Авторы: Магдыч Василлий Михайлович, Магдыч Василий Михайлович
Должность: Магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ–ПЕТЕРБУРГ»
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Внедрение ГЧП в муниципальную программу
Раздел: высшее образование
Внедрение ГЧП в муниципальную программу
Исследуя и анализируя множество муниципальных программ развития
Физической Культуры и спорта в моногородах, где населения не превышает
100 тыс., человек, четко наблюдается отсутствие в программах, привлечение
внебюджетных средств, они рассчитывают только на бюджет.
Идея внедрения заключается в следующем, госструктура региона исходя из
своих целей, пишет подпрограмму, а точнее целевую подпрограмму развития
или усовершенствование уже существующего в регионе вида спорта путем
Государственно-частного партнёрства. Далее выставляет можно сказать,
готовый бизнес проект на тендер и ищет частного партнера для реализации
этой программы.
В современной непростой экономической ситуации сокращения доходов
бюджета, особое значение приобретает привлечение в социальную сферу
частного капитала. В данном случае я говорю о сфере физической культуры и
спорта.
Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта на сегодняшний
день невозможно без участия частных инвестиций и частных компетенций.
Эта необходимость формирует спрос на долгосрочные правоотношения
между системными инвесторами, как частными партнерами, и органами
власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями,
как публичными партнерами.
На протяжении последних пяти лет, по данным отчётов об исполнении
консолидированного бюджета Российской Федерации, государственное
финансирование объектов капитального строительства в социальной сфере
росло только в номинальном выражении. Однако расходы федерального
бюджета в реальном выражении (скорректированные на индекс инфляции) в
своей динамике отрицательны.
Доля расходов государства не покрывает существующей потребности в
развитии спортивной инфраструктуры. Не секрет, что по данным
статистического наблюдения за 2015 год обеспеченность населения
плавательными бассейнами составляет 10,2 процента от нормативной
потребности, плоскостными спортивными сооружениями – 30,2 процента,
спортивными залами – 60,5 процента.
Дополнительно ситуация осложняется из-за того, что Минфин России
определил субъектам Российской Федерации максимальные предельные
уровни расходования средств на социальную сферу в регионе, исходя из
уровня доходов региональных бюджетов. Что зачастую, даже при желании
региональных властей, не позволяет расходовать имеющиеся необходимые
средства на создание спортивных объектов.
В этих условиях остаётся актуальным вопрос стимулирования притока
частных инвестиций в сферу физической культуры и спорта. Необходимо
констатировать, что нагрузка на бюджеты субъектов Российской Федерации
значительно выше, чем на федеральный бюджет. За период с 2010 по 2015
годы совокупные государственные расходы федерального бюджета по
отрасли физической культуры и спорта составили 324,6 млрд руб. (без учета
ОИ-2014), при этом 65,4 млрд – расходы федерального бюджета, а субъекты
израсходовали 259,2 млрд рублей.
Изменение ситуации в экономике, в том числе в результате снижения
финансовой поддержки из федерального бюджета, неизбежно будет
стимулировать региональные органы власти искать альтернативные пути
решения проблем, прежде всего, за счёт создания условий для привлечения
частных инвестиций.
По данным Минэкономразвития России уровень бюджетного
финансирования инвестиционных расходов в инфраструктуру за период с
2009 по 2018 годы относительно ВВП страны уменьшится в 2,1 раза. В этой
связи региональным властям необходимо адаптироваться к изменениям,
применяя альтернативные инструменты стимулирования инвестиционной
активности для развития инфраструктуры социальной сферы.
На примере Минспорта России картина бюджетирования в номинальном
выражении (без коррекции на инфляцию) выглядит следующим образом:
2013 год – 71,9 млрд руб.;
2014 год – 74,9 млрд руб.;
2015 год – 74,9 млрд руб.;
2016 год – 61,4 млрд рублей.
Согласитесь, назвать эту ситуацию бюджетом развития сложно.
