Напоминание

"Инновационные технологии физкультурно–оздоровительной работы в ДОУ"


Автор: Пономаренко Надежда Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№16
Населённый пункт: НОВОРОССИЙСК
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Инновационные технологии физкультурно–оздоровительной работы в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №16 "Солнышко"

Консультация для воспитателей

«

Инновационные

технологии

физкультурно

-

оздоровительной

работы

в

ДОУ

»

Воспитатель:

Пономаренко Н.В.

г. Новороссийск

2016г

Чтобы сделать ребенка

умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует,

бегает, кричит, пусть он

находится в постоянном движении!

Жан-Жак Руссо

Согласно ФГОС ДО в процессе образовательной деятельности в дошкольном

учреждении необходимо плавно сочетать индивидуальный и

дифференцированный подход к каждому ребенку.

Одной из основных задач является стимулирование позитивных сдвигов в

организме, формирование двигательных умений и навыков физического

развития, направленных на развитие и совершенствование организма, на

жизнеобеспечение, на адаптацию в обществе. Одним из путей коррекции

психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития

детей в ДОУ является целенаправленное использование в процессе

физического воспитания известных физкультурно -оздоровительных методик

и инновационных технологий, адаптированных к возрастным и

индивидуальным особенностям детей.

Важным компонентом является включение родителей в совместную

деятельность со специалистами, педагогами. Обучить родителей

педагогическим технологиям по организации жизни ребенка в обществе и

осуществление комплексной оздоровительной работы во взаимодействии со

специалистами – основная задача педагогов. К сожалению, родители, зная и

понимая важность оздоровительных мероприятий, не делают утреннюю

гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не

посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режима

дня и питания.

Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых

ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.

Задача педагога ДОУ – своевременно и поэтапно включать родителей в

совместную деятельность со всеми специалистами образовательного

учреждения. Система занятий лежит в основе организации всей жизни детей

в дошкольном учреждении и в семье. В режиме должны быть предусмотрены

технологии сохранения и стимулирования здоровья, а также технологии

обучения здоровому образу жизни и нетрадиционные коррекционные

методики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей .

- Утренняя гимнастика с элементами кинезиологических упражнений.

При проведении утренней гимнастики используются кинезиологические

комплексы как индивидуальные, так и общие, групповые. Кинезиологические

упражнения, совершенствуя мелкую моторику рук, развивают

межполушарное взаимодействие, которое является основой развития

интеллекта. Имитационные движения способствуют формированию у детей

представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в

воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»),

вести диалог через язык жестов, мимики, поз.

- Ритмическая гимнастика.

Это комплекс упражнений, которые проводятся под музыку и обычно очень

нравятся детям. Гимнастика развивает ловкость и координацию движений.

- Нетрадиционные виды упражнений.

Игровой самомассаж

Является основной для закаливания и оздоровления детского организма.

Выполняя упражнения самомоссажа в игровой форме, дети получают

радость и хорошее настроение. Упражнения способствуют

формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью,

развитию навыков собственного оздоровления.

Пальчиковая гимнастика

С помощью пальчиковой гимнастики развивается мелкая моторика,

стимулируются речевые и моторные центры ребенка. Веселые игры

доставляют удовольствие детям, сопровождаются интересными

стишками.

Динамические паузы

Снимают усталость и переключают внимание во время работы на

занятиях.

Подвижные игры

Способствуют выходу запасов энергии, развитию координации

движений, при этом

прививаются навыки общения и укрепляется психоэмоциональное

здоровье.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом

каждой клеточки

организма. Умение управлять дыханием способствует умению

управлять собой.

Корригирующая гимнастика

Способствует коррекции имеющихся недостатков в физическом

развитии.

Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости

на весь день.

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Поднимает настроение и мышечный тонус детей с помощью

физических

упражнений, устраняет сонливость и вялость, помогает организму

«проснуться».

Физкультминутки

Повышают и удерживают умственную работоспособность детей на

занятиях,

обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников

во время

занятий.

Сказкотерапия

Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко

добиться

замечательных результатов в области психологии, развития и

воспитания

малышей.

Креативная гимнастика

Предусматривает целенаправленную работу с применением

нестандартного оборудования – «Дорожка здоровья».

Физкультурные занятия

Совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают

быстроту,

ловкость, выносливость, гибкость.

Релаксация

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение,

другим- сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

- Прогулки на свежем воздухе в любое время года.

Оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях.

Системный подход к организации физкультурно-коррекционных

мероприятий, внедрение здоровьесберегающих технологий позволяет

эффективно осуществлять коррекцию нарушений в развитии детей.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья

и психофизического развития ребенка.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного

педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки

и умения ребенка, который служит основой его нормального физического и

психологического развития.

Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего

психологического развития ребенка и является базисом, над которым

надстраивается вся совокупность высших психологических функций.

