор
типовых
заданий
и
задания для самостоятельного решения).
3. В процессе работы с комплектом материалов учащийся консультируется с
учителем.
4. Такая работа может проводиться учителем как в урочное, так и во
внеурочное время.
Организация
входного
теста
для
учащихся
такая
же,
как
на
ЕГЭ
-
каждый выпускник сидит один за партой, в аудитории находится учитель,
который следит за дисциплиной.
В это же время в соседней аудитории проводятся консультации для
учителей, где описывается суть технологии подводящих задач, заключающаяся
в следующих тезисах:
2
по
окончании
входного
теста
для
учащихся,
учителя
проводят
проверку-диагностику имеющихся пробелов по ключам-ответам.
каждому
учителю
выдаются
одна-две
ученические
работы
(случайным
образом)
и
комплект
учебных
материалов
по
той
проблеме, которая выявлена в ходе проверки.
учителя садятся рядом с теми учениками, работы которых они
получили в ходе проверки. Роль учителя в этом случае не пытаться
раньше
времени
консультировать
выпускника,
а
дать
ему
возможность самостоятельно продвигаться по учебному тексту;
после работы с комплектом материалов учащийся снова решает
задание из теста, которое сначала у него не получилось.
К каждому варианту учебного комплекта имеются ключи. На дом ученик
получает
для
закрепления
данной
темы
аналогичный
вариант
учебного
комплекта.
3
Технология подводящих задач по теме:
«Текстовые задачи на движение».
I
часть.
1. Формула пути: S=V·t. Из формулы пути можно найти скорость: V=
S
t
, а
также время: t =
S
V
.
2. Если V= 5 км/ ч, t = 2 ч, то тогда путь можно вычислить так: S=V·t,
5·2=10 (км).
3. По формуле пути:
а) найди S, если V= 16 км/ч, t=5 ч;
__________________________________________________________
б) найди пройденный путь, если скорость движения 7,2 км/ч, время движения
4 часа.
в) если V=27 км/ч, t=3,5 ч, то S=_______________________________.
4. Если S = 15 км, t = 3 ч, то тогда скорость можно вычислить так: V=
S
t
,
15
3
=5 (км/ч).
5. По формуле V=
S
t
:
а) найди V, если S=16 км, t=4 ч; _______________________________
4
б) найди скорость движения, если пройденный путь 14,2 км, время движения 2
часа________________________________________
в) если S=75,6 км, t=3 ч, то V=________________________________.
6. Если S = 18 км, V = 3 км/ч, то тогда время можно вычислить так: t =
V
t
,
18
3
=6 (ч).
7. По формуле t =
S
V
:
а) найди t, если S=24 км, V=6 км/ч
___________________________________________________________
б) найди время движения, если пройденный путь 18,6 км, скорость движения 3
км/ч____________________________________________
8. в) если S=49,8 км, V=3 ч, то t=______________________________
9. Найти неизвестную величину:
S, км
V, км/час
t, час
1
90
З0
2
16
5
3
150
6
4
84
12
5
46
0,5
6
44
2,5
II часть.
5
Решим задачу на движение:
1. Велосипедист за 3 часа проезжает то же расстояние, что пешеход проходит
за 9 часов. Определите скорость каждого, если известно, что скорость
велосипедиста на 8 км/ч больше скорости пешехода.
S, км
V, км/ч
t, ч
Велосипедист
S
х + 8
3
Пешеход
S
х
9
3 · (х + 8) = 9 · х,
3 · х + 24 = 9 · х,
9 · х - 3х = 24,
6 · х = 24,
х = 4, т.е. 4 км/ч - скорость пешехода.
Тогда скорость велосипедиста: 4 + 8 = 12 (км/ч).
Ответ: 4 км/ч и 12 км/ч.
2. Заполните таблицу и решите задачи двумя способами:
1) Обозначив буквой искомое расстояние;
2) Обозначив буквой время движения в каком-либо направлении.
а) От города до посёлка мотоциклист доехал за 3 часа. Если бы он увеличил
скорость на 25км/ч, то проехал бы это расстояние за 2 часа. Чему равно
расстояние от города до посёлка?
б) От станции до озера турист доехал на велосипеде за 2 часа.