Кроме этого, после 2018 года мы ожидаем определённого западения бюджета
ввиду прекращения финансирования строительства объектов и
сопутствующих мундиалю мероприятий, а также появления значительных
расходов (более 2 млрд руб.) на эксплуатацию и содержание вновь
построенных стадионов. В любом случае эти деньги пойдут из расходов
спортивной отрасли, независимо от источника: федерального, регионального
или привлечённого.
Таким образом мы видим комплексную проблему дефицита финансирования
отрасли по всей вертикали бюджетирования. Очевидно, что для решения
комплексных проблем необходимы эффективные, универсальные
инструменты.
В качестве такого инструмента на первый план выдвигается государственно-
частное партнёрство (далее – ГЧП).
Механизмы ГЧП обеспечивают целый ряд преимуществ и привлекательных
возможностей.
При реализации проекта ГЧП с региона снимается необходимость в
значительных капитальных затратах на строительство и расходы по
содержанию объектов, а приобретает государство налоговые поступления в
виде: федеральных налогов – налога на прибыль и НДФЛ, а также местных
налогов – налога на землю и налога на имущество.
При этом выполняется социальный заказ, адресованный властям субъекта от
населения на занятия спортом, и создаются дополнительные рабочие места,
оплачиваемые бизнесом.
Проводя анализ проектов ГЧП в сфере физической культуры и спорта, в
разрезе видов спорта, стоит отметить, что наиболее востребованными в
настоящее время являются проекты по следующим видам спорта:
различные виды спорта на льду;
водные виды спорта;
футбол и другие игровые виды.
В настоящий момент Минэкономразвития России определило на различных
стадиях реализации 23 спортивных проекта, в том числе на стадиях
подготовки концепции проекта – восемь, проектирования – два,
строительства – шесть и эксплуатации – семь. При этом в 2014 году число
проектов ГЧП в данной сфере составляло всего 12.
Среди реализованных проектов ГЧП физической культуры и спорта на
региональном уровне можно назвать три физкультурно-оздоровительных
комплекса в Нижегородской области, построенных по концессионным
соглашениям между Правительством Нижегородской области и ЗАО «Волга-
Спорт». Общие инвестиции составили 1 461,6 млн рублей.
ЗАО «Волга-Спорт» участвовала и в другом концессионном проекте –
строительстве ледового дворца в г. Ульяновске. Частные инвестиции
составили –1 300 млн рублей.
В рамках концессионного соглашения в г. Ростов-на-Дону построен
водноспортивный оздоровительный комплекс с бассейном «Энерджи плаза».
Общий объём затрат частного партнёра по данному проекту составил 243 млн
рублей.
На основе этого опыта в Ростовской области разработан проект
«Строительство водноспортивных оздоровительных комплексов», по
которому планируется строительство и эксплуатация 30 объектов
водноспортивных оздоровительных комплексов на территории 27
муниципальных образований Ростовской области с применением механизмов
ГЧП.
Для создания благоприятных условий и стимулирования развития ГЧП
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. №
619 в Государственную программу Российской Федерации «Развитие
физической культуры и спорта» включено мероприятие по субсидированию
части затрат на уплату процентов по кредитам, полученными юридическими
лицами на реализацию инвестиционных проектов в сфере физической
культуры и спорта. Но надо отметить, что средств федерального бюджета по
данному мероприятию в 2017 году не предусмотрено.
Также разработан проект постановления Правительства Российской
Федерации о корректировке Федеральной целевой программы «Развитие
физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» в
части предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на поддержку строительства спортивной
инфраструктуры, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от
13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве,
муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении
изменений в отдельные законодательные акты» или в рамках концессионных
соглашений.
При этом нами впервые в отечественной практике проработан механизм
доведения субсидии из федерального бюджета через бюджет субъекта
Российской Федерации до частного партнера. На реализацию мероприятия в
2018-2020 годах планируется выделить 750 млн рублей из федерального
бюджета, что позволит заключить более полутора десятков соглашений по
проектам ГЧП в сфере физической культуры и спорта.
Проект соответствующего перечня объектов на 2018 год будет сформирован
до 1 мая 2017 года.
Необходимо отметить, что вопрос об эксплуатационных расходах на новых
объектах спорта не менее важен, чем их создание.
