Вместе с Красной Шапочкой. Дифференциация звуков [с]-[ш]
Автор: Полещук Вера Дмитриевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ детский сад №9 "Сказка" Населённый пункт: город Топки, Кемеровская область Наименование материала: конспект занятия Тема: Вместе с Красной Шапочкой. Дифференциация звуков [с]-[ш] Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Сказка»
Вместе с Красной Шапочкой
Дифференциация звуков [с] - [ш]
Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ФФНР 5-6 лет
Подготовила:
учитель-логопед
В.Д. Полещук
Топки
2015
2
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
продолжать дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, а также в словах и
фразах с такими слогами;
совершенствовать произносительные навыки, совершенствовать умение
согласовывать существительные с числительными,
развивать навыки звукового и слогового анализа,
упражнять в словообразовании прилагательных от существительных,
закреплять умения составлять предложения из предлагаемых слов.
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховое внимание, речевой и неречевой слух.
Воспитательные: воспитывать чувство взаимовыручки и бережное
отношение к собственному здоровью
Материалы, оборудование:
декорации: двор Красной Шапочки, лес и домик дровосеков, домик
бабушки
CD-проигрыватель
аудиозаписи логопесенки «Сыплется песок» Т. С. Овчинниковой,
инструментальная музыка с переменным звучанием скрипки и рояля
ноутбук и интерактивная игра «Нерифмушки»
кукла Красная Шапочка
игрушка Волк
картинки-символы для проведения артикуляционной гимнастики
предметные картинки с изображением гусей в разном настроении, осы,
шмеля, музыкальных инструментов (струнных: скрипка, виолончель,
контрабас и клавишных: пианино, рояль, аккордеон), фруктовых
деревьев (слива, вишня, груша, абрикос), пирогов, животных (мышка,
сова, сорока, лягушка), сушки, замок
песочница
влажные салфетки для рук
массажные мячики по количеству детей
магнитные буквы С и Ш по 2 штуки
указка-«лазер»
прищепки разного цвета для проведения звукового анализа
иллюстрации к «цепному» тексту
Ход занятия:
3
1.
Вводная часть (загадка о Красной Шапочке)
Слайд 1
Логопед: Вы любите сказки? А хотели бы сами оказаться в сказке? Сегодня
мы с вами будем заниматься и играть вместе с одной сказочной героиней.
Отгадайте, кто это:
Внучка к бабушке пришла,
Пирожки ей принесла.
А у бабушки-старушки
Хвост и ушки на макушке.
Но охотники пришли,
Внучку с бабушкой спасли.
Как внучку звать-то? - ...
(После ответа детей)
Слайд 2 – 2 щелчка
2.
Дыхательная гимнастика
Слайд 3
Логопед: По дороге к нам у Красной Шапочки замерзли руки, ведь сейчас
какое время года? Красная Шапочка предлагает нам подуть на свои ладошки.
Дуем на свои ладошки и произносим звук Ш. Какой получается воздух
(ветерок)? (тёплый, летний, ладошки греются). А теперь произнесём звук С,
какой воздух (холодный, зимний)
3.Артикуляционная гимнастика (сказка)
Логопед: Чтобы правильно называть Красную Шапочку по имени и не только
нужно четко выговаривать звуки, которые обозначают эти буквы. Но сначала
узнаем, что делает Красная Шапочка по утрам и сделаем зарядку для наших
язычков:
Утром Красная Шапочка просыпается,
солнышку улыбается, и мы с ней улыбнемся («Улыбочка»)- Слайд 4
играет на дудочке, («Дудочка»)- Слайд 5
идет завтракать – берет ложечку («Лопаточка»),- Слайд 6
чашечку, («Чашечка») -Слайд 7
вкусное варенье, («Вкусное варенье»)- Слайд 8
а потом качается на качелях («Качели»)- Слайд 9
4
4.
Дифференциация изолированных звуков
Логопед:
Слайд 10
Во дворе у Красной Шапочки живут гуси. Они очень любят… шипеть.
Веселые гуси шипят отрывисто: ш, ш, ш…,
Слайд 11
грустные- протяжно: шшшшш,
Слайд 12
осторожные – тихо: ш-ш-ш,
Слайд 13
сердитые – громко: Ш! Ш! Ш!
Логопед: Но Красная Шапочка не боится гусей. Она смело идет играть к
песочнице и слушать песенку песка. А какая у него песенка? (С) Пойдемте с
ней!
Слайд 14
Дети исполняют песенку «Сыплется песок» и играют с песком.
5.
Самомассаж лицевых мышц
Логопед: А теперь вытирайте руки и пойдемте в сад.
