Напоминание

Значение эстетического воспитания в развитии личности ребёнка


Автор: Золотухина Галина Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1593 ОДГ №3
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Значение эстетического воспитания в развитии личности ребёнка
Раздел: среднее образование





Назад




Значение эстетического воспитания в развитии личности ребёнка.

Рассматривая значение эстетического воспитания в процессе развития

личности ребёнка, философы с давних пор считали, что чувствовать и пони-

мать «прекрасное» - это необходимый элемент развития всей личности. Еще

древнегреческие философы, отмечая важность эстетического воспитания, го-

ворили, что, если ребёнок воспитан как должно, он очень остро воспринима-

ет разные упущения или природные недостатки. Он будет хвалить то, что хо-

рошо, и, приняв это хорошее в свою душу, будет питаться им. Одним из пер-

вых огромную роль эстетической чувствительности в развитии личности рас-

крыл Ф. Шиллер: «Чем более разовьётся впечатлительность, …тем большую

часть мира охватит человек, тем больше способностей разовьёт он в себе»,-

писал он в «Письмах об эстетическом воспитании».

Как же влияют занятия искусством на личностное развитие детей? Ис-

следования показывают, что даже непродолжительные сроки тесного обще-

ния с «прекрасным» дают право ответить на этот вопрос утвердительно.

Прежде всего, речь идёт о достоверно более высоких показателях интеллекта

дошкольников, занимающихся музыкой и хореографией. Эти воспитанники

более уравновешенные и сдержанные, хорошо владеют собой в неблагопри-

ятных ситуациях или при помехах в деятельности. Их уровень превышает

аналогичный показатель у детей, не испытавших благотворного влияния за-

нятий искусством. Дошкольники успешно обучаются во всех возрастных ка-

тегориях. По-видимому, эстетическое воспитание вносит свой вклад в умень-

шение проявлений упрямства и агрессивности у детей.

Занятия искусством в детстве также способствуют развитию серьёзно-

сти и ответственности у дошкольников. Удивительно, но согласно получен-

ным данным, эти дети, занимающиеся музыкой, танцами, пением, более дове-

ряют рассудку, нежели чувствам, более практичны в делах, реалистичны и

тверды.

В подобных случаях здоровый «прагматизм», привносимый эстетическим

воспитанием, сглаживает диссонанс между запросами и возможностями,

снижает напряжённость у детей.

Воспитание искусством – важный и ответственный процесс. Детская душа -

тончайшая материя, которая от рождения впитывает в себя информацию, не-

прерывно поступающую из внешнего мира. Вся обстановка, окружающая

ребёнка с детства, формирует его личность, характер, жизненные приорите-

ты. Чем больше разнообразной информации поступает в детское сознание,

тем более полноценно оно развивается. Формирование личности ребёнка -

сложный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и

социального становления человека.

1

«Развитие личности, особенно в детстве, происходит главным образом

под влиянием воспитания. Воспитание «проектирует» личность, поднимает

её на новую ступень, движет её в заданном направлении»,- писал Л.С.Вы-

годский.

Одним из важнейших факторов воспитания является взаимодействие

ребёнка со всеми видами искусства, такими как музыка, живопись, литерату-

ра, прикладные виды творчества, танцы и многое другое. Искусство не навя-

зывает определённые правила поведения и не приучает к покорности и зави-

симости от старших. Искусство открывает детям широкие возможности зна-

комства с разными людьми. Наблюдая за другими сверстниками, ребёнок

учится видеть свои собственные черты, отличные или сходные от другого

ребёнка. Свобода восприятия окружающего мира, основанная на индивиду-

альных качествах - вот та основа, которую закладывает в детское подсознание

позитивная творческая деятельность.

М. Казиник, знаменитый музыкант и искусствовед, сказал: «Если вы

хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начи-

найте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах

скрыты все формулы научного мышления!» Ему же принадлежит и такое

утверждение: «Урок музыки - это высшая форма урока Эстетики и Мировоз-

зрения». В.А Сухомлинский высказывался так: «Музыкальное воспитание-

это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

Известно, что с помощью рояля узнаётся и осваивается любая музыка.

Рояль, говоря словами Г.Нейгауза, «самый интеллектуальный из всех инстру-

ментов и потому охватывает необъятные музыкальные просторы. Ведь на нём

кроме всей неизмеримой по количеству, неописуемой по красоте музыке, со-

зданной «лично для него», можно исполнять всё, что называется музыкой, от

мелодии пастушеской свирели до гигантских симфонических и оперных по-

строений». Поэтому, воспитывая ребёнка на примерах классической и народ-

ной музыки, желательно, чтоб она звучала не только в симфоническом испол-

нении, но и звучала на рояле.

Все мы знаем о моментальной реакции малыша на любые неожиданно

зазвучавшие музыкальные звуки - он может начать танцевать, подпевать, сме-

яться, размахивать ручками в такт. Важно другое - какие именно музыкаль-

ные стили и произведения следует использовать в воспитательных целях.

Чтобы развивать эстетический вкус, прививать любовь к красивому и совер-

шенному, известные педагоги-специалисты рекомендуют слушать больше

классической музыки и народных произведений. Такая музыка-это неповто-

римая красота мелодий, гармонии, логика построения фраз. Она оказывает

благотворное влияние на работу головного мозга, активизирует и развивает

образное мышление, способствует лучшему восприятию окружающего мира.

2

Основной целью любого процесса музыкально - эстетического воспитания

является развития такого душевного строя у ребёнка, при котором музыка

смогла бы навсегда пустить корни в его юной, отзывчивой душе. Самым же

ценным в эстетическом воспитании является то, что ребёнок, воспитанный с

раннего детства на хороших классических примерах в музыке, живописи, ли-

тературе, пронесёт через всю свою жизнь любовь к прекрасному, оставляя в

стороне всё неприглядное, уродливое, мешающее на пути становления и раз-

вития гармоничной личности.

Литература:

1. Гольденвейзер А.- О музыкальном искусстве.- М., 2003.

2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой.- М., Советский композитор,

1985.

3. Матонис В.П.- Музыкально-эстетическое воспитание личности.- Л.,1988.4

4. Глинка М.И. О музыке и музыкантах.- М.,1954.

3



В раздел образования