Автор: Собакин Виктор Иванович
Должность: учитель физической культуры, ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Соловьевская средняя общеобразовательная школа" им. П.М. Васильева
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с.Мырыла
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимоинтеграция–цель массового физкультурного движения в школе
Раздел: среднее образование
Муниципальное образование «Чурапчинский улус (район)»
МОУ – Соловьевская средняя общеобразовательная школа
имени П.М.Васильева
Взаимоинтеграция – цель массового физкультурного
движения в школе
Собакин Виктор Иванович
Учитель физической культуры
Оглавление
Введение
Глава 1. Муниципальная спортизация – основа школьного спорта.
Глава 2. Взаимоинтеграция – цель массового физкультурного движения в
школе.
Заключение.
Литература.
Введение
Особенность нынешнего периода развития физической культуры состоит в
том, что в процессе физического воспитания все больше приобретает
прогрессивные педагогические технологии, основанные на использовании
тех средств и методов спортивной подготовки, которые многократно
проведены в условиях многолетней спортивной тренировки и приемлемы для
достижения целей массового физического воспитания.
Таким образом, проблема освоения ценностей физической культуры и
спорта может быть решена на основе развертывания инновационных
процессов в системах массового физического воспитания.
В научно – методической литературе в широком плане это проблема
поднята относительно недавно, в свое время этому вопросу был посвящен
ряд обобщающих публикаций: В.И.Элашвили (1973г.), Л.П.Матвеев (1975г.),
В.Н.Платонов (1980 – 2000гг.), Е.Я.Бондаревский (1986г.), Г.Ш.Абсалямов
(1986г.).
Очевидно, что данное положение требует своего научного обоснования и
разработки эффективной системы физкультурно – оздоровительных и
спортивно – массовых занятий, обеспечивающих высокий уровень здоровья
населения с минимальными временными затратами и приемлемым
содержанием для внедрения в быт каждого гражданина.
Итак, тема работы: Взаимоинтеграция – цель массового физкультурного
движения в школе.
Цель исследования: Совершенствование организации массового спорта в
школе.
Задачи:
1.
Формирование основ культуры здоровья населения.
2.
Создание единой системы спортивного движения в наслеге.
3.
Социализация и развитие личности ребенка, способного
самостоятельно выбирать и реализовывать способы сохранения и
укрепления личного здоровья.
Объект исследования: Массовый спорт в условиях взаимоинтеграции
социальных институтов наслега.
Предмет исследования: Механизм организации массового спорта в условиях
взаимоинтеграции.
Гипотеза: Улучшение физической подготовленности детей возможно тогда,
когда взрослое население настроит себя на достижения не только в
спортивных соревнованиях улусного, республиканского уровней, но и на
уровне массового физического воспитания, массового детско – юношеского
спорта и здоровья подрастающего поколения.
Новизна работы. Разработана модель организации массового физического
воспитания в наслеге в целом.
Практичная значимость. Модель организации массового физического
воспитания в школе адресована учителям физкультуры сельских школ.
Глава 1. Муниципальная спортизация – основа школьного спорта.
Муниципальный спорт – это новое понятие для теории и практики
физической культуры и спорта. Однако смысл его понятен: организация
занятий массовым спортом в условиях муниципального образования.
С чего начинается муниципальный спорт? Конечно, прежде всего, с
развития школьного спорта. Хорошо известны фамилии спортсменов,
пришедших в большой спорт из дворовых команд, школьных секций, у
которых первым тренером был учитель физической культуры. Поэтому
главным инновационным подходом в организации муниципального спорта
является спортизация общеобразовательных школ.
По данным Росспорта только 16,7% от общего количества школьников
имеют возможность участвовать в спортивных соревнованиях различного
уровня через структуры спортивных школ.
В то же время существующая система детско – юношеских соревнований
не предполагает регулярных спортивных мероприятий для тех детей, которые
по тем или иным причинам не попали в спортивные школы, в результате чего
до 20% практически здоровых школьников не имеют мотивации для
систематических занятий физической культурой и спортом. Следовательно,
существенно улучшить положение дел путем активного внедрения в школах
процесса спортизации.
