Картотека экспериментов и опытов по теме "Воздух" для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Сидляревич Анжелика Жановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ №46 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, Пушкинский р-он Наименование материала: Методическая разработка Тема: Картотека экспериментов и опытов по теме "Воздух" для детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
«Как обнаружить воздух»
Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить
поток воздуха в помещении.
Материалы: пакеты полиэтиленовые, свеча, бумажная спираль (змейка).
Ход: 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими
предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами
тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий,
выпуклый, гладкий.
2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него
действует поток воздуха.
Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух
над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается
вниз, так как ее поднимает теплый воздух.
3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема
(фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он легче),
а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается
и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.
Итог: воздух невидим, но его можно легко обнаружить - он вокруг нас.
«Свойства воздуха»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал: Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.
Процесс: Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и
предложите детям последовательно почувствовать запахи,
распространяющиеся в помещении.
Итог: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во
всех направлениях и не имеет собственного запаха.
«Воздух сжимается»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска
с горячей водой.
Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда
она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем
поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик
сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании
расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при
этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Итог: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
«Воздух расширяется»
Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и
выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
Материалы: Бутылочка пластиковая, трубочка для коктейля, пробка.
Процесс: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство
(бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью
взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку.
Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в
пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в
руках, капля воды поднимется вверх.
Итог: при нагревании воздух расширяется.
«Может ли растение дышать?»
Цель: Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как
происходит процесс дыхания у растений.
Материалы: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Процесс: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат.
Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при
дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.
Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают
вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что
вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в
листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить
это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение
недели наблюдают за листьями
Итог: Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки,
которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
«Есть ли у растений органы дыхания?»
Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Материалы: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или
стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Процесс: Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья
внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить
воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия),
погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля).
Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей
последовательности:
а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;
б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду;
плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же
проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не
достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед
зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца
стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Итог: Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение
пузырьков воздуха в воду.
«Нужен ли корешкам воздух?»
Цель: Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что
растение дышит всеми частями.
Материалы: Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные
емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два
одинаковых растения в горшочках.
Процесс: Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого.
Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом –
рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые
комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли
меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух
корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в
прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора
нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью –
на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который
препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями
проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей –
растение гибнет).
Итог: Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям
для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
«Что выделяет растение?»
Цель: Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость
дыхания для растений.
Материалы: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок
растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Процесс: Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно
дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания
человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой
прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или
черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в
банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед
детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит).
Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу
после снятия крышки.
Итоги: Растения выделяют кислород.