Напоминание

Вместе с Красной Шапочкой. Дифференциация звуков [с]-[ш]


Автор: Полещук Вера Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №9 "Сказка"
Населённый пункт: город Топки, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Вместе с Красной Шапочкой. Дифференциация звуков [с]-[ш]
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Сказка»
Вместе с Красной Шапочкой

Дифференциация звуков [с] - [ш]
Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ФФНР 5-6 лет Подготовила: учитель-логопед В.Д. Полещук Топки 2015
2

Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, а также в словах и фразах с такими слогами; совершенствовать произносительные навыки, совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными, развивать навыки звукового и слогового анализа, упражнять в словообразовании прилагательных от существительных, закреплять умения составлять предложения из предлагаемых слов. Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, речевой и неречевой слух. Воспитательные: воспитывать чувство взаимовыручки и бережное отношение к собственному здоровью
Материалы, оборудование:
 декорации: двор Красной Шапочки, лес и домик дровосеков, домик бабушки  CD-проигрыватель  аудиозаписи логопесенки «Сыплется песок» Т. С. Овчинниковой, инструментальная музыка с переменным звучанием скрипки и рояля  ноутбук и интерактивная игра «Нерифмушки»  кукла Красная Шапочка  игрушка Волк  картинки-символы для проведения артикуляционной гимнастики  предметные картинки с изображением гусей в разном настроении, осы, шмеля, музыкальных инструментов (струнных: скрипка, виолончель, контрабас и клавишных: пианино, рояль, аккордеон), фруктовых деревьев (слива, вишня, груша, абрикос), пирогов, животных (мышка, сова, сорока, лягушка), сушки, замок  песочница  влажные салфетки для рук  массажные мячики по количеству детей  магнитные буквы С и Ш по 2 штуки  указка-«лазер»  прищепки разного цвета для проведения звукового анализа  иллюстрации к «цепному» тексту
Ход занятия:
3

1.

Вводная часть (загадка о Красной Шапочке)

Слайд 1
Логопед: Вы любите сказки? А хотели бы сами оказаться в сказке? Сегодня мы с вами будем заниматься и играть вместе с одной сказочной героиней. Отгадайте, кто это: Внучка к бабушке пришла, Пирожки ей принесла. А у бабушки-старушки Хвост и ушки на макушке. Но охотники пришли, Внучку с бабушкой спасли. Как внучку звать-то? - ... (После ответа детей)
Слайд 2 – 2 щелчка

2.

Дыхательная гимнастика

Слайд 3
Логопед: По дороге к нам у Красной Шапочки замерзли руки, ведь сейчас какое время года? Красная Шапочка предлагает нам подуть на свои ладошки. Дуем на свои ладошки и произносим звук Ш. Какой получается воздух (ветерок)? (тёплый, летний, ладошки греются). А теперь произнесём звук С, какой воздух (холодный, зимний)
3.Артикуляционная гимнастика (сказка)
Логопед: Чтобы правильно называть Красную Шапочку по имени и не только нужно четко выговаривать звуки, которые обозначают эти буквы. Но сначала узнаем, что делает Красная Шапочка по утрам и сделаем зарядку для наших язычков: Утром Красная Шапочка просыпается,  солнышку улыбается, и мы с ней улыбнемся («Улыбочка»)-
Слайд 4
 играет на дудочке, («Дудочка»)-
Слайд 5
 идет завтракать – берет ложечку («Лопаточка»),-
Слайд 6
 чашечку, («Чашечка»)
-Слайд 7
 вкусное варенье, («Вкусное варенье»)-
Слайд 8
 а потом качается на качелях («Качели»)-
Слайд 9
4

4.

Дифференциация изолированных звуков
Логопед:
Слайд 10
Во дворе у Красной Шапочки живут гуси. Они очень любят… шипеть. Веселые гуси шипят отрывисто: ш, ш, ш…,
Слайд 11
грустные- протяжно: шшшшш,
Слайд 12
осторожные – тихо: ш-ш-ш,
Слайд 13
сердитые – громко: Ш! Ш! Ш! Логопед: Но Красная Шапочка не боится гусей. Она смело идет играть к песочнице и слушать песенку песка. А какая у него песенка? (С) Пойдемте с ней!
Слайд 14
Дети исполняют песенку «Сыплется песок» и играют с песком.
5.

Самомассаж лицевых мышц
Логопед: А теперь вытирайте руки и пойдемте в сад.
Слайд 15
- Посмотрите-ка! Оса и шмель прилетели во фруктовый сад, поиграем с ними! Крылышками (скрещенными ладонями) помахали, на цветочки (ушки) сели, мед собирали (пощипывание ушных раковин пальчиками), лапками махали (постукивание пальчиками по лицу).
6.