Основные инновационные технологии в работе

1.Создание и использование мультимедийных презентаций про здоровье и

спорт

2.Проведение интенгрированных занятий

3.Ознакомление с видами спорта

4.Изготовление нестандартного оборудования

5.Использование

физкультурно-оздоровительных

технологий(Фитбол-

гимнастика, элементы степ аэробики, дорожки здоровья, гимнастика после

сна, создание туристической полосы (пролезания, узлы, топознаки), походы,

занятия на тренажерах, игровой стретчинг (в масках животных), пилатес,

черлидинг(с , сорси-игра, фрироуп(по веревкам),геокешинг(поиск тайников).

В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с

детьми, значительно расширился:

1. занятия на тренажерах;

2. игровой стретчинг;

3. степ-аэробика;

4. пилатес.

5. фитбол-гимнастика;

6. черлидинг;

7. сорси

8. фрироуп

9 геокешинг

1. Одна из самых распространенных и современных форм физкультурно-

оздоровительной работы с дошкольниками – занятия с использованием

тренажеров. В работе с детьми дошкольного возраста используются как

простейшие, так и сложного устройства: степы, мячи-фитболы, диски

здоровья, гимнастические роллеры, детские резиновые эспандеры, скамьи

для пресса, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты, тренажеры

гребли. Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и

гантели до 0,5кг, медболы, шведские стенки, коррекционные мячи большого

диаметра, массажные коврики.

2. Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят

понятные детям названия (животных или имитационных действий) и

выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном

сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети

превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой

форме физические упражнения. С подражания образу малыши познают

технику спортивных и танцевальных движений развивают творческую

двигательную деятельность, быстроту реакции, ориентировку в

пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений

заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую

смену двигательной деятельности из различных исходных положений, дает

хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Методика игрового

стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-

связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить

нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное

действие на весь организм.

3. Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных

невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20;

высотой ножики- 7 и шириной – 4см). Это нестандартное пособие,

предназначенное для работы с детьми 4 – 7 лет, способствует формированию

осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет

сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ,

совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и

ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное

состояние ребенка. Кто применяет в практике?

4. Детский пилатес – специально составленная программа на основе

базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста.

Для 5-6 летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя

за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя

укрепляя мышцы тела, развивают силу, гибкость, растяжку. Для таких

занятий используется всевозможный спортивный инвентарь, подбирается

специальная музыка, создающая благоприятную атмосферу. Отличительная

особенность пилатеса - упражнения делаются плавно, медленно и требуют

полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения и

правильным дыханием.

5.Одна из новых технологи физического воспитания – фитбол-

гимнастика. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных

целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса

применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую

моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на

фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы

спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет,

способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно

вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

6. В настоящее время появилось новое направление - черлидинг

зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы

акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу.

Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки

дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в

режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

7. СОРСИ – современная игра, включающая в себя синтез различных видов

деятельности объединенных одним общим сюжетом. Знакомые упражнения

наполняются новыми структурными частями стимулирующие творческий

потенциал ребенка. В двигательной активности ребенок опирается на

самостоятельную деятельность в условиях созданной взрослым развивающей

среды. Играя в «СОРСИ» дети справляются с физической нагрузкой

предлагаемой им, которая требует от участников игры большой затраты

энергии и побуждает организм ребенка к усиленной

работе. Осознанность движений обеспечивает возможность их

рационального и экономичного использования с наибольшим эффектом.

В игре используются:

проблемные образовательные ситуации, которые требуются по новым

государственным стандартам (с обязательным участием догадок,

предположений, вопросов) игровое экспериментирование.

Дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками,

проявляя в естественных условиях двигательной активности как физические,

так и психические взаимоотношения. Общение друг с другом помогает, детям

воплотить, в себе те качества и свойства, которые хотелось бы приобрести.

Безусловно, рядом с личностью ребенка должен оказаться педагог, который

сам является личностью, ориентированной на творчество в своей

профессиональной педагогической деятельности.

При взаимодействии с детьми (играя в СОРСИ) создаются неограниченные

возможности комплексного использования разнообразных методов,

направленных на формирование личности ребёнка (наглядные, словесные,

практические, эмоционально-образные).

Игра СОРСИ строится следующим образом.

Дети, отправляясь в путешествие, погружаются в воображаемую ситуацию

исследователя. Детей заинтересовывают, ставят их в ситуацию субъекта

«собственной познавательной деятельности». Развивают у них яркие

положительные эмоции, мотивацию деятельности, игровую позицию.

Игра состоит из шести испытаний, каждое испытание включает в себя два

этапа:

Первый этап – двигательный, второй этап включает в себя задания на

развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания и т.д.

Испытание должно проходить в течение 5 – 7 минут.

Во время игры звучит музыка создающая обстановку тревожности,

неопределённости. По условию игры дети должны найти ключевое слово

игры. За каждое выигранное испытание дети получают ключ. Пройдя все

испытания у них должно быть не менее пяти ключей. Это даёт право

дошкольникам обменять ключи на сюрприз.

