Напоминание

"Творческое развитие школьника на уроках по изобразительному искусству"


Автор: Лаврова Елена Николаевна
Должность: заведующая одод, учитель изо и черчения, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ школа № 57 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Творческое развитие школьника на уроках по изобразительному искусству"
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №57

Приморского района

Санкт - Петербурга

Статья: «Творческое развитие школьника на уроках по

изобразительному искусству»

Автор:

Лаврова Е.Н.

Учитель по ИЗО

высшей категории

Санкт-Петербург

Изобразительное

искусство

имеет

большое

значение

в

развитии

младшего школьника. В изобразительной деятельности ярко обнаруживается

активность личности школьника и, прежде всего, активности познавательно-

творческих компонентов сложной структуры личности.

В

процессе

обучения

изобразительному

искусству

у

школьников

развиваются

мышление,

зрительная

память,

творческое

воображение,

играющее немаловажную роль в формирование мировоззрения. Одной из

специфических особенностей формирования мировоззрения у обучающихся

средствами изобразительного искусства является то, что оно осуществляется

в процессе пяти основных видов занятий, на которых основывается вся

система

художественного

воспитания

в

школе.

Это

беседы

об

изобразительном

искусстве,

тематическое

и

декоративное

рисование,

рисование с натурой, аппликация и лепка. Имея много общего, данные виды

работ по изобразительному искусству имеют свои отличия. Эти отличия

определяются

психологическими

механизмами,

например,

в

процессе

тематического

рисования

доминирующая

роль

принадлежит

творческому

воображению,

зрительной

памяти,

в

процессе

рисования

с

натурой

наблюдению,

активному

анализу

и

синтезу

объекта

изображения.

Таким

образом, изобразительное искусство занимает важное место в формировании

мировоззрения

учащихся.

Для

успешного

выполнения

русинка

с

натуры,

тематического

и

декоративного

рисунка

необходимым

условием

является

внимание.

Внимание

– это

важное

условие

успеха

познания

школьников

окружающей

действительности,

поскольку

оно

обеспечивает

полноту

и

глубину зрительного восприятия, активность мышления и т. д. Важная роль

внимания

в

изобразительной

деятельности

объясняется

специфическими

особенностями творческой деятельности учащихся. Особое значение имеет

внешнее выражение внимания. Ответственность за учение, свои поступки,

интерес к учебным занятиям, увлеченность какой-нибудь деятельностью –

все способствует развитию произвольного внимания, формированию умению

самостоятельно

воспитывать

внимание

и

развитию

внимательности

как

черты

личности.

Таким

образом,

развитие

внимания

связанно

со

становлением личности школьника.

Т а к ж е

б о л ь ш о е

з н а ч е н и е

и м е е т отражение, которое

признает ощущение источников

всех

знаний

о

реальной

деятельности.

Отражение предметов и явлений представляет собой восприятие. Отражение

действительности,

осуществляемое

посредством

органов

чувств,

называется чувством отражения.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений,

возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей

на рецепторные поверхности органов чувств.

Более глубокое значение об окружающей действительности школьник

получает благодаря восприятию. Одним из средств развития, обогащения

восприятия у школьников является применение наглядности. Использование

в

процессе

обучения

наглядности

обусловливается

необходимостью

чувственного

восприятия

изучаемых

предметов

и

явлений

как

основы

формируемых представлений и понятий, а также необходимостью приучения

школьников наблюдать явления окружающего мира.

Как свидетельствуют исследования психологов, развитие восприятия

проходит путь от слитного, синкретического, фрагментарного восприятия

ребенком предметов к расчлененному осмысленному отражению предметов,

явлений.

Зрительно

воспринимая

в

процессе

рисования

с

натуры

форму пропорции,

цвет

предметов,

школьники

анализируют,

сравнивают,

обобщают

воспринимаемые

свойства

предметов.

Таким

образом,

изобразительная деятельность стимулирует развитие мышления.

Мышление есть

высший

познавательный

процесс,

направленный

на

раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и

имеющихся

между

ними

закономерных

связей.

Процесс

мышления

активизируется, когда перед школьником возникают необходимость решить

конкретную задачу, ответить на вопрос, найти способ действия и т.д. Все это

имеет место в изобразительной деятельности. У младшего школьника ярко

выражен конкретно-образный характер мышления

Велика

роль

занятий

изобразительным

искусством

в

развитии

зрительной памяти. Изобразительное творчество школьников немыслимо без

оперирования образами памяти.

Воображение –

это

процесс

преобразования

предст авлений,

отражающий реальную действительность, и создание на этой основе новых

представлений. Особую роль в формировании воображения детей отводит

рисованию

на

темы.

В

рисунках

на

темы

ярко

п р оя вл я е т с я

самостоятельность, оригинальность мышления, умение решать творческую

задачу, выражать изобразительными средствами свои мысли и чувства, то

есть младший школьник раскрывает тему, сюжет, цвет, освещение. Следует

подчеркнуть, что, раскрывая психологическое воздействие изобразительного

искусства необходимо особое внимание уделить развитию способностей к

изобразительной

деятельности.

Развитие

способностей

возможно

лишь

в

процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной

деятельности

является

умение

передавать

в

изображении

сходство

с

изображаемым объектом.

Таким образом, особое внимание уделено раскрытию психологического

воздействия изобразительного искусства на развитие младшего школьника, то

есть

формированию

у

детей

внимание,

зрительной

памяти,

мышления,

творческого

воображения,

изобразительных

способностей,

эстетических

чувств, развитие личности школьника в целом.



В раздел образования