Спортизация образоваательного пространства школы является
перспективным направлением здоровьеформирования подрастающего
поколения. При этом под спортизацией мы понимаем активное
использование спортивной деятельности, спортивных технологий,
соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью
формирования спортивной культуры учащихся.
Ученые подчеркивают что, основу развития личности составляет, на наш
взгляд, физическое и психологическое здоровье. Нормальное физическое
состояние благотворно влияет на психику человека, а психологическое
благополучие отражается на физическом здоровье. Эта идея является
базовой для многих исследователей личности. Под психологическим
здоровьем мы подразумеваем наличие нормы в интеллектуальном развитии
человека, полноценное телесное развитие, положительные эмоции и
способность к эмоциональной регуляции, нравственное поведение, развитая
воля и коммуникативная культура.
Большое внимание в любом возрасте следует уделять физическому
здоровью. Сегодня продолжительность жизни человека во многом
определяется его культурой и образом жизни.
Одними из негативных факторов, разрушающих здоровье и
сокращающих жизнь человека, является малоподвижный образ жизни.
Малоподвижный образ жизни всюду преследует современного человека, при
этом дети не являются исключением. Школьники много сидят за партой, за
компьютерами, за гаджетами и телевизором. Еще одна проблема для
населения, которая проявляется в форме самоповреждающего и
самоуничтожающего поведения (пьянство, наркомания, курение и др.). Эти
формы нами рассматриваются как причина или следствие социальной
дезадаптации человека.
За последние годы всюду мы слышим об ухудшении состояния здоровья
и физической подготовленности учащейся молодежи. По данным научных
исследований, лишь 40% детей страдают хроническими заболеваниями, во
многом обусловленные недостаточной двигательной активностью. По
данным Российской Федерации, более 50% юношей и девушек, оканчивая
школу, уже имеют 2-3 хронических заболевания, а в целом лишь 15%
выпускников можно считать практически здоровыми. По причине низкого
уровня состояния здоровья по Российской Федерации около 1 млн. детей
школьного возраста полностью освобождены от занятий физической
культурой, 30% юношей не могут быть призваны в армию.
Для обеспечения необходимого уровня физической культуры,
физического развития и подготовленности детей и подростков при
традиционной системе физического воспитания на современном этапе
необходимо увеличение двигательной активности, усиление направленности
учебных занятий по физической культуре на использование
здоровьеформирующих возможностей физических упражнений.
Особенность нынешнего периода развития физической культуры состоит
в том, что в процессе физического воспитания все больше приобретает
прогрессивных педагогических технологий, основанных на использовании
тех средств и методов спортивной подготовки, которые многократно
проведены в условиях многолетней спортивной тренировки и приемлемы для
достижения целей массового физического воспитания.
Таким образом, проблема освоения ценностей физической культуры и
спорта может быть решена на основе развертывания инновационных
процессов в системах массового физического воспитания.
В научно – методической литературе в широком плане это проблема
поднята относительно недавно, в свое время этому вопросу был посвящен
ряд обобщающих публикаций: В.И.Элашвили (1973г.), Л.П.Матвеев (1975г.),
В.Н.Платонов (1980 – 2000гг.), Е.Я.Бондаревский (1986г.), Г.Ш.Абсалямов
(1986г.).
Очевидно, что данное положение требует своего научного обоснования и
разработки эффективной системы физкультурно – оздоровительных и
спортивно – массовых занятий, обеспечивающих высокий уровень здоровья
населения с минимальными временными затратами и приемлемым
содержанием для внедрения в быт каждого гражданина.
Следует отметить, что на протяжении ряда лет структурные
подразделения Государственного Комитета Республики Саха (Якутия) по
физической культуре и спорту сделали анализ постановки физкультурно –
оздоровительной и спортивно – массовой работы в улусах республики. На их
основе составляются перспективные планы дальнейшего развития
физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия).
Реализация подобного рода тенденций требует большой
подготовительной работы, в частности, исследовательского характера, только
на основе которых они и могут быть разработаны, это связано с
существенными климатогеографическими, экологическими, национально –
этническими, социально - бытовыми особенностями региона.