Спортивная инфраструктура является социально значимой. Опросы
общественного мнения показывают, что наше население считает
необходимым не только продолжение её развития, но и обеспечение
финансовой доступности предоставляемых физкультурно-оздоровительных
услуг. Что касается занятий с детьми, то общество ожидает бесплатного
оказания соответствующих услуг, т.е. за счёт бюджетных и муниципальных
средств.
Таким образом, введение в эксплуатацию каждого объекта спорта означает
для муниципальных образований, в собственности которых находится около
80 процентов всех спортивных сооружений, дополнительные расходы на
последующую эксплуатацию и содержание. Например, годовые расходы на
содержание физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном
составляют от 80 до 150 млн рублей.
По этой причине есть прецеденты, когда муниципальные образования
искусственно сдерживают введение новых объектов спорта в эксплуатацию,
перенося сроки на следующий год, не имея средств на их содержание в году,
когда они реально построены. Особенно актуален этот вопрос при передаче в
муниципальную собственность объектов спорта, построенных за счёт
частных инвестиций, например по программе «Газпром – детям».
При этом передача объектов спорта в управление частным компаниям
сдерживается необходимостью гарантированного качественного выполнения
на этих объектах функций по подготовке спортивного резерва и оказания
социально значимых услуг населению.
Правительством Российской Федерации распоряжением от 8 июня 2016 г. №
1144-р утвержден план мероприятий по Поддержке доступа
негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной
сфере. В нашей сфере это должно привести к более широкому привлечению
частных структур к управлению спортивными объектами и снижению
бюджетных расходов на её содержание.
В соответствии с соглашением между Минспортом России и АНО
«Агентство инвестиций в социальную сферу» без привлечения бюджетных
средств осуществляется реализация проекта «Футбольная Россия»,
предусматривающего создание в образовательных организациях крытых
(тентованных) круглогодичных тренировочных футбольных полей, которые
впоследствии будут использоваться совместно инвестором и школой.
Строительство объектов ведётся за счёт внебюджетных средств. Поля по
окончанию строительства передаются муниципальным образованиям.
Инвестор же получает право после учебного процесса в школе во второй
половине дня использовать объект. Срок возведения комплекса составляет 3
месяца, стоимость строительства составляет от 25 до 35 млн рублей (в
зависимости от размера поля).
На сегодняшний день уже действуют пять объектов (гг. Москва, Омск,
Самара, Новосибирск и Казань). Подписаны соглашения на 2017 год с
администрациями Московской и Свердловской областей и Санкт-
Петербурга.
В целях комплексной проработки вопросов ГЧП в сфере физической
культуры и спорта с марта 2016 года действует межведомственная Рабочая
группа при Правительстве Российской Федерации под председательством
члена Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту,
туризму и делам молодёжи Д.А.Свищева.
В рамках деятельности Рабочей группы Минэкономразвитием России
подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации рекомендации
по реализации проектов государственно-частного партнерства в различных
отраслях социальной сферы, в том числе и в области физической культуры и
спорта. Обобщены лучшие практики существующих проектов ГЧП (в 15
отобранных проектов включены два проекта по созданию спортивной
инфраструктуры в Ленинградской и Ульяновской областях).
В развитие данных методических рекомендаций и в соответствии с
поручением Президента Российской Федерации от 9 ноября 2016 г. № Пр-
2179 Минспортом России разработаны собственные методические
рекомендации по внедрению лучших практик государственно-частного
партнерства в сфере физической культуры и спорта, учитывающие специфику
спортивной отрасли.
В ближайшее время мы проведем рассылку наших методических
рекомендаций в регионы.
В заключение хочу отметить, что внедрение и применение механизмов ГЧП в
сферу
физической
культуры
и
спорта
даже
в
условиях
сокращения
бюджетного
финансирования
позволит
нам
сохранить
набранные
темпы
создания
спортивной
инфраструктуры
и
выполнить
основные
целевые
индикаторы ФЦП «Развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2016 – 2020 годы» по росту числа занимающихся физической
культурой и спортом в Российской Федерации.