Дифференциация слогов с тактильно-кинестетической

стимуляцией массажными мячами
Логопед: Красная Шапочка с удовольствием помогает осе и шмел
ю
собирать нектар. Присоединимся к ним? Возьмём нектар в свои руки. Для того чтобы нектар попал в ведерко, надо правильно произносить слоги. Давайте вспомним, при произнесении какого звука наш язычок находится за нижними зубами, а при произнесении какого – за верхними? Когда мы будем произносить слог со звуком [с], наш язычок будет опускаться вниз и мы покатим мяч вниз, а когда мы будем произносить слог со звуком [ш], наш язычок будет подниматься вверх и мы покатим мяч вверх : сна – шма, сла – шка 5
сно – шмо, сло – шко снэ – шмэ, слэ – шкэ
6.

Дифференциация звуков в словах

Слайд 16
Логопед: Продолжаем свой плодотворный труд! Присаживаемся на свои рабочие места. В саду у Красной Шапочки выросло много фруктов. Назовите их! (слива, вишня, груша, абрикос). В названиях каких фруктов звучит звук [с], а в названиях каких - [ш]?
7.

Тренировка в изменении слов с дифференцируемыми звуками.

Дидактическое упражнение «Посчитай урожай»
Логопед: А сейчас давайте поможем Красной Шапочке собирать фрукты и сосчитать их.
Слайд 17
1 слива, 2сливы, 3 сливы. 4 сливы, 5 слив
Слайд 18
1 вишня, 2 вишни, 3 вишни, 4 вишни, 5 вишен
Слайд 19
1 груша, 2 груши, 3 груши, 4 груши, 5 груш
Слайд 20
1абрикос, 2 абрикоса, 3 абрикоса, 4 абрикоса, 5 абрикосов
8.

Дидактическое упражнение «Назови, какой пирог»
Логопед:
Слайд 22
Пока мы собирали урожай, мама Красной Шапочки напекла пирогов. Посмотрим, каких!.. Пирог с вишней – ( какой?) вишневый, с абрикосами - абрикосовый,
Слайд 23
с грушами- грушевый, со сливами- сливовый.
Слайд 24
А теперь давай разделим эти пироги на 2 корзины: в первую мы положим пироги, в названиях которых звучит звук [с], во вторую- [ш]
9.

Дидактическое упражнение «Чей хвост, чья голова, чьи уши»
6

Слайд 25
Логопед: Пора в путь! Бабушка уже заждалась! Будьте внимательны! В лесу за деревьями и кустами могут прятаться разные лесные друзья. Красная Шапочка хочет поиграть с ними в прятки. Зверята спрятались и у них виднеются только хвостики. А чей это хвостик?
Слайд 26
мышка,
Слайд 27
лиса
Слайд 28
сорока,
Слайд 29
лягушка
Слайд 30
- Ребята, в лесу очень много неожиданного… Здесь Вас могут встретить и любимые друзья и даже враги! Коварный и злой волк что-то придумал…он хочет запутать Красную Шапочку по дороге к бабушке.
10.Интерактивная игра «Нерифмушки»
Логопед: Волк зовет Красную Шапочку сыграть в игру в домике дровосеков. Можно ли зайти туда?.. Не опасно ли это?.. Но Красная Шапочка уже в домике! Давайте ей поможем!
Слайды с 31- 36
Дети играют в игру, выбирая слова, которые не рифмуются с остальными. 11.
Зрительная гимнастика «Светлячок»
Логопед: Ой, в лесу темно, ничего не видно! Не шевелитесь! Смотрите глазками – вон светлячок… Может, он укажет нам путь к бабушке. Дети выполняют зрительную гимнастику
12.Звуковой анализ слова «сушки»
Логопед: А вот и избушка бабушки. У Бабушки заперта дверь на ключ, а код к замку должен быть зашифрован рядом с дверью. Что здесь есть?.. Сушки! Нужно выяснить, какие звуки и в какой последовательности слышатся в этом слове, и подобрать соответственные прищепки-коды. 7
Дети последовательно называют звуки в слове, дают им характеристику, надевают прищепку соответствующего цвета на пальчик и вставляют ее в замочек
13.Подведение итогов
Логопед:
Слайд 37
Ну вот! Красная Шапочка наконец-то встретилась со своей бабушкой и вы ей в этом помогли. Пора прощаться нам с ними и возвращаться в детский сад. Присаживайтесь на свои места. Ребята, вам понравилось в сказке у Красной Шапочки? Давайте вспомним, что мы сегодня сделали совместно с нашей сказочной героиней.
Слайд 38

У
Красной Шапочки был сад.
В
саду мы собрали груши, сливы, вишни и абрикосы.
Слайд 39

С
фруктами мама Красной Шапочки напекла пирогов. Пироги Красная Шапочка отнесла бабушке.
Дом.задание:

-
Красная Шапочка приготовила сюрприз- просит вас дома заштриховать фрукты. 8

Рис. 1

Р

ис. 2
9
10


В раздел образования