Одним из первых причин существующих положений является
климатогеографические и экологические особенности – где продолжительная
зима, низкая температура воздуха (50 - 60), неприспособленные к многим
адаптивным видам физкультурной деятельности спортивные сооружения
резко ограничивают как спонтанную двигательную активность населения, так
и затрудняют применение многих наиболее эффективных средств
оздоровительной физической культуры.
Вторым объективным фактором, который необходимо учитывать при
проведении мероприятий по оздоровлению населения и совершенствованию
физкультурно – оздоровительных занятий, является учет национально –
этнических особенностей жизнедеятельности северян. Так, ряд авторов
(С.А.Прокопенко (1994г.), С.И.Пушкарев (1979г.), Н.К.Шамаев (1986г.),
А.И.Арсеньев (1994г.), Г.И.Черников (1996г.) установлено, что у жителей
Крайнего Севера преобладающим обменом веществ в организме является
белково – липидный. Специфика питания, следовательно, и обмена веществ,
должна учитываться и в организации физкультурно – оздоровительных
занятий.
М.И.Лыткин, кандидат педагогических наук, специалист Управления
физической культуры и массового спорта при Госкомспорте РС (Я),
исследовав вышеуказанные аспекты, пришел к выводу, что проблемы
массовой физкультурно – оздоровительной работы можно решить по
следующим направлениям:
1. Повышение мотивации населения к регулярным занятиям физической
культурой и спортом.
2. Увеличение массовости занимающихся физической культурой и спортом по
всей республике.
3. Повышение качества предоставляемых услуг для населения
оздоровительной направленности.
Еще в Год детского спорта и здоровья в Республике Саха (Якутия) в
2004г. даны основные направления деятельности образовательных
учреждений в области оздоровления детского населения. Основными
задачами определены: каждое образовательное учреждение должно стать
территорией здоровья, для ее решения в действие включается весь
образовательный процесс, где каждый учебный предмет, а также все сферы
услуг в улусе и наслегах должны быть задействованы на создание
соответствующих условий для учащихся. Перед руководством школы,
учителями физической культуры и школьными медицинскими работниками
поставлена задача 100% охвата учащихся занятиями физической культурой.
Мы, учителя физической культуры, с радостью воспринимаем
целенаправленную работу руководства республики в укреплении здоровья,
развитии детского спорт а. Хорошим примером привлечения широких слоев
детей и подростков стали проведение в республике Международных игр
«Дети Азии», строительство спортивных комплексов в улусах, организация
различных спортивных соревнований, принимаются законы и программы
развития физической культуры и спорта.
Глава 2. Взаимоинтеграция – цель массового физкультурного движения в
школе.
Здоровье нации должно беспокоить всех. Что делать? Эта сложная
проблема, решение которой затрагивает множество аспектов, среди них:
социальные, медицинские, учебно – воспитательные.
Большей частью здоровье зависит от образа жизни самого человека.
Л.П.Ильина подчеркивает, что наибольшим эффектом в борьбе с вредными
привычками могла бы обладать целенаправленная учебно – воспитательная
работа в школах. Школа и родители должны приучать молодежь к здоровому
образу жизни с малых лет и учить их беречь свое здоровье как самое ценное
богатство.
Труд и здоровье взаимосвязаны и взаимозависимы. Именно труд делает
человека здоровым, разумным и творческим. Поэтому во главу угла в работе с
детьми должны быть поставлены учеба и труд. Как правило, к дурным
привычкам начинают привыкать от нечего делать, с целью убить время.
Поэтому профилактикой вредных привычек в школьном возрасте может
служить постоянная занятость детей трудом, учебой и каким – то другим
полезным делом.
Итак, целью нашей работы является совершенствование организации
массового спорта в школе.
Задачи:
4.
Формирование основ культуры здоровья населения.
5.
Создание единой системы спортивного движения в наслеге.
6.
Социализация и развитие личности ребенка, способного
самостоятельно выбирать и реализовывать способы сохранения и
укрепления личного здоровья.
Объект исследования: Массовый спорт в условиях взаимоинтеграции
социальных институтов наслега.
Предмет исследования: Механизм организации массового спорта в
условиях взаимоинтеграции.
