Автор: Золотухина Галина Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1593 ОДГ №3
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Значение эстетического воспитания в развитии личности ребёнка
Раздел: среднее образование
Значение эстетического воспитания в развитии личности ребёнка.
Рассматривая значение эстетического воспитания в процессе развития
личности ребёнка, философы с давних пор считали, что чувствовать и пони-
мать «прекрасное» - это необходимый элемент развития всей личности. Еще
древнегреческие философы, отмечая важность эстетического воспитания, го-
ворили, что, если ребёнок воспитан как должно, он очень остро воспринима-
ет разные упущения или природные недостатки. Он будет хвалить то, что хо-
рошо, и, приняв это хорошее в свою душу, будет питаться им. Одним из пер-
вых огромную роль эстетической чувствительности в развитии личности рас-
крыл Ф. Шиллер: «Чем более разовьётся впечатлительность, …тем большую
часть мира охватит человек, тем больше способностей разовьёт он в себе»,-
писал он в «Письмах об эстетическом воспитании».
Как же влияют занятия искусством на личностное развитие детей? Ис-
следования показывают, что даже непродолжительные сроки тесного обще-
ния с «прекрасным» дают право ответить на этот вопрос утвердительно.
Прежде всего, речь идёт о достоверно более высоких показателях интеллекта
дошкольников, занимающихся музыкой и хореографией. Эти воспитанники
более уравновешенные и сдержанные, хорошо владеют собой в неблагопри-
ятных ситуациях или при помехах в деятельности. Их уровень превышает
аналогичный показатель у детей, не испытавших благотворного влияния за-
нятий искусством. Дошкольники успешно обучаются во всех возрастных ка-
тегориях. По-видимому, эстетическое воспитание вносит свой вклад в умень-
шение проявлений упрямства и агрессивности у детей.
Занятия искусством в детстве также способствуют развитию серьёзно-
сти и ответственности у дошкольников. Удивительно, но согласно получен-
ным данным, эти дети, занимающиеся музыкой, танцами, пением, более дове-
ряют рассудку, нежели чувствам, более практичны в делах, реалистичны и
тверды.
В подобных случаях здоровый «прагматизм», привносимый эстетическим
воспитанием, сглаживает диссонанс между запросами и возможностями,
снижает напряжённость у детей.
Воспитание искусством – важный и ответственный процесс. Детская душа -
тончайшая материя, которая от рождения впитывает в себя информацию, не-
прерывно поступающую из внешнего мира. Вся обстановка, окружающая
ребёнка с детства, формирует его личность, характер, жизненные приорите-
ты. Чем больше разнообразной информации поступает в детское сознание,
тем более полноценно оно развивается. Формирование личности ребёнка -
сложный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и
социального становления человека.
1
«Развитие личности, особенно в детстве, происходит главным образом
под влиянием воспитания. Воспитание «проектирует» личность, поднимает
её на новую ступень, движет её в заданном направлении»,- писал Л.С.Вы-
годский.
Одним из важнейших факторов воспитания является взаимодействие
ребёнка со всеми видами искусства, такими как музыка, живопись, литерату-
ра, прикладные виды творчества, танцы и многое другое. Искусство не навя-
зывает определённые правила поведения и не приучает к покорности и зави-
симости от старших. Искусство открывает детям широкие возможности зна-
комства с разными людьми. Наблюдая за другими сверстниками, ребёнок
учится видеть свои собственные черты, отличные или сходные от другого
ребёнка. Свобода восприятия окружающего мира, основанная на индивиду-
альных качествах - вот та основа, которую закладывает в детское подсознание
позитивная творческая деятельность.
М. Казиник, знаменитый музыкант и искусствовед, сказал: «Если вы
хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начи-
найте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах
скрыты все формулы научного мышления!» Ему же принадлежит и такое
утверждение: «Урок музыки - это высшая форма урока Эстетики и Мировоз-
зрения». В.А Сухомлинский высказывался так: «Музыкальное воспитание-
это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
Известно, что с помощью рояля узнаётся и осваивается любая музыка.
Рояль, говоря словами Г.Нейгауза, «самый интеллектуальный из всех инстру-
ментов и потому охватывает необъятные музыкальные просторы. Ведь на нём
кроме всей неизмеримой по количеству, неописуемой по красоте музыке, со-
зданной «лично для него», можно исполнять всё, что называется музыкой, от
мелодии пастушеской свирели до гигантских симфонических и оперных по-
строений». Поэтому, воспитывая ребёнка на примерах классической и народ-
ной музыки, желательно, чтоб она звучала не только в симфоническом испол-
нении, но и звучала на рояле.
Все мы знаем о моментальной реакции малыша на любые неожиданно
зазвучавшие музыкальные звуки - он может начать танцевать, подпевать, сме-
яться, размахивать ручками в такт. Важно другое - какие именно музыкаль-
ные стили и произведения следует использовать в воспитательных целях.
Чтобы развивать эстетический вкус, прививать любовь к красивому и совер-
шенному, известные педагоги-специалисты рекомендуют слушать больше
классической музыки и народных произведений. Такая музыка-это неповто-
римая красота мелодий, гармонии, логика построения фраз. Она оказывает
благотворное влияние на работу головного мозга, активизирует и развивает
образное мышление, способствует лучшему восприятию окружающего мира.
2
Основной целью любого процесса музыкально - эстетического воспитания
является развития такого душевного строя у ребёнка, при котором музыка
смогла бы навсегда пустить корни в его юной, отзывчивой душе. Самым же
ценным в эстетическом воспитании является то, что ребёнок, воспитанный с
раннего детства на хороших классических примерах в музыке, живописи, ли-
тературе, пронесёт через всю свою жизнь любовь к прекрасному, оставляя в
стороне всё неприглядное, уродливое, мешающее на пути становления и раз-
вития гармоничной личности.
Литература:
1. Гольденвейзер А.- О музыкальном искусстве.- М., 2003.
2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой.- М., Советский композитор,
1985.
3. Матонис В.П.- Музыкально-эстетическое воспитание личности.- Л.,1988.4
4. Глинка М.И. О музыке и музыкантах.- М.,1954.
3