Автор: Волнухина Людмила Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ д.перелучи
Населённый пункт: д.Перелучи Боровичского района
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"
Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение
мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя
русского языка и литературы, на своих уроках.
На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир
прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художествен-
ной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать по-
требность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное
слово, но и развивать литератуно-художественные задатки, речевое творчество,
потребность и умение владеть богатствами родной речи.
В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова
считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.
В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество
школьников, ведь это проявление активных сил души, формирование
интеллекта. Использую систему индивидуальных творческих работ. От класса к
классу характер заданий усложняется. Если в V -VI классах в качестве
индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки, небольшого
рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут быть предложены
такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки,
создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения, а также
исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных
материалов.
Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к
художественному произведению помогают небольшие письменные работы на
один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о
прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли
автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать и
сопоставлять литературные явления.
Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы
по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к
нему, отдельного эпизода и его экранизации.
Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких
работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли.
Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию
мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное
значение имеет и хорошее владение устной речью, умение отстаивать свою
точку зрения. Этому способствует внимательное, глубинное проникновение в
содержание художественного произведения. И я согласна с теми, кто
утверждает, что этот практически бесконечный процесс в школе не завершается,
а только начинается и продолжается в течение всей жизни человека.
Успешно совершенное постижение художественного произведения протекает,
когда в осмысление созданного писателем включаются чувства и весь опыт
юного читателя, когда художественное восприятие и познание опираются на
эмоциональную, нравственную, общеобразовательную подготовленность, когда
восприятие становятся эстетическим фактором, в свою очередь активно
развивающим культуру чувств, поэтическую наблюдательность, читательский
интеллект. Непрерывно меняющийся опыт человека приводит к тому, что
каждый раз воображение по-новому воссоздает нарисованные писателем
картины, - от-сюда ощущение новизны, углубление впечатлений при повторном
и последующих обращениях к произведению.
Для глубокого понимания изображенного в искусстве слова необходимо, с
одной стороны, мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с
другой - творчески трансформировать их на основе ориентиров, намеченных
писателем, довести до состояния образа, приближающегося к данному в
произведении. Необходима социальная подготовка. Мысль эта звучала еще в
работах В.Г. Белинского: "Для полного, истинного постижения искусства, а
следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо
основательное изучение, развитие: эстетическое чувство, получаемое человеком
от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса,
приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на
искусство смотрит не как на приятно препровождение времени, веселое занятие
от нечего делать или легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве
серьезное дело, требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же
наука, та же ученость, потому что для истинного постижения искусства нужно
много и много, всегда и всегда учиться, и притом, многому такому, что, по-
видимому, находится совершенно вне сферы искусства".
Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на
основе трех каналов связи: при помощи непосредственного общения к
произведениям, посредством получения информации об искусстве, в процессе
собственной творческой деятельности.
На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной
требованиями программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с
большим количеством литературно-художественных текстов, осваивают
обширную информацию о языке искусства слова и закономерностях его
развития. По-другому складывается собственно-творческая деятельность, но не
репродуктивная, какой она преимущественно бывает, когда учащиеся пишут
сочинения на темы, связанные с постижением изучаемых литературно-
художественных произведений, а продуктивная, в основе которой - создание
оригинальных собственных художественных решений.
Конкретность художественного образа не терпит абстрактного восприятия.
Образ в этом случае рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не
будет целенаправленно воздействовать на сознание учащихся своими
специфическими свойствами, среди которых наиболее характерно и сильно
эмоциональное воздействие. Вот почему изучение художественной литературы
нельзя обособить от системы формирования образного мышления, которое
является условием и создания, и постижения искусства.
Умение видеть изображенные в литературно-художественном произведении
предметы, явления, события, людей, остро воспринимать их чувства - качества,
развиваемые опытом. Увидеть созданную писателем картину, наполнить ее
живыми красками, звуками, запахами, биением жизни может научить опыт
деятелей искусства.
В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и
упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь
пробуждать в учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь
мир чувств, видеть краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. А
это становится возможным при изучении художественных произведений, все
этапы анализа развивают учащихся, вводят в творческую лабораторию,
вдохновляют на собственное творчество. Так возникает двуединая по своему
существу задача - вооружение учащихся методами самостоятельно постижения
произведений искусства слова в их специфике и пробуждение стойкого интереса
к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним возвратиться, формирование
высокого художественного вкуса и эстетических потребностей, нравственное
воспитание; формирование духовного богатства и научного мировоззрения.
Решающим условием развития литературно-творческих способностей
школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов,
способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное
мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе
работы с текстом художественного произведения, устных и письменных
литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках", формирует
творческую личность.