Наши предположения: Улучшение физической подготовленности детей
возможно тогда, когда взрослое население настроит себя на достижения не
только в спортивных соревнованиях улусного, республиканского уровней, но
и на уровне массового физического воспитания, массового детско –
юношеского спорта и здоровья подрастающего поколения.
Таким образом, нами разработана модель организации массового
физического воспитания в наслеге в целом.
В модели включены все социальные институты Соловьевского наслега:
1.
Учреждения: Соловьевская СОШ имени П.М.Васильева, детский сад
«Чэчир», участковая больница, Центр досуга «Сарыал», ЖКХ и др.
2.
Общественные организации: Совет женщин, ветеранов, молодежная
организация, совет отцов.
3.
4 зоны наслега.
Деятельность социальных институтов:
1.
Соловьевская СОШ имени П.М.Васильева. В школе создана
физкультурно – оздоровительный клуб «Тэйэр», где членами клуба
становятся все ученики школы. Они разделены на 3 команды во главе
учителей физкультуры: «Дьулуур», «Эрэл», «Эрчим». ежемесячно
организуются спортивные мероприятия, где участвуют 100% учеников.
Организуются 3 соревнования в учебную четверть: веселые старты,
баскетбол, волейбол, легкая атлетика, национальные прыжки, стрельба,
строевой смотр, игра «Зарница», национальные игры на Ысыах, «Игры
Ботуров», «Борьба Хапсагай».
С 2008г. вслед за командами учащихся созданы команды работников
школы, родителей. Для них проводятся соревнования 2 раза в четверть.
С целью пропаганды спорта на базе школы проводятся открытые турниры
улуса и республики по национальным прыжкам и волейболу на призы
мастеров спорта наслега, вольная борьба в памяти А.Седалищева.
С 2009г. в период весенних каникул школа открывает туристический
центр «Тэйэр» в местности Тэйэр Хайа, где для населения и для гостей
организовываются катание на коньках, лыжах, спортинг, а также поход на
гору Тэйэр Хайа.
2.
Детский сад «Чэчир». В детском саду идет целенаправленная работа по
физкультуре. Дети систематически занимаются по расписанию в
спортзале. Проводятся соревнования с участием родителей. В
результате воспитанники детского сада с 2006 года занимают призовые
места в улусных соревнованиях «Кулунчук», «Мохсо5ол»,
спартакиадах.
3.
Общественные организации. Во всех проводимых спортивных
мероприятиях наслега активно участвуют общественные организации,
а также в организации открытых турниров. Каждой весной в наслеге
проводится женская спартакиада. В день отца РС (Я) традиционными
стали соревнование «А5а уолунаан», а также стрельба, куйуур с
участием детей – мальчиков. Молодежь – главная опора наслега в
пропаганде спорта. В спортивном зале ежедневно вечером проводятся
секция спортивных игр. Они активно участвуют во всех мероприятиях
улуса. Организуются товарищеские встречи с соседними наслегами
(Мындагай, Дая – Амма Таттинского улуса).
4.
Работа в 4 зонах. Село делится на 4 зоны – туелбэ. Вся культурно –
досуговая деятельность села проводится через работу туелбэ. Одним из
главных направлений в работе - массовый спорт. Ежемесячно
проводятся такие соревнования, как мини – футбол, хапсагай,
волейбол, легкая атлетика, перетягивание палки, шахматы, шашки,
настольный теннис, стрельба, веселые старты, бег здоровья. Итоги
подводятся на Ысыахе. Вручаются номинации «Лучший спортсмен
зоны», «Активный участник соревнований наслега».
Соловьевский наслег с целью увековечивания известных
односельчан организует открытые турниры улуса и республики. Так, в
памяти П.Т.Брызгаева - Бе5е Тара5ай Республиканский турнир –
борьба хапсагай, слет охотников «Кэниэдэ
сонордьуттара»,национальные прыжки на призы мастеров спорта
наслега, волейбол в памяти Н.И.Федорова заслуженного работника
физической культуры
Итоговым результатом работы по пропаганде спорта, здорового
образа жизни стало создание Музея спортивной славы Соловьевского
наслега в 2008г., а также присвоение спортивному залу имени
М.Н.Сибирякова, известного гражданина республики, уроженца села
Мырыла.