Пешком он мог бы пройти это расстояние за 6 часов. Чему равно расстояние от
станции до озера, если на велосипеде турист едет со скоростью, на 40км/ч
большей, чем идёт пешком?
Решите задачи:
6
3. Из городов А и В навстречу друг другу одновременно выехали
мотоциклист и велосипедист. Мотоциклист приехал в В на 4 часа
раньше, чем велосипедист приехал в А, а встретились они через
1 час 30 минут после выезда. Сколько часов затратил на путь из В в А
велосипедист?
4. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 50 км, одновременно
выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что за час
автомобилист проезжает на 80 км больше, чем велосипедист. Определите
скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 2
часа позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.
5. Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город В,
расстояние между которыми 180 км. Отдохнув, он отправился обратно в
А, увеличив скорость на 5 км/ч. По пути он сделал остановку на 3 часа, в
результате чего он затратил на обратный путь столько же времени,
сколько на путь из А в В. Найти скорость велосипедиста на пути из А в
В.
III часть.
1. Если автомобиль едет со скоростью V км/ч, то его тормозной путь в метрах
можно приближённо вычислить по формуле
S= 0,2·V + 0,05·V² (тормозной путь автомобиля - это расстояние которое он
проезжает после того, как водитель нажал на тормоз), тогда тормозной путь
автомобиля при скорости V = 50 км/ч найдём так: S = 0,2·50 + 0,05·50² = 10 +
125 = 135 (м).
а) вычислите тормозной путь автомобиля, который едет со скоростью 60 км/ч;
100 км/ч. _________________________________
___________________________________________________________
б)Найдём во сколько раз больше тормозной путь автомобиля при скорости 60
км/ч, чем при скорости 20 км/ч: S = 0,2·60 + 0,05·60² = =12 + 180 = 192, S =
0,2·20 + 0,05·20² = 4 + 20 = 24, 192 :24 = 8 (раз).
Во сколько раз больше тормозной путь автомобиля при скорости 80 км/ч, чем
при скорости 40 к/ч?______________________________
7
__________________________________________________________.
2. Решите задачу, пользуясь формулой S=V·t:
а) Найдём за сколько секунд автомобиль проезжает между двумя соседними
столбами, расстояние между которыми один километр, если скорость
автомобиля, движущегося по шоссе, 80 км/ч.
1 км : 80 км/ч · 3600 сек. = 45(сек).
Вычисли за сколько секунд автомобиль проезжает между двумя соседними
столбами, расстояние между которыми один километр, если скорость
автомобиля, движущегося по шоссе, 60 км/ч:
__________________________________________________________
б) Найдём скорость электропоезда, который проходит мимо двух столбов,
расстояние между которыми в 1 километр. Электропоезд проходит его за 1мин
12 сек (выразите скорость в километрах в час): 1 минута 12 сек = 1
12
60
мин= 1
1
5
мин =
6
5
мин,
6
5
·
1
60
=
1
50
ч.
S = 1 км, t =
1
50
ч., V = 1 :
1
50
= 50 км/ч.
3. Найдите скорость электропоезда, который проходит мимо двух столбов,
расстояние между которыми 1 километр. Электропоезд проходит его за 48 сек
(выразите скорость в километрах в час):_
4. Решите задачи, пользуясь справочными материалами:
Движение по прямой. Пусть скорости двух тел, начинающих движение
одновременно V
1
и V
2
, расстояние между ними S.
Тогда:
- при движении навстречу друг другу они встретятся через время
t=
S
V
1
+
V
2
8
- при движении в одну сторону и при условии, что
V
1
>V
2
, первое тело
догонит второе через время
t=
S
V
1
−
V
2
- при движении в противоположные стороны тела через время t будут
находиться друг от друга на расстоянии S=(V
1
+V
2
)· t .
а) Поезд равномерно движется со скоростью 80 км/ч и проезжает мимо столба
за 18 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
б) Поезд равномерно движется со скоростью 115 км/ч и проезжает мимо
пешехода, идущего навстречу ему параллельно путям со скоростью 5 км/ч за 9
секунд. Найдите длину поезда в метрах.
в) Поезд равномерно движется со скоростью 141 км/ч и проезжает мимо
пешехода, идущего в том же направлении параллельно путям со скоростью 6
км/ч за 12 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
9