Автор: Рубина Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ № 27 "Ягодка" Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край Наименование материала: Статья Тема: Играем с детьми в развивающие игры Раздел: дошкольное образование
ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ В РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Игра - это волшебная палочка, с помощью которой можно научить
ребенка читать считать, писать, а главное думать, рассуждать изобретать и
доказывать Игра это не только развитие, но и общение нас с детьми. Дети
особенно тянуться к людям, которых они любят. Для них счастье, когда
взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы
выполняем сразу несколько функций: развитие, обучение общение и просто
делаем детей счастливее, а значит здоровее. Применительно к дошкольникам
(в возрасте от трёх до шести-семи лет) следует говорить о развивающих
занятиях, поскольку определяющим видом деятельности детей этой
возрастной группы является не учение, а игра. Поэтому смысл развивающих
занятий состоит не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы продвинуть
ребенка вперед, совершенствуя его физическое, функциональное и
психическое развитие.
Двигательная сфера - развитие основных двигательных навыков: бега,
прыжков, бросания и ловли мяча и т.п.
Мотивационная сфера - развитие интереса к новому, к познанию
окружающего мира.
Познавательная сфера - развитие внимания, восприятия, памяти, мышления,
воображения, речи.
Волевая сфера - развитие произвольного поведения: способности к
преодолению трудностей и сдерживанию импульсивности.
Эмоциональная сфера - развитие социальных эмоций: сочувствия и
сопереживания.
Личностная и социальная сферы - развитие способности к позитивному
взаимодействию в коллективе и обучение коммуникативным навыкам.
Развивающими играми желательно заниматься каждый день по 15-20 минут.
Рекомендации по проведению игр:
- Поощряйте творческую инициативу ребенка. Ни в коем случае не ругайте за
ошибки, не насмехайтесь даже "над самыми нелепыми попытками решения.
Стоит только один раз поругать малыша за неправильные действия, и он
может больше не захотеть играть в эту игру. Особенно тяжело воспринимают
замечания тонкие, чувствительные натуры. Даже если действия ребенка не
удачные, найдите что-нибудь, за что можно похвалить (за необычность
решения, за чувство юмора, за смелость или изобретательность, за старание и
аккуратность).
· Обязательно нужно говорить ребенку, что он умный, способный. Стараться
и не захваливать, давать и критическую оценку, но всегда начинать с
похвалы: "Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя еще не все
получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задания
еще лучше, чем сейчас". Необходимость обще6й положительной оценки
вызвана тем, что в 4-5 лет дети не могут отделить оценку за выполненное
задание от оценки себя в целом. Слова "Ты сделал это плохо" дети
воспринимают как "ты плохой" и истолковывают как проявление
отрицательного отношения к себе со стороны взрослых.
· Не спешите подсказывать. Старайтесь чтобы ребенок находил правильный
ответ хоть и с вашей помощью, но все же самостоятельною. Правильный
ответ сообщите, только если все другие возможности исчерпаны.
Правильный ответ объясните, чтобы ребенок понял.
· Учите ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать свою
точку зрения. это в свою очередь закрепляет его уверенность в себе, в своих
силах; даже если ответ не правильный всегда нужно спросить "Почему ты так
считаешь?"
· Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе
игры. Если Вы заметили, что ребенок все больше отвлекается от игры, чаще
допускает ошибки, начинает разговаривать на другие темы, значит он устал.
Не стоит ждать, когда ребенок скажет: "Мне уже надоело играть".
Необходимо немного раньше переключить внимание ребенка на другое
интересное занятие.
- Игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребенка будет
формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности.
- Избегайте принуждения. Принуждение способствует возникновению у
ребенка страха перед возможным наказанием. Такая ситуация приводит к
порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к
любой умственной деятельности, в том числе и учебной.