Итак, образование в условиях сельской местности выступает как важный
социально – экономический фактор его развития, а школа как
социокультурный и образовательный центр. В этом отношении работа по
взаимодействии всех в наслеге выступает наша школа вот уже с 2006г.
Как руководитель секции спортивных игр в школе, я занимаюсь с детьми
по следующим основным направлениям:
Волейбол
Баскетбол
Мас – рестлинг
Занятия проводятся по трем возрастным группам (начальные классы,
среднее звено, старшее звено). Темой самообразования является «Командные
игры как средство воспитания чувства коллективизма у детей». Как известно,
командные игры сформировались на основе игровой деятельности, присущей
человеку. В идеале основной установкой члена команды на игру должно быть
стремление к полному подчинению собственных действий интересам
команды.
В процессе совместной деятельности и общения школьниками
усваиваются определенные нормы взаимоотношений со сверстниками, у них
складываются те или иные способы поведения, постепенно закрепляющиеся,
как более или менее устойчивые нравственные качества личности, влияющие
на формирование чувства коллективизма.
Заключение
1.
Одним из приоритетных направлений государственной политики
руководства нашей республики является укрепление здоровья
подрастающего поколения. Основная идея, которая прошла через все
обсуждения – вложения в детский спорт – это основа успеха
достижения олимпийских высот. Сегодня в школах главным
направлением учебно – воспитательной работой являются воспитание и
обучение здоровому образу жизни. Одной из форм обновления
содержания физического образования в школах стало введение
мониторинга качества здоровья обучающихся в период пребывания в
школе.
2.
Массовый спорт в наслеге повышает мотивацию детей к активным
занятиям физической культурой и спортом. Благодаря участия всего
населения в спортивных мероприятиях более 90% учащихся школы
сегодня охвачены физическим воспитанием.
3.
Приведем результаты достижений наших учеников за 3 года:
Достижения по ОФП:
2015 – 16 – 3 место.
2016 – 17 – 2 место
2017 – 18 – 1 место.
Результаты олимпиады:
2015г. – 4 место.
2016г. – 4 место.
2017г. - 2 место.
Результаты учащихся школы в улусной комплексной спартакиаде
школьников:
2015 – 2016 – 1 место
2016 - 2017 – 3 место
2017 - 2018 – 3 место
Достижения учащихся по другим видам спорта:
2017г. – 2 победитель, 4 призер по мас – рестлингу улуса.
2015г. – 1 место по баскетболу – юноши, девушки (улусн.)
2016г. – 1 место по баскетболу – юноши, девушки (улусн.)
2015г. – 1 место по волейболу – юноши, девушки (улусн.)
2015г. – 1 место по волейболу – юноши, девушки (улусн.)
2017г. –3 место по волейболу – юноши (Улусн.).
Мои ученики, выбравшие профессию учителя физкультуры – 15.
Литература
1.
Ашмарин. Теория и методика физвоспитания., - М., 1990.
2.
Баженов С.М. Здоровье детей – общая задача. М., 1987.
3.
Гур-Гуревич В.М. Организация досуга в северной школе. – М., 1961.
4.
История
физической культуры в СССР: Хрестоматия. /Сост. Грачев
А.В., Коган М.С. – М., 1940.
5.
Лукин И.С., Крутекцкий В.А. Психология подростка. – М., 1954.
6.
Ломова О.А. Заведующий кафедры ФК и ОБЖ. /Теория и практика
физической культуры. – 2002, № 5.
7.
Матвеев А.П. Физическая культура в школе. М: Просвещение, 1973.
8.
Народное образование Якутии. – Якутск, 2004. № 4.
9.
Основы научной методической деятельности в физической культуре и
спорте. Железняк Ю.Д., Петров П.К. – М., 2002.
10.Пономарев Н.И. Физическое воспитание как общественное явление //
«Теория и практика физической культуры». - 1967,
N24.
11. Семенов Н. Массовая работа по физической культуре в национальных
республиках. - М., 1931.
12. Физическая культура и детско – юношеский спорт в современных
условиях: идея, духовность, воспитание: материалы 2 Международной
научно – практической конференции (г.Якутск, 5 – 6 июля 2008г.)
– Якутск: Бичик, 2008. – 320с.