Напоминание

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"


Автор: Волнухина Людмила Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ д.перелучи
Населённый пункт: д.Перелучи Боровичского района
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ

Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение

мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя

русского языка и литературы, на своих уроках.

На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир

прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художествен-

ной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать по-

требность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное

слово, но и развивать литератуно-художественные задатки, речевое творчество,

потребность и умение владеть богатствами родной речи.

В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова

считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество

школьников, ведь это проявление активных сил души, формирование

интеллекта. Использую систему индивидуальных творческих работ. От класса к

классу характер заданий усложняется. Если в V -VI классах в качестве

индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки, небольшого

рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут быть предложены

такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки,

создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения, а также

исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных

материалов.

Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к

художественному произведению помогают небольшие письменные работы на

один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о

прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли

автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать и

сопоставлять литературные явления.

Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы

по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к

нему, отдельного эпизода и его экранизации.

Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких

работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли.

Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию

мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное

значение имеет и хорошее владение устной речью, умение отстаивать свою

точку зрения. Этому способствует внимательное, глубинное проникновение в

содержание художественного произведения. И я согласна с теми, кто

утверждает, что этот практически бесконечный процесс в школе не завершается,

а только начинается и продолжается в течение всей жизни человека.

Успешно совершенное постижение художественного произведения протекает,

когда в осмысление созданного писателем включаются чувства и весь опыт

юного читателя, когда художественное восприятие и познание опираются на

эмоциональную, нравственную, общеобразовательную подготовленность, когда

восприятие становятся эстетическим фактором, в свою очередь активно

развивающим культуру чувств, поэтическую наблюдательность, читательский

интеллект. Непрерывно меняющийся опыт человека приводит к тому, что

каждый раз воображение по-новому воссоздает нарисованные писателем

картины, - от-сюда ощущение новизны, углубление впечатлений при повторном

и последующих обращениях к произведению.

Для глубокого понимания изображенного в искусстве слова необходимо, с

одной стороны, мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с

другой - творчески трансформировать их на основе ориентиров, намеченных

писателем, довести до состояния образа, приближающегося к данному в

произведении. Необходима социальная подготовка. Мысль эта звучала еще в

работах В.Г. Белинского: "Для полного, истинного постижения искусства, а

следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо

основательное изучение, развитие: эстетическое чувство, получаемое человеком

от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса,

приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на

искусство смотрит не как на приятно препровождение времени, веселое занятие

от нечего делать или легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве

серьезное дело, требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же

наука, та же ученость, потому что для истинного постижения искусства нужно

много и много, всегда и всегда учиться, и притом, многому такому, что, по-

видимому, находится совершенно вне сферы искусства".

Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на

основе трех каналов связи: при помощи непосредственного общения к

произведениям, посредством получения информации об искусстве, в процессе

собственной творческой деятельности.

На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной

требованиями программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с

большим количеством литературно-художественных текстов, осваивают

обширную информацию о языке искусства слова и закономерностях его

развития. По-другому складывается собственно-творческая деятельность, но не

репродуктивная, какой она преимущественно бывает, когда учащиеся пишут

сочинения на темы, связанные с постижением изучаемых литературно-

художественных произведений, а продуктивная, в основе которой - создание

оригинальных собственных художественных решений.

Конкретность художественного образа не терпит абстрактного восприятия.

Образ в этом случае рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не

будет целенаправленно воздействовать на сознание учащихся своими

специфическими свойствами, среди которых наиболее характерно и сильно

эмоциональное воздействие. Вот почему изучение художественной литературы

нельзя обособить от системы формирования образного мышления, которое

является условием и создания, и постижения искусства.

Умение видеть изображенные в литературно-художественном произведении

предметы, явления, события, людей, остро воспринимать их чувства - качества,

развиваемые опытом. Увидеть созданную писателем картину, наполнить ее

живыми красками, звуками, запахами, биением жизни может научить опыт

деятелей искусства.

В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и

упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь

пробуждать в учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь

мир чувств, видеть краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. А

это становится возможным при изучении художественных произведений, все

этапы анализа развивают учащихся, вводят в творческую лабораторию,

вдохновляют на собственное творчество. Так возникает двуединая по своему

существу задача - вооружение учащихся методами самостоятельно постижения

произведений искусства слова в их специфике и пробуждение стойкого интереса

к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним возвратиться, формирование

высокого художественного вкуса и эстетических потребностей, нравственное

воспитание; формирование духовного богатства и научного мировоззрения.

Решающим условием развития литературно-творческих способностей

школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов,

способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное

мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе

работы с текстом художественного произведения, устных и письменных

литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках", формирует

творческую личность.



В раздел образования