Структура игры включает в себя три блока.

1 блок – предварительная работа (организационно-подготовительный)

Цель: создание проекта единого образовательного пространства (выбирается

микро -тема игры, ведется отбор приемов и методов);

Двигательный этап – придумывание и планирование физических

упражнений;

Познавательный этап – планирование совместной деятельности по

определенной теме.

2 блок – взаимодействие педагогов и детей. (ребёнок-ребёнок, взрослые -

дети, педагог - ребёнок)

Цель: формирование системы знаний по определённой микро - теме.

Двигательный этап – первоначальное разучивание, углублённое разучивание

физических упражнений;

Познавательный этап – совместная деятельность взрослых и детей в рамках

познавательной, продуктивной деятельности

3 блок – игра, которая является своеобразным продолжением процесса

обучения дошкольников. Для него характерно готовность ребенка к

творческому применению навыка.

Цель: интеграция различных областей. Собственно сама игра Дети

организуются в команды для игр – эстафет.

Двигательный этап – знакомые физические упражнения наполняются,

новыми структурными частями

Познавательный этап – совместная деятельность взрослых и детей в рамках

познавательной, продуктивной деятельности;

Таким образом, СОРСИ является одной из современных форм двигательной

деятельности, направленной на решение задач физического воспитания,

всестороннего развития и укрепления здоровья детей. (То, что желтым –

сделать как памятки каждому слушателю)

8.Фрироуп - это новый вид двигательной активности с элементами спорта,

основанный на преодолении участниками специальных дистанций,

состоящих из веревочных элементов, без касаний контрольных поверхностей

(земли). Результат соревнований во Фрироупе, как правило, определяется по

времени прохождения дистанции.

Для того чтобы понять основную идею данного спорта необходимо просто

представить себе полосу препятствий, которую необходимо преодолеть без

касания земли, которую можно преодолевать в одиночку, борясь с

собственными слабостями или бороться с противниками. Этот вид

экстремальных развлечений проводится как в открытой природной среде, так

и в помещениях. Для него не нужно специальное дорогостоящее

оборудование или специально для этого подготовленное сооружение.

Участвовать в них может любой независимо от возрастных категорий.

Он «народный вид» спорта так как для него не надо знать морских узлов,

владеть приемами альпинистов. Для тренировки вполне подойдет несколько

деревьев и 20 метров веревки.

Особую привлекательность этому виду спорта добавляет проведение

командных гонок. Атмосфера соперничества постоянно добавляет мотивации

участникам. Он берет все лучшее из школы «советского туризма». Фрироуп

считается вторым видом экстремального развлечения, что придуман в России

после скалолазания.

Для безопасности спортсменов предусмотрены следующие элементы: каска,

перчатки, одежда, что частично закрывает тело спортсмена, защищая от

возможных падений и ушибов. Также важна поверхность, над которой

проводятся выступления участников. Она должна быть смягчать падение,

такой как песок, трава, маты. Соревнования по фрироупу бывают двух видов:

«на время» — судьи оценивают время прохождения дистанции,

качество при этом отходит на второй план;

«на прохождение» — оценивается качество и количество пройденных

элементов.

Прохождение заданной дистанции проводится одним из следующих

способов:

индивидуально — участник самостоятельно проходит всю дистанцию;

эстафета — участники команды последовательно проходят каждый из

участков дистанции;

групповое прохождение — одновременное прохождение дистанции

всеми участниками команды.

Дистанция обычно представляет собой совокупность веревочных

соединений, различной формы и длины бревен, жердей, автомобильных

покрышек и других предметов.

Как это может быть использовано в ДОУ?

9. Геокешинг

Геокэшинг- одновременно и очень древняя, и совсем новая игра.

С давних пор тема поиска кладов окружена атмосферой притягательной

таинственности. Может быть, кто-то из Вас знает, что же такое геокэшинг?

Термин англиискии, состоит из двух слов: «гео» - земля и «кэш» - клад,

тайник. Это новая игра, которой сейчас увлекаются во всем мире. История

геокэшинга как современной игры началась в 2000 году. и заключается она в

поиске тайников. Во время геокэшинга игроки прячут пластиковые

контейнеры с содержимым в любой точке планеты, определяют ее

координаты с помощью навигатора, выкладывают данные в Интернет, и

желающие ищут этот контейнер.

Главная особенность туристического геокэшинга — то, что тайники

устраивают в местах, представляющих природный, исторический,

культурный и архитектурный интерес. И поэтому прежде чем дать

координаты тайника, игроки описывают особенности места: это может быть

необыкновенный парк, красивый пруд или озеро. Таким образом, геокэшинг -

современная игра, с помощью которой взрослые и дети узнают много

интересного о родном крае.

В геокэшинг можно играть и в детском саду, поскольку каждый ребенок

мечтает найти клад. Воспитанники, конечно, навигатором не пользуются,

ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану, схеме, карте. А

клад- это конфеты, сладости, игрушки. Сегодня вы сможете это увидеть.



В раздел образования