Слайд 15
- Посмотрите-ка! Оса и шмель прилетели во фруктовый сад, поиграем с
ними! Крылышками (скрещенными ладонями) помахали, на цветочки (ушки)
сели, мед собирали (пощипывание ушных раковин пальчиками), лапками
махали (постукивание пальчиками по лицу).
6.
Дифференциация слогов с тактильно-кинестетической
стимуляцией массажными мячами
Логопед: Красная Шапочка с удовольствием помогает осе и шмел ю собирать
нектар. Присоединимся к ним? Возьмём нектар в свои руки. Для того чтобы
нектар попал в ведерко, надо правильно произносить слоги. Давайте
вспомним, при произнесении какого звука наш язычок находится за нижними
зубами, а при произнесении какого – за верхними? Когда мы будем
произносить слог со звуком [с], наш язычок будет опускаться вниз и мы
покатим мяч вниз, а когда мы будем произносить слог со звуком [ш], наш
язычок будет подниматься вверх и мы покатим мяч вверх :
сна – шма, сла – шка
5
сно – шмо, сло – шко
снэ – шмэ, слэ – шкэ
6.
Дифференциация звуков в словах
Слайд 16
Логопед: Продолжаем свой плодотворный труд! Присаживаемся на свои
рабочие места. В саду у Красной Шапочки выросло много фруктов. Назовите
их! (слива, вишня, груша, абрикос). В названиях каких фруктов звучит звук
[с], а в названиях каких - [ш]?
7.
Тренировка в изменении слов с дифференцируемыми звуками.
Дидактическое упражнение «Назови, какой пирог»
Логопед:
Слайд 22
Пока мы собирали урожай, мама Красной Шапочки напекла пирогов.
Посмотрим, каких!.. Пирог с вишней – ( какой?) вишневый, с абрикосами -
абрикосовый,
Слайд 23
с грушами- грушевый, со сливами- сливовый.
Слайд 24
А теперь давай разделим эти пироги на 2 корзины:
в первую мы положим пироги, в названиях которых звучит звук [с],
во вторую- [ш]
9.
Слайд 25
Логопед: Пора в путь! Бабушка уже заждалась! Будьте внимательны! В лесу
за деревьями и кустами могут прятаться разные лесные друзья. Красная
Шапочка хочет поиграть с ними в прятки. Зверята спрятались и у них
виднеются только хвостики. А чей это хвостик?
Слайд 26
мышка,
Слайд 27
лиса
Слайд 28
сорока,
Слайд 29
лягушка
Слайд 30
- Ребята, в лесу очень много неожиданного… Здесь Вас могут
встретить и любимые друзья и даже враги! Коварный и злой волк
что-то придумал…он хочет запутать Красную Шапочку по дороге к
бабушке.
10.Интерактивная игра «Нерифмушки»
Логопед: Волк зовет Красную Шапочку сыграть в игру в домике дровосеков.
Можно ли зайти туда?.. Не опасно ли это?.. Но Красная Шапочка уже в
домике! Давайте ей поможем!
Слайды с 31- 36
Дети играют в игру, выбирая слова, которые не рифмуются с остальными.
11. Зрительная гимнастика «Светлячок»
Логопед: Ой, в лесу темно, ничего не видно! Не шевелитесь! Смотрите
глазками – вон светлячок… Может, он укажет нам путь к бабушке.
Дети выполняют зрительную гимнастику
12.Звуковой анализ слова «сушки»
Логопед: А вот и избушка бабушки. У Бабушки заперта дверь на ключ, а
код к замку должен быть зашифрован рядом с дверью. Что здесь есть?..
Сушки! Нужно выяснить, какие звуки и в какой последовательности
слышатся в этом слове, и подобрать соответственные прищепки-коды.
7
Дети последовательно называют звуки в слове, дают им
характеристику, надевают прищепку соответствующего цвета на
пальчик и вставляют ее в замочек
13.Подведение итогов
Логопед:
Слайд 37
Ну вот! Красная Шапочка наконец-то встретилась со своей бабушкой и вы
ей в этом помогли. Пора прощаться нам с ними и возвращаться в детский
сад. Присаживайтесь на свои места. Ребята, вам понравилось в сказке у
Красной Шапочки? Давайте вспомним, что мы сегодня сделали совместно
с нашей сказочной героиней.
Слайд 38
У Красной Шапочки был сад.
В саду мы собрали груши, сливы, вишни и абрикосы.
Слайд 39
С фруктами мама Красной Шапочки напекла пирогов.
Пироги Красная Шапочка отнесла бабушке.
Дом.задание:
- Красная Шапочка приготовила сюрприз- просит вас дома заштриховать
фрукты.
8